Цели:
- профессиональная ориентация учащихся младших и старших классов;
- повышение уровня мотивации учебной деятельности
- создание условий, способствующих проявлению знаний и умений, в нестандартных ситуациях;
- повышение интереса учащихся к физике как одному из предметов естественно-научного цикла.
Задачи:
- создание условий для профессионального самоопределения учащихся;
- школьников повышение интереса младших школьников к физике;
- повышение роли учащихся в проведении мероприятия;
- познавательность и увлекательность внеурочного занятия;
- вовлечение всех учащихся с учетом их интересов и способностей.
Оборудование:
- ноутбук
- проектор
- модель железной дороги с моделями электровозов
Приборы:
- постоянный магнит, мелкие металлические предметы;
- катушка, магнитная стрелка, источник постоянного тока;
- медная проволока, скрепки, гальванический элемент А4, постоянный магнит;
- модель электродвигателя;
- источник постоянного тока 0-12 В.
Оформление:
- на доске прикреплены рисунки младших школьников о профессиях;
- на парте расположена модель железной дороги с моделью электровозов.
План проведения мероприятия
В классе за партами сидят 12 активистов 3-го класса и 12 учащихся 11-го класса.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас в нашем кабинете. Расскажите, пожалуйста, с чем вы пришли. Выходят 3-классники (6 учащихся) с рисунками и вешают рисунки на доску.
3-классники:
Ученик 1: - Здравствуйте! Мы уже 3 года знакомимся на уроках с Курсом Железных Дорог, где нам рассказывают о железнодорожных профессиях, а мы сочиняем загадки, ищем стихи, пишем сочинения, рисуем. Мы уже много знаем о профессиях на железнодорожном транспорте.
Ученик 2 стихотворение [1]:
Железную дорогу
Обслуживают много:
Помощник машиниста,
Кассир и замминистра,
А также машинист,
А также сам министр,
А также ревизор,
А также контролер,
Плюс путевой обходчик,
Диспетчер, проводник.
Состав пойти не сможет
Без каждого из них.
За то, что ходит поезд,
Им кланяемся в пояс!
Ученик 3 (Загадка 1): Я загадаю вам загадку:
Ходят шумно поезда
И сигналят иногда
Нам гудками или свистом,
А ведут их…
Ученик 4 стихотворение [2]: Я прочитаю вам стихотворение:
Много дел у машинистов,
Возит он из края в край
Мед душистый, мех пушистый,
Книжки, овощи и чай.Он везет людей в вагоне,
за вагоном ветер мчит.
«Не догонишь, не догонишь»,
Тепловоз ему кричит.Ездит днем и ночью звездной,
Возит в бурю и мороз
Свой двенадцати колесный
Самый скорый тепловоз.
Ученик 5: (Зачитывает сочинение) - Я написал сочинение:
Машинист электровоза.
Профессия машиниста электровоза - очень ответственная.
Нужно много учиться, чтобы стать машинистом.
В кабине, на пульте управления много электронных приборов.
Машинисты водят многотонные поезда.
Перевозят различные грузы и пассажиров на большие расстояния.
Ученик 6: - Мы знаем еще о профессиях проводницы, кассира, осмотрщик вагонов… Свои работы мы с учителем собираем в специальный журнал. Вы можете придти к нам в гости и посмотреть его. Вот он.
Ученик 7: - Несмотря на то, что мы знаем так много профессий, нам не понятно как электровозы едут без бензина? Может вы расскажете?
Учитель: - Пожалуйста, уважаемые 11-ти классники, закончивая изучать школьный курс физики, помогите мальчишкам и девчонкам, стоящим в начале славного пути, разобраться «почему локомотивам не нужен бензин для движения».
11-ти классник №1: Локомотивы движутся благодаря работе электродвигателя, который устроен таким образом, что магнитное поле вращает рамку, по которой протекает электрический ток. Сейчас мы вам покажем.
Эксперимент № 1 (с магнитом и металлическими предметами) - Магнитное поле создается постоянными магнитами и оно притягивает к магниту стальные предметы. Но магнитное поле создается не только постоянными магнитами, но и проводником, по которому протекает эл. ток.
Эксперимент №2 (проводник с током и магнитная стрелка) - вы знаете, что это магнитная стрелка. Она реагирует на магнитное поле, поворачиваясь перпендикулярно к проводнику с током (демонстрация опыта Эрстеда)
11-ти классник 2: Эксперимент №3 - Если к проводнику, по которому протекает ток поднести магнит, то магнитное поле будет действовать на проводник с некоторой силой. Эту силу в физике называют силой Ампера. Она выталкивает проводник с током или, если мы поменяем направление тока (меняет полюса на источнике тока), магнитное поле втягивает проводник с током, действуя на него силой Ампера. Т.е. действие этой силы зависит от направления тока в проводнике (демонстрация силы Ампера). Если ток протекает по проводнику в форме рамки, то магнитное поле на противоположные стороны рамки действует по - разному – одну вращает в одном направлении, другую – в противоположном (демонстрация действия магнитного поля на рамку с током).
11-ти классник №3: - Мы на уроке самостоятельно изготавливали простую модель электродвигателя.
Эксперимент № 4: Для этого нам понадобятся: проволока, пара скрепок, батарейка кусочек скотча. Комментирует процесс эксперимента. Вращение рамки передается на колесную пару. Для каждой колесной пары существует свой электродвигатель. На грузовых локомотивах, которые ремонтируют в ремонтном депо колесных пар - 8, значит, на них стоят 8 электродвигателей. На пассажирских - 6.
11-ти классник №4: - В нашей школе работает кружок «Умелые руки». Там ребята средних классов изготавливают и собирают модели локомотивов, которые ездят, потому, что в них используют эл.двигатели, которые они делают своими руками.
Эксперимент № 5: (демонстрация готовой модели электродвигателя)
- Силу магнитного поля на рамку можно регулировать изменяя величину тока в рамке. Вот, что у них получается - демонстрация с комментариями модели локомотива. Я, когда-то, тоже посещал кружок и собирал похожие модели локомотивов.
11-ти классник №5: - Когда мы изучали магнитное поле, то ходили на экскурсию в ремонтное локомотивное депо. Там видели настоящие электродвигатели для локомотивов. Вам тоже советуем посетить это депо и другие железнодорожные предприятия. Очень познавательно!
Учитель: Спасибо, ребята, присаживайтесь. У нас в классе есть юноша, который увлекается видеосъемкой. Многие из вас его знают, он снимает видеосюжеты о школьной жизни. Мы зовем его - Тарантино. Сейчас он покажет вам небольшой фильм о нашей экскурсии.
Просмотр фильма
Учитель: Скажите, вы поняли, почему локомотивам не нужен бензин для работы? А почему вдоль путей стоят столбы с проводами? И ведь все это хозяйство тоже обслуживается людьми разных профессий – электромехаников, энергетиков, связистов… Видите как много вам предстоит найти загадок и стихов, написать сочинений, сделать рисунков. А потом, добро пожаловать к нам на физику. Но помните, что физика – это не только интересные эксперименты, это еще и задачи, а значит уже сейчас вы должны очень хорошо изучать Математику и Окружающий мир. А сейчас я предоставляю слово еще одному нашему маленькому гостю.
Ученик 8: стихотворение [3]:
Как быстрый конь несется
По рельсам тепловоз,
Все ближе раздается
Веселый стук колес.
Зеленые вагоны
На солнышке горят,
В кабине застекленной
Сидит мой старший брат.
Со свистом поезд мчится,
Не может опоздать.
Я стану машинистом!
А ты кем хочешь стать?
Учитель: - Уважаемые выпускники. Ответьте на вопрос ребят: «А ты кем хочешь стать?»
Ответы 11-ти классников.
Учитель: - Спасибо, ребята, за ваше выступление, рисунки. Ждем вас на праздник «Последнего звонка». А, сейчас, я предлагаю нашим юным гостям подойти к демонстрационному столу и задать интересующие вас вопросы ребятам – старшеклассникам, воспроизвести эксперименты, быть может поучаствовать лично в эксперименте.
Спасибо ребята за участие. До свидания.
Литература
1. Я.Пишумов «Спасибо железнодорожникам».
2. Л.Фадеева «Машинист».
3. Н.Нарзуллаев, пер. с узбекского И.Иртеньев «Я стану машинистом».