«Познай себя сам, никто не останется
тем, кто он есть».
Т. Ман.
В условиях гуманизации школьной образовательной системы возникла необходимость изменения деятельности учителя, его установок, позиций. Формальная востребованность психологических знаний у педагогов появилась в связи с новыми требованиями повышения своего квалификационного уровня. В школе была разработана Программа психофасилитационной работы психолога с педагогическим коллективом.
Данная программа работы основана на двух принципах:
- К. Роджерса – свободе учиться: только то, что является выбором самого человека, приносит ему радость и огорчения, только за самостоятельный выбор человек несёт ответственность перед самим собой и другими людьми.
- А. Дистервейга – «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение». При этом возбуждение постепенно перерастает в желание самосовершенствоваться, а затем творить.
I. Цели и задачи программы.
Стимулировать рост квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда, развитие творческой инициативы педагогов, рассматривая труд учителя в русле 3-х взаимосвязанных психологических пространств:
- личности учителя;
- педагогической деятельности;
- педагогического общения.
II. Методы:
- интервью;
- анкетирование;
- тестирование учителей;
- опрос и тестирование учеников;
- опрос родителей;
- наблюдение;
- работа психологического семинара;
- индивидуальные консультации.
III. Этапы реализации программы.
№ | Направленность деятельности |
Методики |
Исследуемая или развиваемая функция |
I. | Прогностический этап. 1. Выявление проблемы и обоснование её актуальности. 2. Формирование основных требований, предъявляемых обществом педагогу. |
||
II. | Диагностический этап. |
||
1. Изучение слагаемых профессиональной компетентности педагогов. | а). Анкетирование учащихся «Наш руководитель». | а) Умение устанавливать отношения сотрудничества, взаимопонимания. Способность к эмоциональному сопереживанию, проявлению чуткости, личностному неформальному общению с учащимися. | |
б). Анкетирование родителей. | б). Отношение к школе. | ||
в). Тестирование учителей «Оценка профессиональной направленности личности педагога». | в). Общительность, организованность, направленность на предмет, интеллигентность. | ||
г). Методика оценки работы учителя | г). Выявление индивидуального уровня проявления (демонстрации) учителем на уроке педагогических компетентностей (способностей). | ||
д). Анкета «Барьеры педагогической деятельности». | д). Выявление способностей учителя к саморазвитию. | ||
е). Тест «Оценка способности педагога к эмпатии». | е). Умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. | ||
2. Оценка уровня развития коллектива. | Методика «Социально-психологическая самоаттестация группы, как коллектива». | Ответственность, коллективизм, сплочённость, контактность, открытость, организованность, информированность. | |
III. | Просветительская работа | Психологический семинар (цикл занятий) «Учимся управлять собой и детьми». | Представить учителям конкретные методики, упражнения, игры, которые помогут выработать такие качества, способствующие профессиональному успеху, как уверенность в себе, умение общаться с учениками и коллегами. |
IV. | Обобщающий этап | Составление обобщённого портрета учителя. Разработка рекомендаций по созданию оптимальных условий развития профессиональных и личностных качеств педагогов. |
Материалы психологического семинара
«Учимся управлять собой и детьми».
Тема 1. Как прояснить ценности и выработать уверенность в себе.
Форма проведения |
Время |
Основные вопросы |
Тезисы |
Теоретический семинар с элементами практического занятия. | 1,5 часа. | I. Что такое ценности. | Ценности – это выбор того, что
является, по вашему мнению, важным и настоящим. Список ценностей:
|
II. Мои ценности. | Составление каждым участником семинара кластера «Мои ценности» и обмен мнениями. | ||
III. Жизненные позиции. | 1 позиция. Я в порядке – вы в порядке. 2 позиция. Я в порядке – вы не в порядке. 3 позиция. Я не в порядке – вы в порядке. 4 позиция. Я не в порядке – вы не в порядке. |
||
IV. Как вырабатывать уверенность в себе. | Уверенность в себе – это качество,
которое демонстрируют люди, знающие, что они
чувствуют и чего хотят, действия которых,
выражающие их взгляды, чётки и ясны, которые не
позволяют себе прибегать к обходным путям,
открыто выражают свою позицию. Уверенность в
себе – это черта человека с определёнными
ценностями. Правила обретения уверенности.
|
Тема II. «Читать человека как книгу» (о моделях распознавания людей).
Куда полезней изучать не книги, а людей.
(Франсуа де Ларошфуко).
Форма проведения |
Время |
Основные вопросы |
Тезисы |
Теоретический семинар с элементами практического занятия. | 1,5 часа | I. Партнёры общения. | 1. Доминант – не доминант. 2. Экстраверт – интроверт. 3. Мобильный – ригидный. |
II. Психогеометрия для учителя. | Изучение личности с помощью
психогеометрического теста. Как распознать среди других:
|
||
III. Язык жестов. | 1. Походка. 2. Открытость-закрытость. 3. Жесты оценки. |
||
IV. Упражнения на наблюдательность. | 1. Посмотрите на человека и,
отвернувшись, постарайтесь описать его. 2. Опишите настроение другого человека. 3. Рассказывайте что-либо классу, следя за учениками. 4. Приглядитесь к лицу незнакомого вам человека и постарайтесь представить его смеющимся, грустным, испуганным и т.д. |
Тема III. Как создать коллектив.
Вы замечали, что больше всех жалуются
те,
кто не участвует в работе? Если я играю
какую-то роль или сижу на вёслах, то не
буду раскачивать лодку.
Р. Генри Мильор.
Форма проведения |
Время |
Основные вопросы |
Тезисы |
Теоретический семинар. | 1,5 часа. | I. Этапы развития группы. | 1. Диффузия: просто собранные вместе
люди. 2. Ассоциация: произошло начальное объединение. 3. Автономия: группа достаточно сплочена. Межличностные отношения определяются ценностями, целями, содержанием деятельности, значимой не только для члена группы, но и для общества. |
II. Показатели сформированности коллектива. | 1. Сплочённость. 2. Самоопределение (коллективистическое). 3. Эмоциональная идентификация. 4. Эталонность в восприятии членов группы. |
||
III. Программа создателя коллектива. | 1. Установите ясные цели. 2. Начинайте с малого. 3. Прежде чем действовать, добейтесь согласия. 4. Советуйтесь часто и искренне. 5. Смело встречайте «политические проблемы». 6. Поощряйте открытость и искренность. 7. Если нужно, перестройте свою работу. 8. Возраст и способности создают ограничения. 9. Делегируйте полномочия. 10. Принимайте помощь извне. 11. Принимайте на себя ответственность за свои действия. 12. Учитесь на ошибках. 13. Делайте то, о чём вы говорите. |
IV. Планируемые результаты работы.
1. Дать возможность педагогу ответить для себя на следующие вопросы:
- каков уровень моего профессионализма;
- смогу ли я считать себя завершённой, полностью сформировавшейся личностью или у меня есть резервы для личностного и профессионального роста;
- способствует ли моя личность и мой стиль преподавания формированию у учащихся позитивного самовосприятия;
- достаточно ли я уверен в себе как в профессионале.
2. Овладение педагогами новыми знаниями по психологии и использование этих знаний в работе с детьми.
Литература.
- Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн. для учителя. М., 1992 г.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987 г.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2002 г.
- Лещинский В.И. Учимся управлять собой и детьми. М., 1995 г.
- Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя. Тула, 1991 г.
- Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000 г.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998 г.
- Немов Р.С. Психология Книга 3. М., 2000 г.