Оборудование. Компьютерная поддержка. Портрет М.Ю. Лермонтова; эпиграф (плакат с отрывком из стихотворения «И скучно и грустно...»); отдельные иллюстрации из альбома «М.Ю.Лермонтов». Сост. Е.М. Колокольцев – М.: Просвещение, 1988.; фотография дома, в котором родился поэт, портреты матери, отца, бабушки маленького Лермонтова; конторка времен XIX века (подсвечник, чернильница, гусиное перо); иллюстрации художника Лермонтова к стихам, иллюстрации в произведениям поэта; стенд с рисунками детей по произведениям поэта; выставка книг; раздаточный материал – стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта», «И скучно и грустно…» на развороте доски – литературный словарь.
…И жизнь, как посмотришь с холодным
вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка…
(Лермонтов)
Отмщенья, государь, отмщенья! Паду к
ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возместила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II.Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала
(Слайд – портрет Лермонтова)
Учитель. Сегодня перед нами трудная
задача. Мы делаем серьезную заявку на взрослость.
Мы будем говорить о судьбе величайшего поэта –
Михаила Юрьевича Лермонтова. Постараемся понять,
что же давало Лермонтову силы сохранить желание
юности, остаться верным себе. Для многих
современников он был загадкой: и художник, и
бесстрашный воин, и поэт. А каким он видит Поэта? С
чем и за что борется Лермонтов? Чем он, дворянин,
так «опасен» для высшего общества, и нет ему
дороги в родные места, в Тарханы, к друзьям, в
Петербург.
Итак, тема нашего урока: «Тема судьбы и
чести» по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Смерть
Поэта».
Тихо звучит музыка Чайковского из оперы «Евгений Онегин», д. 11, картина 2. На фоне музыки…
Учитель: Прочитайте 1-й и 2-й эпиграфы. Здесь рождается проблемный вопрос. Попробуем определить его. Но вернёмся ненадолго к Пушкину. Он ещё близок нам, совсем недавно мы попрощались с ним. Что несёт миру поэзия этого великого поэта? При всех немалых страданиях, какие довелось ему вынести, величайший русский поэт в нашем восприятии остаётся, прежде всего, певцом, жизнеутверждающим счастье любви, пусть даже безответной; мир его полон гармонии, и свет в его мире побеждает мглу. А что можно сказать о поэзии Лермонтова? Что же давало Лермонтову силы сохранить желание юности, остаться верным себе?
Ученик. «Да здравствует солнце, да скроется тьма» – эта его строка могла бы стать эпиграфом к его творчеству. К миру Лермонтова она не подходит, он жил и чувствовал иначе. «Железный стих, облитый горечью и злостью», – вот одно из беспощадных определений, какие он сам давал своей поэзии. Глубокий трагизм мировосприятия, одиночество человека среди бессмысленности и пустоты жизни, непримиримый раскол между личностью и обществом, страдания от торжества тьмы над светом – вот главные черты духовного состояния поэта в современном ему обществе:
…И жизнь, как посмотришь
С холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка…
(Плавная музыка бал-маскарада)
Ученик: Приведу отрывок из письма Лермонтова С.А. Бахметевой (1832):
«…Я ищу впечатлений, каких-нибудь впечатлений!.. Преглупое состояние человека то, когда он принуждён занимать себя, чтоб жить, как занимали некогда придворные старых королей; быть своим шутом!.. Как после этого не презирать себя; не потерять доверенность, которую имел в душе своей… одну добрую вещь скажу вам: наконец я догадался, что не гожусь для общества, и теперь больше, чем когда-нибудь; вчера я был в одном доме N…, где, просидев 4 часа, я не сказал ни одного путного слова – у меня нет ключа от их умов – быть может, слава богу!»
Ученик: Из письма Лермонтова М.А. Лопухиной (1832): «…видел я образчики здешнего общества: любезнейших дам, учтивейших молодых людей – все вместе они производят на меня впечатление французского сада, очень тесного и простого, но в котором с первого таза можно заблудиться, потому что хозяйские ножницы уничтожили всякое различие между деревьями!»
(Слайд – портрет Пушкина)
Учитель: Вот общество, которое окружает поэта. Трагизм судьбы поэта в светском обществе открывается нам в стихотворениях: «Смерть Поэта», «Как часто пёстрою толпою окружён». Свет не просто скучен, он преступен: он убивает поэтов.
III. Работа с текстом стихотворения «Смерть Поэта». Начало исследовательской работы
Учитель: В стихотворении три героя.
Назовите их. (Пушкин – «невольник чести»,
светская толпа, поэт, клеймящий «светскую чернь»
и оплакивающий Пушкина).
– В чём видит поэт причины гибели Пушкина? (Свет
не терпит «его свободный, смелый дар», свету
чужды «звуки чудных песен»)
– Какими синонимами заменяет автор слово –
«свет»? (Толпа, светская чернь, палачи «Свободы,
Гения и Славы»)
2. Инсценировка истории, связанной со стихотворением Лермонтова «Смерть Поэта». Заранее подготовленные ученики разыгрывают по ролям.
(Светский раут. Звучит мазурка, сменяя один другого, в ритме музыки появляются исполнители – посетители балов)
1-й ученик. Екатерина Андреевна Карамзина пишет сыну Андрею, 30 января 1837 года: «Милый Андрюша, пишу тебе с глазами, наполненными слёз, а сердце и душа – тоской и горечью; закатилась звезда светлая, Россия потеряла Пушкина! Я имела сладость проститься с ним в четверг; он сам этого пожелал».
(Слайд – портрет Николая I)
2-й ученик. Из письма Николая I жене: «Здесь нет ничего любопытного, о чём мог бы я тебе сообщить. Событием дня является трагическая смерть пресловутого Пушкина, убитого на дуэли неким, чья вина была в том, что он в числе многих других находил жену Пушкина прекрасной.
3-й ученик. Из дневника императрицы: «Плохо спала, разговор с Бенкендорфом, целиком за Дантесом, который вёл себя как благородный рыцарь, Пушкин как грубый мужик».
4-й ученик. «В течение трёх дней, в которые его тело оставалось в доме, множество людей всех возрастов и всякого звания беспрерывно теснилось пёстрою толпой вокруг гроба…приходили поклониться праху любимого поэта. Нельзя было без умиления смотреть на их плебейские почести, тогда как в наших позолоченных салонах и раздушенных будуарах едва ли кто думал и сожалел о краткости его блестящего поприща. Слышались даже оскорбительные эпитеты и укоризны, которыми поносили память славного поэта и несчастного супруга, с удивительным мужеством принесшего свою жизнь в жертву чести, и в то же время раздавались похвалы рыцарскому поведению гнусного обольстителя и проходимца, у которого было три отечества и два имени» – Княгиня Мещерская, урождённая Карамзина.
(Слайд – Москва, избранное общество)
5-й ученик. Императрица – графине Бобринской: «Этот только что угасший Гений, трагический конец гения истинного русского, однако же, иногда и сатанинского, как Байрон. – Эта молодая женщина возле гроба, как ангел смерти, бледная, как мрамор, обвиняющая себя в этой кровавой кончине… Бедный Жорж, что он должен был почувствовать, узнав, что его противник испустил последний вздох».
1-й чтец читает стихотворение Лермонтова «Смерть Поэта» до слов «… И на устах его печать».
6-й ученик. Из анонимного письма графу Орлову: «Лишение всех званий, ссылка на вечные времена в гарнизон солдатом Дантеса не может удовлетворить русских за умышленное, обдуманное убийство Пушкина. Вы видели вчерашнее стечение публики, в ней не было любопытных русских… Мы горько поплатимся за оскорбление народное…»
7-й ученик. Иностранцам нет дела до поэзии Пушкина. Дипломаты свободны от влияния законов и не подлежат суду русскому.
2-й чтец: читает последние 16 строк стихотворения «Смерть Поэта» (после слов… «не подлежат суду русскому»).
8-й ученик. Из разговора на светском рауте: «А вы, верно, читали, граф, новые стихи на всех нас и в которых сливки общества отделаны на чём свет стоит?»
9-й ученик. «О каких стихах вы говорите, сударыня? О тех, что написал гусар Лермонтов? И которые начинаются стихами: «А вы, надменные потомки!» – и ясно, что это и есть мы все, вся русская аристократия?»
(Слайд – портрет Бенкендорфа
10-й ученик. «Я уже имел честь сообщить Вашему императорскому величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарну, дабы он допросил этого молодого человека и содержал его при Главном штабе без прав общения с кем – либо извне, покуда не решится вопрос о его дальнейшей участи и изъятии всех его бумаг, как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко» – Бенкендорф.
(Слайд – царь Николай I)
11-й ученик. «Приятные стихи, нечего сказать. Я послал в Царское Село наложить арест на бумаги Лермонтова, а пока старшему медику гвардейского корпуса удостовериться, не помешан ли он, а затем мы поступим с ним согласно закону. Царь Николай»
12-й ученик. «Лейб-гвардии Гусарского полка, корнета Лермонтова, за сочинение стихов перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк…» военный министр Чернышёв Бенкендорфу.
3-й чтец: художественное чтение стихотворения «Смерть поэта».
13-й ученик. Из письма императрицы графине Бобринской: «Вчера я забыла вам сказать, что суд над Жоржем уже окончен, – разжалован… но, как иностранец, отправляется запросто с фельдъегерем до границы.
Перечитывается стихотворение «Смерть Поэта» со слов: «Но есть и божий суд, наперсники разврата…» и далее.
(Слайд – текст стихотворения «Смерть поэта»)
Учитель. Теперь нам легче понять чувства поэта Лермонтова, для которого просто нет места в высшем обществе, потому что там, где нужно молчать, он не молчит: кричит его душа – не может не кричать.
IV. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» (продолжение исследования)
Словарь:
- Лейтмотив – основная мысль
- Коллизия – столкновение взглядов и одновременно конфликт.
- Антагонизм – противоборство, противостояние.
Учитель. Слова: погиб, пал, убит, угас, увял, умер – проходят лейтмотивом через всё стихотворение. Некоторые из тем, мотивов, образов в стихотворении Лермонтова навеяны творчеством самого Пушкина. Широко пользуется Лермонтов фразеологией Пушкина:
(Учащиеся сравнивают стихотворения Пушкина «Поэт», «Поэт и толпа» и Лермонтова «Смерть поэта»)
Пушкин Невольник чести
беспощадной На поединках хладный, твёрдый, Я жертва клеветы и Я жертва клеветы и Я рано скорбь узнал, Людей и свет изведал он |
Лермонтов Погиб поэт! –
невольник чести… С свинцом в груди и жаждой мести
Клеветникам ничтожным… Не вы ль сперва так злобно гнали… Я с юных лет |
Вывод. Нечистая совесть «светской черни, толпы» усмотрела в стихотворении обвинение себе – как соучастникам злодейского убийства. События действительности возведены в ранг искусства: факты плюс «отношение к ним» автора. «Смерть Поэта», а не «Смерть Пушкина». – «Погиб Поэт! – невольник чести»
– Так кто же герой произведения? (Поэт, т.е.
поэтический образ, олицетворение)
– Какими качествами наделён Поэт Лермонтова? (Одухотворённый,
проницательный, мудрый)
(Слайд – Москва, избранное общество)
Ученик. Человечнейший из людей – вот
каков Поэт, по мысли Лермонтова.
Цитаты: «гордой головой», «славное чело», «с
сердцем вольным и пламенными страстями…
– Зловещая тень как бы нависает над Поэтом! Каков
же облик Смерти?
Цитаты: «коварный», «клеветнический», шепот;
«чёрная кровь» – низкие, злобствующие
упоминания имени Пушкина и его убийцы.
1-й стих произведения:
Учитель. Обратите внимание, здесь
КОЛЛИЗИЯ – столкновение взглядов и одновременно
конфликт Поэта и толпы, тема, развитая Пушкиным в
стихотворениях «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа».
– Каков Поэт в творчестве Пушкина? (Поэт
Пушкина . – воплощение творческой и
свободной сущности)
– Каков Поэт в стихотворении Лермонтова?
– Как обрисован образ Толпы у Лермонтова («Вы
жадною толпой, стоящие у трона…», ожидающие
подачки…)
Вывод: Обоим художникам понятна несовместимость Поэта и толпы. Накал антагонизма уже в самой структуре произведения.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот мир завистливый и душный…
– восклицает поэт Лермонтов, или:
Не вынесла душа поэта позора мелочных обид…
Вывод: Гибель Поэта, по мысли
Лермонтова, есть нечто такое, что определяется
логикой ситуации.
– Способна ли злобствующая посредственность
смириться с самимсуществованием Поэта? Но и Поэт
не променяет свою правду и не откажется от самого
себя!
– Зависит ли Поэт от толпы? Найдите строки.
(И всё же Поэт оказывается в полной
зависимости от общества, от своих
противников, от своих завистников. Стихи
Лермонтова говорят об этом:
«Поверил их словам и ласкам ложным…»
«Дал руку клеветникам ничтожным…»
«Вступил в их свет завистливый и душный…»
«Для сердца вольного и пламенных страстей…»
И – как следствие: «Судьбы свершился приговор…»).
Учитель: В стихотворении Кюхельбекера есть стихи, начинающиеся такими словами:
Горька судьба поэтов всех времён
Тяжелее всех судьба казнит Россию…
Тема судьбы и чести тесно переплетаются в произведении «Смерть Поэта». Но сколько горькой иронии в сочетании слов: честь, достоинство, невольничество. Смерть имеет обличье. Кто это? И в каких стихах? «Его убийца хладнокровно навёл удар – спасенья нет…». Палач – сама заурядность, один из «сотен беглецов», один из тьмы карьеристов, ищущих «счастья и чинов».
Учитель: Вырисовывается и облик царского двора, обласкавшего беглеца – эмигранта Дантеса. В каких стихах? («Не вы ль сперва так злобно гнали…»)
Вывод: Эти слова придают особый накал, выход к знаменитому «прибавлению» – последним 16 строкам, прозвучавшим, как вызов, как пощёчина «надменным потомкам известной подлостью прославленных отцов». Но час расплаты придёт. Каков он? («Есть божий суд, он не доступен звону злата…», это, конечно же, суд истории.)
Вывод: Завершающие стихи вновь возвращают нас к реальной основе произведения и потрясшему всю Россию убийству, к реальным убийцам.
Учитель: Так о чём же стихотворение? (Стихотворение о Судьбе Поэта, о вечном конфликте Поэта и толпы, обретает в глазах современников прямой политический и злободневный смысл.)
– Назовите строчки, которые объединяют
душевное состояние лирического героя и автора
стихотворения.
– Так что же давало Лермонтову силы сохранить
желание юности, остаться верным себе?
– Сделайте вывод. (Учащиеся подводят итог)
Учитель: Обратимся вновь к письму С.А. Бахметевой.
(Слайд – портрет Лермонтова)
Отрывок из письма Лермонтова С.А. Бахметевой (1832):
Ученик. «… Преглупое состояние человека то, когда он принуждён занимать себя, чтоб жить, как занимали некогда придворные старых королей; быть своим шутом!.. Как после этого не презирать себя; не потерять доверенность, которую имел в душе своей… наконец я догадался, что не гожусь для общества…». Подтверждение тому в стихотворении «И скучно и грустно»
(Звучит музыка романса Шашиевой «Выхожу один я на дорогу»… на фоне музыки звучат слова)
V. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «И скучно и грустно»
Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – все лучшие годы!
Любить…, но кого же?.. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно…
Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка…
Учитель. Как перекликается только что
прочитанное стихотворение с отрывком из письма
Лермонтова С.А. Бахметевой?
– Какая тема проходит лейтмотивом через всё
творчество поэта?
– Назовите строчки, которые объединяют душевное
состояние лирического героя и автора
стихотворения.
– Так что же давало Лермонтову силы сохранить
желание юности, остаться верным себе?
– Сделайте вывод.
(Тихо звучит музыка Чайковского из оперы «Евгений Онегин», д. 11, картина 2. На фоне музыки)
Вывод: Эти слова придают особый накал, выход к знаменитому «прибавлению» – последним 16 строкам стихотворения «Смерть Поэта», прозвучавшим, как вызов, как пощёчина «надменным потомкам известной подлостью прославленных отцов». Но час расплаты придёт. Каков он? («Есть божий суд, он не доступен звону злата…», это, конечно же, суд истории.)
(Слайд – автограф Лермонтова)
VI. Обобщение
(Слайд – памятник Лермонтову)
– Завершающие стихи вновь возвращают нас к реальной основе произведения и потрясшему всю Россию убийству, к реальным убийцам. Стихотворение о Судьбе Поэта, о вечном конфликте Поэта и толпы.
Литература:
- Демиденко Е. Философская лирика Лермонтова // Литература: Прил. к газ. «Первое сент.» – 1996 – № 9.
- Ключевский В.О. Грусть (Памяти М.Ю. Лермонтова. Умер 15 июня 1841 года) // Собр. соч: В 8 т. – Т. 8 – С. 114.
- Лазаренко Г. Дога к Лермонтову: Об изучении жизни и творчества М.Ю. Лермонтова в старших классах.// Учительская газета. – 1986. – 25 дек.
- Литературно-драматическая композиция, посвящённая М.Ю. Лермонтову// Литература в школе. – 1966. – № 6.
- Троицкий В.Ю. Поэзия тревожной мысли: К 150 – летию со дня смерти М.Ю. Лермонтова // Литература в школе. – 1991 – № 6.