Результаты социально-психологического исследования "Портрет выпускника сельской школы"

Разделы: Администрирование школы, Школьная психологическая служба


В настоящее время в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране особенно важным стал вопрос о социализации старшеклассников, условиях и факторах, способствующих успешности этого процесса.

Актуальность темы продиктована в первую очередь глобальными метаморфозами в социуме. Современный молодой человек оказался в ситуации предельной нестабильности общественного сознания, смятения и неуверенности в завтрашнем дне, когда нет приемлемых идеалов в прошлом, но ещё не найдены новые ориентиры для предстоящего развития, профессионального, личностного самоопределения. Поэтому изучение вопроса реального самоопределения молодёжи, того, как она справляется с задачами периода вхождения во взрослость, становится сегодня значимым для психологического развития личности.

В октябре 2004 года специалистами Центра было проведено социально-психологическое исследование “Портрет выпускника сельской школы”. Цель исследования состояла в выявлении представлений старшеклассников о взрослой жизни, семье, профессии, образовании, жизненных ориентиров и ценностей.

Основными методами сбора информации послужили анкетирование и определение ценностных ориентаций при помощи опросника Е.Б.Фанталовой (модифицированный вариант теста М.Рокича). Анкета содержит структурированный набор из 14 вопросов, подчиненных цели исследования.

В опросе приняли участие 116 человек (66 мальчиков, 50 девочек) из 5 школ Старооскольского района. Из них 65 учащихся 9х классов , 51 учащийся 11-х классов. Среди всех опрошенных 64% детей живут в полных семьях, 33% - с одним из родителей и 3% в приемной семье.

Известно, что ценностные ориентации определяют мотивацию поведения личности и оказывают влияние на все стороны жизни человека. В исследовании ценностные ориентации рассматриваются как определенный этап личностного развития, определяющий мотивацию поведения выпускника. В соответствии с этим центром внимания при изучении ценностных ориентаций стало изучение их иерахической структуры. Для ее определения старшеклассникам предлагалось проранжировать ценности с точки зрения значимости каждой из них. (Рисунок 1).

На основании ответов учащихся рейтинг ценностей выглядит следующим образом:

1 место - здоровье;

2 место - любовь, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь;

3 место - верные друзья, уверенность в себе;

4 место - интересная работа;

5 место - активная деятельная жизнь, душевное равновесие, отдых и развлечения;

6 место - познание и творчество, власть и возможность руководить людьми.

Первые три позиции, представленные в списке, можно отнести к универсальным ценностям общества, где здоровье является главным условием, обеспечивающим все стороны жизнедеятельности человека. Однако мы видим, что прагматизм последних лет жизни нашего общества прямо коснулся подростков и молодёжи. О чем свидетельствует высокий рейтинг такой ценности как “материально обеспеченная жизнь”.

Но в то же время такие ценности как “любовь” и “счастливая семейная жизнь” не утратили своей значимости для выпускников. Этим подтверждается тот факт, что именно семья остается одной из самых важных ценностей человека. Дополнительный анализ половых различий обнаружил, что ценность семейной жизни более значима для девушек по сравнению с юношами. (Рисунок 2).

Помимо выделенных выше особенностей системы ценностных ориентаций современных подростков, следует также отметить относительно низкий уровень значимости активной, деятельной жизни; душевного равновесия, отдыха и развлечений.

На последнее место старшеклассники поставили такие ценности как “познание, творчество” и “возможность руководить людьми”. Данный факт указывает на снижение актуальности творческого и познавательного развития для молодёжи. Можно предположить, что стремление обучаться в высших учебных заведениях связано со стремлением получить профессию (в основе лежит ценность “материально обеспеченная жизнь”).

Старший школьный возраст характеризуется активным формированием так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания и играет важную роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников.

Один из вопросов анкеты направлен непосредственно на выявление представления старшеклассников о взрослости. Предлагалось несколько вариантов ответов, среди которых можно было выбрать не более двух. Было установлено, что свое представление о взрослости 65% опрошенных старшеклассников связывают в первую очередь с созданием собственной семьи, а также в значительной степени (51%) с получением образования и устройством на работу (46%). (Рисунок 3). Позиции девочек и мальчиков в данном вопросе очень близки. Различие лишь в том, что девочки (56%) более ориентированны на получение образования, чем мальчики (47%). (Рисунок 4). Эти факты свидетельствуют о реалистичности представлений старшеклассников о будущем.

Одной из задач исследования было определение готовности выпускников к различным жизненным ситуациям. (Рисунок 5).Большинство опрошенных - 85 % - ответили, что определились с выбором профессии. Следовательно, школой на высоком уровне осуществляется профориентационная подготовка. Что касается готовности к остальным жизненным ситуациям, таким как: трудовая деятельность, преодоление жизненных трудностей, деловое сотрудничество с другими людьми, принятие ответственности за свои решения, создание собственной семьи, то к ним считают себя подготовленными около половины опрошенных. Важно отметить низкую (15 %) готовность выпускников к участию в общественно-политической жизни общества.

Таким образом, недостаточное формирование жизненной позиции молодёжи в политических вопросах может привести к снижению избирательной активности и гражданской ответственности. Это тем более важно, что сегодняшние подростки - завтрашние активные участники социальных процессов.

Сравнивая показатели юношей и девушек при ответе на этот вопрос, можно наблюдать значительную разницу (14 %) при ответе на вопросы по следующим позициям. Юноши выразили большую готовность к трудовой деятельности, тогда как девушки - к принятию ответственности за свои решения; также девушки выразили большую готовность к созданию собственной семьи. (Рисунок 6).

Анализ материалов исследования показывает сформированность у большинства старшеклассников планов на будущее. В таблице представлены как показатели по группе в целом, так и сравнительные данные по группам: девочек и мальчиков, 9-классников и 11-классников.

Жизненные планы выпускников, в % к числу опрошенных

Планы на будущее

Всего

Мальчики

Девочки

9 кл.

11 кл.

Получение начального профессионального образования

16,4%

21,2%

10%

26,2%

2%

Получение среднего специального образования

29,3%

22,7%

38%

40%

15,7%

Получение высшего образования

46,6%

43,9%

50%

27,7%

70,6%

Устройство на работу

17,2%

15,2%

20%

23,1%

9,8%

Служба в армии

8%

13,6%

-

9,2%

5,9%

Создание семьи

4 %

3%

6%

7,7%

-

Проживание в родном селе

3%

3%

21%

4,6%

-

Из таблицы видно, что различие в установках на получение выпускниками высшего образования у девочек и мальчиков незначительно (44% и 50%). Можно отметить, что количество 11-классников, планирующих получение высшего образования, практически в три раза превышает количество 9-классников, планирующих обучение в ВУЗе. Такая нацеленность старшеклассников на получение высшего образования может свидетельствовать с одной стороны, о его престиже, с другой о том, что оно рассматривается выпускниками как один из путей достижения жизненного успеха, более прочных гарантий трудоустройства.

Из числа опрошенных, определивших свои жизненные перспективы после окончания школы, 17% старшеклассников планируют устроиться на работу, 8 % - служить в армии, 4% - создать семью, 3% - хотели бы остаться в родном селе. Этот факт ещё раз подтверждает такую проблему современного села, как отсутствие молодых кадров. Вероятно, выпускники не видят для себя каких-либо перспектив, чтобы остаться в родном селе.

В данном исследовании мотивационная сфера профессионального самоопределения изучалась со следующих позиций: материальное благополучие, карьерный рост, полезность результатов профессиональной деятельности, престижность профессии, возможность использовать и развивать свои способности, а также содержание профессиональной деятельности.

Оказалось, что выбор профессии рассматривается респондентами как средство достижения определенных целей (карьера, возможность иметь высокий заработок и т.д.). Результаты исследования показали, что старшеклассников при выборе профессии привлекает прежде всего “высокий заработок”. Данный пункт отметили 92% опрошенных (в том числе 86% девочек и 96% мальчиков).

Второе место по частоте встречаемости ответов - “возможность сделать карьеру” (71%- 62% мальчиков, 82 % девочек).

На третьем месте оказалось “престижность профессии”, ее избрали 66% респондентов, в том числе 60% мальчиков и 74% девочек. (Рисунок 7).

Результаты опроса свидетельствуют также о том, что девочки в значительной степени чем мальчики стремятся сделать карьеру в своей профессии. В то же время старшеклассники не особенно интересуются содержанием профессиональной деятельности, на это указывают 12% ответов. Только 36% опрошенных школьников считают, что профессиональная деятельность должна соответствовать их возможностям. (Рисунок 8).

Ориентируются на полезность результатов профессиональной деятельности 22% школьников, среди них 12 % девятиклассников и 35% одиннадцатиклассников. На совершенствование собственной личности в профессиональной деятельности (возможность развивать свои способности) указали 35% выпускников, среди них 39% мальчиков 28% девочек. Девушки опережают юношей по стремлению быть занятыми престижной работой (74% девочек 60% мальчиков) и иметь возможность сделать карьеру (82% девочек, 70% мальчиков).

Таким образом, основными доводами, которыми руководствуются выпускники при выборе профессии, являются возможности достижения материальных благ, приобретения социального статуса; лишь 35% старшеклассников (28% девочек и 39% мальчиков) хотели бы с помощью выбранной профессии развивать свои способности, быть полезными обществу, при этом содержание профессиональной деятельности уходит на второй план.

На протяжении десятилетия школа активно участвует в процессе развития ребенка. Все ее воздействие направлено на достижение общей для любой образовательной системы цели, которая заключается в обучении, воспитании и развитии личности. Система обучения, наряду с различными умениями и навыками, формирует еще и отношение к учебной и воспитательной деятельности.

Так как испытуемые в данном исследовании являются выпускниками, то важно определить их отношение к различным сторонам образовательного процесса, к школе в целом. (Рисунок 9).

В первую очередь, современная школа, по мнению 57 % выпускников, дает хорошие знания, умения, навыки по предметам, обеспечивает подготовку к ВУЗу. А также помогает определить свои интересы, выбрать профессию (44%).

Дальнейший анализ материалов исследования показал, что меньше всего школа заботится о выстраивании хороших отношений между всеми участниками образовательного процесса (20%), недостаточно готовит к преодолению трудностей (29%). Только 24% выпускников отметили, что школа обеспечивает комфортное состояние учащихся, учит разбираться в людях, общаться; помогает лучше понять себя..

Данные сравнительного анализа представлений о школе юношей и девушек показывают, что для группы девушек школа прежде всего помогает определить свои интересы, выбрать профессию (48 % ответов). С их точки зрения школа имеет хорошие условия для обучения и развития учащихся (44 % ответов). Юноши значительно чаще, чем девушки указывают, что школа обеспечивает подготовку к ВУЗу (62 % ответов юношей и 38 % ответов девушек), даёт хорошие знания, умения и навыки по предметам (46 % ответов юношей и 24 % ответов девушек). (Рисунок 10).

Многие школы района работают над созданием модели выпускника. С этой целью важно определить, какие знания, умения, навыки необходимы самим выпускникам. Большинство старшеклассников (70% ответов) хотели бы получить хорошие, разносторонние знания по многим предметам, а также уметь ставить цели и добиваться успеха. Таким образом, задача школы состоит не только в том, чтобы передать знания, но и подготовить учащихся к самостоятельной жизни: принимать решения, достигать поставленных целей, гибко мыслить.

Один из вопросов анкеты был направлен на выявление круга наиболее значимых лиц для старшеклассников. Нужно было отметить тех, к кому опрашиваемый обратится в “ситуации принятия важного решения”. В результате оказалось, что значимыми для себя лицами старшеклассники считают прежде всего родителей (54 % испытуемых). Но втором месте - друзья (28 % испытуемых). В качестве значимых лиц учителей и других значимых взрослых назвали по 4 % опрошенных. Важно, что 22 % учащихся стремятся к самостоятельности в принятии решения. (Рисунок 11).

Таким образом, несмотря на стремление к самостоятельности характерноео для данного возраста, родители продолжают играть важную роль в жизни старшеклассников, в то же время роль других взрослых - в частности педагогов - не значительна.

Таблица №2. Группа референтных лиц выпускников.

Референтные лица Общий показатель по группе Показатели по группе юношей Показатели по группе девушек Показатели по группе 9-тиклассников Показатели по группе 11-тиклассников.
Родители

54%

57%

50%

62% 45%
Учителя

4%

3%

6%

6%

2%

Знакомые взрослые

4%

3%

6%

6%

2%

Друзья

28%

26%

32%

29%

27%

Отсутствуют

22%

21%

24%

26%

18%

Из таблицы №2 и рисунка12 видно, что юноши чаще в качестве значимых лиц указывают родителей, чем девушки. Тогда как девушки - учителей, знакомых взрослых, друзей указывают чаще, чем юноши. Отсюда можно сделать вывод, что референтная группа девушек отличается большим разнообразием и зрелостью. Также, из данной таблицы можно сделать вывод, что одиннадцатиклассники чаще стремятся к самостоятельности в принятии решения, тогда как девятиклассники больше ориентируются на мнение значимых взрослых и друзей.

Проблема жизненных ориентаций выпускников, планирование их будущего занимает одно из ведущих мест в учебно-воспитательном процессе школы. От того, насколько ученик уверен, что свое будущее он сможет построить в соответствии с интересами и склонностями, зависит его активный настрой на эту деятельность.

Содержательный анализ суждений старшеклассников о будущем (Рисунок 13) показывает, что 50% выпускников настроены оптимистично и уверены в том, что им во всем будут сопутствовать удача и успех, они сумеют добиться поставленных целей. В то же время, у другой половины опрошенных оценка жизненных перспектив вызывает затруднения: у 21% старшеклассников есть сомнения в том , что их жизнь сложится благополучно, 13% выпускников считают, что в жизни им придется нелегко, 20% опрошенных уклонились от определенного ответа. Эти факты вызывают тревогу, поскольку являются показателем дезадаптации старшеклассников к современным социально-экономическим условиям.

Сравнительный анализ ответов по возрастам показывает, что девятиклассники (почти в 2 раза) более оптимистичны в оценке своего будущего, чем одиннадцатиклассники (58% и 33% соответственно) (Рисунок 14).

Важным мотивационным образованием, влияющим на все стороны жизнедеятельности старшеклассников, являются их интересы. В свободное время примерно половина сельских школьников помогают родителям по хозяйству.

32% респондентов проводят свое свободное время с друзьями, среди них 43% девятиклассников и 18% одиннадцатиклассников.

23% занимаются в кружках, секциях.

12% опрошенных предпочитают проводить свое свободное время у телевизора и 7% посещают дополнительные занятия, репетитора.

Анализ материалов исследования показал, что сфера интересов и увлечений у старшеклассников недостаточно разнообразна.

Из рисунка 15 видно, что сельские школьники свое свободное время используют преимущественно на домашние дела. Следует отметить, что среди различных способов времяпрепровождения телевизор занимает одно из последних мест. Сравнительный анализ проведения досуга юношами и девушками показывает, что мальчики больше занимаются в кружках и секциях, девушки больше занимаются домашними делами и общаются с друзьями (Рисунок 16).

В ходе исследования были выявлены три группы проблем, являющихся актуальными для молодежи.

Первая группа проблем связана непосредственно с безопасностью жизни и здоровья, физического и духовного состояния молодежи. Выпускники обеспокоены проблемами курения, наркомании, преступности, проституции, распространенностью венерических заболеваний (61 %).

Вторая группа проблем касается определения жизненных перспектив молодого поколения: экономические, политические проблемы, служба в армии, материальная зависимость от взрослых, трудность получения хорошего образования, собственного жилья (16 %).

Третья группа проблем - это проблемы личностного роста: отсутствие целей, самостоятельности в принятии решения, собственного мнения (13 %).

Четвёртая группа проблем связана с коммуникативными трудностями возраста: проблемы общения со сверстниками, отсутствие взаимопонимания с родителями (10 %).

Таким образом, несмотря на низкие показатели общественно-политической активности, старшеклассники осознают проблемы современной молодёжи, главными из которых являются курение, наркомания, преступность.

Старший подростковый возраст - время выбора человеком своего жизненного пути. Поэтому вопросы, связанные с социальным, личностным и профессиональным самоопределением, становятся в этом возрасте центральными. Мы видим, что размышления о своих жизненных перспективах, экспериментирование с различными социальными ролями, поиск ответов на вопросы о смысле жизни занимает ведущее место в жизни выпускника.

Актуальным становится стремление действовать в соответствии со своими ценностными установками, идеалами, интересами; готовность принимать ответственность за свою жизнь.

Обобщая результаты нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. Выявление структуры ценностных ориентаций показало, что выпускники главными ценностями считают здоровье, материально обеспеченную жизнь, счастливую семейную жизнь, любовь, уверенность в себе, верных друзей.
  2. Эти традиционные жизненные ценности занимают большое место в структуре жизненных планов выпускников, при этом большое значение уделяется профессионализации и связанной с ней хорошей материальной обеспеченностью.

  3. Большинство выпускников считают себя готовыми к выбору профессии, но в то же время следует отметить низкую готовность к общественно-политической жизни общества.
  4. Центральным образованием старшего подросткового возраста является формирование “чувства взрослости”. Это чувство выражается в стремлении к самостоятельности, ответственности. Следует отметить реалистичность представлений о взрослости старшеклассников, связанное с получением образования, созданием семьи и устройством на работу.
  5. Анализ материалов исследования показывает сформированность у большинства старшеклассников планов на будущее, куда включены в первую очередь: получение высшего образования и устройство на работу.
  6. Половина испытуемых имеет позитивные установки на будущее, в то же время значительная доля выпускников не уверена в своём будущем. Причём, их доля к одиннадцатому классу возрастает.
  7. В современных условиях старшеклассники ориентированы в основном на освоение профессиональной деятельности.
  8. Наиболее значимыми мотивами при выборе профессии являются причины экономического характера (желание иметь хороший заработок, возможность сделать карьеру, престижность профессии). Непосредственная профессиональная ориентация (содержание профессиональной деятельности, возможность развивать свои способности, полезность результатов деятельности) не являются для старшеклассников доводами при выборе профессии.

  9. В современной школе налицо имеется дисбаланс во внимании к интеллектуальному и личностному развитию школьника, при несомненном перевесе первого аспекта. Между тем школа, будучи начальным социальным институтом, должна готовить подрастающее поколение к жизни. Социализация не сводится лишь к передаче сведений об основах наук, но должна и обучать межличностному взаимодействию между подростком и взрослыми или сверстниками и предлагать подростку решать те задачи, которые являются условиями личностного развития, ориентации в жизненных ситуациях.
  10. Основными референтными лицами для выпускников являются родители и друзья, в то же время роль других взрослых, в частности учителей, не значительна. Таким образом, источником стабильности для старшеклассников является семья, поддержка родителей.
  11. Сфера интересов и увлечений у старшеклассников не отличается разнообразием. Свободное время используется преимущественно на домашние дела. Не смотря на приоритет активных форм проведения досуга (прогулки с друзьями, работа по хозяйству и т.д.), они не связаны с развитием познавательной сферы деятельности (занятия в кружках, секциях, посещением дополнительных занятий и т.д.).
  12. Выпускники хорошо ориентируются в проблемах современной молодежи. По их мнению, наибольшее внимание необходимо уделять проблемам, связанным с безопасностью жизни и здоровья, физического и духовного состояния молодёжи; определения жизненных перспектив молодого поколения, а также проблемам личностного роста и проблемам коммуникативного характера.

Рисунки (формат bmp, архив)