Родительское собрание по теме: "Младший школьник: помоги ему учиться"

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Цель:

Осознание родителями важности развития познавательной сферы младших школьников.

Задачи:

  • Обсудить трудности, возникающие в процессе обучения, их причины;
  • Познакомить с результатами диагностики;
  • Предложить рекомендации в форме практикума развития познавательных процессов.

Подготовка к собранию:

Диагностика сформированности познавательных процессов учащихся 2-3-х классов: “Определение уровня умственного развития”, автор Амтхауэр Р., “Тип памяти”, автор А.Лурия, “Определение умственной работоспособности”, автор А.Кеэс.

Вступление.

Педагоги, психологи и родители стремятся сделать всё возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребёнок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов.

Как определить реальные возможности каждого ученика и создать именно такие условия, при которых обучение становилось бы всё более успешным?

Очень часто решение подобной проблемы видят в проведении дополнительных занятий, репетиторстве, что на самом деле направлено лишь на ликвидацию пробелов в знаниях. Однако недостаточность знаний, неудовлетворительное усвоение того или другого материала часто являются следствием негативного отношения ребёнка к учению, низкого уровня познавательных процессов, несформированности различных личностных свойств. Поэтому подчас дополнительные занятия малоэффективны, поскольку они направлены на устранение следствий, а не причин.

Причины недостаточной успешности учения могут быть самые различные и у каждого ребёнка свои. Выявление этих причин – дело трудоёмкое и кропотливое, но если действительно есть желание помочь ребёнку лучше учиться, преодолеть низкую успеваемость, сделать его учение не “мучением”, а радостью, подготовить ребёнка к успешной деятельности на следующей ступени образования, - следует установить реальные причины, которые вызывают те или другие затруднения, мешающие ребёнку хорошо учиться.

Вот сегодня мы и попробуем определить эти причины.

Работа в группах.

Постарайтесь назвать основные трудности в учёбе ваших детей.

Родители. Не могут подобрать проверочных слов в упражнении на правописании проверяемых безударных гласных в корне слова.

Психолог. На психологическом языке эта проблема может звучать так: у ребёнка низкий уровень развития произвольности, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), недостаточный словарный запас школьника.

Родители. Пропускают буквы в письменных работах.

Психолог. Возможные психологические причины: низкий уровень развития фонематического слуха; слабая концентрация внимания; несформированность приёмов самоконтроля.

Родители. Испытывают трудность в решении задачи разными способами.

Психолог. Каковы же здесь возможные психологические причины трудностей? Низкий уровень развития общего интеллекта; несформированность умения ориентироваться на систему признаков; низкий уровень развития образного мышления.

Родители. Испытывают затруднения при пересказывании текста.

Психолог. Причинами этого психолог может назвать несформированность умения планировать свои действия; слабое развитие логического запоминания; низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации); низкий уровень речевого развития.

Родители. Не понимают задания.

Психолог. Возможно у вашего ребёнка слабая концентрация внимания, или низкий уровень развития восприятия, произвольности; недостаточный уровень развития умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Родители. Допускают ошибки при сложении, умножении …

Психолог. Такая проблема может возникнуть, если у школьника низкий уровень развития механической памяти, а также низкий уровень развития долговременной памяти; развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы; слабая концентрация внимания; низкий уровень развития произвольности; несформированность приёмов учебной деятельности. [ 1]

Примечание. Такой практикум помогает родителям из школьной трудности ученика, которую он видит ежедневно, вычленить психологическую проблему.

Результаты диагностики

В течение месяца я посмотрела - насколько познавательные процессы сформированы у третьеклассников. Изучался общий уровень умственного развития, в частности: общий запас знаний школьников, умение выделять существенные признаки предметов и явлений, вычленять их от несущественных; умение устанавливать логические связи и отношения между понятиями; умение обобщать; сформированность приёмов логического мышления (сравнение, анализ, классификация), а также особенности произвольного внимания; ведущий тип памяти.

Одно из заданий хочу предложить вам сейчас.

Амтхауэр, 3 субтест “Умозаключение по аналогии” [ 5] (каждому родителю выдаются бланки с заданием; выполняют, проверяется работа коллективно).

Образец заключения

Фамилия, имя Б. Т., Класс 2 “А”

В ходе исследования выявилось, что девочка очень хорошо владеет логической операцией обобщения, не испытывает больших трудностей при установлении логических связей и отношений, сформирована способность выделять существенные признаки предметов и явлений. В целом следует отметить достаточный запас знаний об окружающем мире (уровень умственного развития соответствует возрастной норме), что является благоприятным показателем для успешной учёбы.

Таня имеет хорошую умственную работоспособность, не допуская при этом ошибки, что говорит о достаточном развитии произвольного внимания.

Ведущий тип памяти – зрительный, что может стать хорошей опорой по развитию познавательных процессов.

Рекомендуется обогащать словарный запас и пополнять знания об окружающем мире через совместное чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного, просмотренных фильмов и телепередач, посещение выставок, познавательных экскурсий и т.д.; при заучивании материала в большей степени опираться на зрительные образы, но в то же время развивать и слуховую память. При необходимости можно обратиться к психологу (четверг 16.00-19.00)

Результаты диагностики выданы каждому родителю. После каждого заключения вам даются рекомендации по работе с вашим ребёнком. Общие рекомендации могут быть такими:

Необходимо обратить внимание на развитие следующих мыслительных операций: обобщение, выявление существенных признаков предметов и явлений, установление логических отношений между понятиями;

Использовать специальные развивающие упражнения для коррекции произвольного внимания.

Для обогащения словарного запаса детей рекомендуется делать упор на чтении, чаще использовать в речи современные термины и понятия научно-культурного и общественно-политического содержания, давать им пояснения, многократно повторять; при необходимости совместно с ребёнком обратиться за помощью к семейной библиотеке;

Использовать различную популярную развивающую литературу для занятий с детьми (детские утренники, семейные традиционные праздники, совместные занятия по выходным и т.п.); различные игры и упражнения.

Практикум для родителей.

Несколько игр я хочу предложить вам сегодня. 2 команды родителей.

1. Игра на распределение внимания. [ 6]

Перед вами таблица, в которой расположены произвольно числа от 1 до 40. Всего в таблице 25 чисел, значит 15 пропущено. Вам необходимо отыскать по порядку числа в таблице (поиск проводить только глазами). Если вы не найдёте какие-либо числа на таблице, то эти числа выпишите.

33 8 26 11 5
17 25 14 3 32
4 19 35 23 13
21 38 40 31 9
12 29 1 27 24

Ответы: 2,6,7,10,15,16,18,20,22,28,30,34,36,37,39.

2. Игра на развитие способности анализировать значение слов, умения обобщать. [ 4]

Оборудование: мяч.

Назовите одним словом или словосочетанием как можно точнее (мяч бросается взрослым то в одну, то в другую команду):

  • Гитара – скрипка (музыкальные инструменты)
  • Метла – лопата (орудия труда)
  • Сковорода – кастрюля (посуда)
  • Телевизор – магнитофон (бытовая техника)
  • Школа – университет (учебные заведения)
  • Математика – история (наука)
  • Азия – Африка (части света)
  • Сказка – былина (устное народное творчество)
  • Цунами – ураган (стихийные бедствия, катастрофы)
  • Стойкость – мужество (положительные черты характера)
  • Стебель – лист (части растения)
  • Облачность – осадки (природные явления)
  • Сумма – произведение (математические действия, результаты математических действий)
  • Берлин – Варшава (столицы)
  • Ночь – вечер (время суток)
  • Море – озеро (водоёмы) и т.п.

3. Игра на развитие наблюдательности, зрительной памяти, объёма внимания.

Рассмотреть внимательно весь класс, постараться запомнить каждую мелочь. Из каждой команды уходит один человек. В классе происходит незначительные изменения (до 5: поменяться местами, спрятать кого-нибудь и т.п.). Выходящие должны назвать эти изменения.

4. Игра на распределение внимания, обогащение словарного запаса и знаний об окружающем мире “Реки мира”. [ 6]

В клетках записаны названия рек мира. Найдите их. Названия записаны как по горизонтали, так и по вертикали.

М И С С И С И П И
И Д Ф Н А Е Н А Р
С О Д Р А Н И Р Т
С Н М О К А Л А Ы
У Р А Л С В Д Н Ш
Р Е Й Н Р О Н А О
И Т Н О М Л Е Б А
В И С Л А Г П О Н
У А М У Д А Р Ь Я

Ответы: Миссисипи, Лена, Одра, Ока, Урал, Рейн, Рона, Висла, Амударья, Миссури, Майн, Рейн, Волга, Иртыш, Обь, Нил, Днепр, Сена, Парана, Дон.

5. Решение анаграмм. [ 5] . Тренирует логическое мышление, особенно анализ и синтез, обогащает словарный запас, расширяет кругозор.

Из приведённых слов путём перестановки букв нужно составить название животного, птицы или растения. Все буквы должны быть обязательно использованы.

араб + ум 6) перо + лад 11) так + сук
лира + гол 7) ель + газ 12) урок + тапка
фа + жир 8) сорт + Альба 13) фа + гном + ил
липа + нота 9) лик + пена 14) кожа + ворон
бак + бум 10) до + кролик 15) ум + па

Ответы: марабу, горилла, жираф, антилопа, бамбук, леопард, газель, альбатрос, пеликан, крокодил, кактус, куропатка, фламинго, жаворонок, пума.

Подвести итоги игры

(победившей команде вручаются призы: тетради, ручки, карандаши и т.п.).

Заключение.

В заключение хочу сказать всем родителям: обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте ему взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит его уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.

 Библиография.

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство “Ось-89”, 1999;

2. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во “Союз”, 2000;

3. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3-е Изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002;

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999;

5. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997;

6. Шлыкович А.С. Нам не скучно. – М.: Издательство “Детская литература”, 1964.