Курс занятий "Конфликт — неэффективное общение"

Разделы: Школьная психологическая служба


ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Конфликт - нераскрытая возможность

Цели:

  1. Раскрытие понятий “конфликт”, “сигналы конфликта”.
  2. Определение причин возникающих конфликтов.
  3. Осознание позитивных возможностей эффективного разрешения конфликта.

Время: 1 час

Ход занятия

1. Введение в проблему. Формирование целей занятия. Мотивация учащихся.

2. Упражнение “Паутина конфликтов”.

Процедура проведения. В центре доски пишется слово “конфликт” и очерчивается кругом. Учащимся предлагается назвать ассоциации, вызванные этим словом. Учитель записывает каждую ассоциацию, соединяя слова линией с основным кругом. Если дети называют ассоциации, относящиеся к уже названным, учитель соединяет их непосредственно с ними, а не с основным кругом. Продолжать необходимо до тех пор, пока у детей сохраняется интерес.

Обсуждение и анализ.

  • Как мы можем определить “конфликт”?
  • Что общего имеют определенные нами конфликты?
  • Что вызывает конфликты?
  • Что усугубляет их?
  • Что предотвращает или разрешает конфликты?

3. Введение понятия “сигналы конфликта”

Основной вопрос. Разрешение конфликта зависит во многом от уровня нашей бдительности, ибо он предваряется более или менее очевидными сигналами. Какими?

Кризис. Это “крайний предел”, который характеризуют ожесточенные споры, агрессивные действия, оскорбления и т.д.

Напряжение. Взаимоотношения с человеком становятся источником постоянного беспокойства. Состояние напряжения искажает наше восприятие другого человека и многих его действий. Наши взаимоотношения обременяются весом негативных установок и предвзятых мнений. Наши чувства по отношению к оппоненту значительно изменяются к худшему.

Недоразумение. Мы зачастую впадаем в недоразумения, делая неверные выводы из ситуации, чаще всего из-за недостаточно четкого выражения мыслей или отсутствия взаимопонимания.

Инциденты. Сигнал о том, что вы являетесь участником инцидента, несущего в себе зерно конфликта, обычно незначителен. Какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, однако через несколько дней она нередко забывается. Но накладываясь друг на друга, инциденты могут приводить к конфликту.

Дискомфорт. Это интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить его словами трудно. В данном случае к интуиции полезно прислушаться, более того, ее надо приветствовать.

Если вы научитесь распознавать сигналы дискомфорта и инцидентов и быстро реагировать на них, вы можете зачастую предотвратить возникновение напряжения, недоразумений и кризисов.

4. Разделение на группы.

Задание учащимся. Опишите ситуации, когда подобные сигналы возникали, но не были оценены вами по достоинству, упущены, приводили к возникновению конфликтных ситуаций.

5. Выступления лидеров групп по результатам обсуждения.

ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Выиграть может каждый (часть 1)

Цели:

  1. Осознание особенностей собственного поведения в конфликте.
  2. Осознание возможности реализации стратегии сотрудничества (подхода “выиграть/выиграть”).

Время: 1 час

Ход занятия

1. Формулирование целей занятия. Сообщение о результатах исследования доминирующих стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

2. Анализ стратегий поведения в конфликте с точки зрения их эффективности. Организация совместного обсуждения.

Как только мы вступаем в конфликт или видим, как он надвигается, мы можем сознательно выбрать наш подход к нему. Однако мы делаем это не всегда, часто автоматически реагируя в данной ситуации. Мы можем считать наши реакции вполне естественными, но на самом деле это просто привычки, полученные нами в детстве. Если вы каждый раз реагируете на конфликт одним и тем же способом, значит, вы выработали у себя одну из нескольких “конфликтных привычек”.

Все нижеперечисленные действия являются формами стратегии избегания (ухода):

  • молчание;
  • демонстративное удаление;
  • обиженный уход;
  • затаенный гнев;
  • депрессия;
  • игнорирование обидчика;
  • едкие замечания по “их” поводу за “их” спиной;
  • переход на “чисто деловые отношения”;
  • полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.

Давайте рассмотрим “плюсы” и “минусы” использования этой стратегии.

Формы стратегии приспособления (уступчивости) заключаются в следующем:

  • вы делаете вид, что все в порядке;
  • продолжаете действовать, как будто ничего не произошло;
  • миритесь с происходящим, чтобы не нарушать покой;
  • ругаете себя за вашу раздражительность;
  • пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели;
  • молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести;
  • подавляете все ваши негативные эмоции.

Насколько эффективна эта стратегия?

Примеры реализации стратегии соперничества (конкуренции):

  • вы стремитесь доказать, что другой человек не прав?
  • дуетесь, пока они не передумают;
  • перекрикиваете других;
  • применяете физическое насилие;
  • не принимаете явного отказа;
  • требуете безоговорочного послушания;
  • призываете на помощь союзников для поддержки;
  • требуете, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений.

Как вы относитесь к этой стратегии?

Многие выбрали стратегию компромисса как значимую. Вы реализуете стратегию компромисса, если:

  • поддерживаете дружеские отношения;
  • ищете справедливого решения;
  • делите предмет желаний поровну;
  • избегаете самовластия и напоминаний о вашем первенстве;
  • получаете что-то и для себя;
  • избегаете столкновения в лоб;
  • уступаете немного ради поддержания отношений.

Давайте поговорим о достоинствах и недостатках этой стратегии.

Мало, кто из вас реализует в своей жизни стратегию сотрудничества.

Как по вашему мнению, в чем она заключается и возможно ли сделать так, чтобы в конфликте выиграли обе стороны?

Преимущества подхода “выиграть/выиграть” заключаются в том, что вы находите наиболее приемлимое решение и тем самым укрепляете взаимоотношения. Когда выигрывают обе стороны, они будут более склонны поддерживать принятое решение.

3. Определение последовательности действий при разрешении конфликтной ситуации (на примере “Истории с апельсином”).

Что нужно, чтобы эффективно реализовать подход “выиграть/выиграть”?

Конфликтная ситуация. Два человека на кухне претендуют на единственный апельсин. Как поступить с ним? Разрезать пополам? Потянуть жребий? Рассудить, кому он нужнее?

Шаг 1.Узнайте, почему они хотят того, чего хотят.

Давайте вернемся на кухню и спросим людей, зачем им апельсин. Предположим, один из спорящих сказал, что он хочет пить и ему нужен сок. Другой хочет испечь пирог и ему нужна цедра.

Шаг 2. Быть может, разногласия компенсируют друг друга в каком-то аспекте?

Наш опрос показал, что эти люди нуждались в апельсине для разных целей. Это неудивительно. Различия в характере, целях и интересах постоянно создают различия в потребностях: однако вы найдете их только в процессе поиска.

Шаг 3.Каковы варианты решений?

Если один человек хочет сок, а другой - кожуру, ответ прост, так как каждый может взять то, что ему нужно от целого апельсина. Но, предположим, что дело не так просто, и оба страдают от жажды. Каковы варианты решений? Поделиться соком - явно компромиссное решение. Объем сока можно увеличить, добавив в него воды и сахару. Можно установить, кто больше пристрастен к апельсиновому соку, и подыскать приемлимую замену для другого и т.д. и т.п.

Шаг 4. Сотрудничество.

Вы можете в одиночку проанализировать потребности, найти компенсирующие аспекты разногласий и продумать варианты решений. Однако этот процесс будет гораздо эффективнее, если действовать совместно. Вы покажите этим, что рассматриваете своего оппонента не как противника, а как партнера. Когда вы вместе находите наиболее приемлимое решение, вы, по крайней мере, сохраняете отношения, или даже их укрепляете. Принцип подхода “выиграть/выиграть” заключается в том, что, даже если нам и не удалось добиться полного удовлетворения нужд, мы, тем не менее, научились, как можно вести совместный поиск взаимовыгодных решений. И найти их несомненно легче, если мы признаем и будем ценить потребности друг друга.

Алгоритм стратегии сотрудничества.

  • определите потребности всех участников;
  • постарайтесь их удовлетворить;
  • признайте ценности других, равно как и ваши собственные;
  • старайтесь быть объективными, отделяя проблему от личностей;
  • ищите творческих и неординарных решений;
  • не щадите проблему, щадите людей.

4. Рефлексия занятия.

  • Что новое, ранее неизвестное вы узнали в процессе проведения занятия?
  • Какая стратегия поведения в конфликтных ситуациях является наиболее эффективной?
  • Что нужно предпринять, чтобы разрешить конфликтную ситуацию конструктивно?

ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Выиграть может каждый (часть 2)

Цели:

  1. Приобретение навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
  2. Развитие навыков толерантного взаимодействия друг с другом.

Время: 1 час

Ход занятия

1. Формулирование целей занятия. Повторение основных моментов (значимой информации) предыдущего занятия.

2. Упражнение “Разрешение конфликтной ситуации”

Процедура проведения. Учащимся рассказывается история Андрея и Тони (при желании ее можно разыграть). История заканчивается в точке конфликта. Организуется совместное обсуждение по вопросам. Далее ребятам предлагается, объединившись в группы, придумать решение данной конфликтной ситуации. Затем от каждой группы выступает один из ее участников, озвучивая выбранное решение.

История Андрея и Тони. Андрей и Тоня были счастливы, потому что родители купили им обоим замечательные подарки. Тоня получила барабан, и так обрадовалась, что сразу же начала играть на нем. Андрей также был очень рад, потому что получил свисток, в который стал немедленно свистеть. Сначала они были очень довольны, потому что оба получили подарки, оба могли одновременно играть, но через некоторое время увидели, что не могут сконцентрироваться, если играют одновременно. Прекратив играть, Андрей попросил Тоню сделать то же самое и дать возможность поиграть одному. Тоня сказала, что свист ее не беспокоит и что она будет продолжать играть на барабане. Ее ответ так рассердил Андрея, что он начал свистеть очень громко, и тогда Таня стала играть еще громче. Они состязались друг с другом и устроили такой шум, что в комнату пришли родители.

Вопросы для обсуждения.

  • Как возник конфликт? Почему он произошел?
  • Что чувствовали действующие лица?
  • Счастливый ли был конец?
  • Как этот конфликт мог бы быть предотвращен?

3. Рефлексия занятия.

  • Как часто возникают подобные ситуации в вашей жизни?
  • Как вы обычно их разрешаете?
  • Какие выводы вы для себя сделали в ходе проведения занятия?

ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Разрешение конфликтов и ведение переговоров (часть 1)

Цели:

  1. Знакомство учащихся с процедурой переговорного процесса.
  2. Осознание значения ведения переговоров при разрешении конфликтных ситуаций.
  3. Приобретение навыков анализа конфликтной ситуации.

Время: 1 час

Ход занятия

1. Формулирование целей занятия. Повторение пройденного материала. Введение в проблему.

2. Организация совместного обсуждения примера М.П. Фоллетт. Предъявление учащимся общей схемы переговорного процесса.

3. Разделение на группы.

Задание учащимся. “Вспомните конфликтную ситуацию, случившуюся с вами или реально наблюдаемую, проанализируйте ее по предлагаемой схеме, предложите свое решение”.

4. Выступления лидеров групп по результатам обсуждения.

5. Рефлексия занятия:

  • Что новое, ранее неизвестное вы узнали сегодня?
  • Что особенно понравилось в ходе работы, особенно запомнилось?
  • Что помогало и что мешало в процессе группового взаимодействия?

ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Разрешение конфликтов и ведение переговоров (часть 2)

Цели:

  1. Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
  2. Приобретение опыта толерантного взаимодействия друг с другом.

Время: 1 час

Ход занятия

1. Формулирование целей занятия. Мотивация учащихся.

2. Деление на группы.

Введение игровой ситуации. “Представьте, что вы собираетесь в турпоход с группой друзей. Вам рассказали о чудесном месте для лагеря: лесная поляна недалеко от озера, вдали от цивилизации. Вы вместе в течение нескольких недель готовились к походу, и вот, наконец, пришел долгожданный день. Проделав довольно-таки длинный путь, вы пришли на поляну, принесли все, что необходимо для отдыха, включая одну большую палатку для ночлега. Рядом есть колодец с питьевой водой, и у вас есть разрешение на рубку деревьев и разведение костра. Больше никаких удобств нет, нет правил, нет взрослых и нет начальника лагеря. Вы разбиваете лагерь, плаваете и готовитесь прекрасно провести целую неделю!

Однако, к концу первого же дня уже возникли кое-какие разногласия по поводу организации жизни в лагере. Вы все понимаете, что необходимо договориться. Вы поводите собрание”.

Вопросы для обсуждения.

  • Назовите 4-5 проблем, которые могут стоять перед такой группой.
  • Как может быть решена каждая проблема?

Продолжение игровой ситуации. “После собрания все идет хорошо и в лагере заметны улучшения. Однако через пару дней возникают новые проблемы, которые надо решать вместе, чтобы они больше не возникали”.

Разделение на группы, каждой из которых предлагается комплект “ситуаций” для рассмотрения и принятия возможного решения.

3. Рефлексия занятия:

  • В этом упражнении вы с помощью правил защищали права каждого человека в лагере. Что бы произошло, если бы вы не смогли договориться о правилах или если бы никто их не соблюдал?
  • Что делает правило хорошим / плохим?
  • А законы? Должны ли всегда соблюдаться законы, даже если они плохи?
  • Некоторые правила и законы неписаные. Например, нравственные или религиозные законы. Почему люди соблюдают правила / законы, даже если они не обязаны делать этого?
  • Соблюдение правил и законов обычно обеспечивается наказанием или санкцией. Возможно, вы решили применить санкции в отношении людей, нарушивших правила поведения в лагере. Какова цель санкций? Какого рода санкции наиболее эффективны? Могут ли санкции иметь обратный или противоположный результат?

Карточки “Турпоход”

  1. Кто-то должен спать в палатке около двери, которая плохо закрывается. К утру вещи этого человека обычно намокают. Он или она жалуются, что их вещи будут испорчены. Что вы предпримите?
  2. На собрании вы договорились о правилах поведения в лагере. Но один из вас не соблюдает их. Как вы можете добиться соблюдения правил?
  3. Кто-то оставил кипящий чайник на костре и ушел плавать. Чайник упал в костер, и от искр загорелся край вашей палатки. Вы понимаете, что инцидент поставил вопрос о вашей безопасности. Могут возникнуть и другие проблемы. Что вы предпримете?
  4. Доставать воду из колодца - скучная работа. Каждый предпочел бы пойти поплавать. Но один из вас растянул сухожилие в руке и не может больше носить воду. Это означает, что нагрузка на всех остальных увеличивается. Что вы предпримете?
  5. У одного из вас есть радио, и он или она рано утром включает его на полную громкость. Это всех раздражает. Что вы предпримете?
  6. Вы все живете в одной палатке, но не можете договориться о том, как содержать ее в чистоте и порядке. Одни хотят, чтобы палатка была чистой все время, другие - нет. Споры по этому поводу портят атмосферу в лагере. Что вы предпримете?