В процессе проводимого диагностического исследования разработана программа социально-психологических тренингов коррекции и развития коммуникативных навыков подростков. Данная программа направлена на достижение социального успеха подростками, развитие навыков эффективного общения и уверенного поведения.
На наших тренингах подростки получают теоретические знания, касающиеся того, как “правильно” общаться, налаживать контакт, строить беседу, выходить из конфликта, а самое ценное – имеют возможность практической отработки навыков в сфере общения.
Основным предметом внимания программы, является:
- взаимодействие между подростками, в частности, в коллективе;
- способы разрешения конфликтов, возникающих в ходе этого общения;
- влияние и противостояние влиянию.
Этапы работы:
- Установочный этап – включающий в себя сбор диагностического материала.
- Коррекционно-развивающий этап.
- Заключительный этап: - этап работы с родителями и педагогами; - анализ и подведение итогов работы.
Формы и методы работы.
- групповая работа;
- элементы индивидуальной работы;
- групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы);
- психогимнастика;
- наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности)
- ролевые игры;
- элементы индивидуальной и групповой релаксации;
- подвижные игры.
Критерии эффективности.
- Усиление личностных ресурсов;
- Формирование адекватной самооценки;
- Наличие навыков конструктивного поведения;
- Наличие навыков и умений снятия эмоционального напряжения и тревожности.
Цель программы:
- Развитие личностных ресурсов учащихся в области коммуникативных умений и навыков;
- Формирование умения слушать, высказывать свою точку зрения, умение аргументировать и отстаивать свою позицию;
- Формирование у подростков моделей поведения, приводящих к компромиссному решению;
- Освоение способов конструктивного поведения в конфликте;
- Осознание особенностей собственного поведения в конфликте;
- Рассмотрение собственных ресурсов в разрешении конфликтов;
- Выработать навыки бесконфликтного поведения.
Задачи программы:
- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;
- Ознакомить участников с основными принципами проводимого тренинга, принять и строго соблюдать правила работы группы;
- С помощью игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки и умения;
- Способствовать закреплению навыков самоанализа;
- Способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих процессу самовыражения;
Расширить представления о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.
Тематическое планирование тренинговой программы для старшеклассников
“Основы конструктивного общения”.
№ п/п |
Тематика занятий |
Время проведения |
1. | Контакт. Зачем и как мы это делаем? | 1,5 ч |
2. | Наши оценки и поведение людей. | 2 ч |
3. | Коммуникация чувств. | 2 ч |
4. | Что такое эмпатия? | 1,5 ч |
5. | Умею ли я слушать? | 1,5 ч |
6. | Отстаивание точки зрения и аргументация. | 1,5 ч |
7. | Какое решение верно. Нахождение
компромисса. А) умение договариваться в группе; В) невербальное принятие решений. |
1,5 ч 1,5 ч |
8. | Технология взаимодействия с трудными
людьми. Личностные качества в социальных ролях |
2 ч |
9. | Отработка навыков уверенного поведения в конфликтной ситуации | 1,5 ч |
10. | Завершение и закрепление. | 3 ч |
Итого: | 19,5 ч |
Предполагаемый результат.
Сформированность адекватной самооценки и освоение эффективных поведенческих стратегий с целью регуляции социальных отношений.
Уменьшение факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности.
Сформированность навыков адекватного конструктивного поведения.
Развитие навыков доброжелательного общения.
Данные социально-психологические тренинги являются эффективным средством воздействия, позволяющим решать широкий круг в области общения, основная цель которых – развитие личностных ресурсов старших подростков в области коммуникативных умений и навыков. Например, упражнение “Самопрезентация” позволяет осуществить целенаправленное корректирующее влияние на личность подростка и решить целый спектр проблем – от развития коммуникативных навыков до умения самостоятельно разрешать личностные проблемы.
На занятиях дети отрабатывают навыки инициативности в общении, умение “пристроиться” к партнеру. Подростки могут “примерить” на себя различные модели поведения в конфликтных ситуациях, выбранных из личного жизненного опыта. С помощью проигрывания ситуаций подростки учатся как “правильно” общаться, налаживать контакт, как эффективнее строить и поддерживать беседу.
С помощью игр развивается более глубокое понимание себя, гибкость в общении, открытость, оптимизм.
Тема одного из занятий: “Личностные качества в социальных ролях”.
Подготовка помещения: классный кабинет.
Первые две парты сдвинуть вместе, создав три рабочих места для групп, остальные парты сдвинуть в конец помещения.
Инвентарь:
Необходима доска, мел. Заготовленные карточки с наборами качеств (три экземпляра). Приложение № 1. Скотч или клей на три стола. Чистые листы, карандаши, ручки. Карточки с названиями социальных ролей. Приложение № 2.
Объяснение темы, постановка задачи перед участниками занятия, вопрос: Мы с вами поговорим сегодня о ролях, которые мы играем в жизни. Какие бывают роли? (Заслушиваются варианты ответов.)
ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ? выписывается на доске и сохраняется до конца занятия.
(Время 1,5 минуты)
Игра “Лидер”. (На создание рабочих групп с равно распределенными активными участниками).
Пусть встанет тот кто…
Считает себя человеком
Самый красивый
Самый умный
Самый добрый
Самый хитрый… и т.д.
(Время 2-3 минуты)
Рассаживаются первые “лидеры”, а потом все остальные за столы, образуя 3 рабочие группы.
Выбор карточек лидерами групп, с названием социальной роли.
Зачитываются вслух, для всех групп.
(Время 2-3 минуты)
Задание в группах: Составить портрет каждой роли полученной группой, из предложенных карточек с различными качествами и моделями поведения. Участники должны на бумаге изобразить человека в предлагаемой роли, приклеивая к нему на свой выбор, качества присущие именно этой роли.
(Время 5-7 минут)
По истечении времени, группы вывешивают свою модель на доску, и зачитывают вслух всем.
Вместе находим качества, повторяющиеся во всех трех ролях, выписываются на доску.
Вопрос участникам: почему во всех трех ролях совпали те или иные качества?
Рефлексия участников.
В результате получаем качества называемые личностными. Создается абстрактная модель личности. Данные качества, повторяющиеся во всех трех рассматриваемых ролях, являются основой для успешности личности в жизни, для успешной адаптации в социальной среде. То есть данные качества являются стержнем в нас, в любой роли.
(Время 2 минуты)
Игра: “Паровозик”. Первый участник с открытыми глазами является локомотивом, везущим за собой состав вагончиков, которые в свою очередь находятся с закрытыми глазами. По хлопку последний вагончик становится локомотивом, и продолжается движение в другую сторону.
Рефлексия на игру.
Какие чувства испытывал в роли локомотива, в роли вагончика?
В каких сейчас вы были ролях? (Ведомый - вагончик, ведущий-локомотив)
(Время 4-5 минут)
Возврат к вопросу заданному в начале занятия,
Что такое социальная роль, и какие роли мы выполняем в нашей жизни, и какие еще будем выполнять?
Заключение темы:
У каждого человека в жизни есть и будут множество социальных ролей, но основой успешной личности во всех ролях является стержень – личностные качества, за счет которых мы можем быть успешными в каждой из своих ролей.
Локомотивом являются, движущие нашими ролями, личностные качества.
(Время 3-4 минуты)
Ритуальный заключительный круг: “Интересное полезное”.
Что интересного узнал, что узнал полезного для себя?
Остатки времени от занятия отводятся на эмоциональную разгрузку:
Игра: “Постройся по росту”.
С закрытыми глазами построиться по росту. (Игра вызывает подъем положительные эмоций).
Прощание.