Заключительный урок по теме "Фольклор" в 5-м классе

Разделы: Литература


Цели урока:

  • подведение итогов по теме “Фольклор”,
  • обобщение знаний учащихся,
  • развитие творческих способностей,
  • привитие чувства любви к родному слову, к истории страны.

(Учащиеся разделены на 2 команды Доска красиво оформлена. Было задано домашнее задание: выучить загадки, нарисовать пословицы на альбомном листе подписав с обратной стороны).

Ход урока

– Здравствуйте, ребята. Мы с вами изучили большую и очень интересную тему “Фольклор”. И сегодня подведем итог нашим знаниям по этой теме и узнаем еще много интересного. Итак, начинаем.

1. Что такое фольклор? (Устное народное творчество).

2. Это русское слово? Что мы знаем о его этимологии! (с англ. “народная мудрость).

3. А теперь посмотрите на доску. Правильно соединив части слов, вы прочитаете названия видов устного народного творчества:

ПЕС
ЗА
ПРЕ
БЫ
СКА
ПО
ПОГО
СКОРО
Ч А
ЛЕ
ГОВОРКИ
ЗКИ
словицы
ВОРКИ
ЛИНЫ
ГАДКИ
ДАНИЯ
ни
ГЕНДЫ
СТУШКИ

4. Какой и 5 перечисленных жанров не относится к устному народному творчеству?

Обо всех этих жанрах мы сегодня вспомним.

5. Что такое песня? (Это стихотворное произведение, предназначенное для пения.)

6. Конкурс русской народной песни. По 1 человеку от команды, который будет петь песню. Его болельщики определяют жанр песни. (Кто больше).

7. Какой прием используется для исполнения русской народной песни? (Речитатив – специальная манера исполнения, пение, своеобразное чтение нараспев).

8. Следующий жанр – загадки. Давайте вспомним, что такое загадка? (Краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки.)

9. А теперь давайте загадывать друг другу загадки по командам (д\з: выучить загадки).

10. Как вы думаете, может быть несколько загадок на один предмет? А почему возникают варианты загадок? Сейчас я вам загадаю несколько загадок на один предмет. Отгадайте и прокомментируйте как народ; передавая из уст в уста произведение, шлифовал и совершенствовал его?

– С неба пришел, в небо ушел.

– Шел долговяз, в сыру землю увяз.

– Смотрю я в окошко: идет длинный Антошка.

11. Сопоставьте стих-загадку с народной загадкой. Какие признаки предмета зашифрованы в стихах, а какие в народной загадке? В чем сходство, а в чем отличие народных и литературных загадок?

– Стоит Антошка на одной ножке,

Где солнце станет, туда он и глянет.

– Стоит он, задумчивый,

В желтом венце.

Темнеют веснушки

На круглом лице.

(Т. Белозеров)

12. Какой художественный прием используется для создания загадки? (Метафора.)

13. Что такое предание?

14. Что такое былина? (Песня – сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси.)

15. Каким было первоначальное название былин? (Старины.)

16. Кто исполнял былины? (Сказитель.)

17. Какой народный инструмент он использовал в качестве аккомпанемента? (Гусли.)

18. Какой художественный прием используется в былинах? (Гипербола.)

19. Почему именно этот прием, что он придавал героям? (Гипербола – художественный прием, преувеличивающий силы героя.)

20. Назовите главных богатырей, начиная с малого. (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Святогор – богатырь, Волх Всеславьевич, Вольга и Микула Селянинович.)

21. Назовите постоянные эпитеты к словам, которые встречаются в былинах:

ПОЛЕ (чистое) ТРАВА (зелена)
МЕСЯЦ (ясный) КОНЬ (борзый)
МОЛОДЕЦ (добрый) ДЕВИЦА (красная)
ЛУК (каленый) СОЛНЦЕ (красное)
ЗЕМЛЯ (матушка), (сыра) ДОРОЖЕНЬКА (столбовая)
МОРЕ (синее)

22. Что такое эпитет? (Художественное определение, которое подчеркивает важные для автора слова предмета.)

23. Ребята, читая былины, мы встречали незнакомые нам слова. Это устаревшие слова. Давайте попробуем объяснить значение часто встречающихся былинных слов:

УРОСЛАЯ СУМОЧКА –... вросшая

ОРАТАЙ –... хлебопашец

ПАЛИЦА – … тяжелая дубина с железными шипами

ПЕРСТ – … палец

ЕСМЬ –... есть

ДРУЖИННИКИ –... воины

КАЛИКИ – ПЕРЕХОЖИЕ –... странники, нищие слепые, собирающие милостыню пением духовных стихов.

ГОЙ ЕСИ –... будьте здоровы

ЖИВОТ –... жизнь

24. Что такое сказка! (Короткая история фантастического характера.)

25. Кто рассказывал сказки на Руси? (Бахарь – баять – рассказывать.)

26. Правильно расшифровав надпись, вы прочтете название русской народной сказки. (“Иван – крестьянский сын и чудо-юдо”.)

Рис.

27. С чего начинается сказка? (С зачина.)

28. Какие зачины вы знаете, давайте перечислим их. (Жили-были...

В некотором царстве, в некотором государстве...

А было это данным-давно, когда реки были молочные, берега кисельные, в огороде росли репы пареные, а на дворе летали куропатки жареные...

Было это ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко, где щелкала лиса орехи в дупле, а рыба-кит в лесу заблудилась, – вот где это приключилось...)

29. А какими словами заканчиваются сказки?

(... Сказка вся – боле врать нельзя.

... Сказка эта была про гуся. А теперь – сказка вся. Сказка кончилася.

... И стали они жить – поживать. И добра наживать.

... И я там был, мед-пиво пил.

... Не стали они долго раздумывать, повенчались и зажили себе припеваючи.

... У них теперь стоит бочка, на бочке корец (ковш), а всей сказке конец…).

30. А в сказках встречается еще такой термин – присказка. Что это такое, зачем она нужна? (Вводит слушателя в сказочную атмосферу).

(... Это не сказка, а присказка, сказка впереди...

... Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...

... В некотором царстве, в небывалом государстве как-то раз снег горел, соломой тушили, много народу покрутили. Это еще не сказка, а присказка. Сказка будет впереди, когда хлеба поедим, хлеба да пирога, да подержим быка за рога. Без присказки сказка – что блины без подмазки...

... Пареной репы покушайте, бабушкиных сказок послушайте...

... Вытащу-ка теперь из мешка сказку про барыню и мужичка...

... А было это, голубчики, в старину, когда дед Архип задумал залезть на луну...)

31. Какие приемы используются в сказках? (Прием троекратного повторения. Олицетворение.)

32. Какие прозвища дал народ животным?

ЛИСА

ЗАЯЦ

ВОЛК

ПЕТУХ

33. Назовите сказочный предмет, который изготовила Василиса Премудрая. (Ковер.)

34. Приглашаются по одной девочке из команды. Они рисуют ковер с “хитрым узором” как у Василисы Премудрой.

35. На столе разложены предметы (названия на листочках). Что это, чье, где и для чего используется?

ЖИВАЯ (МЕРТВАЯ) ВОДА

ГРЕБЕШОК

ПЕРО ЖАР-ПТИЦЫ

КОЛЬЦО

ПЛАТОК

САПОГИ-СКОРОХОДЫ

36. Внимательно рассмотрите расположение треугольников, найдите ключ, чтобы прочитать название русской народной сказки. (Читаем слева направо, буквы расположены по цвету: “Иван-царевич и серый волк”.)

Рис.

37. Один профессор-фольклорист Пропп очень долго изучал образ Бабы-Яги. Он утверждает, что Яга – старуха. Мы согласны? (Да.) Он утверждает, что Яга – мертвец, потому что

a) у нее странное жилище: она лежит в своей избе “из угла в угол, нос в потолок врос”. Изба тесна Яге, она в ней, как в гробу;

б) у нее костыль;

в) она слепая, не видит героя, а чует его по запаху;

г) запах живых ей противен и страшен (также запах мертвых страшен и противен живым). “Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано”;

д) она передвигается по воздуху в ступе, как душа умершего.

38. Следующий жанр – пословицы. Что это такое? А поговорки? В чем их отличие?

39. Прочитайте зашифрованное высказывание А. С. Пушкинао русских народных пословицах.

Ч К А К К Г А А

Т О С О А О Ш З

О Ш М Й Ж В Е О

З Ь, Ы Т Д О Й! Л

А Ч С О О Р Ч О

Р Т Л, Л Й К Т Т

О О К К П Е О О

С З А В О Н З !

(Читаем сверху вниз. “Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей, что за золото!)

40. По цепочке каждый из ребят называет поговорку. Кто не называет, тот выбывает из игры. Чья команда выиграет.

41. Объясните прямой и переносный смысл пословицы: “Видать Акулина пироги пекла: все ворота в тесте”.

Как юмор включенный в пословице, помогает нам избавляться от недостатков при выполнении какого-либо дела?

42. Послушайте, какой пословицей можно озаглавить этот текст?

Однажды решили выяснить, кто самый ленивый человек в Индии. Искали, искали, наконец, нашли двух отчаянных лентяев. Как же выяснить, кто из них ленивее?

Поселили их обоих в деревянной хижине и решили поджечь, чтобы посмотреть, кто же выскочит первым.

Когда стены хижины охватило пламя, то первый лентяй спросил:

– Откуда так ярко светит солнце?

А другой ответил:

– Вот еще, утруждать себя - открывать глаза да смотреть.

Так чуть оба и не сгорели, еле их спасли.

(ЛЕНЬ ДО ДОБРА НЕ ДОВЕДЕТ)

43. Прочитайте пословицу:

М Е Е Г К А Т

У Й Л О О Е

Р Н И Р П

А Е К, Ы

В В А

(Читаем сверху вниз по диагонали: “Муравей невелик, а горы копает”)

44. Послушайте текст. Впишите в пустые клеточки подходящую по смыслу пословицу.

СОБАКА НА СЕНЕ.

Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла к сараю, засунула голову и только ухватила клок сена - собака зарычала и бросилась на нее. Корова отошла и сказала:

– Хоть бы сама ела, а то и

(Сама не ест и мне не дает.)

45. Переставив в каждом горизонтальном ряду некоторые буквы, вы прочтете поговорки:

АРБОТАТЬ С КОМОГОНЬ (Работать с огоньком)

ДЫВКЛАВАТЬ ШУДУ В ЛЕДО (Вкладывать душу в дело).

46. Ребята, послушайте стихотворение русского поэта Н. Рыленкова о пословицах:

Я вкус подсохшей хлебной корки
В вас ощущаю каждый миг,
Пословицы и поговорки,
Заветы прадедов моих.

Они вас замесили круто,
Чем край благословил родной.
Вы правда их и потому-то
Питательны, как хлеб ржаной.

Почему поэт Н. Рыленков назвал пословицы и поговорки “заветами прадедов”? Подберите синонимы к слову ЗАВЕТЫ.

Какой художественный прием использует автор в стихотворении? (Сравнение.)

47. Какой художественный прием называется сравнением! (Это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов.)

48. Дома вы рисовали рисунки к пословицам. Команды показывают соперникам свои рисунки, учащиеся отгадывают.

49. Назовите пословицы о пословицах.

(Пословица недаром молвится. Пословица правду всем говорит. Пословица век не сломится Глупая речь не пословица. От пословицы не уйдешь. Поговорка - цветок, пословица – ягодка.)

50. Многие пословицы прожили долгую жизнь. Например, появление пословицы “Погиб как швед под Полтавой” можно отнести к году победы русского войска в 1709 году.

С какими историческими событиями можно связать пословицы:

ТУТ СЛОВНО МАМАЙ ВОЕВАЛ.

ВОТ ТЕБЕ, БАБУШКА, И ЮРЬЕВ ДЕНЬ.

ГОЛОДНЫЙ ФРАНЦУЗ И ВОРОНЕ РАД.

ПОГИБОШЕ ЯКОБЫ ОБРЕ.

51. А теперь конкурс скороговорок.

52. Отгадайте, кто это?

В разноцветной одежде, в широких штанах, в рубахе и шапке с бубенчиками, строит смешные гримасы и паясничает... (скоморох). Что вы о нем знаете? (Жил в Древней Руси, это певец, музыкант, бродячий комедиант, острослов, акробат, несерьезный человек, потешающий июлей своими выходками Его можно было встретить на площади, где много людей, гам он показывал фокусы, шутил, высмеивал жадных и глупых. Но им нелегко жилось, церковь устраивала гонения на скоморохов.)

53. Скоморохи – это актеры, они положили начало новому жанру – пьесе. Давайте вспомним определение этого жанра. (Пьеса – это художественное произведение, предназначенное для постановки на сцене).

54. Как могут называться части в пьесе? (Акт, действие сцена.)

55. Что такое реплика? (Слова героев в диалоге.)

56. Что такое ремарка? (Авторские пометки.)

57. И последний фольклорный жанр, о котором мы сегодня вспомним – это частушка. Что же такое частушка? (Это короткая песенка (4-стишье), исполняется в быстром темпе.)

58. Частушка имела разные названия: прибаутка, припевка, частуха, побаска. Какие лексические значения имели эти оригинальные названия что нового мы узнаем еще про частушку?

59. На основе какого художественного приема строится частушка? (Это развернутая гипербола.)

60. Частушки сочинялись тут же, на ходу. И вы, ребята, сейчас тоже попробуйте сочинить частушку от своей команды про наш заключительный урок по теме “Фольклор”, а жюри в это время подсчитает результаты каждой команды.

Подведение итогов, выставление отметок.