Урок по теме “Деятельность и общение”, представленный на Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, является частью курса “Обществознание” для 10 класса. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии.
Программа курса “Обществознание” - 8-9 класс и “Человек и общество” - 10-11 класс, обеспеченная учебниками авторского коллектива под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, призвана помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в окружающем социуме, выработать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, утвердить себя как личность.
Что такое человек? Чем он отличается от других живых существ? Какое место занимает в мире природы? Как строит свои отношения с другими людьми? Как различить добро и зло? В чем заключается подлинная свобода человека? Эти и многие другие вопросы предстоит рассмотреть в курсе обществознания.
Курс является интегрированным, так как включает в себя сведения из целого ряда общественных наук, таких как: экономика, философия, социология, социальная психология, политология, этика, право…
Курс “Обществознание” - 8-9 класс и “Человек и общество” - 10-11 класс, включает в себя разделы психологии, социологии, социальной психологии и социальной конфликтологии.
Одним из направлений работы педагога-психолога в школе является психологическое просвещение учащихся. Таким образом, закономерной стала идея проведения интегрированных уроков педагогом-психологом и педагогом-предметником по обществознанию с целью разнообразить форму и содержание предметных занятий в разделе психологии, социальной психологии, социологии и социальной конфликтологии, а также с целью популяризировать психологические знания, научить ребят использовать психологические знания в повседневной личной и общественной жизни.
Программа курса содержит модуль из 17 уроков для обучающихся в 8-11 классах. На Фестиваль мы представляем интегрированный урок-практикум по теме “Деятельность и общение” 10 класс.
Это определило цели урока:
- Рассмотреть общение с точки зрения соотношения деятельности и общения и своеобразия этого вида проявления человеческой активности.
- Научить ребят использовать психологические знания в личной и общественной жизни.
Задачи:
- Охарактеризовать общение как своеобразную деятельность; сформировать научные знания о структуре и закономерностях общения.
- Способствовать формированию умения применить психологические знания в повседневной жизни.
- Способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения как проявления их активности.
- На примере изучения общения развивать такие качества, как внимательность, толерантность, и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.
К предполагаемым результатам изучения данной темы следует отнести:
- Формирование представления о следующих понятиях: деятельность, общение (невербальное и вербальное), диалог, интерактивное общение.
- Формирование умений и навыков практического применения психологических знаний (самопознания, самодиагностирования, выполнения ряда социальных ролей и пр.).
- Воспитание необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.
Знать:
- указанные термины и понятия;
- приемы социально-психологического взаимодействия;
- особенности группового и личностного общения.
Уметь:
- взаимодействовать в социуме;
- диагностировать и анализировать ситуацию;
- быть успешным в любом виде деятельности.
Общеучебные умения и навыки:
- диагностика и самодиагностика;
- психологический анализ ситуации;
- рефлексия.
Форма урока: практикум (занятие с элементами практических упражнений и последующим их обсуждением).
Тип: урок коррекции знаний и умений.
Методы и приемы:
- беседа;
- психологические упражнения;
- экспресс-диагностика;
- самодиагностика;
- игровые приемы и упражнения;
- рефлексия.
Ход урока
Сегодня мы приступаем к практическому занятию по теме “Деятельность и общение”. Начнем с изучения особенностей собственного общения. Экспресс-диагностика “Умеешь ли ты общаться?” (Приложение 1).
Целью урока для каждого будет подтвердить или опровергнуть результаты тестирования.
- Итак, дайте определение понятию общения.
- Дайте определение понятию "деятельность".
В образе жизни высших животных и человека выделяют 2 стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами.
Первый вид контактов способствует созданию предметов материальной и духовной культуры, другой вид контактов – взаимодействие живых существ друг с другом, способы обмена различной информацией. Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью.
Беседа по материалам предшествующего лекционного занятия.
Каковы основные функции общения?
Каково соотношение понятий “деятельность” и “общение”?
Существует два распространенных взгляда на общение:
А. Общение - это сторона любой совместной деятельности, поскольку сама деятельность есть не только труд, но и взаимодействие в процессе труда.
Б. Общение - особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями и действиями. (Данные взгляды размещены на доске).
Какой из приведенных взглядов вы разделяете?
- Только А.
- Только Б.
- И А, и Б.
- Ни А, ни Б.
Аргументируйте свой выбор.
Существует 2 вида общения.
Общение
Вербальное |
Невербальное |
Приемы и средства |
|
Умение слушать Умение говорить Коммуникация Умение вести диалог Выразительные средства (интонация темы, тембр) Интерактивное общение (общение в деятельности) |
Мимика Пантомимика Визуальное общение |
Чтобы закрепить эти знания, проведем серию практических упражнений в микрогруппах (3 микрогруппы) (Приложение 2).
Алгоритм работы в группах:
- внимательно познакомиться с заданием и показать его результат для класса;
- начать представление деятельности группы с формулировки целей и задач.
Микрогруппа 1 |
Вербальное общение |
Задача: Соотнести интонацию и результат общения. |
Микрогруппа 1 |
Невербальное общение |
Задача: Показать возможные средства замены невербального общения. |
Вопрос к учащимся: Какие приемы и средства вербального и невербального общения продемонстрировали участники микрогруппы 1?
Микрогруппа 2 |
Вербальное общение |
Задача: Слушать собеседника, при этом говорить о своем, склоняя собеседника на сторону своего мнения, показать умение контактировать. |
Микрогруппа 2 |
Невербальное общение |
Задача: Продемонстрировать позы и жесты, как средства невербального общения. |
Вопрос к учащимся: Какие приемы и средства вербального и невербального общения продемонстрировали участники микрогруппы 2?
Микрогруппа 3 |
Вербальное общение |
Задача: Показать особенности коммуникативного общения. |
Микрогруппа 3 |
Невербальное общение |
Задача: Показать возможные позиции сидящих в общении. |
Вопрос к учащимся: Какие приемы и средства вербального и невербального общения продемонстрировали участники микрогруппы 3?
Итог урока:
- Итак, подтвердились ли на уроке ваши представления о самих себе, особенностях своего общения?
- Что вам известно о связи деятельности и общения, общения в целом?
- Какая связь существует между вербальным и невербальным общением?
- Какой вид общения является наиболее важным, значимым?
Литература
Учебно-методическая
- Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2000.
- Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. М. Просвещение, 1997.
- Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу “Обществознание - 8-9 класс”, “Человек и общество - 10-11 класс”. М. Просвещение, 2001.
- Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М. “Педагогический поиск”, 2004.
Психологическая
- Карелин А.А. Психологические тесты. 1,2 том. М. “Владос”, 2003.
- Петрусинский В.В. Игра: обучение, тренинг, досуг. М. Высшая школа, 1998.
- Кумар В. Ваш психологический портрет. СПб. Питер Пресс, 1996.
- Кулагина И.Ю. Личность школьника. М. Сфера, 1999.
- Кравченко А.И. Введение в социологию. М. Просвещение, 1997.
- Зинченко В.П. Как построить свое Я. М. Просвещение, 1991.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М. Знание, 1987.