Цель: укрепление позитивных установок родителей в воспитании детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- актуализировать основные проблемы в воспитании детей в семье;
- подвести родителей к анализу своих семейных установок;
- выявить ошибки в воспитании детей.
Организация занятия:
- родителям предлагается разместиться по желанию для работы в двух группах (“круглые столы”);
- руководителем одной группы назначается учитель класса (заранее подготовленный), руководителем другой группы и всего занятия - психолог;
- родителям предлагаются следующие правила работы:
- активное участие в разговоре каждого родителя;
- искренность в общении;
- уважение мнения каждого родителя.
Оборудование:
- мягкие игрушки на “круглых столах” (2 штуки) - помогают передавать друг другу слово;
- бумага, маркеры - для записи мыслей в работе в группе;
- карточки с именами родителей - помогут обращаться друг к другу по имени;
- бланки “самооценка родительских установок и реакций” - для каждого родителя.
Содержание занятия:
Психолог знакомит родителей с основными задачами занятия, правилами работы в группах, получает одобрение и эмоциональную поддержку родителей к началу занятия.
I упражнение: “мини-презентация себя”
Каждой группе родителей предлагается поближе познакомиться друг с другом, передавая игрушку по кругу, рассказать о себе:
- назвать свое имя;
- несколько слов о себе (о своих сильных сторонах, достоинствах, жизненных принципах).
Психолог благодарит родителей за интересное знакомство, которое произошло в группах родителей, и предлагает следующее упражнение, которое поможет выявить общее среди родителей каждой группы.
II упражнение: “мини-презентация группы”
Каждой группе предлагается 5-7 минут для обсуждения и выявления общих целей и проблем всех родителей в группе, т.е. родители подходят в обсуждении к “детской теме”, группой создается лозунг или девиз группы, который представляет один выбранный родитель.
Психолог благодарит группы за работу и предлагает следующее упражнение, которое помогает логически перейти к проблемам каждого ребенка в классе.
III упражнение: “мой ребенок”
Каждому родителю предлагается высказаться по кругу (передавая игрушку) и закончить предложение: “я точно знаю, что мой ребенок…”.
Психолог благодарит родителей за добрые, теплые слова, высказанные о детях, которые подтверждают то, что каждый ребенок “безусловно” принят и любим в своей семье.
Но, тем не менее, в высказываниях родителей прозвучали разные взгляды на воспитание в семье и следующее задание поможет выявить “родительские установки”.
IV упражнение: “самооценка родительских установок и реакций”
Каждому родителю предлагается проанализировать и заполнить бланк по следующим параметрам:
- оберегание ребенка от трудностей;
- зависимость ребенка от матери;
- равенство родителей и ребенка в решении семейных проблем;
- товарищеские, партнерские отношения с ребенком;
- поощрение активности и самостоятельности ребенка;
- подавление воли ребенка;
- влияние супружеских конфликтов на ребенка;
- строгость родителей;
- раздражительность родителей.
После заполнения бланков “самооценка родительских установок и реакций” в группах предлагается обсудить, какие параметры были самыми сложными в заполнении.
Таким образом, родители подходят к выявлению двух основных проблем:
- Каким должно быть общение с ребенком в семье.
- Степень участия родителей в решении учебных проблем ребенка.
Психолог предлагает поработать по этим двум проблемам в группах и выявить в обсуждении, что самое главное в семейном общении и в решении учебных проблем.
V упражнение: “вместе найдем выход”
Одной группе предлагается работа по первой проблеме, другой - по второй.
Результатом работы в группах должно стать составление тезисов решения проблемы.
Психолог выслушивает основные положения каждой группы по проблемам и подводит родителей к осознанию основных ошибок в воспитании детей, которые выявили сами родители, и пониманию эффективной родительской помощи детям, которая должна быть в каждой семье.
VI упражнение: “идеальная семья”
Каждой группе предлагается построить “идеальную” шкалу родительских установок, которые должны быть в семье.
Психолог обобщает полученный результат работы групп, отмечая, что взгляды родителей изменились к окончанию занятия.
VII упражнение: “обратная связь”
Группам предлагается проанализировать результат работы на занятии и выявить, что изменилось во взглядах родителей на воспитание детей, дать оценку такой форме работы.
Психолог, получив обратную связь от родителей, подводит итог общей работы и благодарит всех участников занятия.