Форма организации учебного занятия: интегрированный урок (литература и информатика).
Использование групповой формы организации учебной деятельности.
Развитие творческих способностей и информационно-технологических навыков при взаимосвязи изучения литературы и информатики.
Триединая задача урока.
Образовательная: организация и проведение урока в условиях использования средств ИКТ; обучение учащихся необходимым навыкам использования средств ИКТ в литературе; создание учебных материалов по произведению с помощью иллюстративной графики: презентации, алгоритмы (Мicrosoft PowerPoint, Adobe Photoshop, MoveMaker); совершенствование работы в творческих группах.
Воспитательная: формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: развитие собственного творческого потенциала и потенциала учащихся, необходимого для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях развития и совершенствования средств ИКТ.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
Учитель. Сегодня мы завершаем изучение романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Заключительный урок мы проведем в виде семинара с использованием информационных и коммуникативных технологий. Для работы на уроке каждая группа получила индивидуальное задание: создание презентации, графиков, алгоритма, музыкального сопровождения.
II.Актуализация учебного материала семинара.
1. “Биография Ф.М.Достоевского” (для выступления использовались новые информационные технологии МS PowerPoint) – выступление 1 группы.
Смотри приложение 1.
2. “Мир Раскольникова” – выступление 2 группы.
Смотри приложение 2.
3. “Роль сна в русской литературе” – выступление 3 группы.
Следующая группа работала над функцией сна. И иллюстрировала первый, третий и сон в эпилоге.
В снах Раскольников живет другой, “параллельной” жизнью. Они несут истину вопреки теории. Сны – символы-знаки. Первый подсознательно раскрывает ужас души перед пролитием крови и символизирует бесполезность такой борьбы с жестокостью мира. Третий: жертва смеется над палачом, так как он её убил не её, а себя. Убил, но “мысль не разрешил”, цели не достиг. Символизирует необходимость всенародного признания. Сон в эпилоге. Что будет, если каждый даст себе право быть правым. Смотри приложение 3.
4. “Система двойничества”.
Учитель. Следующая группа представляет систему двойничества в романе. – Смотри приложение 4.
Более подробно они рассмотрели образы Раскольникова и Свидригайлова. Представили свой материал в виде схемы, изображающей сходные и различные черты параллельных образов и выстраивающейся в сосуд “в котором пустота или огонь мерцающий”.
Вывод: часть сосуда, отражающая образ Раскольникова, заполнена, а отражающая образ Свидригайлова – пуста.
Смотри приложение 4.1.
5. “Анализ эпизода ” (ч.IV, гл.IV)
Учитель. Этой группе был предложен проблемный вопрос: “Если бы вы предложили построить мизансцену: в каком углу Сониной комнаты вы расположили бы её, в каком Раскольникова?”
Ученики. Жилище Сони – снимок её греховности, её искаженного существования и душевных страданий. Тупой угол отражает Сонину душу, зашедшую в тупик. Соню привела в это серое жилище её греховная жертвенность.
Сонина комната – это отразившая вовне часть души Раскольникова. Другая часть его расколотой души за дверью. Предназначение Свидригайлова – утвердить идейного убийцу в нераскаянности. Миссия Сони – спасти Раскольникова. И мы разместили Соню, Раскольникова и Свидригайлова таким образом – смотри приложение 5.
В момент разговора Раскольников находится в тупом углу, так как он находится в тупике. Соня в центре, освященная светом огарка. Свидригайлов за дверью.
6. Крушение теории Раскольникова.
Учитель. Все мы знаем суть теории Раскольникова. Но нас больше интересует процесс обратный– от “сверхчеловека” к Человеку. График крушения Раскольникова представляет нам следующая группа – смотри приложение 6.
7.Творческая работа. “Мир вещей в романе”
Учитель. Этой группе была предложена творческая работа– “Мир вещей в романе”. Но прежде они рассмотрели версию “Раскольников не совершает убийство” – Смотри приложение 7.
Ученик. Оба варианта развития событий приводят Раскольникова к Богу, к Евангелию. Мы по-своему рассмотрели мир вещей представленных в романе. Часы с изображением глобуса, заложенные у старухи, и доставшиеся от отца это купол церкви. Зеленый цвет купола, дома Сони, драдедамового платка (созвучен с французским Нотр-Дам) – символ Богородицы. И венчает все это – крест (кипарисовый крест Лизаветы), символ пути человечества, судьбы человечества, судьбы человеческой. Мы пришли к Храму.
III. Заключительный этап.
Выводы.
Сколько читателей – столько и мнений. Мы представили свою версию прочтения романа.
Нам кажется, что использование средств ИКТ позволяет расширить представление, восприятие духовного мира героев, их взаимоотношений, их идей.
Спасибо за внимание. Спасибо всем группам.