Цель: вывести детей на разговор о достоинстве человека, способствовать тому, чтобы дети сделали вывод: достойно уважения проявление заботы о слабых, бескорыстие, терпение сила духа.
Перед уроком разместить плакаты в классе, чтобы дети прочитали их заранее.
Истинно велики и благородны те, чье сердце бьется для всех.
Р. Ролан
Благородный муж предъявляет
требования к себе,
низкий человек предъявляет требования к людям.
Конфуций
Истинное счастье приходит благодаря
служению людям,
любви и счастью, которые мы приносим в мир.
Р. Трайн
Служение людям – это плата, которую мы
вносим за то, что занимаем место на Земле.
М. Али
ХОД УРОКА
В гости к Ване приехал дедушка. Это был не седой
старичок с палочкой, а настоящий капитан. У него
была очень красивая морская форма и фуражка с
эмблемой. На погонах были звезды, а на рукавах
полоски и якоря.
Ваня был горд и ему очень хотелось, чтобы дедушка
заметил, какой Ваня сильный, смелый, ловкий –
настоящий мужчина.
Когда Ваня с дедушкой пошли гулять по городу,
прохожие с восхищением смотрели на деда. Ваню
переполняло счастье. Они решили поехать в парк. В
подошедший трамвай Ваня, опередив всех
пассажиров, вскочил первым. Свободных мест было
немного, но Ваня, ловко проскользнув, занял место
у окна. Он ждал, что сейчас дедушка обязательно
похвалит его ловкость. Но дедушка (а он зашел в
вагон последним) был не доволен: “ - Не думал я,
что ты еще такой маленький, ростом вроде не мал, а
вот да настоящего мужчины еще очень далеко…”.
Ваня был удивлен: - “Деда, ведь я всех обогнал,
место лучшее занял…?”
– Вот в этом-то все и дело. Кого ты обогнал?
Женщин, старушек?
– Да! А, вон, смотри, парни – студенты, другие
мужчины,” – показал Ваня.
– А ты заметил, что они вперед женщин пропустили,
только потом сами зашли? Вот это настоящие
мужчины. А ты еще малыш.
Очень, очень огорчили Ваню эти слова. Он думал,
что, когда быстрее всех все лучшее себе успеваешь
добыть, это хорошо, а, оказывается, уступать,
пропускать вперед себя кого-то надо, чтобы тебя
сильным мужчиной считали.
В парке дедушка спросил Ваню:
– Ты слышал про гибель “Титаника”?
– Конечно, я и фильм смотрел и книжку читал, –
ответил Ваня.
– Обратил ли ты внимание, когда судно начало
тонуть, на воду спустили шлюпки, но мест в них
было мало, на всех не хватало. Капитан отдал
приказ: “В шлюпки садятся только женщины, дети и
гребцы-матросы”.
В салоне-люкс плыли очень состоятельные люди. На
родине у них были и заводы, и банки, и дорогие
дома. Но сейчас ничего это не могло им помочь. Все
они хотели жить, но сидели и ждали, когда огромный
пароход пойдет ко дну вместе с ними. Только один
мужчина пробрался в шлюпку, которую потом
подобрали спешащие на помощь суда. Он спас свою
жизнь, но потерял честь. Никто не подавал ему
руки, никто не хотел иметь с ним дела. Его все
презирали.
– Дети, почему капитан отдал такой приказ?
– Почему у людей принято правило в трудных ситуациях спасать слабых?
– Как называют людей, способных сделать что-то хорошее другим или даже отдать свою жизнь, спасая других? (Добрые, сильные, мужественные, милосердные, благородные, герои, сильные духом, бескорыстные, жертвенные, способные служить другим и т.д.) Все предложенные детьми варианты записать на доске.
– Как вы думаете, если бы, например, в Китае мы спросили бы людей, есть ли у них правило “сильного”? А у американцев, японцев, французов и т.д.
– Почему такое правило существует во всем мире?
Разделите детей на группы (2 или 4), каждая группа должна придумать такую страну:
- в которой благородных, мужественных людей много.
- в которой таких людей нет вообще.
Как будут жить люди в этих странах? Представитель от каждой группы зачитывает ответы детей. Ответы обсуждаются и сравниваются.
– Как вы считаете, в нашей жизни взрослые и дети могут проявить эти качества? В каких ситуациях?
– Все ли люди сразу рождаются с этими качествами?
– Испытывали ли вы когда-нибудь истинное счастье, делая для людей что-либо хорошее?
– Прочитайте, пожалуйста, высказывания из священных книг, мысли великих людей, которые вы видите, подумайте над ними.
– Как вы думаете, если человек не может или не хочет служить другим людям, означает ли это, что он зря занимает место на Земле?
– Можно ли помочь этому человеку?
– А мальчик Ваня сможет стать настоящим мужчиной? Кто ему поможет?
– Сейчас возьмите бумагу и трафареты, сделайте открытку – корабль. Вырежьте и раскрасьте. Выберите одно изречение и запишите его себе на память о сегодняшнем нашем разговоре.