Метод узловых потенциалов

Разделы: Физика


Цель урока: Познакомить учащихся с решением задач методом узловых потенциалов.

ХОД УРОКА

I. Подготовка к восприятию нового материала.

Фронтальная беседа с классом:

  1. Что такое напряженность электрического поля?
  2. Формула напряженности для точечного заряда?
  3. Как графически изображается электрическое поле?
  4. Свойства силовых линий
  5. Сколько силовых линий можно провести через одну точку?
  6. Начертить графики напряженности электрического поля заряженного шара?
  7. Что такое потенциал?
  8. Потенциал точечного заряда?
  9. Связь между напряженностью электрического поля и потенциалом?
  10. Принцип суперпозиции для потенциала и напряженности?
  11. Какие поверхности называются эквипотенциальными?
  12. Графическое изображение эквипотенциальных поверхностей и линий напряженности для поля заряженного шара?

Дополнительные вопросы ученикам у доски

1. Нарисовать картину силовых линий поля плоского конденсатора, внутри которого находится металлический шар.

2. Точечный заряд помещен в центр толстой незаряженной металлической сферы. Нарисуйте картину линий напряженности электрического поля и график зависимости напряженности поля от расстояния до точечного заряда.

3. В центр толстого сферического поля диэлектрика помещен точечный заряд. Нарисуйте карту силовых линий электрического поля и график зависимости напряженности электрического поля от расстояния до точечного заряда.

4. Напряженность электрического поля поверхности Земли 130 В/м. Напряжение между точками, в которых находится голова и ноги человека при ходьбе, должна быть около 220 В. Почему мы не ощущаем электрического поля Земли?

5. Чему равна равнодействующая сил взаимодействия точечного заряда.

6. По рис. определите знак электрических зарядов.

II. Изучение нового материала.

III. Закрепление материала.

IV. Задание на дом.

1. Найти ток через перемычек ab в схеме, представленной на рисунке. Сопротивлениями перемычки, подводящих проводов и внутренним сопротивлением батареи пренебречь.

2. Найти разность потенциалов между точками a и b в схеме, изображенной на рисунке (Внутреннее сопротивление источников не учитывать).

3. Найти разность потенциалов между точками a и b в схеме, изображенной на рисунке.