Физика
-
Метод узловых потенциалов 2007
Суть метода узловых потенциалов заключается в том, что, используя только основные силовые характеристики электрического поля (потенциал, напряженность) и закон сохранения зарядов, можно вывести законы постоянного тока для электрических цепей, содержащих источник ЭДС. Расчет электрических цепей любой сложности ветвления значительно упрощается и не требует предварительного знания правил Кирхгофа. Они выводятся автоматически.
-
Метод учебно-ролевой игры в физике и начальной военно-морской подготовке для преподавания в морских кадетских классах 2010
Урок проводится методом учебно-ролевой игры. Он дает представление о способах расчёта пройденного кораблём расстояния в море. На уроке рассматриваются физические процессы, лежащие в основе этих способов. Изложен принцип работы гидродинамического лага.
-
Метод философского исследования природы на уроках физики 2009
Поскольку в природе всё взаимосвязано и взаимообусловлено, постольку любой познаваемый объект, существуя в этой всеобщей взаимосвязи явлений Вселенной, выступает в бесконечности своего содержания, всех своих определений. Неданность и незаданность искомого результата недостаточно учитывается в педагогической практике.
-
Методика изучения, контроля и систематизации знаний при изучении темы "Электрический ток в разных средах" 2005
В статье рассматривается одна из методик изучения темы с помощью составления сводной таблицы и применения ее на разных этапах урока. Такой подход позволяет развивать у учащихся способность сравнивать различные процессы, анализировать их, находить общие закономерности и различия.
-
Методика использования информациооных технологий на комбинированном уроке 2008
Предлагается разработка комбинированного учебного занятия по физике для 7-го класса по теме "Простые механизмы. Коэффициент полезного действия" с использованием медиа-технологий. Опыт показывает, что использование презентаций на уроках способствует лучшему усвоению учебного материала, повышается активность учеников на уроке, т.к. восприятие нового идёт не только вербально, но и зрительно.
-
Методика использования самостоятельной деятельности на уроках физики 2010
Использование самостоятельной работы учащихся на уроках повышает эффективность учебного процесса. В качестве примера приводится организация самостоятельной работы учащихся в рамках изучения темы "Механические колебания и волны".
-
Методика обучения решению задач на движение по наклонной плоскости 2011
Задачи на движение по наклонной плоскости все учителя учат решать, как в учебниках, не обращая внимания на соотношение сил в каждом конкретном случае, только показывая правильное их направление. Мой же подход позволяет показать, почему тело движется по наклонной плоскости так, а не иначе. Еще одним преимуществом моего метода является его простота и понятность. Когда для сравнения показываю ученикам решение, предлагаемое в учебнике, они единогласно выбирают мой способ.
-
Методика обучения решению задач на основе физических закономерностей 2017
В работе представлен способ обучения решению физических задач, основанный на использовании физических закономерностей. Анализ применения данного способа показал его эффективность в процессе наблюдения, что подтверждается результатами обучаемых как при текущем внутреннем контроле, так и при внешнем контроле (результаты ЕГЭ). Представлены возможные примеры типов задач для случая введения закономерностей формулировкой физического закона. Даны рекомендации по организации уроков.
-
Методика обучения учащихся решению задач с помощью уравнения теплового баланса 2009
В статье описана методика обучения учащихся решению задач с помощью уравнения теплового баланса, так как именно данный тип заданий вызывает наибольшие затруднения при изучении темы курса физики «Тепловые явления».
-
Методика организации исследовательской и проектной деятельности 2007
Наиболее доступной для решения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность. В статье рассматривается методика организации исследовательской и проектной деятельности.
-
Методика преподавания физики учащимся с задержкой психического развития 2008
В последнее время, к сожалению, количество учащихся, не справляющихся со школьной программой, становится все больше. Их объединяют в коррекционные классы. Для успешной работы с учащимися с задержкой психического развития я выделяю 6 компонентов: отношение к предмету через отношение к учителю; гуманизация и гуманитаризация учебного процесса; создание мотивации для учебы; учет психических особенностей разных групп учеников; применение передовых методик преподавания; профориентационная работа.
-
Методика проведения гидродинамической аналогии на учебных занятиях по физике 2007
Обучение аналогии целесообразно, когда уровень знаний недостаточен для глубоких и содержательных обобщений или он излишне абстрактен. Проведение аналогий между различными областями знания делает занятие системным и компактным.
-
Методика проведения урока в 11-м классе "Формула тонкой линзы" 2008
Урок физики с элементами презентации в 11-м классе по изучнию формулы тонкой линзы. Урок интегрирован с такими предметами, как геометрия, биология, литература (домашние проблемные вопросы из литературных произведений).
-
Методика проведения урока одной ключевой ситуации по теме "Законы Ньютона. Применение законов Ньютона" 2011
В статье используется метод ключевой учебной ситуации. Рассматриваются прямолинейное равномерное и равноускоренное движения.
-
Методика составления конспекта с применением ИДП — интегративно-дифференцированного подхода 2008
Конспект урока для модуля М2 программы «Электродинамика. 10 класс» разработан на основе модульной технологии с применением интегративно-дифференцированного подхода. Материал урока рассчитан на три уровня сложности с учетом интегральных и дифференциальных когнитивных стилей учащихся: ИТ – интегрально-теоретический; ИЭ – интегрально-эмоциональный; ИД – интегрально-деятельностный; ДТ – дифференциально-теоретический; ДЭ – дифференциально-эмоциональный; ДД – дифференциально-деятельностный.
-
Методика формирования умения решать вычислительные задачи в процессе изучения курса физики основной общеобразовательной школы 2005
Излагается один из возможных вариантов общего подхода к решению элементарных и стандартных задач курса физики основной общеобразовательной школы.
-
Методическая папка "Учить учиться" как НОТ при обучении физике 2011
Научная организация труда учащегося – это система научно-обоснованных мероприятий, направленных на непрерывное, систематическое исследование и оптимизацию организации учебного труда и его условий в целях обеспечения наибольшей эффективности при рациональном использовании времени, сил, средств в интересах всестороннего развития личности.
-
Методическая разработка бинарного занятия по теме "Испарение и конденсация" 2016
Бинарные уроки — мощный методический приём, используя который можно реализовать решение научных задач, поставленных перед учителями различных предметов. Примером такого урока и является предложенное занятие, проведённое учителями физики, информатики и иностранного языка. Цель занятия: о создание условий мотивированного практического применения знаний, а также продемонстрировать учащимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от них удовлетворение.
-
Методическая разработка внеклассного материала "Физико-математическая викторина" 2009
Предлагаемая викторина развивает интерес к физике и математике. Учащиеся учатся применять знания по математике и физике в различных нестандартных ситуациях.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия естественного цикла «Кто хочет стать супер-физиком» для 7-х классов 2017
Одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса естественных наук является хорошо организованная внеклассная работа. В предлагаемом пособии представлен сценарий внеклассного мероприятия «Кто хочет стать супер-физиком», которое предназначено для преподавателей естественных наук и педагогов-организаторов.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике "Конкурс кандидатов по отбору в группу астронавтов для полета на Марс" 2014
Ежегодно в школах проходят предметные недели по методическим объединениям. В рамках недели физики проводится комплексное мероприятие, которое затронет все сферы обучения на основе физико-астрономической темы. В результате обучающиеся должны осознать необходимость изучать не только любимые предметы, но стремиться быть всесторонне развитой личностью.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике для 10–11-х классов "А ну-ка, физики" 2010
Вечер проводится как заключительное мероприятие Недели физики в школе, направлен на расширение и углубление знаний по предмету, привитие интереса к занятиям физикой.
-
Методическая разработка внеурочного мероприятия по физике "Профессий много на Земле..." 2020
Цели урока: профессиональная ориентация учащихся младших и старших классов; повышение уровня мотивации учебной деятельности; создание условий, способствующих проявлению знаний и умений, в нестандартных ситуациях; повышение интереса учащихся к физике как одному из предметов естественно-научного цикла.
-
Методическая разработка занятия по теме «Специальная теория относительности» 2022
При изучении темы занятия «Основы специальной теории относительности» по дисциплине «Физика» обучающиеся должны знать классические понятия пространства и времени и экспериментальные основы специальной теории относительности Эйнштейна, понимать физический и философский смысл постулатов Эйнштейна, а также сущность и свойства релятивистского понятия пространства и времени. В ходе занятия обучающиеся раскрывают для себя смысл постулатов, развивают познавательные способности, воспитывают в себе уважение к творчеству ученого, ответственность, понимают ответственность, которая стоит перед учеными за последствия применения научных открытий перед человечеством.
-
Методическая разработка интегрированного урока "Роль топлива в различных аспектах человеческой деятельности" 2011
Интегрированный урок способствует формированию у учащихся целостного представления о роли топлива как основы материального производства, применении его в различных аспектах деятельности человека.
-
Методическая разработка интегрированного урока по физике и информатике в 7-м классе на тему "Воздухоплавание" 2007
Данный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий позволит решить ряд проблем, повысить интерес учеников. Презентация к уроку включает в себя историю развития воздухоплавания, нелегкий путь человека, его целеустремленность и несгибаемость перед препятствиями на пути к небу. На этом уроке отражены такие интересные стороны, как полет человека с помощью собственной мускульной силы, внешний вид человека, который умел бы летать, а также история развития воздухоплавания. Достаточно подробно освещен современный этап развития авиации.
-
Методическая разработка интегрированного урока физики и информатики в 11-м классе по теме "Рассеивающие линзы. Изображение предмета в рассеивающей линзе" 2009
На данном уроке, кроме усвоения учащимися знаний о рассеивающих линзах (главный фокус рассеивающей линзы, построение изображения предмета в линзе, анализ этого изображения, формула тонкой рассеивающей линзы), применяются возможности изученного на уроках информатики редактора презентаций Microsoft PowerPoint.
-
Методическая разработка интегрированного урока химии и физики по теме "Электролиз" 2011
Урок является продолжением темы "Электрические явления в расплавах и растворах", имеет основную цель – решение задач по химии и физике. В методической разработке урока представлены варианты составления уравнений электролиза растворов солей, комплексные задачи по физике и химии: при какой силе тока и времени может выделиться указанная масса вещества и наоборот.
-
Методическая разработка интегрированного урока — лабораторной работы по физике и информатике в 8-м классе на тему: "Агрегатные состояния вещества" 2006
Интеграция с информатикой позволяет включить в урок элементы компьютерного моделирования, что позволяет активизировать деятельность учащихся и формирует интерес к предмету. Компьютерная модель позволяет, в данном случае, выделить главные параметры, которые будут исследоваться, и полностью устранить второстепенные признаки, т.е. идеализировать изучаемый объект.
-
Методическая разработка исследовательской работы по физике по теме «Изменение импульса тела и импульса силы» 2019
Физика - наука экспериментальная, и для ее изучения необходимо использовать опыты. Компьютер выступает как часть исследовательской установки, на нем можно моделировать различные физические процессы. Разработка содержит теоретический и пошаговый практический материал, может быть использована на уроках физики в 9–10-х классах на кружках и факультативах.