Методика преподавания физики учащимся с задержкой психического развития

Разделы: Физика


В данной статье хочу поделиться опытом работы со слабоуспевающими детьми в освоении предмета физики.
Нынче год от года количество коррекционных классов, как и их учеников, к сожалению, увеличивается,  поскольку растет число детей, не справляющихся со школьной программой. Кто-то склонен видеть причину этого в увеличении семей, злоупотребляющих алкоголем, однако ученый РАО считают, что все зависит от того, каковы особенности человеческого мозга и компенсаторные возможности организма ребенка.
Сегодня количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, растет еще и потому, что многие малыши не посещают детские сады, которые в советское время готовили их к школе и оказывали логопедические и прочие необходимые услуги. Дети, не прошедшие через детские сады, чаще других попадают в разряд педагогически запущенных, а потом и потенциальных учеников коррекционных классов.
Я работаю в школе 13 лет, с первого года работы преподавала физику в классах, где большинство детей имели диагноз задержка психического развития. В результате проб и ошибок постепенно вся работа стала складываться в определенную систему, или методику, которая дает хорошие результаты.
Для успешной работы со слабоуспевающими детьми я выделила 6 компонентов:

Отношение к предмету через отношение к учителю

Личность воспитывается личностью

А.Макаренко

Очень важен стиль взаимодействия учителя и ученика, насколько осознанно воспринимает педагог свое взаимодействие с учениками, всегда ли он контролирует свои слова, поступки, жесты, выражение лица. Каждое взаимодействие, преднамеренное или непреднамеренное, несет воспитательное воздействие. Говоря о взаимодействии учителя и ученика, в первую очередь на уроке, полезно выделить категории анализа взаимодействия на уроке:

  • восприятие чувств, эмпатия (речь идет о восприятии педагогом настроения учащегося и его реакции на эти настроения);
  • похвала или подбадривание;
  • принятие идей учащегося;
  • постановка вопроса педагогом (это тоже целое искусство: проблемные вопросы, вопрос – понятие, вопрос – суждение);
  • признание собственных ошибок педагогом.

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивного Я, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах. В психологии есть термин эффект Пигмалиона,  который формулируется очень просто: если педагог относится к ребенку как к способному, ответственному, дисциплинированному и дает ему это понять, то, тем самым, создает предпосылки для того, чтобы он и в самом деле становился таковым. В противном случае, наше отрицательное отношение запустит тот же механизм самореализующего предсказания, но уже в обратную сторону, что чаще и бывает со слабоуспевающими учениками. Ребенок будет плохо относиться к себе, а мы будем продолжать закладывать основу его будущего комплекса неполноценности.
Таким образом, позитивное отношение педагога к ребенку и система приемов поощрения являются важной стороной в освоении предмета.

Гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса

Личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе

из заповедей Амонашвили Ш.А.

Гуманизация в преподавании физики побуждает нас, учителей, сделать несколько неожиданный вывод: сегодня следует учить не столько физике, сколько посредством данного предмета, содействовать решению актуальных для личности и общества проблем. На своих уроках я стараюсь объяснить  ребятам, что их познания в физике в дальнейшем станут человечески значимыми, то есть изучение физики расценивается как жизненно необходимое дело, а сам процесс обучения станет заметно легче и продуктивнее.
Игровые формы учебной деятельности прочно вошли в арсенал обучения физике для учащихся с задержкой психического развития, так как они стимулируют стремление школьников к учению в свободной непринужденной обстановке на положительном эмоциональном фоне. В своей работе я использую обучающие игры по методике Архиповой Алевтины Ивановны (Ассоциация учителей физики Кубани).

Вместе с тем, стремление педагога раскрыть учащимся гуманистический аспект научного труда требует показа деятельности людей науки. По существу, вся наука представляет собой совокупность творческих достижений ученых. Поэтому рассматривать творчество ученого в его основных проявлениях было бы полезно как в познавательном, так и в воспитательном отношении. Необходимость изучения творчества ученых сегодня резко возросла, так как у ребят формируется представление о месте человека в обществе и в конечном итоге, ребята поймут, что наука физика не существует отдельно от человека. И здесь важным моментом в сохранении у них интереса к физике, я считаю, доступность учебного материала. Вот почему слабоуспевающие дети с удовольствием выполняют рефераты, работают с источниками, сами подбирают интересный материал. Ошибочным признаю мнение, что сам факт написания реферата заведомо ведет к отличной оценке. В процессе защиты ученик не воспроизводит работу полностью, а кратко излагает её содержимое, подробно останавливаясь на наиболее существенных моментах или интересных фактах для всех ребят.
Ученики любят выступать в роли учителя. Вот и при защите реферата существует комиссия из ребят, которая задает вопросы автору и ставит оценку.
Такая форма работы приучает ребят к самостоятельной работе с литературой, учит выделять главное. Учащиеся учатся грамотно, и не стесняясь, говорить перед аудиторией.

Влияние силы мотивации на успешность учебной деятельности

Сегодня самая большая проблема школы – в неуспешности её учеников.
Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений, навыков. Но знания нельзя просто передать или получить. Они могут получиться только в результате активной деятельности самого ученика. Если нет его встречной активности, то никаких знаний, умений у него не появляется.
Следовательно, отношение педагог-ученик не может быть сведено к отношению передатчик – приемник. Для того, чтобы включить ученика в учебно-познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса нужна мотивация. Мотивы бывают самые разные, но в работе со своими учениками я выделила следующие:

  • познавательный интерес;
  • профессионально-жизненное самоопределение;
  • эмоциональный мотив.

Чтобы эффективно управлять мотивами, нужно, прежде всего, знать какие из них имеются в наличии у каждого учащегося, какие поощрения наиболее ценны. Для этого я использую специальные психологические тесты  Мое отношение к учёбе, Определение мотивации, Учет мозговой организации, Шкала самооценки (Приложение 1).Что активизирует мотивацию? На этот процесс влияют формирование у учащегося чувства радости  достижения.
На своих уроках я стараюсь ученикам дать возможность самим добыть знания.
Я никогда не объявляю в традиционной форме тему урока (например, Планетарная модель атома). В такой формулировке уже содержится утверждение, что все известно, а это убивает желание узнавать новое. В звучании темы должен быть вопрос, он побуждает к раздумьям, действиям.
А вот в конце урока полезно вернуться к названию темы и снова её сформулировать, но уже в форме утверждения.
В своей работе с учащимися я стараюсь ненавязчиво использовать анкеты, чтобы знать настрой к учебе, уровень тревожности ребят.
Очень важно при работе со слабоуспевающими детьми прослеживать динамику усвоения предмета.

Учет психических особенностей разных групп учащихся

Профессия педагога наиболее чувствительна к психологии, поскольку деятельность педагога непосредственно направлена на человека (ученика), на его развитие.
Педагог, в своей деятельности, встречает живую психологию. Поэтому хороший педагог обязан быть психологом.
В российском образовании провозглашён принцип личностно-ориентированного обучения. Но, чтобы его осуществить, необходимо иметь представление о группах школьников, обладающих различными психолого-педагогическими особенностями.
Изучая познавательную деятельность учащихся с задержкой психического развития, установлено, что свойственные этим детям снижение работоспособности и неустойчивого внимания приводит к тому, что многие из таких детей испытывают трудности в процессе восприятия. У всех детей с задержкой психического развития наблюдаются недостатки памяти. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.
Одна из психологических особенностей детей с задержкой психического развития состоит в том, что у них наблюдается отставание в мыслительной деятельности, это особенно заметно во время решения задач, предполагающих логическое мышление.
Внимание детей с задержкой психического развития характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Поэтому учителю необходимо организовать урок с учетом индивидуальных особенностей внимания детей. Одни сосредотачиваются только на начале урока, другие – на его окончании,  а у третьих внимание рассеяно в течение всего урока.
Благодаря тесному контакту с учителями начальных классов, я, когда такие дети приходят изучать физику, уже знаю, какой ученик относится к какому типу восприятия, и могу в течение урока регулировать наилучший режим усвоения материала. Конечно, для подготовки к уроку в коррекционном классе требуется гораздо больше времени и выдумки. Вот уж где, действительно, дифференцированный подход в действии.

Дифференцированный подход с использованием различных методик обучения учебной работы

У обучающихся в массовой школе (то есть в условиях, неадаптированных к особенностям психики) учащихся с задержкой психического развития рост основных показателей мышления очень мал. В результате у них к 7-му классу заметно возрастает инертность, пассивность мышления. Они не успевают за предусмотренное программой время без посторонней помощи овладеть необходимым минимумом знаний. Учащиеся с возрастом все меньше и меньше понимают то, что излагается на уроках. Постепенно у них формируется отрицательное отношение к познавательной деятельности. Боязнь ошибиться, получить двойку толкает ребят на списывание, пропуск занятий. Под влиянием постоянных неудач у них складывается пониженная самооценка, формируется ряд отрицательных качеств личности. В коллективе такие дети нередко оказываются изолированными. Формальный подход к оценке знаний слабоуспевающих учеников, условный перевод их из класса в класс в сочетании с эпизодической помощью в виде дополнительных занятий не могут обеспечить им овладение необходимым минимумом знаний.
Для своих слабоуспевающих учеников я использую некоторые приемы методики В.Ф.Шаталова.

Один из таких приемов – это использование опорно-логических схем или конспектов. Знания вводятся крупными блоками (2-3 параграфа учебника), представляя собой первичное знакомство ученика с новым материалом с целью раскрытия его сути, показывая связь с уже имеющимися знаниями. Кроме того, в опорных схемах может быть отражена классификация знаний по уровню значимости (красным цветом - самое главное, зеленым – менее существенное). Кстати, учащиеся с задержкой психического развития очень хорошо реагируют на цветовую гамму. Опорная схема облегчает усвоение большого объема сведений, общей логической обработки учебного материала и переводу его в долговременную память.

Для моих учеников особенно полезно то, что потом происходит вторичное объяснение материала, мы еще раз к нему возвращаемся, но уже дополняем опорный конспект новой информацией из учебника и своими примерами (домашние задания).
Поскольку на практике чаще всего ведется устный опрос, я использую разнообразные формы: у доски с опорным конспектом, парный взаимоопрос и другие. Все они обеспечивают повторение материала, закрепление знаний. Особенно практикую, когда оценки своим одноклассникам ставят ребята. Это способствует овладению критериями оценивания знаний, и подготавливают ребят к адекватной самооценке. А это еще одно психологическое условие повышения эффективности обучения слабоуспевающих учеников.

Следующий прием, который я использую – это систематическая проверка знаний с помощью диагностических контрольных работ. Результаты таких работ не отражаются на оценках таких учеников в журнале, но служат для меня, педагога, показателем их готовности к усвоению следующего материала, и возможность организации помощи отдельным учащимся.
Для своих учеников я не боюсь делать праздники знаний, я уверена, что такая форма повторения, обобщения знаний не расслабляет ребят, а наоборот стимулирует интерес к физике.
Такие уроки могут иметь самые разные формы. Я предлагаю один из вариантов урока – повторения: Восхождение на пик Фарадея.
Замысел урока: две группы альпинистов, образованные из учеников класса, совершают подъем на пик Фарадея (можно использовать любую тему). На каждом привале каждую группу ожидает конверт с заданиями или вопросами. Все задания нужно выполнить и ответить дежурным по привалу. После этого группа получает право продолжить маршрут. Если группа не справилась с заданием, то остается на этом этапе до следующего хода. Побеждает команда, первая достигшая пика (по материалам А.И.Архиповой. Кубанский университет). Возможны различные варианты сюжета. (Приложение 2)

Физика – наука экспериментальная. Много времени на уроке должны занимать демонстрационные и лабораторные эксперименты. Для слабоуспевающих учащихся демонстрация опытов является сильным раздражителем, привлекающим внимание новизной увиденного и эффектностью.

Профориентационная работа

Школьные годы – основной этап формирования интереса к осознанному выбору профессии. Не секрет, что учащиеся с задержкой психического развития заканчивают только основную школу (9 классов). Моя задача как педагога, как классного руководителя, чтобы они не ушли из школы в некуда. Для этого надо постараться сформировать интерес к той или иной профессии.
Я занимаюсь проблемой профориентации школьников, используя при этом всевозможные формы и методы. Эта работа строится по следующему плану:

  • работа на уроках физики при изучении программного материала;
  • работа во внеурочное время (Приложение 3);
  • работа классного руководителя по профориентации.

На каждом уроке наряду с образовательной целью выдвигаю цель по профориентации: показать практическое применение материала данной темы. В конце урока задаю вопрос: людям каких профессий необходимы знания, приобретенные при изучении данной темы. Например, при изучении понятия «трение» можно много говорить о работе шофера, машиниста и других.
При изучении электрических схем предлагаю учащимся стать исследователями. Ребята собирают схемы, получают результаты измерений, делают свои выводы, а потом сравнивают их с выводами в учебнике, убеждаются, что они (выводы) одинаковы. От такой работы учащиеся получают удовлетворение и испытывают радость познания. В конце урока я подчеркиваю, что исследовательская работа связана со многими профессиями.

В заключение хочу сказать, что данная методика работы с учащимися с задержкой психического развития может быть использована любым предметником. Можно использовать как отдельные элементы методики, так и в целом. И особых затрат эта методика не требует, я имею в виду материальные затраты.
Стабильность применения данной методики дает свои результаты:

  • повышается эффективность усвоения физики;
  • успешность учеников очевидна;
  • происходит духовно-личностный рост учащихся;
  • повышается уровень обученности в коррекционных классах.

Работая со слабоуспевающими учащимися, я не могу похвастаться очень одаренными учениками, но когда видишь рост ребенка, в глазах горит огонек интереса к физике, то понимаешь: это и есть самая главная педагогическая победа.