Раздел к программе «Практическая психология для учащихся 7–11-х классов по теме: "Мой путь к карьере"»

Разделы: Школьная психологическая служба


Современные нестабильные социально-экономические условия, характеризующиеся быстрой сменой ценностей и целей, предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал «Успешного человека», обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в своего рода «рабочий капитал».

Среди качеств, которыми должен владеть подросток и которые позволили бы ему успешно адаптироваться к определённой системе социальных норм и ценностей, признанных в обществе, прежде всего такое - осмысленность жизни (наличие целей и перспективы в жизни).

Важная характеристика подростка - обращённость в будущее. Среди наиболее важных решений, которые необходимо принять в подростковом возрасте, это выбор профессии. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.

Исходя из этого, представляется чрезвычайно актуальным рассмотрение проблемы профессионального определения подростков.

Данная программа позволит молодым людям в доброжелательной и непринуждённой обстановке рассмотреть вопросы профессионального самоопределения.

Во время прохождения курса учащиеся смогут:

  • изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;
  • получить информацию о правилах выбора профессии;
  • определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Цель программы: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.

Программа включает в себя III раздела:

I раздел - Моделирование будущего;
II раздел - Профессиональное самоопределение;
III раздел - Проектирование профессионального пути.

В качестве задач I раздела можно выделить следующее: изучить наиболее важные для подросткового периода личностные образования; подвести учащихся к пониманию важности выбора цели жизни, продумывания жизненного плана, сформировать навыки постановки ближних и дальних целей, согласования целей и ценностей, «самопрограммирования» на успех.

Задачи II раздела заключаются в формировании общей готовности к самоопределению, активизации проблемы выбора профессии; выявлении профессиональных интересов и склонностей учащихся; расширении представлений о мире профессий и их особенностях; уточнении соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям.

Задачи III раздела: дать учащимся представление об основах стратегии выбора профессии, различных факторах, которые нужно учесть при выборе профессии; познакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к различным профессиям; сформировать навыки использования алгоритма принятия решений.

Программа рассчитана на учащихся 9-х классов, состоит из 17 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий составляет 1час 30 минут. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, сюжетно-ролевые игры, диагностические методики.

По своей структуре занятия состоят из следующих частей:

  • вводная часть, актуализирующая имеющийся опыт и житейские знания;
  • основная часть, направленная на формирование новых представлений (осуществляется с использованием ролевых игр, творческих этюдов, элементов психодрамы и т.д.);
  • заключительная часть, заключающая отработку личной стратегии поведения («аукционы идей», а также другие способы решения проблемных ситуаций) и осмысление полученного опыта, рефлексия.

В завершении курса учащимся предлагается творческая работа, которая заключается в написании проектов на следующие темы: «Как я представляю своё будущее», «Как я понимаю счастье», «В чём цель жизни» и т. д.

Тематический план

раздела / темы Темы Количество часов
I 1 2 3 4 5 Моделирование будущего Вводная беседа. Знакомство Самопрограммирование образа будущего Выбор жизненных целей Ценности и цели Дальние и ближние перспективы 5 1 1 1 1 1
II 1 2 3 4 Профессиональное самоопределение Практический блок Практический блок Практический блок Практический блок 4 1 1 1 1
III 1 2 3 4 5 6 7 8 Проектирование профессионального пути Классификация и выбор профессии Условия выбора профессии. Формула успеха У. Джеймса. Возможные затруднения при выборе профессии Процесс принятия решения. Ошибки при выборе профессий. Межличностное взаимодействие Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии Профессиональная игра «Перспектива» Тренинг развития профессиональных качеств Заключение. Подведение итогов 8 1 1 1 1 1 1 1 1

Содержание программы:

Раздел I. Моделирование будущего

Занятие 1

Тема 1. Вводная беседа. Знакомство

Цели:

  • знакомство участников группы;
  • введение в проблему профессионального и жизненного определения;
  • знакомство с понятием карьеры.

Упражнение «Те, кто…»
Упражнение «Здравствуй!»
Игра «Самая-самая»

Занятие 2

Тема 2. Самопрограммирование образа будущего

Цели:

  • подвести к пониманию продумывания жизненного плана;
  • сформировать навыки «самопрограммирования » на успех.

При моделировании будущего используется метод направленного воображения (самопрограммирования). Данный метод поможет создать яркий образ жизненно важной цели, образ, который имеет тенденцию «притягивать к себе настоящее».

Упражнение «Мой день через 10 лет»

Занятие 3

Тема 3. Выбор жизненных целей

Цель:

  • подвести к пониманию важности выбора цели в жизни.

Техника «Выбор жизненных целей»: тест ценностных ориентаций (М.Рокич); упражнение «Ассоциации»; упражнение «Письмо другу детства».

Занятие 4

Тема 4. Ценности и цели

Цель:

  • сформулировать навыки согласования целей и ценностей.

Упражнение «Согласование ценностей и целей». Данное упражнение выполняется при помощи приёма согласование ценностей и целей, т. е. приведение их в соответствие: согласуются ли цели, сформулированные как жизненно важные, с тем образом будущего, который был создан с помощью упражнения «Мой день через 10 лет».

Занятие 5

Тема 5. Дальние и ближние перспективы

Цель: сформулировать навыки постановки ближних и дальних целей.

Упражнение «Согласование дальней и ближней перспектив»: просчитать, какие цели должны быть достигнуты через 10 лет, чтобы увиденное претворилось в жизнь.

Литература к I разделу:

  1. Китаева М.В. Успешный учитель - успешный ученик. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
  2. Прутченков А.С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников. - М., 1996.
  3. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  4. Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов. Ярославль: Академия развития, 2001.
  5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
  6. Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / Под. ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2000.

Раздел II. Профессиональное самоопределение

Практический блок 1

Цели:

  • · формирование общей готовности к самоопределению;
  • · активизация проблемы выбора профессии;
  • · выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся;
  • · расширение представлений о мире профессий и их особенностях;
  • · уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям.

Игра «Кто есть кто?»
Игра «Подарок»
Игра «День из жизни профессионала»

Практический блок 2

Игра «Как здороваются представители разных профессий»
Методика «Карта интересов»

Практический блок 3

Упражнение «Угадай профессию»
Анкета.

Практический блок 4

Опросник по построению личной профессиональной перспективы (ЛПП). Данная методика используется для обобщённой и целостной оценки (и самооценки) перспектив профессионального и личностного развития.

Литература к II разделу:

  1. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. - СПб.: Питер, 2003.
  2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
  3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.; Воронеж, 1996.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: Изд-во ВЛАДОС, 1998.

Раздел III. Проектирование профессионального пути

Занятие 1

Тема 1. Классификация и выбор профессии

Цели:

  • дать учащимся представление об основах стратегии выбора профессии;
  • различных факторах, которые нужно учесть при выборе профессии.

Классификация профессий, основанная на предмете труда, разработанная Е.А. Климовым.
Типы личностей по Д. Голланду
Упражнение «Назови профессию»
Тест профессиональных предпочтений Д. Голланда

Занятие 2

Тема 2. Условия выбора профессии. Формула успеха У. Джеймса. Возможные затруднения при выборе профессии

Цели:

  • познакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к различным профессиям;
  • познакомить с причинами, которые вызывают затруднения при выборе профессии;
  • предложить шаги, которые можно сделать уже сейчас для того, чтобы приблизиться к профессиональному самоопределению.

Упражнение «Анализ по формуле»
Упражнение «Профессионально важные качества»

Занятие 3

Тема 3. Процесс принятия решения. Ошибки при выборе профессии

Цель:

  • сформировать навыки алгоритма принятия решения.

Предлагается алгоритм принятия решений, который можно приметить к любой ситуации, где требуется сделать выбор.

Занятие 4. Межличностное взаимодействие

Цель:

  • актуализация особенностей поведения каждого из участников в межличностном взаимодействии с целью учёта этих особенностей в совершении жизненного выбора.

Техника «Совместное рисование».

Занятие 5. Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии

Цель:

  • повышение интереса членов группы к самим себе; анализ способностей как одного из факторов выбора профессии.

Техника «Мои способности»

Занятие 6. Профориентационная игра «Перспектива»

Цель:

  • попробовать спланировать своё будущее, заранее спрогнозировать его, посмотреть на полученные результаты и изменить их в случае необходимости.

Занятие 7. Тренинг развития деловых качеств

Цель:

  • развить навыки построения делового разговора.

Сюжетно-ролевая игра «Устраиваемся на работу»

Занятие 8. Заключение. Подведение итогов

Цель:

  • получить наглядный результат своей работы.

Заполнение анкеты

Литература к III разделу:

  1. Барретт Дж. Карьера: способности и выбор. - М.: ООО «Изд-во АСТ.», 2003.
  2. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. - СПб.: Питер, 2003.
  3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М., 1998.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.
  5. Попова М.В. Психология растущего человека. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  6. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. - М.: Генезис, 2002.
  7. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  8. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2004.
  9. Чернявская А.П. психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

 

Список литературы:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов Вузов. - Екатеринбург, 1999.
  2. Барретт Дж. Карьера: способности и выбор. - М.: ООО «Изд-во АСТ.», 2003.
  3. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. - СПб.: Питер, 2003.
  4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М., 1998.
  5. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев, 1984.
  6. Китаева М.В. Успешный учитель - успешный ученик. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003
  7. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.
  8. Кучеренко Н.Б. Психология жизненного пути личности. - Томск: Издательство STT, 2001.
  9. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М.: Академия, 2001.
  10. Попова М.В. Психология растущего человека. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  11. Профориентация и психология: теория и практика. Материалы III-й региональной научно-практической конференции/ Науч.ред. Б.А. Разумов.- Томск: «Янсон», 2001.
  12. Прутченков А.С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников. - М., 1996.
  13. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
  14. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.; Воронеж, 1996.
  15. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. - М.: Генезис, 2002.
  16. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: Изд-во ВЛАДОС, 1998.
  18. Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов. Ярославль: Академия развития, 2001.
  19. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2004.
  20. Справочник для поступающих в учебные заведения Томска.- Томск: Областной центр профессиональной ориентации молодёжи и психологической поддержки населения, 2004.
  21. Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / Под. ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2000.
  22. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
  23. Чернявская А.П. психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  24. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998.
  25. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии, №6 - 1999.