«Шекспир – одно из чудес света, которым не перестаёшь удивляться...»
Предварительная работа:
- уроки внеклассного чтения по знакомству с творчеством Шекспира (комедии «Сон в летнюю ночь» (8 класс), «Двенадцатая ночь» (9 класс), трагедий «Ромео и Джульетта» (8 класс), «Гамлет» (9 или 10 класс), сонетов (8-10 класс);
- просмотр фильмов по произведениям Шекспира;
- проекты/рефераты/сообщения учащихся (например, «Влияние Шекспира на творчество Пушкина», «Балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» и др.), составление сборников сонетов Шекспира с собственными иллюстрациями;
- литературная игра по творчеству В. Шекспира (Приложение 2);
- просмотр балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Саратовского академического театра оперы и балета.
Возможно проведение данного урока как интегрированного (литература/МХК + английский язык).
Урок рассчитан на два часа.
Цели урока:
- помочь учащимся осознать значение творчества В. Шекспира в мировой художественной культуре;
- актуализировать знания учащихся по литературе (мировой художественной культуре) и английскому языку, если урок проводится как интегрированный);
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- создать мотивацию к чтению мировой классической литературы.
Эпиграф:
«... он принадлежит не одному нашему веку, но всем векам».
Бен Джонсон
Ход урока
В ходе урока используется презентация. (Приложение 1)
1. Вступительное слово учителя: Мы с вами на предыдущих уроках познакомились с творчеством великого английского драматурга и поэта эпохи Возрождения. Сегодня мы поговорим о значении его творчества и влиянии, оказанном им на русскую и мировую культуру.
Влияние образов, созданных Шекспиром, на мировую литературу и культуру, в том числе русскую, сложно переоценить. Гамлет, Макбет, король Лир, Ромео и Джульетта – эти имена давно уже стали нарицательными. Их используют не только в художественных произведениях, но и в обычной речи как обозначение какого-либо человеческого типа. Для нас Отелло – ревнивец, Лир – родитель, обездоленный наследниками, которых он сам и облагодетельствовал, а Гамлет – личность, которую разрывают внутренние противоречия.
Шекспировские образы оказали огромное влияние и на русскую литературу XIX века. К пьесам английского драматурга обращались И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие писатели. В XX веке усилился интерес к внутреннему миру человека и мотивы и герои шекспировских произведений вновь волновали поэтов. Мы находим их у М. Цветаевой, Б. Пастернака, В. Высоцкого.
2. Учитель английского языка говорит о значении творчества Шекспира для английской литературы, о важности чтения произведений мировой классики на языке подлинника.
3. Учащиеся рассказывают биографию Шекспира (если урок интегрированный – на английском языке).
W. Shakespear.
- The name of William Shakespear is known all over the world. He is the best dramatist of all times and peoples. Though he was born, lived and worked in England, his art belongs to world literature. His dramas, tragedies, comedies and his sonnets are translated into all languages. But the best reading of Shakespear’s poetry is reading it in the original, of course.
- W. Shakespear was born on April, 23, 1564, in the town of Stratford-on-Avon. His father, John Shakespear, was a glover. He was a respected figure in Stratford. In his childhood William went to the Stratford Grammar School. There he was taught reading, writing and Latin.
- At the page of 18 William married Anne Hathaway, a farmer’s daughter. They had 3 daughters. When he was 21, he left for London. There he worked as an actor in a theater and then began to write plays for the theatre. He is wrote 37 plays and became the greatest dramatist of England. He died in 1616 and was buried in the church of Stratford. A monument was erected to the memory of the great playwright in Westminster Abby.
4. Давайте посмотрим, как творил Шекспир. Просмотр видеофрагмента х/ф «Влюбленный Шекспир».
5. Учитель литературы проводит тест по основным биографическим данным о Шекспире (или учащиеся рассказывают биографию Шекспира на русском языке).
Вопросы: | Ответы: |
When and where William Shakespeare was born? | William Shakespeare was born on April, 23, 1564, in the town of Stratford-on-Avon, a small English town. |
Where William was study? | He study at local grammar school. |
Why William has left Stratford-on-Avon? | In 21 William had left Stratford-on-Avon for London with company of actor. |
How much children William had? | He had three children. |
What the theatre Shakespeare’s name? | It’s often name the theatre of actor. |
How much persons were in troupe actor? | The troupe consisted of 8-14 persons. |
Who was Balthazar in tragedies “Romeo and Dzhylietta”? | Balthazar was a servant Romeo. |
Where occurs the first scene to tragedies “Romeo and Dzhylietta”? | In Verona. |
What the Danish king in “Hamlet” called? | The king called Klavdiy. |
Where occurs the first scene “Hamlet”? | Elisr. |
6. Беседа об основных этапах творчества Шекспира (на первом этапе драматург создает комедии, на втором – трагедии, на третьем – исторические хроники).
Какие комедии Шекспира вам известны? Назовите запомнившихся вам героев? Чем они вам запомнились?
7. Беседа о трагедиях Шекспира. В чем особенность трагедий Шекспира? Какие трагедии Шекспира вам известны? Что вы знаете об истории сюжета «Ромео и Джульетты»?
8. Инсценирование отрывка из трагедии «Ромео и Джульетта» (сцена у балкона) или просмотр видеофрагмента х/ф «Ромео и Джульетта» (режиссёр Ф. Дзеффирелли).
Конец трагедии вам известен. Может ли возникнуть сейчас такая ситуация? Такая любовь? «Ромео и Джульетта» – самая светлая трагедия Шекспира. Почему?
9. Беседа о трагедии «Гамлет». Давайте обратимся теперь к трагедии «Гамлет». Она самая сложная трагедия драматурга. В какой период творчества Шекспира она была создана? ( Тогда, когда драматург начинает сомневаться в идеалах гуманистов эпохи Возрождения). В каком сонете Шекспира это отражено? Правильно, в 66. Чтение сонета. По мнению литературоведов, этот сонет наиболее близкий по мыслям к знаменитому монологу Гамлета "Быть или не быть..." 66-й сонет приобрел особую известность и стал знаменитым; он переведен на многие языки, наверное, потому что он понятен людям во все времена, ведь в нем говорится о том, как прожить жизнь и сохраниться как личности.
66 сонет
Измучась всем, я умереть хочу:
Тоска смотреть, как мается бедняк,
И как шутя живется богачу,
И доверять, и попадать впросак,
И наблюдать, как наглость лезет в свет,
И честь девичья катится ко дну,
И знать, что ходу совершенствам нет,
И видеть мощь у немощи в плену,
И вспоминать, что мысли заткнут рот,
И разум сносит глупости хулу,
И прямодушье простотой слывет,
И доброта прислуживает злу.
Измучась всем, не стал бы жить и дня,
Да другу трудно будет без меня.
(Перевод Б. Пастернака.)
Как в сонете, на ваш взгляд, отражено мировоззрение Шекспира? Откуда Шекспир заимствовал сюжет трагедии? Почему он обратился к этому сюжету? Как вы считаете, сильный или слабый человек Гамлет? Способен ли он на самопожертвование? Пылок он или холоден? Что заставляет Гамлета медлить с исполнением долга, мести? Является ли это промедление бездействием? Любил ли Гамлет Офелию?
10. Вот как отвечает на этот вопрос М. Цветаева. В 1928 году по впечатлениям от прочтения шекспировского "Гамлета" М. Цветаева пишет три стихотворения: "Офелия – Гамлету", "Офелия в защиту королевы" и "Диалог Гамлета с совестью". Чтение стихотворения М. Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью».
– На дне она, где ил
И водоросли... Спать в них
Ушла, – но сна и там нет!
– Но я ее любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
– Гамлет!
На дне она, где ил:
Ил!.. И последний венчик
Всплыл на приречных бревнах...
– Но я ее любил
Как сорок тысяч...
– Меньше,
Все ж, чем один любовник.
На дне она, где ил.
– Но я ее –
(недоуменно)
любил??
Марина Цветаева. 5 июня 1923.
В стихотворении обыгрывается знаменитая фраза Гамлета:
Ее любил я. Сорок тысяч братьев
Всем множеством своей любви со мной
Не уравнялись бы...
Решает ли М. Цветаева вопрос, любил Гамлет Офелию или нет? Сам лирический герой в её стихотворении остается в сомнениях по поводу собственных чувств: по мере дальнейших размышлений полная уверенность в своей любви постепенно переходит от однозначного утверждения к сомнениям, а потом и к полной неуверенности. В самом конце стихотворения Гамлет вопрошает сам себя:
– Но я ее –
(недоуменно)
– любил??
Стихотворение построено на основе внутреннего диалога лирического героя. Ведь именно в XX веке усилился интерес к внутреннему миру человека. Стихотворение М. Цветаевой отражает авторский взгляд на "Гамлета", авторское отношение к персонажам трагедии.[6] При этом поэтесса создает совершенно отличные от шекспировских образы и сюжеты. Как вы думаете, почему?
Согласны ли вы с Мариной Цветаевой? Кто виноват в гибели Офелии? Почему Офелия сходит с ума? Что же всё-таки руководит Гамлетом: месть или идея справедливости? Чем потрясён Гамлет: смертью отца или всеобщим неустройством мира? «Всё расшаталось в Датском королевстве...» Кто Гамлет: мудрец или безумец, дитя или воин? Можно ли считать безумие Гамлета игрой? Почему он надевает маску безумца?
11. Монолог Гамлета – видеофрагмент к/ф «Гамлет» (режиссёр Ф.Дзеффирелли). Вариант: ученики читают монолог Гамлета на русском и английском языках.
12. О чём этот монолог? Какие вопросы мучают Гамлета? Как вы думаете, вечные это вопросы для человечества или это вопросы, которые люди задавали себе только в эпоху Возрождения?
13. Трагедия «Гамлет» до сих пор с успехом идет на сценах разных театров во всем мире. Одним из лучших исполнителей роли Гамлета был Владимир Высоцкий.[5] (Трагедия «Гамлет» В. Шекспир, перевод Б. Пастернака. Постановка Ю. Любимова.)
Чтение стихотворения В.Высоцкого «Мой Гамлет».
Каким, по вашему мнению, представляет Высоцкий Гамлета? Таким ли вы представляли датского принца? А каким?
14. Шекспир был не только драматургом, но и поэтом. В каком жанре писал Шекспир свои лирические произведения? Где и когда родился сонет? Кто из писателей средневековья писал в жанре сонета? Какие сонеты Шекспира вам понравились? Почему?
15. Чтение сонетов учащимися. (На английском языке учащиеся читают сонеты, если урок интегрированный).
16. Прослушивание сонетов Шекспира, переложенных на музыку (Д. Кобалевский, С. Никитин).
20. Итог урока: « Шекспир – одно из чудес света, которым не перестаёшь удивляться: история движется гигантскими шагами, меняется облик планеты, а людям всё ещё нужно то, что создал этот поэт, отдалённый от нас несколькими столетиями. Быт, нравы, обстоятельства, изображённые в его драмах, подчас далеки от наших, и тем не менее в том, что он изобразил, ощущается та высшая правда, какая доступна только самому высокому искусству» (А. Аникст).
22. Домашнее задание: попробовать сочинить сонет (язык выбирает учащийся) или составить тест/кроссворд по произведениям Шекспира.
Источники:
- www.khodov.ru/02Shakesp/shakesreare.htm;
- perevodchick-x.narod.ru/05.htm;
- lighthouse.nsys.by/lib/shakespeare/anikst.shtml;
- www.rus-shake.ru (база данных «Русский Шекспир», 2007-2008);
- www.kulichki.com/vv/ovys/teatr/ (можно посмотреть видеофрагмент спектакля «Гамлет» с участием В.Высоцкого);
- /var/www/ksu/universitet/f10/publications/2004/articles_1_1.php;
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2007;
- «Герои Шекспира». Литература. Приложение к «Первое сентября» № 5/1997.