Психологическое оружие XXI века

Разделы: Школьная психологическая служба


Вербовка в секты.

Обыкновенно люди не ищут секту, чтобы в нее попасть. Секты ищут людей, чтобы завербовать их. Вовсе не обязательно перековать состояние потерянности, депрессии или не уверенности в себе, чтобы попасть на вербовочные приемы секты, люди обычно попадают в секту, потому что:

  • они не знают, чем эта группа является на самом деле;
  • вербовщики не говорят им честно и искренне об истиной природе секты;
  • вербовщики не сообщают им о всех требованиях, которые будут предъявляться к члену группы;
  • вербовщик выглядит искренне дружелюбным и откровенным;
  • вербовщик является другом или членом семьи, и вы не верите, что он может обмануть вас.

Мышление

Сектантское мышление является способом биполярного видения мира: черное и белое, спасенное и осужденное, добро и зло. В их мире нет места для полутонов. Лица и движения воспринимают себя в “белой, спасенной, доброй” категории. Сектантское мышление может привести к нетерпимости и экстремизму.

Особенно часто оно встречается во времена личных кризисов, социальных и экономических.

Приемы манипулирования базируются на двух основных принципах:

  1. Если можно заставить человека вести себя так, как хотите, можно заставить его поверить в то, что хотят.
  2. Внезапные перемены среды, настроения могут сделать человека особенно подверженным влиянию и привести его к переменам мироощущения, системы ценностей и веры.

Они могут длительно контролировать своих членов, используя:

Изоляцию.

Если вы отделены от общества друзей, родственников и привычного окружения, то можете утратить собственное ощущение действительности.

Социальное групповое давление.

Эксплуатируется чувство принадлежности к социуму, вы можете начать подавлять в себе сомнения по отношению к идеям группы.

Вину.

Учение группы о спасении подкрепляется намеренным преувеличением “грехов” вашей жизни.

Страх.

Лояльность группе (движению, течению) и подчинение её правилам и идеологии может достигаться путем запугивания, а также угрозой серьезных духовных и физических последствий, вытекающих из различных нарушений.

Бомбардировку любовью.

Чувство единой семьи, принадлежности может быть искусственно создано постоянными объятиями, поцелуями, прикосновениями и лестью.

Отсутствие всего личного.

Вам не оставляют времени на самого себя, вам нельзя побыть в одиночестве и тогда вы можете утратить способность объективно мыслить и оценивать ситуацию “со стороны”, “в перспективе”.

Усталость.

Если вы не получаете необходимого отдыха, вы можете утратить способность ориентироваться в обстановке и сделаться подверженным влиянию, в особенности если при этом вас ставят во все новые и не привычные для вас положения и представляют противоречивую информацию, в которой нет времени разобраться.

Рекомендации классным руководителям и социальным педагогам.

Необходимо довести до сведения учащихся старших классов некоторые признаки сект:

  1. В группе ты найдешь именно то, что до сих пор напрасно искал. Она знает абсолютно точно, чего тебе не хватает.
  2. Уже первая встреча открывает для тебя полностью новый взгляд на вещи.
  3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто объясняет любую проблему.
  4. Трудно составить точную характеристику группы, твои новые друзья говорят: “Это не возможно объяснить, ты должен пережить это - пойдем сейчас с нами в наш центр”.
  5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
  6. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием, традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
  7. Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты.
  8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
  9. Твоя группа - это элита. Остальное человечество тяжело больное, глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасти себя.
  10. Ты должен стать немедленно членом группы.
  11. Группа ограничивает себя от остального мира, например, одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
  12. Группа желает, чтобы ты разорвал свои “старые” отношения, так как они препятствуют своему развитию.
  13. Твои сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
  14. Группа наполняет все свое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями.
  15. Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.
  16. Если ты начинаешь сомневаться, то обещанный успех не приходит, поскольку ты якобы недостаточно много работаешь над собой или слишком слабо веришь.
  17. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.

Рекомендации для администрации.

 

  1. Пригласите к себе школьного психолога, социального педагога.
  2. Познакомьтесь с представителями группы, записав данные личности и название организации, движения и т.д.
  3. Посмотрите, есть ли эта организация в списках наиболее известных нетрадиционных религиозных групп, религиозных течений, движений и общественных организаций религиозной направленности.

В краткой беседе постарайтесь выяснить основное направление движения, его цели, задачи.

  1. Попросите краткое содержание информационного материала и внимательно ознакомьтесь.
  2. Обязательно направьте работника школы на занятия данной организации, проводимые с учащимися.
  3. Сообщите информацию о данной организации в соответствующее Управление образования и отдел по религиям и национальностям при администрации.

Рекомендации для родителей.

  1. Обратить внимание, есть ли изменения в поведении ребенка:
  • состояние потерянности, депрессии;
  • чтение книг религиозного характера;
  • замкнутость или чрезмерная болтливость на философские темы;
  • трата денег;
  • просмотр СМИ религиозного характера;
  • изменения в учебе (в положительную или отрицательную сторону).
  1. Попробовать побеседовать с подростком и выяснить его отношение к религии, его интересы, его зависимость от группы, течения и т.д.
  2. Проконсультироваться у специалистов (психологов в школе, в комитете по делам молодежи, в комитете национальностей, религиозных и общественных организаций) по данной проблеме.
  3. Проконсультироваться у подросткового психиатра (по направлению психолога).

Профилактические мероприятия в школе.

  1. Проведение родительских собраний по данной проблеме (с приглашением специалистов).
  2. Проведение классных часов со старшеклассниками (с приглашением специалистов).
  3. Проведение инструктажа с классными руководителями.
  4. Оформление информационных зон для учащихся старших классов.
  5. Проведение мероприятий для обратной связи: декады, сочинения, плакаты, деловые игры, анкетирование, показ фильмов, выставки книг в библиотеке, написание рефератов. Посещение выставок, музеев и т.д.
  6. Учащихся, поддающихся манипулированию, взять на контроль.
  7. Использование материалов по деятельности сект при составлении календарно-тематического планирования и проведении уроков в курсах “Истории”, “Обществознания” и “Граждановедения”.
  8. Проведение психологами тренинговой работы по предотвращению психологического влияния на обучающихся.

Наиболее известные нетрадиционные религиозные организации, религиозные группы, религиозные течения, движения и общественные организации религиозной направленности.

В скобках указаны другие наименования религиозных культов и течений, употребляемые в СМИ, курсивом выделены их “дочерние” организации, СМИ и употребляемые социальные акции.

  1. “Агни-йога” (“Учение жизни”, “рериховцы”, “учение Рерихов”) Николая и Елены Рерихов.
  2. “Уральский духовно - этический центр им. Рериха” (Челябинск)
    “Бажовская академия сокровенных знаний” (Челябинск)
    “Атлантида” - печатный орган Бажовской академиии.

  3. “Ананда Марга” Ананды Мурти (Прабхат Ранджан Саркар).
  4. Центр “Ананда” (Духовное братство “Ананда”, “Общество крия йоги”, группа “Утренний свет”) последователей Парамахамса Йогананды.
  5. Культ Ауробиндо Гхоша.
  6. АУМ Сенрике” (“Движение истины АУМ”, “буддийская община”) Секо Асахары (Тидзуо Мацумото).
  7. “Бахан” (“бахаисты”) Мирзы Хусейна Али Нури (Баха-Улла).
  8. “Белая экология” (“Всероссийский центр духовного и физического здоровья”, “экология духа”, “белые экологи”) “духовного учителя Иванова”.
  9. “Белое братство” (“Международный институт души Атма”, “Великое белое Братство”, ББ, “юсмалиане”, “юсмалитяне”) Марии Дэви (Марины Цвигун), Иоанна (Юоанн) Свами (Юрий Андреевич Кривоногов) и “папы живой церкви Иоанна Петра II” (В. Ковальчук). “Атма” (газета), “Юсмалос” (газета).
  10. Богородичный Центр” (“Российская Марианская Церковь”, “Церковь Божией Матери Преображающейся”, “Община Божией Матери”, “секта Иоанна Береславского”, Фонд “Новая Святая Русь”, “Мария ХХI век”, “Вселенская Параклитская Богородичная Церковь”, “Церковь Третьего Завета”, “синие рыцари”) Иоанна Береславского (В. Янкельман) и “отца Петра” (С. Большаков).“Рыцарь Веры” (газета).
  11. “Миссия Божественного Света” Прем Нагара и Махараджи Джи. “Брахма Кумарис” (“Брахма Кумарис Международный Духовный Университет” - Brahma Kumaris World Spiritual University) Дады Леграджа (Праджапита Брахман). “Общество самопознания” (США).
  12. “Церковь Виссариона” (“Церковь Последнего Завета”, “Община Единой Веры”) Сергея Торопова. “Эконосферное поселение Тиберкулы”. Межрегиональная общественная организация “Мастерская жизни человека”.
  13. Учение Порфирия Иванова (“Ивановцы”). “Дом здоровья” (Украина). Центр “Начало” (Москва).
  14. “Международное Общество Создания Кришны” (ISKCON, МОСК, “кришнаиты”) Свами Прабхупады (Абхай Чаран Де).
  15. Учение Карлоса Кастанеды (“Центр предвидения и магической защиты” - московский филиал “Американского шаманского центра”).
  16. “Мормоны” (“Церковь Иисуса Христа Святых последних дней”) Иосифа Смита.
  17. “Церковь Муна” (The Holy Spirit Association for the Unification of World Christianity (HSA - UWC), “Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства (АСД - ОМХ), Церковь Объединения”, “Церковь Унификации”, “муниты”, “Движение Объединения”) “преподобного” Сан Мен Муна.
    - Вызовская ассоциация по изучению принципа (КАРП) - The Collegiate
    Association for the Research of Principles (CARP).
    - Международный фонд образования (МФО) - The International Educational Foundation (IEF) - издатель учебных пособий “Мой мир и я”, “Любовь, жизнь, семья” (по “проблемам полового воспитания школьников”).
    - Федерация семей за единство и мир во всем мире - Family Federation for World Peace and Unification.
    - Уральская международная федерация семей за единство и мир во всем мире (УМ ФСЕММ, Екатеринбург).
    - “Уральский вестник” (газета - орган УМ ФСЕММ).
    Международный религиозный фонд.
    Ассоциация профессоров за мир во всем мире.
    Межрегиональная федерация за мир во всем мире.
    Международная женская ассоциация.
    Международный культурный фонд.
    Всемирная ассоциация работников средств массовой информации.
    Международная конференция за единство наук и т.д
    Всего около 50-й названий организаций и средств массовой информации.
  18. Радастея” (“Ритмология”, “Наука живого ритма”) Евдокии Марченко.
  19. Культ Раджниша (Раджниш Чандра Мохан, Бхагван Шри Раджниш) - “Единственная религия”, OSHO Commune International.
  20. “Рэйки” (“Кадуцей”) Микащ Усуи.
  21. “Сайентология” (“Церковь сайентология”) Рона Хаббарда.
    Центры дианетики.
    Гуманитарные центры Хаббарда
    Система Хаббарда - колледжей (Административная технология Хаббарда).
    “Нарконон” - организация по борьбе с наркоманией.
    “Криминон” - центры реабилитации осужденных.
    Гуманитарные центры детоксикации человека.
  22. Сахаджа-йога” Шри Матаджи Нирмала Деви.
    “Помоги себе сам” (Москва).
  23. “Свидетели Иеговы” (“Издательское общество сторожевой башни Сиона”, “Общество “Сторожевой башни”, “иеговисты”) Чарльза Тейза Рассела.
  24. “Семья” (“Семья любви”, “Дети Божии”, “секта Дэвида Берга”, “Союз независимых христианских миссионерских общин” Мозе Дэвида (Моисей - Дэвид, МО) Брандта Берга.
    “Кидди-Видди” - серия образовательных музыкальных передач для обучения детей “моральным принципам”.
  25. Культ Статьи Сан Бабы (“Shri Satya Sai Seva Organisation”, организация Статья Саи русскоговорящих стран” - Санкт-Петербург).
  26. Теософия Елены Блаватской.
  27. Трансцендентальная медицина” (ТМ, “Наука творческого интелекта” НТИ), “Наука созидательного интеллекта”) Махеш Прасад Вармы (Махариши Михеш Йоги).
    “Международный университет Махариши” (США).
    “Колледж естественного закона” (США).
    “Партия природных законов” (Франция).
    Фонд “Аюрведа” (Франция)
    “Международный университет Махариши” (Москва).
    “Международный институт технологий Махариши” (Аюрведа Махариши) (Москва).
  28. Троянова тропа”.
  29. Холодинамика” Вернова Вульф.
  30. Церковь Христа” (“Бостонское движение”) пастора Кипа Мак - Кина.
    “Общества исторической литературы” (Лондон).
    “Общества библейской литературы” (Лондон).
  31. Культ Шри Чинмоя.
    “Комитет мира”
    “Ходьба мира” (“Бег мира”, “Пробег мира”).
    “Медитация мира в Организации объединенных наций”.
  32. Миссия Чайтаньи “Институт Знания о Тождественности” Джагат Гуру Сиддхасварупананды Парамахамсы Крис Батлера.
  33. Центр “Юнивер” Жана Гавэра (Иван Гаврилюк).
    Культурно-просветительское общество “Родник”.

БИБЛИОГРАФИЯ.

  1. Архимандрит Рафаил. Церковь и мир на пороге апокалипсиса. - М.,1999г.
  2. Дворкин А. Сектоведение. - Нижний.Новгород,. 2000г.
  3. Евменов Д.Б История создания и учение “Общества Сторожевой башни”. - М.,1998г.
  4. Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна. -М., 1999г.
  5. Нетрадиционная религиозная организация, религиозные группы, религиозное течение, движение и общественные организации в религиозной направленности / сост. А.М Хамзина, И.И Аносов. - Челябинск, 2000
  6. Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. - М., 1994
  7. Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература. – 1996. - №8.
  8. Чалдини. Р. Психология влияния. - СПБ., 1999г.
  9. Щипков А. Во что верит Россия. Курс лекций. - СПБ., 1998г.