Педагогическое обоснование урока
Урок проводится с целью закрепления знаний учащихся по теме “Тепловые явления” и формирования умений применять знания, полученные при изучении этой темы, на практике.
Интеграция с информатикой позволяет включить в урок элементы компьютерного моделирования, что позволяет активизировать деятельность учащихся и формирует интерес к предмету. Компьютерная модель позволяет, в данном случае, выделить главные параметры, которые будут исследоваться, и полностью устранить второстепенные признаки, т.е. идеализировать изучаемый объект.
ОФО: интегрированный урок-лабораторная работа.
МО: по степени самостоятельности ученика в приобретении знаний — репродуктивный, частично-поисковый; по способу подачи школьникам учебного материала — словесный, наглядный, практический; по способу организации мышления — индуктивный, дедуктивный.
Цели урока
Обучающие:
- проверить знание учащимися понятий: плавление, кристаллизация, парообразование, температура плавления, отвердевания и кипения.
- формировать целостное восприятие научной картины мира;
- проверить знания по теме "Тепловые явления";
- научить учащихся применять знания, полученные при изучении темы “Тепловые явления ”, на практике.
Развивающие:
- развивать операционный стиль мышления учащихся;
- развивать синтетическое мышление учащихся;
- развивать умения и навыки проведения компьютерного эксперимента;
- продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы, конкретизация;
Воспитывающие:
- формировать интерес учащихся к изучению физики и информатики;
- воспитывать аккуратность, умения и навыки рационального использования своего времени, планирования своей деятельности.
- Воспитывать бережливость по отношению к учебному материалу.
Оборудование к уроку
На каждом столе учащегося: по три листа чистой бумаги, шарики из пластилина, три бумажные стрелки с надписями “плавление”, “кристаллизация”, “парообразование”, стакан с дробленым льдом, спиртовка, стакан с горячей водой, термометр, карточка-отчет для каждого учащегося.
На столе учителя: компьютер с мультимедийным проектором.
Ход урока
I. Введение
Показ видеозаписи в программе Power Point на тему “Плавление, кристаллизация, парообразование и конденсация в промышленности, природе, быту”. (Приложение.)
II. Актуализация знаний
Каждая картинка разбирается отдельно, и учащиеся подводятся к теме урока.
III. Основной этап урока
Перечислите агрегатные состояния, которые вы знаете. Опираясь на свои знания о молекулярном строении вещества, объясните отличие между ними?
Если перевести вещество из твердого состояния в жидкое, то этот процесс называется … ПЛАВЛЕНИЕ. На экране появляется слово “плавление”.
Смоделируйте на листах выданной вам бумаги этот процесс, а молекулами вам послужат шарики пластилина. Подпишите, где получилось твердое тело, а где жидкое. Обозначьте этот процесс с помощью стрелки.
Результат для проверки появляется на экране.
Что произошло со связями между молекулами? На экране смоделирован процесс разрушения кристаллической решетки.
Температура, при которой плавится вещество, называется … ТЕМПЕРАТУРОЙ ПЛАВЛЕНИЯ. Поставьте это условие в ваш процесс (учащиеся ставят над стрелкой значок “tплавления”).
Переход из жидкого состояния в твердое называется … КРИСТАЛЛИЗАЦИЕЙ. На экране появляется слово “кристаллизация”.
Смоделируйте это явление с помощью пластилина. С помощью стрелки обозначьте этот процесс. Кристаллизация происходит при температуре кристаллизации.
Модель явления появляется на экране.
Переход вещества из жидкого состояния в газообразное называется … ПАРООБРАЗОВАНИЕМ. На экране появляется слово “парообразование”. Различают два вида парообразования: испарение и кипение.
Смоделируем ситуацию перехода вещества из жидкого состояния в газообразное. Что произошло со связями между молекулами? С помощью стрелки обозначьте этот процесс.
Модель явления появляется на экране.
А теперь побудем в роли ученых и пронаблюдаем эти процессы, сделаем выводы и рассчитаем количество теплоты, необходимо затратить на то, чтобы кусочек льда превратить в пар.
Возьмите свою карточку-отчет и в ней опишите результаты своего исследования. Учащиеся работают в парах, но отчеты предоставляют индивидуальные. Маленький кусочек льда плавится в металлическом сосуде, образовавшаяся вода нагревается и доводится до кипения, а затем испаряется. Ребята замечают температуру плавления и температура парообразования. Заносят полученные данные в карточку-отчет. Наблюдают процесс кипения. В карточке записывают условие задачи. Строят график. Обозначают буквами каждый процесс и подписывают его. Производят расчет по необходимым формулам и вычисляют общее количество теплоты.
На данном этапе учащимся можно предложить решить задачу:
Какое количество теплоты потребуется для превращения 100 гр. льда, взятого при температуре -5 *С в пар?
По окончании обсудить результаты.
А теперь вернемся к нашим смоделированным процессам и попробуем ответить на вопрос, почему на участках ВС и DE, соответствующих процессам плавления и парообразования, температура вещества не изменялась? Куда тратилась энергия от спиртовки? Учащиеся выстраивают цепочку моделей на партах, а учитель на экране.
Учащиеся обдумывают ответ на вопрос и записывают его на карточках. На экране возникает правильный ответ. Смоделировать на компьютере разрушение кристаллической решетки, а затем связей между молекулами жидкости. Учащиеся проверяют свою догадку и в случае не совпадения изменяют свое мнение. После этого карточки сдают учителю.
IV. Заключение
Сейчас время нашего урока подходит к концу. И пусть мы не решили всех проблем, но ведь и наше путешествие по дорогам физики не заканчивается!
Показывается видеозапись, выполненная в программе Power Point содержащая работу учащихся этой параллели на уроках.
КАРТОЧКА-ОТЧЕТ: