Методическая разработка интегрированного урока по физике и информатике в 7-м классе на тему "Воздухоплавание"

Разделы: Физика, Информатика


Педагогическое обоснование урока

Урок проводится с целью ознакомления учащихся с историей воздухоплавания и современным этапом развития летательных аппаратов.

Интеграция с информатикой позволяет включить иллюстрации к материалам урока, что позволяет активизировать деятельность учащихся и формирует интерес к предмету.

ОФО: Интегрированный урок.

МО: По степени самостоятельности ученика в приобретении знаний – репродуктивный, частично-поисковый; по способу подачи школьникам учебного материала – словесные, наглядные, практические; по способу организации мышления – индуктивный, дедуктивный.

Цели урока:

Обучающая:

  • формировать целостное восприятие научной картины мира;
  • научить учащихся применять знания, полученные при изучении темы “Сила Архимеда ”, “Давление газов”.

Развивающая:

  • развивать операционный стиль мышления учащихся;
  • развивать синтетическое мышление учащихся;
  • продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы, конкретизация;

Воспитывающая:

  • формировать интерес учащихся к изучению физики и информатики;
  • воспитывать аккуратность, умения и навыки рационального использования своего времени, планирования своей деятельности.
  • Воспитывать чувство патриотизма, и гордости за свою Родину.

Ход урока

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ (см. приложение)

ОТЧЕГО ЛЮДИ НЕ ЛЕТАЮТ КАК ПТИЦЫ?

Земля помогает понять нам самих себя, как не помогут никакие книги. Ибо земля нам сопротивляется. Человек познает себя в борьбе с препятствиями.

Но для этой борьбы ему нужны орудия. Нужен рубанок и плуг. Крестьянин, возделывая свое поле, мало-помалу вырывает у природы разгадку иных ее тайн и добывает всеобщую истину. Так и самолет – орудие, которое прокладывает воздушные пути, – приобщает человека к вечным вопросам. (Антуан де Сент-Экзюпери).

На протяжении более чем тысячи лет потенциальные авиаторы пристегивались к крыльям примитивной конструкции и прыгали со стен замков, с башен и утесов. Иные разбивались насмерть, другие более удачливые, отделывались страданиями от переломанных костей и разбитых надежд.

Ни имитаторы птиц, ни современные им ученые не осознавали, что человеческие мускулы слишком слабы и не могут поддерживать ритмичные взмахи крыла и что неуклюжего механического махания недостаточно для подъема человека в воздух. Даже научный гений пятнадцатого столетия Леонардо до Винчи, который уделял много времени и усилий проблеме человеческого полета, ошибочно полагал, что искусственные крылья летательного аппарата могут совершать махательные движения.

Для полета без летательного аппарата людям пришлось бы претерпеть значительные изменения строения тела, компенсирующие его относительно большой вес.

Если бы человечество выработало крылатый подвид, тот, возможно, напоминал бы летучих мышей или крупных летающих ящеров. На руках летающего человека вместо кистей красовались бы невероятно удлиненные пальцы, покрытые кожаной перепонкой и выполняющие функции крыльев. Чтобы махать такими крыльями, понадобились бы гигантские мышцы, – мышцы, по силе и выносливости многократно превосходящие мускулы любого из ныне живущих людей. Ноги также стали бы мощнее, чтобы обеспечить более быстрый взлетный пробег.

Примерно в течение 500 лет продолжительный полет человека за счет силы собственных мышц оставался заманчивой и трудной задачей, и даже в наше время некоторые рисковые души не захотели отвергнуть эту идею. В 1977 году Брайан Ален, работая педалями, пролетел более 1,5 километров на легком “Кондоре-пушинке”, а примерно три года спустя пересек в “Альбатросе-пушинке” пролив Ла-Манш. В 1988 году Канеллос Канеллопулос пролетел на педальном “Дедале-88” в три с лишним раза большее расстояние: 87 километров над Эгейским морем.

Хотя такие полеты и продемонстрировали, что человек может летать, используя собственную мускульную силу, они же показали, что это дано не каждому. И даже самая совершенная конструкция летательного аппарата не сможет преодолеть неизбежного истощения соответствующего источника энергии – мышц тела пилота. Человеческие мышцы, в отличие от мышц птиц, быстро исчерпывают свои возможности.

Доклады учеников:

КАК ЧЕЛОВЕК НАУЧИЛСЯ ЛЕТАТЬ.

Горячий воздух легче холодного, почему бы не наполнить им воздушный шар, чтобы он поднялся прямо в небо?

В 1783 году братья Монгольфье построили такой шар, и человек полетел.

А профессор Шарль наполнил свой воздушный шар легким газом водородом. На шаре его конструкции в 1785 году Бланшар и Джефри совершили перелет через пролив Ла-Манш.

В 1852 году появился первый дирижабль. Это тоже воздушный шар, но изобретатель Анри Жиффар придал ему форму веретена, а на подвесной площадке установил паровую машину с пропеллером. Воздушный шар перестал быть игрушкой ветра – ведь “дирижабль” в переводе с французского значит “управляемый”. Недолгим был век дирижаблей: громоздкие и неповоротливые, они не могли состязаться с появившимися аэропланами.

В 1882 году русский морской инженер Александр Федорович Можайский построил летательный аппарат тяжелее воздуха.

Стремительный разбег и аэроплан на секунду оторвался от деревянного помоста, но взлететь он не смог: всего тридцать лошадиных сил была мощность паровых машин первого самолета.

И “Авион” конструктора Аддера, построенный в 1897 году, очень похожий на летучую мышь, только на миг поднялся в воздух и снова побежал по земле. Прошло шесть лет, и вот в небе первый аэроплан братьев Райт. Два пропеллера самолета вращал бензиновый двигатель внутреннего сгорания. А вскоре всему миру стали известны конструкторы Блерио и Фарман – создатели первых в Европе аэропланов.

1934 год. Самый большой в мире пассажирский самолет АНТ-2 “Максим Горький” мог брать в рейс сразу 72 пассажира. На самолете имелась даже библиотека, были оборудованы кинозал и телефонная станция. Проектировался воздушный корабль под руководством известного советского авиаконструктора А.Н. Туполева.

На истребителях Н.Н. Поликарпова сражались наши отважные летчики с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол.

Горят фашистские танки, бронемашины, грузовики. Стремительная атака штурмовика ИЛ-2. Летающим танком называли этот одномоторный самолет, созданный в конструкторском бюро С.В. Ильюшина.

Фюзеляж штурмовика делали из прочной брони, ураганный огонь по врагу вели две скоростные пушки и крупнокалиберный пулемет, а под крыльями самолета подвешивались реактивные снаряды. Штурмовик мог нести до 400 кг бомб.

Точно в цель летят бомбы пикирующего бомбардировщика ПЕ-2. Этот скоростной самолет был создан перед самой войной под руководством В.М. Петлякова.

Реактивный лайнер Аэрофлота ИЛ-62 совершает рейс по маршруту Ленинград-Хабаровск. Полет будет проходить на высоте 10 тысяч метров, со скоростью 900 километров в час. Время в пути семь часов. А ведь еще совсем недавно полет поршневого самолета по этому маршруту продолжался более суток.

Все это – последовательные шаги в наше небо, небо реактивных аэробусов, гигантских транспортных воздушных кораблей, сверхзвуковых ракетоносцев.

СОВРЕМЕННЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ.

Работа авиации очень важна для народного хозяйства нашей страны. Транспортные и пассажирские самолеты быстро доставляют пассажиров, почту и грузы в самые отдаленные области и районы. Самолеты-лаборатории ведут разведку полезных ископаемых, помогают синоптикам составлять точные прогнозы погоды, а картографам – подробные географические карты. Самолеты-разведчики наводят рыболовецкие флотилии на косяки рыб, определяют наилучшие маршруты передвижения судов во льдах Арктики. Воздушные пожарные могут быстро обнаружить огонь в лесу и погасить пожар, а крылатая “скорая помощь” окажет необходимую помощь больному.

Бдительно охраняет небо нашей Родины авиация Военно-Воздушных Сил.

Для поднятия очень тяжелого самолета в воздух его необходимо снабдить крыльями. При его движении набегающий поток воздуха неравномерно обтекает верхнюю и нижнюю поверхности крыла: сверху получается некоторое разряжение, снизу-повышенное давление. В полете самолет как бы опирается крылом о воздух.

Скорость современного истребителя 2500 километров в час, его оружие – самонаводящиеся ракеты, мощные бомбы, реактивные снаряды.

Вертолеты прочно вошли в нашу жизнь. Их можно увидеть в знойной пустыне и на Крайнем Севере. Им не нужны аэродромы, взлетают и садятся они на крохотные площадки.

Человек покорил воздушное пространство. На этом он не остановился. Почему бы не выйти за пределы земной атмосферы.

Космический корабль – это летательный аппарат, предназначенный для полета людей или перевозки грузов в космическом пространстве.

4 октября 1957 г. – день начала космической эры. “Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его земные позывные разнеслись по всем материкам…” – вспоминал потом Главный конструктор С.П. Королев.

12 апреля 1961 год. Мир ликовал. Первый человек в космосе.

Космонавтика входит незаметно в нашу повседневную жизнь. Пока она выполняет только функции связи, ведет наблюдение за нашей планетой, предсказывает погоду, но придет время и люди на космических кораблях устремятся в бесконечное космическое пространство.

ДИССКУСИЯ НА ТЕМУ “ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ БУДУЩЕГО”