Тема: “Утро”.
Цель: формировать целостное восприятие картины мира и умения применять имеющиеся знания и навыки в новой ситуации речевого творчества – написание сочинений на тему музыки.
Задачи:
- повышать эстетический уровень учащихся;
- развивать эмоциональную чуткость, творческую фантазию, воображение.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя литературы о прекрасном апрельском утре сопровождается стихотворением собственного сочинения.
Утро
Где-то иволга запела,
Дует ветер ошалело.
Просыпается заря,
За рассвет благодаря.
Пробежал зайчишка быстро,
Светит солнце серебристо.
Вот проснулся и ручей,
Зажурчал: “Ты чей? Ты чей?”
Поднимается туман,
Он прозрачный как обман.
А последние росинки
Убегают, как слезинки.
Вот цветок раскрыл бутон,
Утру радуется он.
Все в природе ярко, чисто,
Жаль, что кончится все быстро!
Ребятам предлагается представить себя участниками замечательного, солнечного утра по одной из картин, которые они нарисовали к этому занятию:
Ученик 1: Я – лучик солнца, яркий, искристо-золотой.
Ученик 2: Пушистое, светлое облачко.
Ученик 3: Последний снежок на ветках деревьев.
Ученик 4: Я – маленький ручеек, который родился совсем недавно.
Ученик 5: Я – соловей, пою свою звонкую песню и благодарю весну, солнце, речку.
Учитель английского языка предлагает представить себя на лесной опушке у берегов реки Ангары.
а) I hope that the first task “Match the words” will help you to speak up.
Match the words:
|
|
б) And now imagine that you are on the banks of our wonderful river Angara and enjoy this lovely morning.
Work in groups, please.
G 1: We can see fluffy clouds in the sky. Birds sing their songs among the powerful trees. It is very warm. Our river Angara is still in a thick fog. The sun is bright and generous. Everything is full of life.
Учащиеся читают отрывки из произведений русских писателей, стихотворения английских поэтов, выполняя различные задания. Это служит подготовительным этапом к написанию собственного сочинения.
а) Запишите понравившиеся словосочетания. Придумайте заголовок к этому отрывку.
И.С. Тургенев
Бежин луг
С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром; она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное – мирно вспыхивает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованного серебра…Но вот опять хлынули играющие лучи, – и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.
б) Как передает настроение автора этот отрывок?
Предположите кого или что он ожидает.
В.В. Вересаев
Без дороги
Я долго стоял у окна. Начинало светать, в темной, росистой чаще сада была глубокая тишина; где-то далеко, около риги, залаяла собака. Дунул ветер, на вершине липы обломился сухой сучок и, цепляясь за ветви, упал на дорожку аллеи; из-за сарая потянуло крепким запахом мокрого орешника. Как хорошо! Я стою и не могу насмотреться; душа через край переполнена тихим, безотчетным счастьем.
И грудь вздыхает радостней и шире,
И вновь кого-то хочется обнять…
в) Listen to A. Pushkin’s poem. Read it and its English translation. Look for the words, describing winter morning.
Зимнее утро Мороз и солнце: день чудесный! |
Winter Morning Snow, frost and sunshine…Lovely morning |
г) The poem “Daybreak” by H. Longfellow describes a bit different kind of morning. Read it and underline the lines which will help you to speak about this morning.
Рассвет Повеял бриз над океаном. |
Daybreak A wind came up out of the sea, |
Учащиеся продолжают работу над словарем и подбирают эпитеты:
- Ветерок – легкий, шаловливый, свежий, прохладный, ласковый и т.д.
- Туман – седой, молочный, утренний, густой, низкий и т.д.
- Солнце – яркое, нежное, лучистое, осторожное и т.д.
- Роса – серебристая, прозрачная, хрустальная, обильная и т.д.
- Cloud – airy, joyful, dark, nasty, fluffy, rainy, etc.
- Morning – sunny, foggy, windy, pleasant, lovely, etc.
- Wind – soft, bitter, chilly, fresh, coo, etc.
Дети слушают пьесу Э. Грига “Утро” и работают над сочинением-описанием “Утро у Э. Грига и у меня”. Музыкальное произведение пробудило разнообразные впечатления у ребят. Утро они увидели по-разному, но во всех сочинениях оно связано с природой и с теми процессами, которые происходят в природе утром.
Утро. На дворе светло, только немного холодно,
ночь только прошла. Выйдешь на улицу, а солнышко
подает тебе свою ладошку и зовет за собой. Ты
бежишь по сырой траве и радуешься. Солнышко
пригревает, цветы улыбаются, а ягоды как будто
кланяются тебе. Ты вышел на поляну, присел в
густую траву…
Вдруг к твоей щеке прикоснулась теплая рука, ты
открыл глаза и улыбнулся. Перед тобой стоит мама.
Вот мечтатель! Посмотри в окно, на улице
белым-бело. А за окном улыбалось солнце. Наверно,
оно знает о твоем сне. Как это здорово!
(Садретдинова Наташа)
Хорошо весенним утром в лесу. Березы наливаются соком. В них чувствуется зарождающаяся новая жизнь. Что-то потрескивает. Это распускаются первые клейкие листочки. Прорастая, подснежники тесно прижимаются друг к другу. В глубоких оврагах тает потемневший снег. Тонкие лучики солнца освещают холодным светом всю местность. Склонив тяжелые головы, застыли вековые ели. Радуясь солнцу, звери сбежались на маленькую поляну. Весна сделала воздух чистым и свежим.
(Бубновская Саша)
What a lovely morning! The sky is bright and endless. The clouds seem airy. Nature is awakening from its long winter sleep. Soon soft green grass will peep out, buds will burst open, and my favorite white snow-drops.
(Дмитриенко Алина)
По завершению таких занятий проводится рефлексия, чтобы обозначить перспективы в дальнейшей работе. Ребятам предлагается ответить на следующие вопросы: “Что нового и полезного вы узнали для себя?”, “Что произвело на вас самое яркое впечатление?”, “Кто из участников занятия показался вам наиболее интересным?”.