Интегрированный урок обществознание + психология по теме: "Деятельность и общение"

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Урок по теме “Деятельность и общение”, представленный на Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, является частью курса “Обществознание” для 10 класса. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии.

Программа курса “Обществознание” - 8-9 класс и “Человек и общество” - 10-11 класс, обеспеченная учебниками авторского коллектива под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, призвана помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в окружающем социуме, выработать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, утвердить себя как личность.

Что такое человек? Чем он отличается от других живых существ? Какое место занимает в мире природы? Как строит свои отношения с другими людьми? Как различить добро и зло? В чем заключается подлинная свобода человека? Эти и многие другие вопросы предстоит рассмотреть в курсе обществознания.

Курс является интегрированным, так как включает в себя сведения из целого ряда общественных наук, таких как: экономика, философия, социология, социальная психология, политология, этика, право…

Курс “Обществознание” - 8-9 класс и “Человек и общество” - 10-11 класс, включает в себя разделы психологии, социологии, социальной психологии и социальной конфликтологии.

Одним из направлений работы педагога-психолога в школе является психологическое просвещение учащихся. Таким образом, закономерной стала идея проведения интегрированных уроков педагогом-психологом и педагогом-предметником по обществознанию с целью разнообразить форму и содержание предметных занятий в разделе психологии, социальной психологии, социологии и социальной конфликтологии, а также с целью популяризировать психологические знания, научить ребят использовать психологические знания в повседневной личной и общественной жизни.

Программа курса содержит модуль из 17 уроков для обучающихся в 8-11 классах. На Фестиваль мы представляем интегрированный урок-практикум по теме “Деятельность и общение” 10 класс.

Это определило цели урока:

  1. Рассмотреть общение с точки зрения соотношения деятельности и общения и своеобразия этого вида проявления человеческой активности.
  2. Научить ребят использовать психологические знания в личной и общественной жизни.

Задачи:

  1. Охарактеризовать общение как своеобразную деятельность; сформировать научные знания о структуре и закономерностях общения.
  2. Способствовать формированию умения применить психологические знания в повседневной жизни.
  3. Способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения как проявления их активности.
  4. На примере изучения общения развивать такие качества, как внимательность, толерантность, и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.

К предполагаемым результатам изучения данной темы следует отнести:

  1. Формирование представления о следующих понятиях: деятельность, общение (невербальное и вербальное), диалог, интерактивное общение.
  2. Формирование умений и навыков практического применения психологических знаний (самопознания, самодиагностирования, выполнения ряда социальных ролей и пр.).
  3. Воспитание необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.

Знать:

  • указанные термины и понятия;
  • приемы социально-психологического взаимодействия;
  • особенности группового и личностного общения.

Уметь:

  • взаимодействовать в социуме;
  • диагностировать и анализировать ситуацию;
  • быть успешным в любом виде деятельности.

Общеучебные умения и навыки:

  • диагностика и самодиагностика;
  • психологический анализ ситуации;
  • рефлексия.

Форма урока: практикум (занятие с элементами практических упражнений и последующим их обсуждением).

Тип: урок коррекции знаний и умений.

Методы и приемы:

  • беседа;
  • психологические упражнения;
  • экспресс-диагностика;
  • самодиагностика;
  • игровые приемы и упражнения;
  • рефлексия.

Ход урока

Сегодня мы приступаем к практическому занятию по теме “Деятельность и общение”. Начнем с изучения особенностей собственного общения. Экспресс-диагностика “Умеешь ли ты общаться?” (Приложение 1).

Целью урока для каждого будет подтвердить или опровергнуть результаты тестирования.

  • Итак, дайте определение понятию общения.
  • Дайте определение понятию "деятельность".

В образе жизни высших животных и человека выделяют 2 стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами.

Первый вид контактов способствует созданию предметов материальной и духовной культуры, другой вид контактов – взаимодействие живых существ друг с другом, способы обмена различной информацией. Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью.

Беседа по материалам предшествующего лекционного занятия.

Каковы основные функции общения?

Каково соотношение понятий “деятельность” и “общение”?

Существует два распространенных взгляда на общение:

А. Общение - это сторона любой совместной деятельности, поскольку сама деятельность есть не только труд, но и взаимодействие в процессе труда.

Б. Общение - особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями и действиями. (Данные взгляды размещены на доске).

Какой из приведенных взглядов вы разделяете?

  1. Только А.
  2. Только Б.
  3. И А, и Б.
  4. Ни А, ни Б.

Аргументируйте свой выбор.

Существует 2 вида общения.

Общение

Вербальное

Невербальное

Приемы и средства

Умение слушать

Умение говорить

Коммуникация

Умение вести диалог

Выразительные средства (интонация темы, тембр)

Интерактивное общение (общение в деятельности)

Мимика

Пантомимика

Визуальное общение

Чтобы закрепить эти знания, проведем серию практических упражнений в микрогруппах (3 микрогруппы) (Приложение 2).

Алгоритм работы в группах:

  • внимательно познакомиться с заданием и показать его результат для класса;
  • начать представление деятельности группы с формулировки целей и задач.

Микрогруппа 1

Вербальное общение

Задача: Соотнести интонацию и результат общения.

Микрогруппа 1

Невербальное общение

Задача: Показать возможные средства замены невербального общения.

Вопрос к учащимся: Какие приемы и средства вербального и невербального общения продемонстрировали участники микрогруппы 1?

Микрогруппа 2

Вербальное общение

Задача: Слушать собеседника, при этом говорить о своем, склоняя собеседника на сторону своего мнения, показать умение контактировать.

Микрогруппа 2

Невербальное общение

Задача: Продемонстрировать позы и жесты, как средства невербального общения.

Вопрос к учащимся: Какие приемы и средства вербального и невербального общения продемонстрировали участники микрогруппы 2?

Микрогруппа 3

Вербальное общение

Задача: Показать особенности коммуникативного общения.

Микрогруппа 3

Невербальное общение

Задача: Показать возможные позиции сидящих в общении.

Вопрос к учащимся: Какие приемы и средства вербального и невербального общения продемонстрировали участники микрогруппы 3?

Итог урока:

  • Итак, подтвердились ли на уроке ваши представления о самих себе, особенностях своего общения?
  • Что вам известно о связи деятельности и общения, общения в целом?
  • Какая связь существует между вербальным и невербальным общением?
  • Какой вид общения является наиболее важным, значимым?

Литература

Учебно-методическая

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2000.
  2. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. М. Просвещение, 1997.
  3. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу “Обществознание - 8-9 класс”, “Человек и общество - 10-11 класс”. М. Просвещение, 2001.
  4. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М. “Педагогический поиск”, 2004.

Психологическая

  1. Карелин А.А. Психологические тесты. 1,2 том. М. “Владос”, 2003.
  2. Петрусинский В.В. Игра: обучение, тренинг, досуг. М. Высшая школа, 1998.
  3. Кумар В. Ваш психологический портрет. СПб. Питер Пресс, 1996.
  4. Кулагина И.Ю. Личность школьника. М. Сфера, 1999.
  5. Кравченко А.И. Введение в социологию. М. Просвещение, 1997.
  6. Зинченко В.П. Как построить свое Я. М. Просвещение, 1991.
  7. Донцов А.И. Психология коллектива. М. Знание, 1987.