В данной статье хочу поделиться опытом работы
со слабоуспевающими детьми в освоении предмета
физики.
Нынче год от года количество коррекционных
классов, как и их учеников, к сожалению,
увеличивается, поскольку растет число детей,
не справляющихся со школьной программой. Кто-то
склонен видеть причину этого в увеличении семей,
злоупотребляющих алкоголем, однако ученый РАО
считают, что все зависит от того, каковы
особенности человеческого мозга и
компенсаторные возможности организма ребенка.
Сегодня количество детей, нуждающихся в
коррекционной помощи, растет еще и потому, что
многие малыши не посещают детские сады, которые в
советское время готовили их к школе и оказывали
логопедические и прочие необходимые услуги.
Дети, не прошедшие через детские сады, чаще
других попадают в разряд педагогически
запущенных, а потом и потенциальных учеников
коррекционных классов.
Я работаю в школе 13 лет, с первого года работы
преподавала физику в классах, где большинство
детей имели диагноз задержка психического
развития. В результате проб и ошибок
постепенно вся работа стала складываться в
определенную систему, или методику, которая дает
хорошие результаты.
Для успешной работы со слабоуспевающими детьми я
выделила 6 компонентов:
Отношение к предмету через отношение к учителю
Личность воспитывается личностью
А.Макаренко
Очень важен стиль взаимодействия учителя и ученика, насколько осознанно воспринимает педагог свое взаимодействие с учениками, всегда ли он контролирует свои слова, поступки, жесты, выражение лица. Каждое взаимодействие, преднамеренное или непреднамеренное, несет воспитательное воздействие. Говоря о взаимодействии учителя и ученика, в первую очередь на уроке, полезно выделить категории анализа взаимодействия на уроке:
- восприятие чувств, эмпатия (речь идет о восприятии педагогом настроения учащегося и его реакции на эти настроения);
- похвала или подбадривание;
- принятие идей учащегося;
- постановка вопроса педагогом (это тоже целое искусство: проблемные вопросы, вопрос – понятие, вопрос – суждение);
- признание собственных ошибок педагогом.
Эффективное педагогическое общение всегда
направлено на формирование позитивного Я, на
развитие у учащегося уверенности в себе, в своих
силах. В психологии есть термин эффект
Пигмалиона, который формулируется очень
просто: если педагог относится к ребенку как к
способному, ответственному, дисциплинированному
и дает ему это понять, то, тем самым, создает
предпосылки для того, чтобы он и в самом деле
становился таковым. В противном случае, наше
отрицательное отношение запустит тот же
механизм самореализующего предсказания, но уже в
обратную сторону, что чаще и бывает со
слабоуспевающими учениками. Ребенок будет плохо
относиться к себе, а мы будем продолжать
закладывать основу его будущего комплекса
неполноценности.
Таким образом, позитивное отношение педагога к
ребенку и система приемов поощрения являются
важной стороной в освоении предмета.
Гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса
Личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе
из заповедей Амонашвили Ш.А.
Гуманизация в преподавании физики побуждает
нас, учителей, сделать несколько неожиданный
вывод: сегодня следует учить не столько физике,
сколько посредством данного предмета,
содействовать решению актуальных для личности и
общества проблем. На своих уроках я стараюсь
объяснить ребятам, что их познания в физике в
дальнейшем станут человечески значимыми, то есть
изучение физики расценивается как жизненно
необходимое дело, а сам процесс обучения станет
заметно легче и продуктивнее.
Игровые формы учебной деятельности прочно вошли
в арсенал обучения физике для учащихся с
задержкой психического развития, так как они
стимулируют стремление школьников к учению в
свободной непринужденной обстановке на
положительном эмоциональном фоне. В своей работе
я использую обучающие игры по методике Архиповой
Алевтины Ивановны (Ассоциация учителей физики
Кубани).
Вместе с тем, стремление педагога раскрыть
учащимся гуманистический аспект научного труда
требует показа деятельности людей науки. По
существу, вся наука представляет собой
совокупность творческих достижений ученых.
Поэтому рассматривать творчество ученого в его
основных проявлениях было бы полезно как в
познавательном, так и в воспитательном
отношении. Необходимость изучения творчества
ученых сегодня резко возросла, так как у ребят
формируется представление о месте человека в
обществе и в конечном итоге, ребята поймут, что
наука физика не существует отдельно от человека.
И здесь важным моментом в сохранении у них
интереса к физике, я считаю, доступность учебного
материала. Вот почему слабоуспевающие дети с
удовольствием выполняют рефераты, работают с
источниками, сами подбирают интересный материал.
Ошибочным признаю мнение, что сам факт написания
реферата заведомо ведет к отличной оценке. В
процессе защиты ученик не воспроизводит работу
полностью, а кратко излагает её содержимое,
подробно останавливаясь на наиболее
существенных моментах или интересных фактах для
всех ребят.
Ученики любят выступать в роли учителя. Вот и при
защите реферата существует комиссия из ребят,
которая задает вопросы автору и ставит оценку.
Такая форма работы приучает ребят к
самостоятельной работе с литературой, учит
выделять главное. Учащиеся учатся грамотно, и не
стесняясь, говорить перед аудиторией.
Влияние силы мотивации на успешность учебной деятельности
Сегодня самая большая проблема школы – в
неуспешности её учеников.
Обычно обучение характеризуют так: это передача
человеку определенных знаний, умений, навыков. Но
знания нельзя просто передать или получить. Они
могут получиться только в результате активной
деятельности самого ученика. Если нет его
встречной активности, то никаких знаний, умений у
него не появляется.
Следовательно, отношение педагог-ученик не может
быть сведено к отношению передатчик – приемник.
Для того, чтобы включить ученика в
учебно-познавательную работу, сделать его
активным участником учебного процесса нужна
мотивация. Мотивы бывают самые разные, но в
работе со своими учениками я выделила следующие:
- познавательный интерес;
- профессионально-жизненное самоопределение;
- эмоциональный мотив.
Чтобы эффективно управлять мотивами, нужно,
прежде всего, знать какие из них имеются в
наличии у каждого учащегося, какие поощрения
наиболее ценны. Для этого я использую
специальные психологические тесты Мое
отношение к учёбе, Определение мотивации, Учет
мозговой организации, Шкала самооценки (Приложение 1).Что
активизирует мотивацию? На этот процесс влияют
формирование у учащегося чувства радости
достижения.
На своих уроках я стараюсь ученикам дать
возможность самим добыть знания.
Я никогда не объявляю в традиционной форме тему
урока (например, Планетарная модель атома). В
такой формулировке уже содержится утверждение,
что все известно, а это убивает желание узнавать
новое. В звучании темы должен быть вопрос, он
побуждает к раздумьям, действиям.
А вот в конце урока полезно вернуться к названию
темы и снова её сформулировать, но уже в форме
утверждения.
В своей работе с учащимися я стараюсь
ненавязчиво использовать анкеты, чтобы знать
настрой к учебе, уровень тревожности ребят.
Очень важно при работе со слабоуспевающими
детьми прослеживать динамику усвоения предмета.
Учет психических особенностей разных групп учащихся
Профессия педагога наиболее чувствительна к
психологии, поскольку деятельность педагога
непосредственно направлена на человека
(ученика), на его развитие.
Педагог, в своей деятельности, встречает живую
психологию. Поэтому хороший педагог обязан
быть психологом.
В российском образовании провозглашён принцип
личностно-ориентированного обучения. Но, чтобы
его осуществить, необходимо иметь представление
о группах школьников, обладающих различными
психолого-педагогическими особенностями.
Изучая познавательную деятельность учащихся с
задержкой психического развития, установлено,
что свойственные этим детям снижение
работоспособности и неустойчивого внимания
приводит к тому, что многие из таких детей
испытывают трудности в процессе восприятия. У
всех детей с задержкой психического развития
наблюдаются недостатки памяти. Они
распространяются на запоминание как наглядного,
так и (особенно) словесного материала, что не
может не сказаться на успеваемости.
Одна из психологических особенностей детей с
задержкой психического развития состоит в том,
что у них наблюдается отставание в мыслительной
деятельности, это особенно заметно во время
решения задач, предполагающих логическое
мышление.
Внимание детей с задержкой психического
развития характеризуется повышенной
отвлекаемостью, недостаточной
концентрированностью на объекте. Поэтому
учителю необходимо организовать урок с учетом
индивидуальных особенностей внимания детей.
Одни сосредотачиваются только на начале урока,
другие – на его окончании, а у третьих
внимание рассеяно в течение всего урока.
Благодаря тесному контакту с учителями
начальных классов, я, когда такие дети приходят
изучать физику, уже знаю, какой ученик относится
к какому типу восприятия, и могу в течение урока
регулировать наилучший режим усвоения
материала. Конечно, для подготовки к уроку в
коррекционном классе требуется гораздо больше
времени и выдумки. Вот уж где, действительно,
дифференцированный подход в действии.
Дифференцированный подход с использованием различных методик обучения учебной работы
У обучающихся в массовой школе (то есть в
условиях, неадаптированных к особенностям
психики) учащихся с задержкой психического
развития рост основных показателей мышления
очень мал. В результате у них к 7-му классу заметно
возрастает инертность, пассивность мышления. Они
не успевают за предусмотренное программой время
без посторонней помощи овладеть необходимым
минимумом знаний. Учащиеся с возрастом все
меньше и меньше понимают то, что излагается на
уроках. Постепенно у них формируется
отрицательное отношение к познавательной
деятельности. Боязнь ошибиться, получить двойку
толкает ребят на списывание, пропуск занятий. Под
влиянием постоянных неудач у них складывается
пониженная самооценка, формируется ряд
отрицательных качеств личности. В коллективе
такие дети нередко оказываются изолированными.
Формальный подход к оценке знаний
слабоуспевающих учеников, условный перевод их из
класса в класс в сочетании с эпизодической
помощью в виде дополнительных занятий не могут
обеспечить им овладение необходимым минимумом
знаний.
Для своих слабоуспевающих учеников я использую
некоторые приемы методики В.Ф.Шаталова.
Один из таких приемов – это использование опорно-логических схем или конспектов. Знания вводятся крупными блоками (2-3 параграфа учебника), представляя собой первичное знакомство ученика с новым материалом с целью раскрытия его сути, показывая связь с уже имеющимися знаниями. Кроме того, в опорных схемах может быть отражена классификация знаний по уровню значимости (красным цветом - самое главное, зеленым – менее существенное). Кстати, учащиеся с задержкой психического развития очень хорошо реагируют на цветовую гамму. Опорная схема облегчает усвоение большого объема сведений, общей логической обработки учебного материала и переводу его в долговременную память.
Для моих учеников особенно полезно то, что
потом происходит вторичное объяснение
материала, мы еще раз к нему возвращаемся, но уже
дополняем опорный конспект новой информацией из
учебника и своими примерами (домашние задания).
Поскольку на практике чаще всего ведется устный
опрос, я использую разнообразные формы: у доски с
опорным конспектом, парный взаимоопрос и другие.
Все они обеспечивают повторение материала,
закрепление знаний. Особенно практикую, когда
оценки своим одноклассникам ставят ребята. Это
способствует овладению критериями оценивания
знаний, и подготавливают ребят к адекватной
самооценке. А это еще одно психологическое
условие повышения эффективности обучения
слабоуспевающих учеников.
Следующий прием, который я использую – это
систематическая проверка знаний с помощью
диагностических контрольных работ. Результаты
таких работ не отражаются на оценках таких
учеников в журнале, но служат для меня, педагога,
показателем их готовности к усвоению следующего
материала, и возможность организации помощи
отдельным учащимся.
Для своих учеников я не боюсь делать праздники
знаний, я уверена, что такая форма повторения,
обобщения знаний не расслабляет ребят, а
наоборот стимулирует интерес к физике.
Такие уроки могут иметь самые разные формы. Я
предлагаю один из вариантов урока – повторения: Восхождение
на пик Фарадея.
Замысел урока: две группы альпинистов,
образованные из учеников класса, совершают
подъем на пик Фарадея (можно использовать любую
тему). На каждом привале каждую группу ожидает
конверт с заданиями или вопросами. Все задания
нужно выполнить и ответить дежурным по привалу.
После этого группа получает право продолжить
маршрут. Если группа не справилась с заданием, то
остается на этом этапе до следующего хода.
Побеждает команда, первая достигшая пика (по
материалам А.И.Архиповой. Кубанский университет).
Возможны различные варианты сюжета. (Приложение
2)
Физика – наука экспериментальная. Много времени на уроке должны занимать демонстрационные и лабораторные эксперименты. Для слабоуспевающих учащихся демонстрация опытов является сильным раздражителем, привлекающим внимание новизной увиденного и эффектностью.
Профориентационная работа
Школьные годы – основной этап формирования
интереса к осознанному выбору профессии. Не
секрет, что учащиеся с задержкой психического
развития заканчивают только основную школу (9
классов). Моя задача как педагога, как классного
руководителя, чтобы они не ушли из школы в некуда.
Для этого надо постараться сформировать интерес
к той или иной профессии.
Я занимаюсь проблемой профориентации
школьников, используя при этом всевозможные
формы и методы. Эта работа строится по следующему
плану:
- работа на уроках физики при изучении программного материала;
- работа во внеурочное время (Приложение 3);
- работа классного руководителя по профориентации.
На каждом уроке наряду с образовательной целью
выдвигаю цель по профориентации: показать
практическое применение материала данной темы. В
конце урока задаю вопрос: людям каких профессий
необходимы знания, приобретенные при изучении
данной темы. Например, при изучении понятия
«трение» можно много говорить о работе шофера,
машиниста и других.
При изучении электрических схем предлагаю
учащимся стать исследователями. Ребята собирают
схемы, получают результаты измерений, делают
свои выводы, а потом сравнивают их с выводами в
учебнике, убеждаются, что они (выводы) одинаковы.
От такой работы учащиеся получают
удовлетворение и испытывают радость познания. В
конце урока я подчеркиваю, что исследовательская
работа связана со многими профессиями.
В заключение хочу сказать, что данная методика
работы с учащимися с задержкой психического
развития может быть использована любым
предметником. Можно использовать как отдельные
элементы методики, так и в целом. И особых затрат
эта методика не требует, я имею в виду
материальные затраты.
Стабильность применения данной методики дает
свои результаты:
- повышается эффективность усвоения физики;
- успешность учеников очевидна;
- происходит духовно-личностный рост учащихся;
- повышается уровень обученности в коррекционных классах.
Работая со слабоуспевающими учащимися, я не могу похвастаться очень одаренными учениками, но когда видишь рост ребенка, в глазах горит огонек интереса к физике, то понимаешь: это и есть самая главная педагогическая победа.