Программа психологической поддержки и повышения уровня готовности первоклассников в школе "Ребята, давайте жить дружно!"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цельи:

  • развитие групповых структур и процессов;
  • поддержание благоприятного внутригруппового климата;
  • снятие психологического напряжения и установление добрых отношений в группе;
  • сплочение и организационное развитие детского сообщества.

Занятие 1.

Упражнения – Знакомство: назвать своё имя, передать мячик соседу, который также называет своё имя. Мячик передаётся, пока все участники не назовут соё имя.

Цветок – имя, нарисовать цветок, который подходит к твоему имени.

Приветствия для занятий:

Давайте дружно будем жить
И дружбой нашей дорожить
И никогда не ссориться –
Тогда дела все спорятся.

Шалтай-болтай – покажите, как вы умеете веселиться, болтать руками, ногами, вертеть головой.

Шалтай-болтай сидел на стене
Шалтай-болтай свалился во сне.

Два друга – послушайте стихотворение и оцените поведение ребят:

Пришли два друга на речку загорать.
Один решил купаться –
Стал плавать и нырять.
Другой сидит на камушке и смотрит на волну,
И плавать опасается: “А вдруг я утону?”
Пошли зимой два друга кататься на коньках.
Один стрелою мчится – румянец на щеках!
Другой стоит растерянный у друга на виду
“Тут тесно, очень скользко, а вдруг я упаду”.
Гроза дружков застала однажды на лугу.
Один пробежку сделал –
Согрелся на бегу.
Другой дрожал под кустиком,
И вот дела плохи:
Лежит под одеялами:
“Кха – кха!.. Апчхи! Апчхи!

Занятие 2. Упражнения

Солнышко и тучка – напряжение и расслабление мышц туловища.

Аутотренинг – представьте, что вы дерево, как вы чувствуете себя, почувствуйте энергию солнца, энергию воздуха.

Каждый из ребят рассказывает о своих ощущениях.

Рисунок дерева – дети рисуют каждый своё дерево.

Поменяйся местами, по какому либо признаку – поменяться местами те у кого (одинаковый цвет глаз, волос, что-либо одинаковое в одежде и т. д.).

Рефлексия занятия, обсуждение занятия.

Занятие 3. Игротерапия –

“Съедобное несъедобное”,

“Дракон кусает свой хвост”,

“Поймай рыбку”,

“Колечко”.

Игры проходят под весёлую музыку, все дети награждаются сладкими призами.

Занятие 4. Сказкотерапия –

Игра сказка – “Курочка Ряба”.

Чтение и разучивание сказки.

Подготовка декораций.

Разучивание ролей, инсценирование сказки.

Занятие 5. Упражнение – рассказ о себе. Детям предлагают рассказать о себе что-нибудь хорошее о своих привычках, умениях, качествах, поступках.

Комплименты – бросают мячик любому участнику со словами: “Мне нравится в тебе, что ты…”, получивший мяч бросает его другому с теми же словами.

Подарки – участникам предлагают придумать подарок для стоящего справа соседа, называть предмет не надо, надо жестами и мимикой показать, что это такое, ребёнок должен догадаться, что это за подарок и принять его.

Вопрос о тебе – участникам задают любые вопросы.

Моё настроение – участникам предлагают красками изобразить своё настроение.

Игра – танец – под весёлую музыку дети танцуют.

Занятие 6. Упражнение - “Консператор”.

Водящему завязывают глаза, он должен определить, кого из детей к нему подвели.

Диалог добра и зла – по карточкам дать понятия добрым и злым словам.

Слова добра: дружба, любовь, радость, мир и т.д.

Слова зла: война, вражда, ужас, гнев.

Злые – добрые кошки – показать мимикой и жестами злую и добрую кошку.

Кого или чего я не боюсь – нарисовать свой страх и порвать рисунок.

Занятие 7. Упражнение – “Комплименты”. (См. упражнение №5).

Сказка о Маугли. Прочитать отрывок из одноимённой сказки, дети отвечают на вопросы: Кто приветствовал волка? Каким по характеру был шакал? О чём он говорил в приветствии? Какие звери живут в джунглях?

Игра – пантомима: изобразить зверей по сказке.

“Кем я себя ощущаю?” Раздают листочки с вопросами: “Я ощущаю себя багирой, когда…”, “Я ощущаю себя Балу, когда…”, “Я ощущаю себя тигром, когда…” и т. д. по всем животным.

Ночь и день в джунглях (подвижная игра). День – двигаются, играют; ночь – замирают.

Рисунок зверя, нарисовать зверя из сказки о Маугли.

Занятие 8. Упражнение “Дружная семья” - нарисовать свою семью.

День рождение кота Леопольда – придумать поздравления и поздравить друг друга.

“Дарю улыбку” - смехотерапия.

Совместный рисунок семьи – на одном большом листе нарисовать свою семью.

Занятие 9. Упражнение – “Займи свой домик” - подвижная игра.

Пантомимика – изобразить любимое животное.

“Три поросёнка” - театрализация.

Занятие 10. Упражнение – разрезные картинки-составить из разрезанных картинок одну большую картину.

Придумаем загадку.

Что лишнее.

Танец-игра – под весёлую музыку, зеркальное упражнение (один показывает, все повторяют).

Занятие 11. Арт – терапия – “рисуем круги”:

  1. Настрой – упражнение – каракули, передача листа по кругу, рисунок по кругу.
  2. Индивидуальная работа – нарисовать кружок желаемого размера, понравившегося цвета. Нарисовать ещё два круга, обвести контур появившегося рисунка, заполнить пространство значками или символами, соединить линиями круги и символы.
  3. Коллективная работа – переходить в округ листов, дорисовывать рисунки, подписать добрыми словами.
  4. Рефлексия занятия.

Занятие 12. Сказкотерапия – кукольный театр – игра – сказка “Репка”.

Распределение ролей, разучивание слов.

Подготовка декораций и кукол.

Инсценирование сказки.

Занятие 13. Упражнение – “Я глазами других” - рассказать о своих товарищах и послушать высказывания о себе.

Какой я? Нарисовать свой портрет.

Зачем нужно знать себя? – игра – танец – показать свои возможности.

Рефлексия занятия.

Подвести итог всему тренингу.