Заключительный урок по литературе "Своя игра" (7-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 7


Правила игры.

Класс делится на команды (не более 5 человек). Каждая команда выбирает себе капитана, дает своей команде название. Последовательность хода команд определяется жеребьевкой. На обсуждение вопроса команде дается 1 минута. Если команда отвечает не правильно, право ответить на этот вопрос и последующие переходит другой команде. В конце урока подсчитываются баллы, определяется команда-победитель (которая награждается грамотами на усмотрение учителя), в каждой команде выбирается самый активный (награждается медалью “Знаток”). Отметки выставляют сами учащиеся каждой команды по принципу: активно или не активно работал, обосновывая свое решение. После подведения итогов учащиеся прикрепляют на дерево, нарисованное на доске, листочки на клейкой основе разных цветов (красный – очень понравилось, желтый – понравилось, зеленый – не интересно).

Все вопросы поделены на 6 блоков, каждый блок содержит 5 вопросов. В каждом блоке есть вопрос “Кот в мешке”, если он выпадает, то команда выбирает одного ученика, который без подсказки и без обсуждения дает ответ. Если ученик отвечает правильно, то команды получает удвоенное количество баллов, если не правильно – команда теряет то количество баллов, которое стоит данный вопрос.

Работа оформлена в виде Презентации. Слайд 2 – основной, с остальными слайдами, на которых написаны задания, работают по гиперссылкам по щелчку мыши. Чтобы вернуться к слайду 2, необходимо нажать на бабочку. После завершения игры необходимо нажать на слайде 2 в верхнем правом углу на гиперссылку (бабочку), после чего перейдем на последний слайд.

Задания.

Блок – 1 “Термины”

10 баллов: Дайте определение былины как жанра литературы.
20 баллов: Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека – это ….
30 баллов: Дайте определение повести как жанру литературы.
40 баллов: Один из видов лирических произведений в прозаической форме. Обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, эмоциональность, бессюжетная композиция.
50 баллов (кот в мешке): Что называется кульминацией?

Блок – II “Кто автор?”

10 баллов: “Песнь о вещем Олеге” написал …..
20 баллов: “О чем плачут лошади” написал …..
30 баллов: Автор стихотворения “Хорошее отношение к лошадям”?
40 баллов: Кто автор рассказа “Цифры”?
50 баллов (кот в мешке): Автор трилогии “Детство”, “Отрочество”, “Юность”?

Блок – III “Узнай текст”

10 баллов:
Все на пиру наедалися,
Все на пиру напивалися,
Похвальбами все похвалялися.
20 баллов: “Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам не пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол…”
30 баллов:
Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
40 баллов: “Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно”.
50 баллов (кот в мешке): “Вышли на бугор, свернули вправо, лощиной спустились вниз, перешли тропкой через льняное поле, и тут совсем неожиданно перед ними открылась река”.

Блок – IV “Герои”

10 баллов: “Весь он был складной, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а все-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шелковые косынки на шеях”.
20 баллов: “И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой”.
30 баллов: “Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горы, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все называли его …”
40 баллов (кот в мешке): “Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. На людей нынешнего века он смотрел презрительно, и взгляд этот происходил столько же от врожденной гордости, сколько от тайной досады за то, что в наш век он не мог иметь ни того влияния, ни тех успехов, которые имел в свой”.
50 баллов: “Стали искать, где восток и где запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил: “Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое””.

Блок – V “Чьи слова?”

10 баллов: - Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а это – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать?! Где же у вас ум?
20 баллов (кот в мешке):
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
30 баллов: - Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!
40 баллов:
Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его волей вольною,
А за что про что – не скажу тебе,
Скажу только Богу единому!
50 баллов:
Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня.

Блок – VI “Описание”

10 баллов: “Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах… Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка коня и путы с серебряными бляхами”.
20 баллов: “В сундуках, которыми была заполнена ее комната, было решительно все, чтобы ни понадобилось, обыкновенно говаривали: “Надо спросить у …”, и действительно, порывшись немного, она находила требуемый предмет и говаривала: “Вот и хорошо, что припрятала”.
30 баллов: “Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми; она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие”.
40 баллов (кот в мешке): “Вся комната его была заставлена и завалена какими-то ящиками, толстыми книгами незнакомой мне гражданской печати; всюду стояли бутылки с разноцветными жидкостями, куски меди и железа, прутья свинца”.
50 баллов: “Наконец они минули предместие и увидели несколько разбросанных куреней, покрытых дерном или, по-татарски, войлоком. Иные уставлены были пушками. Нигде не видно было забора или тех низеньких домиков с навесами на низеньких деревянных столбиках, какие были в предместье”.

Правильные ответы

Блок – 1

10 – Жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.
20 – Рассказ.
30 – Один из видов эпического произведения; больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.
40 – Стихотворение в прозе.
50 – Момент наивысшего действия в художественном произведении.

Блок – 2

10 – А.С.Пушкин.
20 – Ф.А.Абрамов.
30 – В.В.Маяковский.
40 – И.А.Бунин.
50 – Л.Н.Толстой.

Блок – 3

10 – Былина “Садко”.
20 – “Поучение” Владимира Мономаха.
30 – “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М.Ю.Лермонтов.
40 – “Детство” М.Горький.
50 – “Тихое утро” Ю.П.Казаков.

Блок – 4

10 – Дед Каширин.
20 – Данко.
30 – Юшка.
40 – Отец Николеньки.
50 – Два генерала.

Блок – 5

10 – Очумелов.
20 – Княгиня Трубецкая.
30 – Тарас Бульба.
40 – Купец Калашников.
50 – Вещий Олег.

Блок – 6

10 – Изба Тараса Бульбы.
20 – Комната Натальи Савишны.
30 – Дом деда Каширина.
40 – Комната Хорошего Дела.
50 – Запорожская Сечь.

Презентация