Тип занятия: комбинированный, интегрированный урок речевого и нравственного развития.
Используемая технология: системно-деятельностный подход, направленный на формирование личности, способной к самостоятельной творческой деятельности.
Тема: «Сосуд добра не исчерпать до дна!» (Б.Окуджава)
Цель: Показать нравственные проблемы общества, человеческие отношения, на основе этого формировать жизненную позицию детей.
Цель урока трансформируется в педагогические задачи для получения новых знаний:
- Информационная: Что и чему будем учиться? Чего ждете от этого занятия?
- Операционная: Как и каким образом будем учиться? Что для этого нам понадобится?
- Мотивационная: Зачем нам это надо? Как новые открытия познавательных способностей приблизят вас к решению проблемы?
- Коммуникативная: С кем и где? Какой путь выберем?
Задачи:
Познавательные:
- формировать умение работать со словом, закрепить сведения учащихся по «Лексике»;
- развивать навыки монологической речи учащихся;
- анализировать и интерпретировать тексты разных жанров;
- обобщать и систематизировать полученную информацию;
- выяснить роль художественного слова на формирование нравственных качеств;
- воспитывать гражданскую позицию, прививать уважение к человеку и родине.
Регулятивные:
- формировать умение по выявлению проблем для решения учебных ситуаций;
- формировать умение ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- уметь самостоятельно составлять алгоритм рассуждения на заданную тему.
Коммуникативные:
- формировать умение вести диалог;
- в целях общения научиться сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;
- обнаруживать различие и сходство позиций;
- уметь публично представлять результаты проведенного языкового анализа.
Цель и содержание определяют методы, т.е. способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика: эвристическая беседа, диалог, полилог, исследовательский метод (учащиеся выдвигают гипотезу исследования, выбирают путь и анализируют материалы).
Наиболее эффективной формой работы является групповая: в малых (пары) группах. При работе над новым материалом, закрепление, повторение, обобщение предпочтительнее групповые формы. Микрогруппа позволяет ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.
Структура урока
В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие - осмысление - запоминание - применение - обобщение - рефлексия
Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:
1.организационный этап
2.этап проверки домашнего задания
3.этап актуализации субъектного опыта учащихся
4.этап изучения новых знаний и способов деятельности
5.этап первичной проверки понимания изученного
6.этап закрепления изученного
7.этап применения изученного
8.этап обобщения и систематизации
9.этап контроля и самоконтроля
10.этап коррекции
11.этап информации о домашнем задании
12.этап подведения итогов занятия
Оформление: записи афоризмов на доске, презентация, раздаточный материал (тексты обсуждаемых произведений), иллюстрации, аудиозапись.
Ход занятия
I. Организационный этап
Приветствие детей. Мотивация на участие в занятии.
1 Вступительное слово учителя: У писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина есть слова: «Воспитательное значение гуманизма огромно: это школа, в которой человек развивается и готовится к восприятию идеи о человечестве». Наша задача на сегодняшнем занятии постараться открыть в себе то человеческое, что заложено природой. Для этого мы обратимся к нескольким афоризмам и выберем из них такой, который можно будет применить к нашему разговору, взяв его в качестве эпиграфа. (слайд)
II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
Обеспечивает мотивацию учения школьников и включение их в совместную деятельность.
- О чем мы говорили на прошлом занятии?
- Чего вы ждете от сегодняшнего занятия?
- Почему на экране изображено сердце? Как эта картинка соотносится с темой занятия? (кровеносные сосуды сердца)
- Какие виды сосудов вы знаете? (вид посуды)
- Почему я не показала картинку с цветами в цвете? Предложите свои варианты расцветки.
III. Этап повторения опорных знаний через работу с «ключевыми словами» из афоризмов
Запись афоризмов на доске:
- Любовь к людям - это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего. (А.М.Горький)
- Человек становится красивей, если рядом видит красоту. (М.Агашкина)
- Красота душу лечит. (С.Никитин)
- Имеющий в руках цветы не может быть жестоким. (В.Солоухин)
- Сердечность такой же дар, как красота и ум. (В.Качалов)
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Л.Н.Толстой)
- Прочитать афоризмы, выделить в них ключевые слова.
Учащимся предлагается в ходе обсуждения остановиться на словах В.Солоухина. (Эпиграф на доске)
Вопросы для дискуссии:
- Как человек относится к красоте? Какие чувства вызывает у людей красота? (доброту, понимание, переживание, сочувствие, любовь, радость…)
IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности
Работа в группах (парах)
Отрывок из рассказа В.Гаршина «Сказка о жабе и розе». (можно заменить мультфильмом по этому произведению)
Жили на свете роза и жаба. Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике. Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой.
А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать.
Когда запах розы не уносился в сторону, жаба чувствовала его, и это причиняло ей смутное беспокойство.
На другой день роза должна была распуститься полным цветом. Ее заметила жаба.
Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми и безобразными глазами, что-то странное зашевелилось в жабьем сердце. Она не могла оторваться от нежных розовых лепестков и все смотрела и смотрела. Ей очень понравилась роза, она чувствовала желание быть поближе к такому душистому и прекрасному созданию. И чтобы выразить свои нежные чувства, она не придумала ничего лучше таких слов:
- Постой, - прохрипела она, - я тебя слопаю!
Роза содрогнулась.
- Я тебя слопаю! - повторила жаба, стараясь говорить, как можно нежнее, что выходило еще ужаснее, и переползла поближе к розе.
Жаба переколола себе о шипы лапы и брюхо и, окровавленная, свалилась на землю. Она с ненавистью посмотрела на цветок...
Злость не помешала ей набить себе живот, как всегда; ее царапины были не очень опасны, и она решилась, отдохнув, снова добраться до привлекавшего ее и ненавистного ей цветка.
Наступило утро, прошел полдень, роза почти забыла о своем враге. Она совсем уже распустилась и была самым красивым созданием в цветнике.
Прилетел соловей, забрался в розовый куст и запел свою песню. Как она была не похожа на хрипение жабы! Роза слушала эту песню и была счастлива.
Вопросы для обсуждения в группах и принятия решения:
- Какие чувства вызвала эта история? (Грусть, сочувствие, боль, сострадание)
- Напоминает ли поступок жабы отношения людей? Что делает людей счастливыми? Знаете ли вы содержание всей сказки?
Комментарий учителя: Сказка о жабе и розе, воплощающих добро и зло, - грустная, трогательная история жизни прекрасной розы и мальчика. В сказке Гаршина ярко, красочно описаны несколько дней цветения розы, которую срезали в запущенном цветнике и отдали мальчику, что стало подарком для него и смыслом жизни для розы.
V. Этап применения изученного
Слово об Андерсене.
Великий датский сказочник Г.Х.Андерсен обладал не очень привлекательной внешностью. Это доставляло ему страдания. Но он подарил миру розы и это - его сказки. В одной из них - «Улитка и розы» - в образе улитки показывает злобное шипение завистливой улитки. Но сказочник хотел сказать другое. В сказке розовый куст скромно отвечает: «...мне кажется, все мы... должны делиться с другими лучшим, что в нас есть!.. Да, я дал миру только розы... А вы?» Ученикам предлагается прослушать поэтические строки из этой сказки.
А) Анализ поэтических строк Андерсена:
В саду улитка чёрная сидела,
На розу злясь: Как хвалят все её!
Как хороша! А мне какое дело?
Я вот взяла и плюнула в неё!
Вопросы для обсуждения:
- Почему улитка у поэта черная? (зависть черная)
- Стало ли вам страшно за судьбу розы? Жабы? Улитки?
- Какой общей темой объединены произведения Гаршина и Андерсена?
Б) Работа с картиной, на которой изображено поле с голубыми цветами.
На доске (слайд) и листах учеников текст:
Голубое поле под голубым небом… Никто не может облететь его, всяк задержится на нем взглядом, приостановит шаг, залюбуется им, помягчает сердцем, пожалеет о чем-то прошедшем и решит, что не все еще в жизни утрачено, раз есть на земле эта, вся доступная, обнадеживающая красота.
Вопросы:
- Как вы поняли смысл выражений «помягчает сердцем», «обнадеживающая красота»? (надежда на гармонизацию природы и человека)
- Все ли способны это увидеть эту красоту? (только добрый человек может это сделать)
В) Анализ текста С.Маршака и работа над выделенными словами:
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
- Почему автор в такой трактовке дал определение ключевым словам «ум» и «сердце»?
Г) Знакомство с информацией из Толкового словаря С. Ожегова о значении слова «сердце»:
1. Центральный орган кровеносной системы в виде мышечного мешка (у человека в левой стороне грудной полости).
2. Это орган как символ души, переживаний, чувств, настроений (метафора).
НАПОМНИТЬ УЧАЩИМСЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ОПЫТЕ И СПОСОБАХ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ.
- В каком значении выступает слово СЕРДЦЕ в тексте?
- А как мы говорим о сердце человека, который живет интересами и других людей? (добросердечный, добродушный, милосердный)
- Из какого материала, по-вашему, современная наука может сделать сердце, чтобы оно функционировало у больного человека?
Д) Любопытная страничка (слайд) - интервью Константин Иванова - руководителя центра кардиологии и терапии больницы РАН, научного сотрудника Кардиологического центра им. Мясникова, к.м.н., журналиста и телеведущего:
Донорских сердец не хватает во всем мире. Многие пациенты умирают в ожидании пересадки. Однако теперь появилась новая надежда: совсем недавно человеку впервые пересадили полностью искусственное сердце. Можно ли заменить человеческий «мотор» на протез?
- В июле 2021 года в США и Германии людям впервые пересадили полностью искусственное сердце Aeson. Сообщалось, что оно полностью заменяет естественное сердце, но не на всю жизнь. Насколько это важное событие в мире кардиологии и веха для медицины?
- О пересадке механических протезов впервые мы заговорили в 1970-х годах, были сделаны определенные успехи, особенно в Израиле. Поэтому это не какая-то сумасшедшая инновация, но, разумеется, веха. Для любого кардиолога это успех и удача, большое подспорье и вера в будущее. Потому что крайне много пациентов с терминальной стадией сердечной недостаточности, которые, увы, не смогут дождаться полноценной пересадки сердца. И именно такого рода устройства помогают им дожить до пересадки сердца. И конечно, я считаю, что эти технологии являются прорывными. У них, безусловно, есть свои показания и противопоказания, но у меня нет никаких сомнений в том, что в ближайшие десять лет подобные операции будут происходить чаще и в большем объеме, и эти устройства, что немаловажно, будут работать более длительно. Потому что сейчас мы, как правило, говорим все-таки о трех-шести месяцах.
- Давайте поясним, почему искусственное сердце не может работать на постоянной основе и с чем связана необходимость заменять его впоследствии на донорский орган?
- Есть целый ряд причин. Несмотря на то что данный девайс сделан из биосовместимых материалов (как говорится в статье, это бычья ткань), есть целый ряд проблем, которые возникают при установке данных девайсов: это риски тромбов, кровотечений, инфекций, неисправности устройства. Очень многое зависит от источника питания, который может находиться как вне тела - соединяться через отверстие в брюшной полости, так и внутри. Это все достаточно сложно, учитывая батарейки, контроллер и сам механизм, который в тот или иной момент может отказать. Несмотря на все самые современные технологии, пока еще никто не придумал что-то лучшее и биосовместимое, чем мы имеем на данный момент - человеческие органы.
Е) Учитель: Когда я была в вашем возрасте, на экраны вышел х/фильм «Мужской разговор». В нем звучала песня, содержание которой тогда считалось чем-то фантастическим. Однако сейчас это уже реальность.
Нейлоновое сердце. И.Шаферан (читает учитель или видео файл из фильма)
Говорят, что будет сердце из нейлона
Говорят, что двести лет стучать ему,
Может это, по науке, и резонно,
А по -нашему, ребята, ни к чему
Кто-то слабого обидел и хохочет,
Кто-то трусом оказался и скулит,
А нейлоновое сердце не клокочет,
А нейлоновое сердце не болит
Нет, ребята, не для нас определенно,
Жить, не видя и не слыша ничего,
Даже если будет сердце из нейлона -
Мы научим беспокоиться его
Даже если будет сердце из нейлона,
Мы заставим беспокоиться его.
Ж) Работа над фразеологизмом БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ (Сердце разрывается, с открытом сердцем,) и значением слова МИЛОСЕРДИЕ.
- О каком человеке можно сказать, что он милосердный? (способный сочувствовать, сопереживать, сострадать, воспринимать чужую боль и потерю, как свою …) Что вы знаете о таких людях?
VI. Этап применения изученного
Предлагается проанализировать строчки из стихотворения Новеллы Матвеевой, используя основные правила открытия нового знания (вынесено на слайд):
Я не беру, не отнимаю,
Я отдаю, я отдаю.
Я всех люблю! Всех понимаю!
Для вас танцую! Всем пою!
- Назвать приемы, используемые в тексте (анафора, лексический повтор, риторические восклицания.) и лексические единицы (антонимы, синонимы).
- Какое сердце было у деревянного Буратино и Герды?? (доверчивое, открытое) а у Снежной Королевы? (холодное, ледяное)
Работа со «словарем» антонимов. Подобрать антоним к слову «доброе». (злое, бездушное, ледяное, каменное, холодное, зачерствелое, глухое, железное…)
З) Фишка урока - «Мы это можем»
Предлагается экспромтом разыграть сценку из произведения Волкова «Волшебник изумрудного города».
- Гудвин: (показываю Дровосеку красивое шелковое сердце, набитое опилками) Нравится ли оно вам?
Дровосек: Оно прекрасно. Но доброе ли оно, это красивое сердце, и сможет ли любить?
Гудвин: О, не беспокойтесь! С этим сердцем вы будете самым чувствительным человеком на земле.
Дровосек: О, как я счастлив, милые друзья мои! Сердце бьется в моей груди, как прежде… И знаете, что? Оно гораздо нежнее того, которое было у меня прежде. Меня переполняют ЛЮБОВЬ И НЕЖНОСТЬ.
- назовите материал из которого сделано сердце? (шелк)
И) Заготовка к уроку. Стихотворение С.Острового «Сердце» в исполнении А.Посонской.
Когда томится где-то человек -
Моё жилище заметает снег.
Он заметает двери. И крыльцо.
Он гиблой стужей студит мне лицо.
И холодно тогда в моём дому.
И нет покоя сердцу моему.
Вдруг улыбнётся где-то человек -
И в тот же миг ушёл из дома снег.
И солнце, солнце, солнце целый день,
Хоть глазом гладь, а хоть рукой задень.
И хорошо тогда в моём дому.
И так спокойно сердцу моему.
- Почему автор испытывает такие разные чувства? (он способен воспринимать боль других как свою собственную)
VII. Этап закрепления изученного
К) Рабочий лист-слайд с текстом стихотворения Е.Евтушенко
Хочу быть щепетильным, чуть нескладным
И вежливым на старый добрый лад,
Но, оставаясь чутким, деликатным,
Иметь на подлость старый добрый взгляд.
- Какие свойства личности привлекают поэта? (вежливость, чуткость, доброта)
Учащимся предлагается прочитать стихи Б.Окуджавы и ответить на вопрос (рабочий листок - слайд):
Совесть, благородство и достоинство
вот оно, святое наше воинство
Протяни, протяни ему свою ладонь
Лик его высок и удивителен
Посвяти ему свой краткий век
Может быть, не станешь победителем,
Но зато, умрешь как человек.
- Какова главная мысль поэтического текста?
- Одинаков ли взгляд поэтов - Евтушенко и Окуджавы - на добро?
VIII. Этап информации
- История знает много примеров, когда люди устанавливают памятники тем, о ком или о чем хотят помнить. Как, по-вашему, должен выглядеть памятник доброму человеку?
Учитель дает краткую информацию о том, что такие памятники есть, например, «Добрый ангел мира» - необычный памятник, его копии есть во многих городах страны (на экране фотография)
IX. Этап подведения итогов занятия
- Какой путь, ребята, вы предлагаете выбрать, чтобы стать добрее?
- Пригодятся ли нам на этом пути яркие краски и цветы?
Заключительное слово учителя: Хочу, чтобы вы, ребята, несмотря ни на что, жили, восхищались всем прекрасным, что дает нам мир, жизнь, чтобы вы помягчали сердцем, добрее и лучше стали, чтобы увидели мир, поняли, что все прекрасное на земле - от солнца, все хорошее - от человека». Расправляйте свои крылья. Ведь если своих крыльев не имеешь, чужие тебя не подниму - так гласит народная мудрость. Звучат строки из песни «Страна детства» И.Талькова:
Катится, катится жизнь колесницей фатальной.
Мы пассажиры на данном отрезке пути.
Кучер-судьба колесницею той управляет,
Кто не согласен с маршрутом, тот может сойти….
X. Этап рефлексии
Звучит песня «Дорогою добра» на фоне картины дороги вопросы учащимся:
- Какими словами мы наполним наш сосуд? (доска - первыми буквами «ключевых слов»: Цветы, Красота, Здоровье, Любовь, Добро, Счастье, Сердце…наполняем сосуд)
- Нужно ли закрывать сосуд крышкой?