Мероприятие проводится в течение недели физики в школе.
Цели:
Образовательная - изучение последних достижений в области подготовки к полету человека на Марс; развитие познавательной активности в области физики и астрономии.
Развивающая – расширение кругозора обучающихся.
Воспитательная – укреплять взаимосвязи между людьми, воспитывать понимание своей принадлежности к человечеству, как единственному известному пока виду разумных существ; воспитывать стремление найти подобных себе во вселенной; ставить перед собой задачи, решение которых необходимо всем людям, т.е. наполнять свою жизнь смыслом и делать ее важной для себя и других.
В начале учебного года необходимо объявить о предстоящем конкурсе. За 1-2 дня до начала проведения конкурса необходимо организовать штаб, где будут заседать члены комиссии и оценивать работы участников, выбрать членов комиссии из числа преподавателей различных дисциплин.
Организационный момент.
Вывешивается объявление о наборе кандидатов в группу астронавтов для полета на Марс на конкурсной основе.
“Внимание! Объявляется набор в группу астронавтов для полета на Марс.
Требования к кандидатам:
- Отличная физическая подготовка – умение отжиматься, подтягиваться, задерживать дыхание, обходиться некоторое время без пищи и воды.
- Высокий уровень интеллектуального развития – знать строение Солнечной системы, расстояния от Земли до ближайших планет и звезд, уметь общаться на различных языках (хотя бы одном, кроме русского), уметь составлять тексты для передачи информации, уметь решать различные задачи, уметь составлять программы для компьютера, уметь рисовать и т.п.
- Достаточный уровень технической подготовки – знать законы физики, уметь адаптироваться в новой обстановке, уметь выживать в сложных условиях, уметь выполнять различные эксперименты, уметь ориентироваться по компасу, уметь приготовить пищу из имеющихся продуктов, уметь передвигаться в любой обстановке и т.п.
- Знание основ медицины – уметь оказывать первую медицинскую помощь, знать основные симптомы различных заболеваний.
- Возраст - 13-17 лет
Желающих принять участие в конкурсе (и других обучающихся) приглашаем в актовый зал на ознакомительную беседу (дата беседы – за 2-3 дня до начала проведения конкурса)”.
Во время беседы школьников знакомят с последними достижениями в области исследования Марса, делают краткий научный обзор последних достижений человечества в области космонавтики и предлагают обдумать свое участие в конкурсе. Затем объявляется дата начала конкурса.
Т.к. желающих может оказаться сразу много, необходимо провести тест на выживаемость “Авария на Луне” (приложение 1)[1]. По результатам теста отбираются 20 лучших кандидатов, которые и примут участие в дальнейшей борьбе за победу в конкурсе.
Каждый кандидат должен представить на конкурс работу, состоящую из нескольких заданий по различным направлениям: математике, русскому языку, географии, информатике, физкультуре, иностранному языку, ИЗО, истории, физике, химии, биологии и ОБЖ.
Задания конкурса.
1 день.
Физическая подготовка (проводится в спортзале): проведение состязаний по различным спортивным навыкам – отжимание, бег на короткую дистанцию, подтягивание на турнике, попадание мячом в баскетбольную корзину, задержка дыхания на определенное время.
География: составление схемы маршрута по обследованию Марса, разработка плана возвращения к космическому кораблю в случае потери ориентации в пространстве.
Биология, ОБЖ: определение заболевания по описанию симптомов, оказание первой медицинской помощи в случае перелома или теплового удара, остановка кровотечения.
2 день.
Математика: расчет времени полета на Марс по известным параметрам, расчет возраста астронавта по заданным параметрам, расчет допустимого времени пребывания на Марсе по известным нормам питания, воды и кислорода, необходимым для выживания, и запасам указанных ресурсов на корабле.
Информатика: составление программы для определения координат космического корабля, движущегося по маршруту Земля-Марс-Земля в любой момент времени, составление программы расхода топлива во время полета ( необходимые данные для составления программ берутся из справочных материалов).
Русский язык: составление текста-обращения к марсианам на случай, если встреча с ними не состоялась, и приходится покидать планету из-за недостатка жизнеобеспечивающих ресурсов.
3 день.
Иностранный язык: составление текста-обращения к марсианам на иностранном языке (рассказать о себе, своей школе, Земле и т.п.).
ИЗО: составить рисунок-обращение к марсианам, из которого они смогут понять, что к ним на планету прилетали жители Земли, рассказать немного о своей планете.
История: блиц-опрос по теме “Солнечная система”.
4 день.
Физика: предложить технический способ связи с марсианами, которых не удается обнаружить по каким-либо причинам.
Химия: предложить способ добывания огня и воды в условиях отсутствия достижений цивилизации.
5 день.
Анализ результатов недели и определение победителя конкурса.
Ежедневно подводятся итоги по выполненным заданиям. Оценки отражаются в сводной таблице (приложение 2). Задания следующего дня выдаются в обмен на выполненные, т.е. переход к следующему этапу конкурса должен быть строго последовательным.
Задания по различным дисциплинам могут видоизменяться преподавателями в зависимости от контингента участников.
В последний день недели подводятся итоги, выбирают кандидата-победителя, которого облачают в импровизированный скафандр, вручают удостоверение кандидата от школы №… и сообщают программу дальнейшей подготовки к следующему этапу конкурса (окружному).
Литература
1. М. Долил, Д. Страус “Как работать вместе”.