В современных условиях образования традиционная технология обучения, ориентированная на преподнесение и усвоение готовых знаний, не может быть признана достаточной. Совершенствование и обновление системы образования ставит своей целью подготовку выпускника средней школы – конкурентоспособного, умеющего принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, способного к постоянному самообразованию и саморазвитию.
Если ранее эти характеристики предписывались выпускнику вуза, новоиспеченному специалисту, то сейчас время диктует наличие этих качеств у выпускника средней школы. И тот факт, что ученик, завершая обучение в школе, владеет комплексом разносторонних знаний, еще не свидетельствует о его полноценной готовности к продолжению обучения в вузе. Во-первых, чаще всего эти обширные знания опираются на память и по этой причине не обладают достаточно действенной силой, во-вторых, эти знания получены путем огромного перенапряжения сил, затраты большого количества времени во вред своему здоровью и в ущерб развитию других интересов.
Таким образом, получается, что учащиеся недостаточно компетентны в своем основном виде умственной деятельности – в учебе. Иначе говоря, недостаточно сформирована учебная или организационно-познавательная компетенция, которая предполагает умение учиться. Поэтому необходимо научить ученика учиться, сделать его самостоятельным в учении. Эта проблема определяется как научная организация труда учащегося.
Научная организация труда учащегося – это система научно-обоснованных мероприятий, направленных на непрерывное, систематическое исследование и оптимизацию организации учебного труда и его условий в целях обеспечения наибольшей эффективности при рациональном использовании времени, сил, средств в интересах всестороннего развития личности [11].
Научная организация труда учащегося предполагает:
– создание благоприятных условий умственного труда и отдыха, т.е. оптимальный
для конкретных условий режим труда и отдыха учащихся;
– рационализацию приемов и методов самообразования, сокращение энергозатрат в
процессе обучения за счет формирования навыков и умений и планирования
самообразования;
– формирование ориентировки в научной и учебной информации, навыков и умений
работы с книгой, библиографическими пособиями, ресурсами ИНТЕРНЕТ;
– организация активного отдыха, оздоровительных внеучебных мероприятий;
– развитие творческой инициативы и дисциплины.
Для того чтобы реализовать научную организацию учебной деятельности (труда) учащихся в процессе изучения курса физики в средней школе нами была разработана методическая папка “Учись учиться!”. Целью создания методической папки является оптимизация учебной деятельности учащихся и развитие их самостоятельности. Содержание методической папки составлено на основе материалов из разных научных, научно-методических и практических источников. Эти материалы собирались в течение нескольких лет и выдержали тщательную коррекцию и апробацию в личном педагогическом опыте.
На самом деле компоненты содержания методической папки не представляют особой новизны для опытного учителя. Несомненно, учителя используют те или иные компоненты папки в своей работе. Эти материалы все в отдельности существуют в разных источниках, наши попытки найти их в более компактно собранном виде в интернет ресурсах или в современных методических пособиях не обвенчались успехом.
Новизна работы состоит в том, что все эти материалы, находящиеся в весьма разрозненном виде собраны воедино, отредактированы, адаптированы для удобства восприятия учащимися и представлены в одной папке. Данная методическая папка размножена для каждого ученика и может использоваться им как на уроке, так и дома. Ценностью папки является то, что этот продукт может быть использован для научной организации учебной деятельности учащихся по любому предмету.
По структуре методическая папка состоит из нескольких частей:
1) Руководство по формированию общих учебных навыков и умений;
2) Руководство по формированию предметных навыков и умений;
3) Руководство по формированию навыков и умений самоконтроля;
4) Инструкция по технике безопасности.
5) Справочный материал по предмету.
Методическая папка помогает обеспечивать активное восприятие учебного материала, его самостоятельную проработку, создание связей с ранее изученным материалом, его закрепление, повторение и применение. Правила и памятки направлены на активизацию мыслительных процессов учащихся на уровне как логического, так и творческого мышления, а также на развитие их учебных умений. При этом они учитывают учебно-познавательные возможности и уровень развития учебных умений учащихся, предполагают их посильное умственное напряжение. Рабочее руководство помогает ученику в выделении существенного материала из несущественного, второстепенного, направляет ученика на самоконтроль.
Одна из важных составляющих общей компетенции ученика – информационная компетенция. Современный ученик находится в океане информации, в котором важно не утонуть, а наоборот получить все необходимое для себя, интерпретировать, запомнить и использовать в своей жизнедеятельности. Все это представляет огромный труд. И чтобы этот труд был плодотворным, необходимо уметь правильно читать и извлекать нужную информацию. В этом деле учащимся помогают знания методов эффективного чтения. С этой целью в папке “Учись учиться!” включены рекомендации – памятки о том, что нужно знать учащемуся, приступая к чтению, во время чтения и после прочтения (Приложение 2).
Далее в папке описываютcя приемы работы с учебной литературой, определяются такие понятия как выписки, план текста, тезисы, конспект, рецензия, реферат и аннотация. Здесь же даны правила выполнения вышеперечисленных видов работ (Приложение 3). Самым популярным видом работы учащихся является написание реферата. И эта работа часто сводится к простому списыванию текста из одного источника или, же еще проще, заимствуется из сети интернет. Учащимся необходимо знать, что существуют разновидности рефератов и особые правила его написания и оформления (Приложение 4). Так же считаем необходимо для учащихся знание основных требований к представляемым для участия в конференции работам, докладам и сообщениям (Приложение 4).
Правильная организация выполнения домашней работы является залогом эффективного обучения (Приложение 5). Существуют несколько простых правил самостоятельной работы дома, о которых следует знать и ежедневно руководствоваться каждому ученику. Эти правила помогают экономить время, правильно распределять энергию, учиться ставить приоритеты, а также создают благоприятную среду для психологического и физиологического здоровья учащегося.
Конкретные упражнения: игры, физкультминутки и паузы, которые даны в папке (Приложение 6, 7) могут использоваться как на уроке, так и дома при выполнении домашней работы и при работе на компьютере. Применение элементов здоровьесберегающих технологий и фрагментов психологических разрядок эффективно позволяет мотивировать положительное отношение к учебе, к уроку, активизировать мыслительную деятельность до конца занятия, влияет на качество и продуктивность получаемых знаний.
Кроме различных правил работы для развития продуктивной познавательной деятельности выделяется рекомендации о том, как решать задачи. На решение задач затрачивается значительная часть учебного времени. Рациональное использование этого времени реализуется при использовании учащимися предписания алгоритмического типа: а) общие, определяющие этапы и требования при решении любой физической задачи, (Приложение 13); б) частные, для решения того или иного типа задач (Приложение 14). Чтобы хорошо решать задачи, ученику необходимы знания физических, математических формул, умения вычисления тригонометрических функций (Приложение 24), основных единиц измерений, умение пользоваться обозначениями физических величин. Для лучшего запоминания используются приложения констант, греческий и латинский алфавиты, множители и приставки СИ, табличные данные (Приложение 8, 9, 10, 20, 21, 22).
При работе по методическим рекомендациям, по плану у учащихся вырабатывается навык самостоятельной работы, умение и желание и возможность работать самому с любым материалом: незнакомый текст, эксперимент, задача, знакомый параграф, и при этом, что особенно важно, создается ситуация успеха. Для этих целей отдельно выделена страница “Как выполнять самостоятельные работы” и план изучения явления, опыта, величины, закона, прибора, теории (Приложение 11, 12).
Степень самостоятельности и активности при выполнении эксперимента зависит от характера инструктажа (Приложение 14) По мере развития у учащихся экспериментальных умений устное инструктирование прекращается. Для оформления отчетов предлагается бланк с колонками: “Что делаю”, “Что наблюдаю”, “Как я объясняю”. В 7 классе можно использовать четвертую колонку: “Как мы объяснили”, что позволит учащимся отработать навыки кратко и правильно формулировать свою мысль. В старших классах отчет по работе проводится по другой схеме, в которой выделяется цель работы, оборудование, действия, полученные результаты и вывод. Отчет по этим схемам способствует развитию у учащихся коммуникативной и организационно-управленческой компетенций.
В папке даны критерии оценивания при выполнении самостоятельных, контрольных и лабораторных работ. Следует заметить, что во всех случаях при выполнении лабораторных работ, если ученик не соблюдает требований техники безопасности, оценка снижается (Приложение 16, 17, 18, 19).
Папка содержит системно-структурную схему (Приложение 23), руководствуясь которой учащиеся учатся систематизировать усвоенный материал. Систематизация – необходимое условие глубины и прочности знаний. Она позволяет более продуктивно использовать память, освобождая ее от необходимости запоминать материал как сумму частных сведений и фактов за счет группировки, которые легче удержать в сознании и воспроизвести в нужных случаях. Изучаемый материал выстраивается в логике: научные факты, гипотезы, величины, законы, применение. Системно-структурный подход позволяет сделать изучаемую теорию обозримой. Деятельность ученика в рамках этого подхода развивает общелогические (интеллектуальные) умения, которые ориентированы на формирование таких приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, доказательство и т. д.
При сборе и систематизации содержание папки придерживались концепции здоровьесбережения учащихся. Потому использование папки в учебной деятельности позволит не только развить способности к самостоятельной работе, мышлению и выработки навыков самообразования, но и позволит снизить утомляемость, эффективно использовать учебное время, реализовать развитие личности.
Таким образом, научное обоснование мероприятий, направленных на оптимизацию организации учебного труда и его условий в целях обеспечения наибольшей эффективности обучения в интересах всестороннего развития личности рассматривается в качестве необходимых условий высокой продуктивности процессов обучения учащихся [11]. На наш взгляд, методическая папка “Учись учиться!” является средством реализации парадигмы НОТ, которая определяется в триаде: “экономия времени учителя и учащихся; создание оптимальных условий труда для всех участников учебно-воспитательного процесса; сохранение их здоровья”.
Литература.
- Бугаев, А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М.: Просвещение. 1981 г.
- Ваганова, В.И., Павлуцкая, Н. М., Попова С.В. Методика подготовки к ЕГЭ. Физика. – Улан-Удэ. 2008 г.
- Ваганова, В.И., Скокова, Л.В., Добун – Оглы, С.Б. Домашний эксперимент по физике в 7–8 классах. – Улан-Удэ. 1996 г.
- Енохович, А.С. Справочник по физике и технике. – М,: Просвещение. 1983 г.
- Зверева, Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение. 1980 г.
- Кирилова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. . – М.: Просвещение. 1980 г.
- Крутский, А.Н. Косухина, О.С. Психодидактика: новые технологии в преподавании физики. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”. 2006 г.
- Малафеев, Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. – М.: Просвещение. 1993 г.
- Материалы курсов БИПКРО и РИКУиО. Улан-Удэ.
- Методы эффективного чтения текста. Как лучше понять учебник //Библиотека в школе. № 22. 2001 г.
- Нечаев, Е.А. Вопросы научной организации труда студентов ВУЗа. //Сборник научных трудов.
- Орехов, В.П., Усова, А.В., Турышев, И.К. и др. Методика преподавания физики в 8–10 классах средней школы. – М.: Просвещение. 1980 г.
- Павлуцкая Н.М. Механика, в конспектах, задачах и тестах. –Улан-Удэ. 2010 г.
- Пайкес, В.Г., Ерютин, Е.С., Ерютина, С.Г. Дидактические материалы по физике. 10 класс. – М.: Аркти. 2001.
- Разумовский, В.Г., Бугаев, А.И., Дик, Ю.И. и др. Основы методики преподавания физики. – М.: Просвещение. 1984.
- Раченко, И.П. НОТ учителя. – М.: Просвещение. 1982 г.
- Ребенок за компьютером. – М,: Эксмо.2006.
- Скокова, Л.В., Хижняк, Ю.А. Рабочая тетрадь для выполнения домашних заданий. – Улан-Удэ. 2010 г.