Интегрированный урок-семинар по роману Ч.Айтматова "Тавро Кассандры". Урок литературы в 11-м классе

Разделы: Литература


Цели урока:

- закрепление и развитие навыков анализа творчества Ч.Айтматова в целом;

- совершенствование таких коммуникативных умений и навыков, как организация и произнесение монологической речи, ведение дискуссии (вопросы и реплики но ходу дискуссии, обоснование собственной позиции по обсуждаемому вопросу), рецензирование литературного произведения и устных ответов одноклассников;

- прослеживание закономерности художественной литературы: её взаимосвязи с другими видами наук и искусств;

- развитие интереса к современной литературе.

Оборудование:

- портреты Ч Айтматова, Л. В. Бетховена, Д. Шостаковича. А.Вознесенского.

- фрагменты из 3-ей симфонии Бетховена и из 5-ой симфонии Шостаковича.

 Оформление доски:

Правила ведения дискуссии:

- не перебивайте говорящего, выслушайте его до конца;

- если вас перебили, не старайтесь перекричать собеседника, замолчите и выслушайте его;

- хотите прервать собеседника - подайте знак;

- спорьте честно, не искажая мыслей и слов оппонента;

- отстаивая своё мнение, говорите ясно, просто, чётко;

- уважайте мнение собеседника;

- главное в споре - аргументы, логика, убедительность;

- лучшие доказательства — точные и бесспорные факты; ссылки на литературные источники: тексты, критические статьи, словари и энциклопедии.

Информация к размышлению:

- Каждый настоящий
писатель влияет на
наши чувства, мысли,
на наши души.

- Каждый настоящий
писатель оставляет
свой след в литературе.

1-й урок.

ХОД УРОКА:

“Ещё не раз вы вспомните меня
И весь мой мир, волнующий и странный…”

/Н.Гумилёв/

“Каждый волен делать выводы сообразно zвоим понятиям и устремлениям души”.

/Ч. Айтматов/

I. Организационный момент:

- звучит музыка Бетховена, симфония мощи и космичности.

Музыка - это одна из неисчислимых трансформаций солнечной энергии, она исходит из недр Вселенной, а композитор, как рада, улавливает музыку из космоса, формирует её, гармонизирует, делает ее конкретно звучащей”. /Айтматов/

(Информация к размышлению: что вы знаете о Бетховене?)

2. Работа со словом:

- Объясните значения слов, встретившихся в тексте.

Амбиция, бифуркационные стихии, конверсия, политолог, пароксизм, экспериментатор, эйфория, феномен, футуролог, харизматизм личности, химера, рефлексия, оракул.

3. Доклад учащегося “Основные мотивы творчества Ч.Айтматова”.

Манера повествования этого киргизского писателя взволнованная, чуть приподнятая, напряжённо - доверительная и, часто, исповедальная.

Ч.Айтматов писатель, понимающий сложные проблемы бытия, изображающий непростые, драматические ситуации, в которых оказываются люди сильные, чистые и честные, но сталкивающиеся с не менее сильными противниками, блюстителям и старых нравов и обычаев, хищниками, властолюбивыми деспотам и, свинцовыми бюрократами, самодурами и подлецами.

Писатель всё шире и глубже захватывает жизнь, пытаясь проникнуть к сокровенные её тайны, не обходя острейших вопросов, нарожденных двадцатым столетием. Весь мир начинает видеться в картинах, реальный мир со всем его прошлым, настоящим, будущим, мир, не ограничиваемый даже Землёй. Радости, горести, светлые и мрачные возможности нашей планеты в её географической целостности и социальной раскованности окрашивают творчество писателя в новые тона.

Его творчество потрясает острым драматизмом взятых жизненных коллизий, ошеломляющими поворотами в судьбах героев, порой трагических судьбах, когда и сама гибель служит возвышению человека, пробуждению скрытых в нём ресурсов добра.

Сложные принципы повествования у Ч. Айтматова:

1) Рассказ от автора порой совмещается посредством несобственно - прямой речи с исповедью героя, нередко переходящей во внутренний монолог.

2) Действительность захватывается в единстве её настоящего, ее корней и её будущего.

З) Резко усиливается роль фольклорных элементов. Повтор ключевых слов, фраз, развёрнутые сравнения - всё это придаёт повествованию музыкальное звучание, эпическую напевность. Оживление природы (антропоморфизм), человек — её часть, они неотделимы друг от друга.

4) Интересны эпиграфы (они взяты то из киргизской народной песни, то из Книги Иова, то из древнеиндийского литературного памятника “Тхерагатха”, то из древнегреческой мифологии).

Жизнь - человеческое бытие - свобода - мир - будущее человечества это ступени, по которым идёт хозяин жизни Человек. Он ответствен за всё, что было, есть и будет, что может случиться с людьми, Землёй, Вселенной. Он - человек дела и человек напряжённой мысли - пристально рассматривает своё прошлое, чтобы не допустить просчёта на трудном пути, пролагаемом всему человечеству. Он озабоченно всматривается в будущее.

Герои Айтматова в многосторонних связях со всей нашей страной, со всем миром, более того — с Космосом. Глазами героев Айтматова смотрит сама наша эпоха с её победами и поражениями, её горечами и радостями, сложными проблемами и светлыми надеждам. (Основные положения доклада учащиеся записывают в тетрадь).

4. Роман Ч. Айтматова “Тавро Кассандры”. Работа с текстом:

- Каково лексическое значение слов “тавро”, “кассандра”?

- Обращение к жанру (из ересей ХХ века).

Ересь (перен.) - нечто противоречащее общепринятому мнению.

- Какова композиция романа?

( Рассказ в рассказе: история Филофея; Айтматов начинает своё повествование с истории души, а затем даёт историю жизни главного героя).

- Попробуйте в виде геометрической фигуры изобразить систему образов романа (главных героев).

“Узел судеб был нерасторжим…”

Рисунок 1

- Анализ образов по плану:

- портрет;
- какое место занимает в обществе;
- профессия;
- образование;
- семейное положение;
- мнение окружающих о нём;
- ваше мнение;

План работы по тексту:

ПРОШЛОЕ: “Зло сменяется злом, оставляя семена свои для следующего зла...”

1.Два призрака спорят о жизни и смерти.

2.Выведение “иксродов” - беззаветных революционеров ХХI века.

“Иксроду терять нечего, его рука не дрогнет нанести ядерный удар”.

З. Эпоха СталинГитлера.

4. Советские войска в Афганистане.

НАСТОЯЩЕЕ: “Оружия на Земле становится всё больше и больше...

Полевые командиры торгуют телами убитых…

Взрывы, теракты, убийства..

Мафия, проституция, наркобизнес...”

1. На Красной площади митинг в защиту ВПК, на Манежной площади — против ВПК.

2. Демонстрация в Италии, в Сицилии. “Опять мафия!”

3. Убит главный судья вслед за прокурором. “Сработано всё на виду у всех!”

4. Война в Карабахе. В турецком городе подожжён отель, где проходила конференция литераторов.

5. Демонстрация у дома Р.Борка. Реакция России и других стран. Реакция толпы.

6. Итог: “ В газете три объявления: смерть Филофея, гибель китов, мёртвая сова на мавзолее”.

БУДУЩЕЕ: “ Судьба без образа будущего — бесплодна”

1. Технические достижения.

2. “Человек обнаружил в себе новые ресурсы вселенской приспособляемости и достигал

божественного могущества”.

ВЫВОД:

“Вечность вечна сама по себе, а человеку положено продлевать кредит на вечность из рода в род единственным способом — нравственным самосовершенствованием”.

2-й урок.

Семинар, затрагивающий межпредметные связи литературы с историей, обществознанием, искусством, музыкой. Основные вопросы, подлежащие изучению и обсуждению, объявлены заранее. Намечаются основные докладчики, содокладчики и оппоненты. Класс распределён на группы. Каждая группа работает над своей темой, затем на уроке выдвигает свой довод по одной из проблем, поставленной в произведении, и требует от других групп его подтверждения, используя художественный текст.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ:

1 группа. МИФОЛОГИЯ.

“Прошли те славно-античные времена, когда дельфийские пифии прорицали и гибель, и триумфы от имени богов. Увы, в ХХ веке отношение к оракулам куда как надменнее и язвительнее”.

(Обсуждается название романа, мифология других произведений Айтматова, “миф о манкуртах переплетается с появлением новых людей - “иксродов”, которые положат конец Отцовству и Материнству”).

2 группа. БИОЛОГИЯ.

“Зло, сотворённое, не уходит бесследно, безответно вместе с теми, кто его творил, а оседает где-то в бункерах генетики до поры до времени”.

(Что изучает наука генетика? В чём причина роста эмбрионов со знаком Кассандры? Как решалась проблема искусственного выведения человека?

“Генетика из таинства биологии превращается в политику...” “Эгоизм и корысть - изначально присущие и чуть ли не биологические свойства человеческой природы”.)

З группа. РЕЛИГИЯ.

“Все религии себе на уме — Бог Богом и даже Бог един для всех, своё есть своё, а чужое — это чужое, своё и чужое вещи несовместимые”.

(Раскрыть пристрастность, амбициозность, эгоистичность различных вероучений в утверждении своих приоритетов на обладание истиной. Каждая из религий приспособит открытие Тавра Кассандры к своим доктринам, чтобы расширить диапазон культа и приумножить своё величие на верующих”.

(Что было бы, если каждый мог бы считать себя и христианином, и мусульманином, и буддистом, и иудаистом?)

4 группа. ПРИРОДА.

“Киты плыли клином, как журавли в небе... могуче вспарывая волны, извергая бушующие над головами фонтаны брызг... они шли в единой устремлённости, не нарушая сложившегося хода”.

(Каким представлен океан в романе?

Групповое самоубийство китов, противоречащее закону биологии, закону самосохранения вида, - что это? Реакция мирового разума на земные события?

Какова связь китов и совы, живущей на Спасской башне?)

5 группа. МУЗЫКА.

“Когда человек слушает музыку, он включается в течение бесконечности, и жизнь его удлиняется, возможно, на десятилетия, столетия. . . Но для подобного восприятия музыки нужна определённая предрасположенность, определённое настроение, как перед молитвой, как перед отплытием в море...”

(С каким образом появляется музыка в романе? — звучит виолончель, 5 симфония Шостаковича.

Какой представляет себе музыку Ордок? Почему “в тот день” ему не помогала даже музыка Бетховена?

Какая ещё музыка звучит в романе?

“Настоящая музыка там, где есть счастье и единение душ...”

Обратимся к стихотворению А.Вознесенского.

О чём оно?

В чём схожи и чем отличаются друг от друга анализируемые произведения?

А.Вознесенский “Измерение”. (Приложение 1)

“Филофей затронул одну из струн расстроенного оркестра!”

В романе Ч.Айтматова “Тавро Кассандры” перед нами огромные пласты
истории. О ком ещё упоминает здесь автор?

- о Сократе;
- об Эсхиле, Шекспире,
- о Сталине и Ленине;
-о Сталинских репрессиях;
- о Геббельсе;
-о Советском Союзе, о комсомольских активистах;
- о Горбачёве и перестройке;
- о Сахарове;
- о Христе;
- о Пушкине,
- о Фаусте, заглянувшем в глаза дьяволу.

Самостоятельная работа. Задание по вариантам.

1 вариант. Образ чёрта в романе:

- “Ордок” с венгерского “чёрт”;

- архисатаническая идея Сталина положить тело Ленина в Мавзолей;

- “Филофей — космический дьявол!”

- “Тавро Кассандры — сатанический знак, знак бед и несчастий”,- говорит Ордок.

- “Р.Борк фанатичен, он всецело за Филофея и готов служить ему, как служат сатане”,- говорит Ордок.

- “К чёрту всё это!”- кричит Джесси.

- И всё смешалось на Красной площади, не меньше, чем в аду”.

- “Филофей в Московской лаборатории - это Мефистофель биологической преисподней”.

2 вариант. Комментарий крылатых выражений, встретившихся в романе.

“колесо истории”, “типун тебе на язык”, “чёрт меня дёрнул”, “момент истины”, “куда повернёт дышло истории”, “в своём Отечестве нет пророка”, “лес рубят — щепки летят”,

“есть такая поговорка у русских”, “себе на уме”, “джин, которого выпустили из бутылки”, “я должен испить эту чашу”, “всё вернётся на круги своя”, “лиха беда начало”.

ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ:

Айтматов: “Только искоренение бед и пороков каждым человеком, начиная с себя, и всеми вместе, всем родом людским. Утопия? Опять утопия? Нет, это не очередная утопия. Это стезя выживания духа живого, иного пути нет. Верю, что найдутся мужественные люди, которые не отступят, не кинутся немедленно избавляться от кассандро-эмбрионов; этим людям фатальные сигналы скажут о многом: об ответственности всех и каждого за образ жизни, за судьбу потомков; о том, что предстоит невиданное борение человека с самим собой. Такие люди будут добиваться лучшей жизни”.

Возвращаемся ко второму эпиграфу, каждый делает свои выводы.

“Каждый волен делать выводы сообразно своим понятиям и устремлениям души”.
/Ч. Айтматов/

Следующий урок литературы - возврат к прошлому, к двум призракам, появлявшимся в глухую пору на Красной площади. “Неуживчивые, неугомонные призраки. Одинаковые с виду, одинаково приземистые, одинаково башкастые, шептуны - собеседники. Фантомы, двое призраков, неразлучная пара”. Следующий урок литературы: “Тема революции и гражданской войны в литературе”.

Презентация к уроку