Правила игры.
Класс делится на команды (не более 5 человек). Каждая команда выбирает себе капитана, дает своей команде название. Последовательность хода команд определяется жеребьевкой. На обсуждение вопроса команде дается 1 минута. Если команда отвечает не правильно, право ответить на этот вопрос и последующие переходит другой команде. В конце урока подсчитываются баллы, определяется команда-победитель (которая награждается грамотами на усмотрение учителя), в каждой команде выбирается самый активный (награждается медалью “Знаток”). Отметки выставляют сами учащиеся каждой команды по принципу: активно или не активно работал, обосновывая свое решение. После подведения итогов учащиеся прикрепляют на дерево, нарисованное на доске, листочки на клейкой основе разных цветов (красный – очень понравилось, желтый – понравилось, зеленый – не интересно).
Все вопросы поделены на 6 блоков, каждый блок содержит 5 вопросов. В каждом блоке есть вопрос “Кот в мешке”, если он выпадает, то команда выбирает одного ученика, который без подсказки и без обсуждения дает ответ. Если ученик отвечает правильно, то команды получает удвоенное количество баллов, если не правильно – команда теряет то количество баллов, которое стоит данный вопрос.
Работа оформлена в виде Презентации. Слайд 2 – основной, с остальными слайдами, на которых написаны задания, работают по гиперссылкам по щелчку мыши. Чтобы вернуться к слайду 2, необходимо нажать на бабочку. После завершения игры необходимо нажать на слайде 2 в верхнем правом углу на гиперссылку (бабочку), после чего перейдем на последний слайд.
Задания.
Блок – 1 “Термины”
10 баллов: Дайте определение былины
как жанра литературы.
20 баллов: Небольшое эпическое произведение,
повествующее об одном или нескольких событиях в
жизни человека – это ….
30 баллов: Дайте определение повести как жанру
литературы.
40 баллов: Один из видов лирических
произведений в прозаической форме. Обладает
такими признаками лирического стихотворения,
как небольшой объем, эмоциональность,
бессюжетная композиция.
50 баллов (кот в мешке): Что называется
кульминацией?
Блок – II “Кто автор?”
10 баллов: “Песнь о вещем Олеге”
написал …..
20 баллов: “О чем плачут лошади” написал …..
30 баллов: Автор стихотворения “Хорошее
отношение к лошадям”?
40 баллов: Кто автор рассказа “Цифры”?
50 баллов (кот в мешке): Автор трилогии
“Детство”, “Отрочество”, “Юность”?
Блок – III “Узнай текст”
10 баллов:Все на пиру наедалися,
Все на пиру напивалися,
Похвальбами все похвалялися.
20 баллов: “Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам не пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол…”
30 баллов:
Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
40 баллов: “Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно”.
50 баллов (кот в мешке): “Вышли на бугор, свернули вправо, лощиной спустились вниз, перешли тропкой через льняное поле, и тут совсем неожиданно перед ними открылась река”.
Блок – IV “Герои”
10 баллов: “Весь он был складной,
точеный, острый. Его атласный, шитый шелками,
глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха
измята, на коленях штанов красовались большие
заплаты, а все-таки он казался одетым и чище и
красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и
шелковые косынки на шеях”.
20 баллов: “И вдруг он разорвал руками себе
грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял
его над головой”.
30 баллов: “Он носил в кузницу воду, песок и
уголь, раздувал мехом горы, держал клещами
горячее железо на наковальне, когда главный
кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок,
чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу,
которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но
все называли его …”
40 баллов (кот в мешке): “Он был человек
прошлого века и имел общий молодежи того века
неуловимый характер рыцарства,
предприимчивости, самоуверенности, любезности и
разгула. На людей нынешнего века он смотрел
презрительно, и взгляд этот происходил столько
же от врожденной гордости, сколько от тайной
досады за то, что в наш век он не мог иметь ни того
влияния, ни тех успехов, которые имел в свой”.
50 баллов: “Стали искать, где восток и где
запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил:
“Если хочешь сыскать восток, то встань глазами
на север, и в правой руке получишь искомое””.
Блок – V “Чьи слова?”
10 баллов: - Я и сам знаю. У генерала
собаки дорогие, породистые, а это – черт знает
что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И
этакую собаку держать?! Где же у вас ум?
20 баллов (кот в мешке):
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
30 баллов: - Стой и не шевелись! Я тебя породил,
я тебя и убью!
40 баллов:
Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его волей вольною,
А за что про что – не скажу тебе,
Скажу только Богу единому!
50 баллов:
Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня.
Блок – VI “Описание”
10 баллов: “Светлица была убрана во
вкусе того времени, о котором живые намеки
остались только в песнях да в народных думах…
Все было чисто, вымазано цветной глиною. На
стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и
ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая
уздечка коня и путы с серебряными бляхами”.
20 баллов: “В сундуках, которыми была
заполнена ее комната, было решительно все, чтобы
ни понадобилось, обыкновенно говаривали: “Надо
спросить у …”, и действительно, порывшись
немного, она находила требуемый предмет и
говаривала: “Вот и хорошо, что припрятала”.
30 баллов: “Дом деда был наполнен горячим
туманом взаимной вражды всех со всеми; она
отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней
живое участие”.
40 баллов (кот в мешке): “Вся комната его была
заставлена и завалена какими-то ящиками,
толстыми книгами незнакомой мне гражданской
печати; всюду стояли бутылки с разноцветными
жидкостями, куски меди и железа, прутья свинца”.
50 баллов: “Наконец они минули предместие и
увидели несколько разбросанных куреней,
покрытых дерном или, по-татарски, войлоком. Иные
уставлены были пушками. Нигде не видно было
забора или тех низеньких домиков с навесами на
низеньких деревянных столбиках, какие были в
предместье”.
Правильные ответы
Блок – 1
10 – Жанр русского фольклора,
героико-патриотическая песня о богатырях и
исторических событиях.
20 – Рассказ.
30 – Один из видов эпического произведения;
больше по объему и охвату жизненных явлений, чем
рассказ, и меньше, чем роман.
40 – Стихотворение в прозе.
50 – Момент наивысшего действия в
художественном произведении.
Блок – 2
10 – А.С.Пушкин.
20 – Ф.А.Абрамов.
30 – В.В.Маяковский.
40 – И.А.Бунин.
50 – Л.Н.Толстой.
Блок – 3
10 – Былина “Садко”.
20 – “Поучение” Владимира Мономаха.
30 – “Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова”
М.Ю.Лермонтов.
40 – “Детство” М.Горький.
50 – “Тихое утро” Ю.П.Казаков.
Блок – 4
10 – Дед Каширин.
20 – Данко.
30 – Юшка.
40 – Отец Николеньки.
50 – Два генерала.
Блок – 5
10 – Очумелов.
20 – Княгиня Трубецкая.
30 – Тарас Бульба.
40 – Купец Калашников.
50 – Вещий Олег.
Блок – 6
10 – Изба Тараса Бульбы.
20 – Комната Натальи Савишны.
30 – Дом деда Каширина.
40 – Комната Хорошего Дела.
50 – Запорожская Сечь.