Особенности проявления тревожности у учащихся подросткового возраста

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


“… Воспитание детей – рискованное дело,
ибо в случае удачи последняя приобретена
ценою большого труда и заботы, в случае же
неудачи – горе несравнимо ни с каким другим”.

Демокрит

Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для людей ХХ столетия, то проблемы тревожности и порожденные ею трудности наверняка займут одно из первых мест. И в этом нет ничего удивительного. Все больше людей живет в крупных городах, где человек на каждом шагу вынужден вступать в контакт с незнакомцами. Нагрузка на психику сейчас несравнимо больше, чем раньше. В этом виноват и сумасшедший темп жизни, и обилие информации, и калейдоскоп событий и лиц, мелькающий перед глазами любого, кто пройдется или проедется по городским улицам, посмотрит телевизор и прочее и прочее. Наши дети, естественно, делят с нами все эти трудности. Особенно, если учесть, что со второй половины 80-х годов в России произошли политические и социально-экономические изменения, приведшие к кризису. Время, особенно кризисное, существенно влияет на психические особенности людей.

Существует обширная литература, раскрывающая влияние социально-экономических условий в стране на жизнь подростков и юношей. Весь материал этих публикаций свидетельствует, а точнее, кричит о том, что жизнь подростков стала совершенно иной по сравнению с жизнью подростков докризисного периода, причем по самым различным показателям (условия обучения в школе, материальная база семьи, возможность продолжения учебы после школы, возможность реализовать мечту, быть здоровым и т.д.). Данных же о том, каковы психические особенности подростков кризисного времени явно не достаточно для оказания им психологической помощи. Дефицит этой информации связан и с конкретным временем, и с конкретным местом жизни подростков. Оказывается, что в условиях кризиса на разных его этапах существуют совершенно различные проявления в психологической жизни людей. Подростки 1993 года уже существенно отличаются от подростков 2002 года, подростки, живущие в одном районе Челябинска, отличаются от подростков, живущих в другом районе.

Ссылаясь на исследования, можно отметить, что наибольшую нагруженность проблемами имеют подростки 13 лет, а также 12-летние. К 16-летнему возрасту проблемная нагруженность ослабевает, исключение составляет лишь область будущего. На фоне общей проблемной озабоченности в каждом возрасте есть те области проблем, которые наиболее актуальны для конкретной возрастной группы. Так , в 12 лет, кроме отношения к будущему, остро переживаются взаимоотношения со сверстниками и проблемы взаимоотношений с родителями. В 13 и 14 лет проблема взаимоотношений с родителями выступает на первое место по сравнению с переживанием отношений со сверстниками. Безусловно, новым фактором является то, что уже в 12-13 лет возникает тревога в связи с будущем. От того, как будет переживаться подростковый кризисный этап ребенка в самом его начале (11-12 лет) будет зависеть во многом его дальнейшая жизнь.

Понимая, что для решения проблем (в частности: проблема межличностного взаимоотношения) подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности, мы начали лонгитюдное исследование, направленное на изучение проблем подростков, тем более, что новое время вносит существенные коррективы в развитие взаимоотношений между взрослыми и детьми, а также детей со своими сверстниками (что в этом возрасте играет огромную роль для дальнейшего гармонического развития личности).

Перед проведением исследования мы выдвинули гипотезу о том, что тревожность, связанная со школьной жизнью, наиболее выражается у детей в период начала подросткового возраста, заметно снижается к его завершению при правильно выбранном стиле воспитательного воздействия педагогов, родителей и коррекционно-развивающих занятий, проводимые психологом.

В исследовании принимали участие ученики 7а класса (в последующих годах – 9а класса) школы № 107 г. Челябинска, в количестве 13 человек.

Для выявления видов и уровней тревожности мы применили “Тест школьной тревожности Филлипса”.

Его особенностью и главным преимуществом перед многочисленными опросниками, фиксирующими так называемую “базовую” и “личностную” тревожность, является его деятельностная направленность. Он позволяет выявить уровень тревожности младшего подростка в различных школьных ситуациях, определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность и какие конкретно формы принимает. Это принципиально важная информация для последующей консультативной и психотерапевтической работы.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “да” или “нет”.

При обработке результатов выделяются вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58 вопрос ребенок ответил “да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “нет”. Ответы, несовпадающие с ключом, регистрируют проявления тревожности.

При обработке подсчитываются:

во-первых, общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка; если оно больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности;

во-вторых, число несовпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируя общее внутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Содержательная характеристика каждого синдрома:

  1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
  4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих способностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  8. Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Результаты исследования по тесту Филлипса учеников 7а класса занесены в табл. 1 и 2 (См. приложение 1). Из них видно, что показатели тревожности распределены следующим образом: самый большой процент очень высокой тревожности получился по шкале “Страх проверки знаний”. Совершенно не вызывает тревожности показатели шкал “Переживание социального стресса” (54% по шкале повышенной тревожности) и “Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу” (хотя по шкале повышенной тревожности он составляет 69%).

Следующий уровень – повышенная тревожность. По нему мы получили самый большой процент по шкалам “Фрустрация потребности в достижении успеха” (69%), “Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (69%)”, “Проблемы и страхи в отношении с учителями (69%)”, “Страх самовыражения (61%)”.

Результаты повторного исследования тех же учащихся 9а класса (через 2 года) сведены в таблицы 3 и 4 (См. приложение 2). Из сравнительного анализа данных этих таблиц можно заметить, что практически совсем снизились показатели очень высокой тревожности по всем шкалам, кроме шкалы “Страх ситуации проверки знаний” (22%). Большой процент повышенной тревожности остался по шкалам “Страх ситуации проверки знаний” (66%) и “Страх не соответствовать ожиданиям окружающих” (66%).

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели школьной тревожности имеют тенденцию возрастать к началу подросткового возраста (12-13 лет), что может объясниться сложностью начала кризисного периода, и постепенно снижаться к концу подросткового возраста (14-15 лет). При благоприятных условиях и психологической поддержке со стороны социального окружения эти дети будут испытывать эмоциональный комфорт. Психика детей младшего подросткового возраста еще пластична и открыта воздействию со стороны взрослых (важно, чтобы оно было положительным). Проведенная психокоррекционная работа повлияла на изменение эмоциональной сферы детей в лучшую сторону, а именно, произошло заметное снижение высокой тревожности по всем шкалам.

Приложение 1.

Приложение 2.