Цели:
- Обучающие:
- обобщить знания учащихся о творчестве В. Шекспира;
- научить переводить сонеты Шекспира на русский язык;
- научить декламировать стихи на английском языке;
- научить проводить лингвистический анализ сонета Шекспира.
- Развивающие:
- развитие творческих способностей учащихся;
- способствовать развитию переводческих навыков;
- развитие навыков лингвоанализа и умения составлять характеристику писателя на основе обобщения материала;
- развивать умение работать с дополнительной литературой.
- Воспитательные:
- воспитание интереса к иноязычной литературе и культуре;
- расширение кругозора учащихся;
- воспитание эстетического вкуса.
Оборудование:
- Портрет В. Шекспира.
- Музыкальное оформление (лютневая музыка XVI века).
- Фрагменты фильма “Влюбленный Шекспир”.
- Выставка переводов, рисунков.
- Фотографии, имеющие отношение к биографии писателя.
ХОД УРОКА
… из всех великих людей он самый
загадочный.
Единственное, что мы знаем о нем – это то, что он
жил и страдал.
Д. Джойс “Улисс”
Слово учителя. Сегодняшний наш урок
называется “Урок-путешествие в мир поэта”. Это
урок обобщающего характера. На этом уроке мы
попытаемся создать
характеристику Шекспира на основе обобщения
пройденного материала на уроках литературы и
английского языка.
В свое время знаменитый ученый П.Лаплас высказал
очень интересную мысль: “То, что мы знаем –
ограниченно, а то, чего мы не знаем –
бесконечно”. Я не случайно начинаю урок с этих
слов, ибо человек всегда стремится к великим
загадкам и тайнам. И вот сегодня на уроке мы
попытаемся одну из тайн разгадать. Давайте
обратимся к эпиграфу нашего урока . Вы знаете, что
личность В. Шекспира удивительна. К сожалению,
достоверных источников, рассказывающих о жизни и
творчестве этого человека, нет. Но мы с вами
попытаемся составить портрет Шекспира, исходя из
анализа эпохи, его жизни и творчества. В ходе
урока вы должны сделать наброски портрета, а дома
довести начатое дело до конца.
Итак, начинаем с характеристики эпохи
Возрождения – времени развития городов,
торговых связей, расцвета науки, искусства,
литературы.
Доклады учащихся об Англия эпохи Возрождения. Рассказ сопровождается иллюстрацией материалов.
– Шекспир был одним из титанов Возрождения. Сведения о биографии Шекспира довольно скудные и не всегда достоверные. Иногда события подтверждаются документами и свидетельствами современников, дополняются устной легендой.
Инсценированная биография Шекспира, приготовленная группами (см. Приложение 1).
Слово учителя. Шекспир известен, в
первую очередь, как мастер сонетов. Жанр сонета,
принесённый в Англию из Италии, был самым
распространённым и модным поэтическим жанром в
эпоху Возрождения. “Шекспировский сонет”
состоит из трёх катренов одного двустишья.
Сохранилось 154 сонета Шекспира, опубликованных
уже в первом, прижизненном издании 1609 года.
Действующие лица его сонетов: поэт, его друг и
“смуглая дама”.
С 1 по 99 сонет посвящены другу, в них воспевается
дружба.
С 100 по 125 сонет обращены другу, но в них атмосфера
между друзьями становится тревожной.
С 127 по 152 сонет появляется “смуглая леди”,
которая поселяет рознь между поэтом и другом.
153 – 154 сонеты стоят отдельно; в них намечено
новое действующее лицо – соперник в искусстве
поэзии.
Среди переводчиков сонетов Шекспира можно
назвать Б. Пастернака и С. Маршака.
Учащиеся декламируют сонеты Шекспира №66, 90, 91, 130 на английском языке под лютневую музыку XVI века (см. Приложение 2).
– А теперь от переводов сонетов мы переходим к лингвоанализу 130 сонета.
Чтение сонета учеником.
Лингвоанализ сонета № 130
Работа с текстом предполагает практическую
часть урока, которая проводится в группах.
I. История создания 130 сонета.
– Свои сонеты Шекспир писал в 90-е годы. Кто же является героем этого сонета? Перед нами возникает образ “смуглой леди”. Кто же такая смуглая леди? Относительно этого прообраза нет достоверных предположений. Мы не знаем точно имя женщины, в которую был влюблён Шекспир в лондонский период своей жизни. Но перед нами возникает яркий образ смуглой и черноволосой женщины, обаятельной и остроумной, но увлекающейся и непостоянной.
Выразительное чтение сонета.
II. Тема, идея сонета.
– Давайте определим тему сонета. Какова же идея сонета? (Тема – создание образа прекрасной женщины. Идея – Шекспир стремится нарисовать в сонете живую женщину. Это смуглая брюнетка, не очень красивая, хотя и кажется прекрасной влюблённому поэту.)
III. Композиция сонета.
– Давайте вспомним основные принципы построения сонета:
– утверждение;
– опровержение;
– объяснение, указание противоречия;
– вывод.
– Что же утверждается в сонете? (Героиня не совершенна.)
– В чём заключается опровержение? (Она не богиня, а земная женщина.)
– Как объясняется это? (Героиня всё-таки прекрасна для поэта.)
IV. Фонетический уровень.
– Я предлагаю посмотреть этот сонет на фонетическом уровне, чтобы определить цветовой фон и эмоциональную окраску сонета по методике А. Журавлева.
- Считаем все звуки-буквы (по строфам) – 360.
- Расставьте все ударения и посчитайте их – 54.
- Суммируем количество букв-звуков и количество ударений: 360 + 54 = 414.
- Раскрасьте буквы: ы – чёрным, э – зелёным, о – жёлтым, и – синим, у – голубым, а – красным цветом.
- Делим количество звуков-букв в тексте на сумму звуков-букв и всех ударений, получаем долю этих звуков-букв в тексте.
- Делим долю звуков-букв в тексте на норму, получаем отношение доли звуков-букв к норме.
- Определяем место по преобладанию над нормой и смотрим цвет.
- Заполните таблицу.
Звуки-буквы |
Кол-во указанных звуков-букв в тексте |
Доля этих звуков-букв в тексте |
Норма доли |
Отношение доли звукам-буквам и норме |
Место по преобладанию над нормой |
Цвет |
е + э |
35/414 |
0,084 |
0,085 |
0,988 |
II |
Зелёный |
о + ё |
40/414 |
0,096 |
0,109 |
0,886 |
III |
Жёлтый |
ы |
8/414 |
0,019 |
0,018 |
1,055 |
I |
Чёрный |
у + ю |
6/414 |
0,014 |
0,035 |
0,414 |
||
и |
18/414 |
0,043 |
0,056 |
0,776 |
||
а + я |
38/414 |
0,091 |
0.117 |
0,784 |
– О чём эти цвета нам говорят, если их наложить
на контекст сонета? Какие слова и выражения
подтверждают ваши предположения?
Чёрный цвет – это цвет печали, грусти о том,
что образ “смуглой леди” далёк от совершенства;
это цвет волос героини “чёрной проволокой
вьётся прядь”; цвет глаз, не похожих на звёзды.
Зелёный цвет – это цвет жизни, которая
чувствуется в каждой строчке, достаточно
прочитать 1 или 2 катрен. В сонете прослеживается
мысль о превосходстве жизни и природы над
искусственностью. Сравните: образ “богини” –
идеала и образ “милой”, ступающей по земле, т.е.
героини земной. Шекспиру важна реальная, земная
женщина.
Жёлтый цвет – цвет между белым и чёрным, т.е.
возникает образ “смуглой леди”, цвет кожи “не
белоснежна плеч открытых кожа”. Жёлтый цвет –
это символ непостоянства. Об этом говорят
лепестки “фиалок”. Фиалка – это растение с
фиолетовыми, жёлтыми или белыми цветками. Этот
цвет лишний раз подчёркивает непостоянство
героини, возможно, её предательство по отношению
к лирическому герою.
– Какие аллитерации и ассонансы вы заметили? Какова их роль? (Звучные сочетания звонких согласных с гласными [за, ра, ла, ка, ро т.д.] уравновешивает количество шипящих. Как известно, шипящие – это тёмные звуки, поэтому сонет грустный.)
– Какой портрет “смуглой дамы” у вас получился? (Демонстрация детских рисунков.)
Вывод: и аллитерации, и цветовой фон стихотворения обусловлены темой и идеей сонета.
V. Лексический уровень.
Замедленное чтение сонета.
– Найдите тропы и стилистически окрашенную лексику. Посмотрите микрословарь сонета. Есть ли грамматические обороты и противопоставления лексических единиц: антонимов, синонимов, чтобы увидеть сквозной смысл.
Лексические единицы сонета:
- Коралл – окаменевшее морское растение белого, розового или ярко-красного цвета.
- Уста – рот, высокое “уста”.
- Проволока – металлическое изделие в виде нити.
- Фиалка – растение с фиолетовыми, белыми или жёлтыми цветами. Душистый цветок.
- Совершенный – является совершенством, превосходством.
- Чело – устаревшее высокое, то же, что и лоб.
- Шествовать – высокое, идти, двигаться торжественно, важно.
- Богиня – переносное ,о красивой и величественной женщине (а также устаревшее о женщине – как предмете любви).
- Дамаск – Сирия, город Дамаск.
В сонете преобладает нейтральная лексика, но есть и вкрапления высокой лексики, создающей приподнятость, торжественность, величавость сонету.
Тропы.
1. Эпитеты в сонете есть, но их немного. “Нежный
лепесток” – подчёркивается лёгкость,
хрупкость фиалки. “Совершенные линии” –
подчёркивается превосходство, идеальность черт. “Сравненья
пышные” – яркие, красочные сравнения.
Изобразительные эпитеты опять-таки создают
живой образ “смуглой леди”.
2. Сравнения. Сонет построен по принципу
сравнения. Так, глаза сравниваются со звёздами;
уста – с кораллами; прядь волос – с проволокой;
цвет щёк – с розами; запах тела – с фиалкой; милая
– с богиней.
Такой приём помогает наиболее отчётливому и
яркому раскрытию идеи этого произведения:
противопоставление идеального образа женщины
реальному, живому.
3. Лексические противопоставления. В сонете идёт противопоставление цвета: белый – чёрный. Противопоставление героини: богиня – милая.(идеал – земная женщина). Всё это позволяет лучше прочувствовать идею сонета.
VI. Морфологический уровень.
1. Составьте микрословарь сонета (распределите
все слова по частям речи).
2. Определите частотность частей речи.
3. Выявите со и противопоставления слов.
4. Заметьте сквозной смысл.
Микрословарь
Существит. |
Прилагательные. |
Глаголы |
Местоимения |
Предлоги |
Частицы |
Наречия |
Союзы |
Звёзды | Похожи | Назвать | Этих |
С |
Не |
Так |
И |
Глаза | Белоснежно | Вьётся | Ты |
В |
Не |
Едва |
Или |
Уста | Открытых | Сравнить | Ней |
На |
Не |
|
А |
Кораллами | Чёрной | Пахнет | Я |
Но |
Не |
|
Как |
Плеч | Дамасской | Найдёшь | Всё |
В |
Ж |
|
Как |
Кожа | Алой | Знаю | Она |
Ли |
Как |
||
Проволокой | Белой | Шествуют | Тем |
Но |
|||
Прядь | Нежный | Ступает | Кого |
И |
|||
Розой | Особенного | Уступит | |||||
Оттенок | Пышных | Оболгали | |||||
Щёк | Совершенных | Пахнет | |||||
Тело | |||||||
Тело | |||||||
Фиалки | |||||||
Лепесток | |||||||
Линий | |||||||
Света | |||||||
Чело | |||||||
Богини | |||||||
Милая | |||||||
Земле | |||||||
Сравненьях | |||||||
22 |
11 |
10 |
8 |
5 |
6 |
2 |
8 |
– Мы видим из таблицы, что преобладают в сонете
существительные, главная задача которых
представить нашему вниманию картину – образ
смуглой леди.
В сонете используется 10 глаголов, один из которых
повторяется. В основном глаголы настоящего
времени, несовершенного вида, их – 7, глаголы в
неопределённой форме совершённого вида, их – 2, 1
глагол в будущем времени совершённого вида, 1
глагол в прошедшем времени совершённого вида.
Анализ глагола может установить, что действие в
сонете совершается в настоящий момент.
Частица “не” подчёркивает отрицание идеала.
Теперь найдём со и противопоставления на морфологическом уровне:
- глаза и звёзды – чёрный – белый;
- шествуют и ступает – богиня – милая;
- не белоснежные плечи и чёрные пряди – чёрный – белый.
Данный анализ позволил увидеть сквозной смысл сонета: противопоставление “белого” и “чёрного”, “чистоты” и “грязи”, “богини” и “милой”, т.е. противопоставление живого образа идеальному.
VII. Ритмико-интонационный уровень.
– Определите размер сонета. (Это ямб, который относится к размерам, который служит для выражения торжественности, величавости.)
– Определите рифму. (В сонете идёт сочетание женской точной рифмы (в двустишии – женская точная рифма) с мужской, способ рифмовки – перекрёстный, который проходит через весь сонет (исключение составляет двустишие – смежный способ рифмовки), что упорядочивает ритмическое звучание стиха.)
VIII. Синтаксический уровень.
1. Определите количество предложений в тексте.
2. Типы предложений по цели высказывания и по
структуре.
3. Полнота – неполнота предложений.
4. Распространённые – нераспространённые
предложения.
5. Усложненность – не усложненность предложений.
6. Повторяемость союзов или бессоюзие.
7. Антитеза.
8. Порядок слов: прямой – обратный. Какие слова
оказались “выдвинуты?”
– Сонет состоит из 6 предложений, включающих 4
сложных предложения и 2 простых. Все они –
повествовательные, невосклицательные,
распространённые, полные, есть усложнённые
сравнительным оборотом.
Порядок слов в сонете относительно свободный.
Присутствует инверсия.
“Выдвинутые” слова:
не белоснежна | белый – чёрный, жизнь – смерть |
вьётся | движение – покой |
розой | чистота – грязь |
пахнет | запах – жизнь |
не знаю | герой не знает, да и не хочет знать |
шествуют | шествуют – идут |
– В сравнениях подчёркивается основной принцип построения сонета – противопоставление живого образа – искусственному, идеализированному. “Выдвинутые” слова в очередной раз возвращают нас к идее сонета: противопоставление живого образа женщины – искусственному.
Вывод: Изменилось ли ваше первоначальное представление о теме, идее сонета?
Слово учителя. Я думаю, что такой
анализ позволил нам уловить не только одну из
тем, которая прослеживается в сонетах Шекспира,
но и увидеть самого автора, влюблённого в земную
женщину, с её достоинствами и недостатками.
Я считаю, что портрет Шекспира будет неполным,
если мы не коснёмся ещё одной грани его
творчества. Какой? (Шекспир – драматург).
Выступления учащихся. Инсценировка сцен из пьесы “Ромео и Джульетта”.
Слово учителя. Огромное количество пьес Шекспира играли и играют на подмостках театров, многие произведения экранизированы. В ходе сегодняшнего урока у вас уже сложился определённый портрет Шекспира. Я думаю, что видеосюжеты, которые вам будут сейчас показаны, дополнят ваше представление об эпохе, самом понятии “театр” и блестящем драматурге, чья слава будет вечной.
Просмотр видеосюжетов из фильма “Влюбленный Шекспир”.
Слово учителя с элементами беседы. А
теперь давайте обобщим всё то, о чём мы говорили
на уроке. Каким вы представляете себе Шекспира? (3
– 5 минут проговорить в группах, а затем вслух).
А теперь мне бы хотелось привести свидетельства
современников о Шекспире, которые донесли до нас
драгоценные чёрточки его характера. “Это был
человек деликатный и выдержанный,
доброжелательный. Шумных актёрских сборищ не
любил – сказывался больным и не ходил на них.
Интеллигент в первом поколении, он был отменно
трудолюбив.”
Нельзя не обратить внимание на то, что обычно к
его имени ставятся эпитеты “честный” и
“благородный”. “Честный” значит: берёг честь,
жил по совести, был человеком почтенным и
надёжным. Шекспир и в делах был честен, т.е. строг
и принципиален до щепетильности, и если сам был
обязательным человеком, то и от других требовал
того же.
Я думаю, что мы подошли к разгадке имени Шекспира.
И в результате этого урока можем не только
сказать, что этот удивительный человек жил и
страдал, но и то, как жил. Кто его были друзья,
какие люди его окружали (семья, соперники).
Вы, ребята, потрудились очень хорошо.
Домашнее задание: дома вы должны составить портретную характеристику В. Шекспира.
Оценки за урок.