Интегрированный урок-семинар математики и литературы в 6-м классе. Тема: "Муза в храме науки"

Разделы: Математика, Литература


Цель:

  • показать связь математики и литературы на примере научных открытий, творчества известных ученых, писателей, поэтов.
  • расширение и углубление знаний учащихся о связи наук в окружающем нас мире.
  • формирование ответственности, потребности к самообразованию, воспитание патриотизма.
  • развитие гармоничной многосторонней личности учащихся

Форма урока – семинар.

Подготовка к уроку:

  1. Работа над докладами учащихся в форме индивидуальных и групповых консультаций
  2. Презентация “Муза в храме науки”

Ход урока

Вступление. Сегодня мы проводим необычный урок – Интегрированный урок математики и литературы. Мы не будем решать задачи, отвечать на вопросы по предметам. Мы поговорим о том, что дала математика людям? Зачем ее изучать? Часто можно прочесть, что математика возникла в глубокой древности из практических потребностей людей. По поводу древности математики никто спорить не будет, а вот о том, что же побудило людей ею заниматься существует другое мнение. Согласно ему, математика, так же как и поэзия, живопись, театр и вообще – искусство, была вызвана к жизни духовными потребностями человека, его стремлением к познанию и красоте. Что любят, то находят повсюду, и было бы странно не встретиться с математикой в художественной литературе.

Многие считают, что математики - это люди не способные увидеть красоту жизни, они полностью закрылись своими формулами и задачами. Поэтов и писателей мы тоже часто считаем людьми, далекими от реальности. Так ли это на самом деле - мы узнаем на нашем уроке.

Резкое противопоставление математики и литературы сложилось давно. Русский поэт Антон Дельвиг считал, что поэт не может быть математиком - об этом его стихотворение.

Ученик читает стихотворение А. Дельвига “Поэту-математику” (Приложение 2.doc)

На Древнем Востоке уже понимали связь литературы и математики – многие просвещенные люди средневековой Персии и Ирана занимались различными науками, при этом продолжая заниматься творчеством: писать стихи, прозу. Крупнейший персидский математик и астроном, поэт и философ Омар Хайям был человеком, сведущим во всех областях, особенно же в математике.

Выступление ученика с докладом о Хайяме (Приложение 2.doc)

Подобная судьба у известного французского математика и физика Блеза Паскаля. Его литературные и философские произведения мало известны широкому читателю.

Выступление ученика с докладом о Паскале (Приложение 2.doc)

Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии. Этот афоризм А. С. Пушкина как нельзя лучше отражает личность великого русского математика Николая Ивановича Лобачевского.

Выступление ученика о Лобачевском (Приложение 2.doc)

Софья Васильевна Ковалевская стала первой женщиной-академиком в России, но при этом она интересовалась не только математикой, но и литературой, написала несколько повестей и романов.

Выступление ученика о Ковалевской (Приложение 2.doc)

Многие знакомы с приключениями Алисы – героини волшебных сказок английского математика и писателя Чарльза Лютвиджа Джонсона, сочинявшего под псевдонимом Льюис Кэрролл.

Выступление ученика о Кэрролле (Приложение 2.doc)

.Поэт ХХ века Андрей Белый был известен всем, но у студентов физико-математического факультета Московского университета не менее популярным был преподаватель физики Борис Бугаев.

Выступление ученика о Белом (Приложение 2.doc)

Математика участвует и в стихосложении: знания геометрии позволили поэтам использовать геометрические фигуры в написании особых фигурных стихов.

Выступление ученика о фигурных стихах (Приложение 2.doc)

Изучение поэзии также не обходится без математических знаний, прежде всего статистики

Выступление ученика о математических методах в стиховедении (Приложение 2.doc)

Выступление ученика о связи математики и стихотворных размеров(Приложение 2.doc)

Широта взглядов и глубина проникновения в природу вещей характерны для каждой работы выдающегося отечественного математика, доктора физико-математических наук, профессора Андрея Николаевича Колмогорова. Кроме математики он занимался стиховедением, первым применил математические методы и программирование к стихам.

Выступление ученика о Колмогорове (Приложение 2.doc)

Заключительное слово учителя. Интересно, что среди математиков много писателей, людей занимавшихся не только строгой наукой, но и творчеством. Это, наверное, связано с тем, что ни один из них не считал свои успехи в науке единственной целью в жизни, каждый из этих ученых стремился познать окружающий мир во всей его красоте и многообразии. Так же, как и математики, писатели и поэты стремятся найти истину, постичь красоту мира, понять его устройство - в этом им успешно помогает наука, прежде всего - математика. Мы надеемся, что наш урок поможет вам найти свое место в жизни, и понять, что мир не показывается нам только одной стороной. Он многолик, и чтобы познать его нужно быть и ученым, и поэтом в душе.

Рефлексия. Ответьте на вопрос, что помогает людям увидеть разнообразие жизни? Одним словом охарактеризуйте наш урок – и пусть ваши слова станут главной мыслью нашего урока.