Программа психофасилитационной работы психолога с педагогическим коллективом

Разделы: Школьная психологическая служба


«Познай себя сам, никто не останется тем, кто он есть».
Т. Ман.

В условиях гуманизации школьной образовательной системы возникла необходимость изменения деятельности учителя, его установок, позиций. Формальная востребованность психологических знаний у педагогов появилась в связи с новыми требованиями повышения своего квалификационного уровня. В школе была разработана Программа психофасилитационной работы психолога с педагогическим коллективом.

Данная программа работы основана на двух принципах:

  1. К. Роджерса – свободе учиться: только то, что является выбором самого человека, приносит ему радость и огорчения, только за самостоятельный выбор человек несёт ответственность перед самим собой и другими людьми.
  2. А. Дистервейга – «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение». При этом возбуждение постепенно перерастает в желание самосовершенствоваться, а затем творить.

I. Цели и задачи программы.

Стимулировать рост квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда, развитие творческой инициативы педагогов, рассматривая труд учителя в русле 3-х взаимосвязанных психологических пространств:

  • личности учителя;
  • педагогической деятельности;
  • педагогического общения.

II. Методы:

  • интервью;
  • анкетирование;
  • тестирование учителей;
  • опрос и тестирование учеников;
  • опрос родителей;
  • наблюдение;
  • работа психологического семинара;
  • индивидуальные консультации.

III. Этапы реализации программы.

Направленность деятельности

Методики

Исследуемая или развиваемая функция

I. Прогностический этап.

1. Выявление проблемы и обоснование её актуальности.

2. Формирование основных требований, предъявляемых обществом педагогу.

   
II.

Диагностический этап.

1. Изучение слагаемых профессиональной компетентности педагогов. а). Анкетирование учащихся «Наш руководитель». а) Умение устанавливать отношения сотрудничества, взаимопонимания. Способность к эмоциональному сопереживанию, проявлению чуткости, личностному неформальному общению с учащимися.
б). Анкетирование родителей. б). Отношение к школе.
в). Тестирование учителей «Оценка профессиональной направленности личности педагога». в). Общительность, организованность, направленность на предмет, интеллигентность.
г). Методика оценки работы учителя г). Выявление индивидуального уровня проявления (демонстрации) учителем на уроке педагогических компетентностей (способностей).
д). Анкета «Барьеры педагогической деятельности». д). Выявление способностей учителя к саморазвитию.
е). Тест «Оценка способности педагога к эмпатии». е). Умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.
2. Оценка уровня развития коллектива. Методика «Социально-психологическая самоаттестация группы, как коллектива». Ответственность, коллективизм, сплочённость, контактность, открытость, организованность, информированность.
III. Просветительская работа Психологический семинар (цикл занятий) «Учимся управлять собой и детьми». Представить учителям конкретные методики, упражнения, игры, которые помогут выработать такие качества, способствующие профессиональному успеху, как уверенность в себе, умение общаться с учениками и коллегами.
IV. Обобщающий этап   Составление обобщённого портрета учителя. Разработка рекомендаций по созданию оптимальных условий развития профессиональных и личностных качеств педагогов.

Материалы психологического семинара

«Учимся управлять собой и детьми».

Тема 1. Как прояснить ценности и выработать уверенность в себе.

Форма проведения

Время

Основные вопросы

Тезисы

Теоретический семинар с элементами практического занятия. 1,5 часа. I. Что такое ценности. Ценности – это выбор того, что является, по вашему мнению, важным и настоящим.

Список ценностей:

  • законность;
  • социальное положение;
  • власть;
  • равенство полов;
  • равенство рас;
  • возраст;
  • образование;
  • результат работы;
  • помощь другим;
  • поощрения и наказания;
  • удовольствие;
  • открытость.
II. Мои ценности. Составление каждым участником семинара кластера «Мои ценности» и обмен мнениями.
III. Жизненные позиции. 1 позиция. Я в порядке – вы в порядке.

2 позиция. Я в порядке – вы не в порядке.

3 позиция. Я не в порядке – вы в порядке.

4 позиция. Я не в порядке – вы не в порядке.

IV. Как вырабатывать уверенность в себе. Уверенность в себе – это качество, которое демонстрируют люди, знающие, что они чувствуют и чего хотят, действия которых, выражающие их взгляды, чётки и ясны, которые не позволяют себе прибегать к обходным путям, открыто выражают свою позицию. Уверенность в себе – это черта человека с определёнными ценностями.

Правила обретения уверенности.

  1. Добивайтесь своего.
  2. Будьте проще.
  3. Не «роняйте» себя.
  4. Следите, чтобы вас не «сбивали»
  5. Помните: ошибка не ослабляет.
  6. Стремитесь к победе за победой.

Тема II. «Читать человека как книгу» (о моделях распознавания людей).

Куда полезней изучать не книги, а людей.
(Франсуа де Ларошфуко).

Форма проведения

Время

Основные вопросы

Тезисы

Теоретический семинар с элементами практического занятия. 1,5 часа I. Партнёры общения. 1. Доминант – не доминант.
2. Экстраверт – интроверт.
3. Мобильный – ригидный.
II. Психогеометрия для учителя. Изучение личности с помощью психогеометрического теста.

Как распознать среди других:

  • квадрат;
  • круг;
  • треугольник;
  • прямоугольник;
  • зигзаг.
III. Язык жестов. 1. Походка.
2. Открытость-закрытость.
3. Жесты оценки.
IV. Упражнения на наблюдательность. 1. Посмотрите на человека и, отвернувшись, постарайтесь описать его.

2. Опишите настроение другого человека.

3. Рассказывайте что-либо классу, следя за учениками.

4. Приглядитесь к лицу незнакомого вам человека и постарайтесь представить его смеющимся, грустным, испуганным и т.д.

Тема III. Как создать коллектив.

Вы замечали, что больше всех жалуются те,
кто не участвует в работе? Если я играю
какую-то роль или сижу на вёслах, то не
буду раскачивать лодку.
Р. Генри Мильор.

Форма проведения

Время

Основные вопросы

Тезисы

Теоретический семинар. 1,5 часа. I. Этапы развития группы. 1. Диффузия: просто собранные вместе люди.

2. Ассоциация: произошло начальное объединение.

3. Автономия: группа достаточно сплочена.

Межличностные отношения определяются ценностями, целями, содержанием деятельности, значимой не только для члена группы, но и для общества.

II. Показатели сформированности коллектива. 1. Сплочённость.

2. Самоопределение (коллективистическое).

3. Эмоциональная идентификация.

4. Эталонность в восприятии членов группы.

III. Программа создателя коллектива. 1. Установите ясные цели.

2. Начинайте с малого.

3. Прежде чем действовать, добейтесь согласия.

4. Советуйтесь часто и искренне.

5. Смело встречайте «политические проблемы».

6. Поощряйте открытость и искренность.

7. Если нужно, перестройте свою работу.

8. Возраст и способности создают ограничения.

9. Делегируйте полномочия.

10. Принимайте помощь извне.

11. Принимайте на себя ответственность за свои действия.

12. Учитесь на ошибках.

13. Делайте то, о чём вы говорите.

IV. Планируемые результаты работы.

1. Дать возможность педагогу ответить для себя на следующие вопросы:

  • каков уровень моего профессионализма;
  • смогу ли я считать себя завершённой, полностью сформировавшейся личностью или у меня есть резервы для личностного и профессионального роста;
  • способствует ли моя личность и мой стиль преподавания формированию у учащихся позитивного самовосприятия;
  • достаточно ли я уверен в себе как в профессионале.

2. Овладение педагогами новыми знаниями по психологии и использование этих знаний в работе с детьми.

Литература.

  1. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн. для учителя. М., 1992 г.
  2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987 г.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2002 г.
  4. Лещинский В.И. Учимся управлять собой и детьми. М., 1995 г.
  5. Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя. Тула, 1991 г.
  6. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000 г.
  7. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998 г.
  8. Немов Р.С. Психология Книга 3. М., 2000 г.