Развитие позитивных установок в общении с ребенком как основа воспитания в семье

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Цель: укрепление позитивных установок родителей в воспитании детей младшего школьного возраста.

Задачи:

- актуализировать основные проблемы в воспитании детей в семье;

- подвести родителей к анализу своих семейных установок;

- выявить ошибки в воспитании детей.

Организация занятия:

- родителям предлагается разместиться по желанию для работы в двух группах (“круглые столы”);

- руководителем одной группы назначается учитель класса (заранее подготовленный), руководителем другой группы и всего занятия - психолог;

- родителям предлагаются следующие правила работы:

  • активное участие в разговоре каждого родителя;
  • искренность в общении;
  • уважение мнения каждого родителя.

Оборудование:

- мягкие игрушки на “круглых столах” (2 штуки) - помогают передавать друг другу слово;

- бумага, маркеры - для записи мыслей в работе в группе;

- карточки с именами родителей - помогут обращаться друг к другу по имени;

- бланки “самооценка родительских установок и реакций” - для каждого родителя.

Содержание занятия:

Психолог знакомит родителей с основными задачами занятия, правилами работы в группах, получает одобрение и эмоциональную поддержку родителей к началу занятия.

I упражнение: “мини-презентация себя”

Каждой группе родителей предлагается поближе познакомиться друг с другом, передавая игрушку по кругу, рассказать о себе:

- назвать свое имя;

- несколько слов о себе (о своих сильных сторонах, достоинствах, жизненных принципах).

Психолог благодарит родителей за интересное знакомство, которое произошло в группах родителей, и предлагает следующее упражнение, которое поможет выявить общее среди родителей каждой группы.

II упражнение: “мини-презентация группы”

Каждой группе предлагается 5-7 минут для обсуждения и выявления общих целей и проблем всех родителей в группе, т.е. родители подходят в обсуждении к “детской теме”, группой создается лозунг или девиз группы, который представляет один выбранный родитель.

Психолог благодарит группы за работу и предлагает следующее упражнение, которое помогает логически перейти к проблемам каждого ребенка в классе.

III упражнение: “мой ребенок”

Каждому родителю предлагается высказаться по кругу (передавая игрушку) и закончить предложение: “я точно знаю, что мой ребенок…”.

Психолог благодарит родителей за добрые, теплые слова, высказанные о детях, которые подтверждают то, что каждый ребенок “безусловно” принят и любим в своей семье.

Но, тем не менее, в высказываниях родителей прозвучали разные взгляды на воспитание в семье и следующее задание поможет выявить “родительские установки”.

IV упражнение: “самооценка родительских установок и реакций”

Каждому родителю предлагается проанализировать и заполнить бланк по следующим параметрам:

- оберегание ребенка от трудностей;

- зависимость ребенка от матери;

- равенство родителей и ребенка в решении семейных проблем;

- товарищеские, партнерские отношения с ребенком;

- поощрение активности и самостоятельности ребенка;

- подавление воли ребенка;

- влияние супружеских конфликтов на ребенка;

- строгость родителей;

- раздражительность родителей.

После заполнения бланков “самооценка родительских установок и реакций” в группах предлагается обсудить, какие параметры были самыми сложными в заполнении.

Таким образом, родители подходят к выявлению двух основных проблем:

  1. Каким должно быть общение с ребенком в семье.
  2. Степень участия родителей в решении учебных проблем ребенка.

Психолог предлагает поработать по этим двум проблемам в группах и выявить в обсуждении, что самое главное в семейном общении и в решении учебных проблем.

V упражнение: “вместе найдем выход”

Одной группе предлагается работа по первой проблеме, другой - по второй.

Результатом работы в группах должно стать составление тезисов решения проблемы.

Психолог выслушивает основные положения каждой группы по проблемам и подводит родителей к осознанию основных ошибок в воспитании детей, которые выявили сами родители, и пониманию эффективной родительской помощи детям, которая должна быть в каждой семье.

VI упражнение: “идеальная семья”

Каждой группе предлагается построить “идеальную” шкалу родительских установок, которые должны быть в семье.

Психолог обобщает полученный результат работы групп, отмечая, что взгляды родителей изменились к окончанию занятия.

VII упражнение: “обратная связь”

Группам предлагается проанализировать результат работы на занятии и выявить, что изменилось во взглядах родителей на воспитание детей, дать оценку такой форме работы.

Психолог, получив обратную связь от родителей, подводит итог общей работы и благодарит всех участников занятия.