Тип урока: Урок повторения, обобщения и систематизации знаний и умений.
Дидактическая цель: Создать условия для повторения и систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Цели:
Образовательная:
- Создать условия для формирования знаний, умений, навыков с использованием ИКТ.
- Формировать представление о литературе как об одном из видов искусств.
- Актуализировать имеющиеся знания по литературе за курс 5 класса.
Развивающая:
- Формировать умения работать с текстом, иллюстрацией, рисунком
- Развивать творческую деятельность, память, речь, мышление.
Воспитательная:
- Способствовать воспитанию речевой культуры.
- Стимулировать интерес к чтению, творческой активности.
- Способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга.
- Способствовать формированию позитивного отношения к творческим работам одноклассников.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1), учебники литературы под ред. В.Я. Коровиной.
Ход урока
I. Организационный момент: приветствие учащихся, создание атмосферы комфорта.
II. Мотивация, целеполагание: сообщение целей урока, его роли в учебном процессе.
Вот и подошли к концу уроки литературы в 5 классе. Этот предмет был новым для вас в нынешнем учебном году. Многое было нами изучено, прочитано. Мы окунулись с вами в мир художественной литературы различных эпох, стран, авторов, жанров. Безусловно, были произведения, которые вы читали с удовольствием, интересом, они стали близки вам, потому, я надеюсь, надолго сохранятся в вашей памяти. Сегодня мы проверим, насколько вы были внимательны на наших уроках, повторим всё, что изучили.
III. Актуализация (воспроизведение и коррекция опорных знаний):
– Что такое литература? (Учебный предмет, а художественная литературы – это и
искусство слова.)
– Что такое искусство? (Одно из определений, данных в словаре С.И. Ожегова: “
Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в
художественных образах” Искусство – это утончённая способность к чему-либо,
мастерство.)
– Какие виды искусств вы ещё знаете?
– Почему художественную литературу относят к одному из видов искусства?
(Художественная литература влияет на ум и чувства многих людей. Она может
вызывать радость, восторг, волнение, грусть. Литература воспитывает в людях
любовь к родине, к природе, к животным, к другим людям. Она дарит добро и
счастье.)
IV. Обобщение и систематизация основных понятий, явлений, фактов, событий; выполнение практических заданий викторины с опорой на презентацию.
Сегодня на уроке мы проверим ваши знания, полученные в течение всего учебного года.
Работа будет проходить с использованием презентации, за активное участие, правильные ответы вы получаете баллы. Итак, викторина начитается.
Раздел I. УНТ
Рисунки к какому жанру УНТ представлены здесь? (Слайд 2) Презентация
Ответ: сказки. (Слайд 3)
Опираясь на данные рисунки, определите, какие виды сказов существуют? (Слайд 4)
Шаклеин Кирилл
Хохлов Алексей
.
Ковязина Ксения
Ответ: волшебные, бытовые, о животных. (Слайд 5)
Иллюстрации к какой волшебной сказке героического содержания здесь представлены? (Слайд 6)
Авторы рисунков: Селиванова Анастасия, Андреев Илья, Елизарова Анастасия
Ответ: “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо”. (Слайд 7)
Раздел II. Русская литература XIX века
1. Определите жанр. (Слайд 8)
Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. Состоит из повествовательной части и морали.
Ответ: Басня.
2. Кто это? Что о нём можете рассказать? (Слайд 9)
Ответ: Иван Андреевич Крылов. Русский баснописец и т.д.
3. По иллюстрации определите название басни. (Слайд 10)
А) “Мартышка и очки”
Б) “Кот и повар”
Авторы рисунков: Шалагинова Екатерина, Елизарова Анастасия
4. По иллюстрации определите название басни. (Слайд 11)
А) “Ворона и Лисица”
Б) “Лисица и виноград”
Авторы рисунков: Каримов Алексей, Барсукова Анастасия
5. Опираясь на данные иллюстрации, вспомните название басни и вставьте нужные слова на месте пропусков. (Слайд 12)
Автор рисунков: Макерова Наташа
Невежда так же в …… (ослепленье)
Бранит научи, и ……, (ученье)
И все учёные ….., (труды)
Не чувствуя, что он вкушает их …. (плоды)
Ответ: “Свинья под дубом”.
6. По иллюстрациям определите название сказки В.А. Жуковского (Слайд 13)
Ответ: “Спящая царевна” (Слайд 14)
Авторы рисунков: Нестерова Анастасия, Шалагинова Екатерина
7. Как называется баллада В. Жуковского, которая рассказывает о смелости и отваге юного пажа, который исполнил волю жестокого царя? (Слайд 15)
Ответ: “Кубок”
Автор рисунков: Нестерова Анастасия
8. Кого изобразил автор рисунка? (Слайд 16)
Ответ: Александр Сергеевич Пушкин
Автор
рисунка: Некрасова Евгения
Назовите сказку Пушкина. (Слайд 17)
Ответ: Сказка о попе и работнике его Балде, Сказка о золотой рыбке, сказка о золотом петушке.
Авторы рисунков: Клешнина Елизавета, Нестерова Анастасия, Синявина Арина
10. Кто автор строчек и как называется произведение? (Слайд 18)
Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Всё ту же песню ты поёшь,
Всё ту же лямку ты несёшь…
Ответ: “На Волге”, Н.А. Некрасов
Авторы рисунков: Шалагинова Екатерина, Пахтусова Екатерина
11. Назовите автора рассказа “Муму” (Слайд 19)
Ответ: И.С. Тургенев
Авторы рисунков: Аботурова Даша, Синявина Арина
Раздел III. Русская литература XX века
12. Какое изобразительно-выразительное средство использовал И. Бунин в рассказе “Косцы”?
(Слайд 20)
“Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им”.
Ответ: Олицетворение.
Автор рисунка: Лилитко Никита
13. Как звали главных героев произведения В.Г. Короленко “В дурном обществе”, изображённых на рисунках? (Слайд 21)
Ответ: Вася, Валек, Маруся
Автор рисунков: Елизарова Настя
14. Как называется сказ П.П. Бахова, вошедший в его сборник “Малахитовая шкатулка”?
(Слайд 22)
Ответ: “Медной горы Хозяйка”.
Авторы рисунков: Шаклеин Кирилл, Комаровских Саша, Лаптева Кристина
15. Опираясь на иллюстрации, назовите два произведения К. Паустовского. (Слайд 23)
Ответ: “Тёплый хлеб”, “Заячьи лапы”.
Авторы рисунков: Норкин Семён, Машковцева Аня.
16. Как называется рассказ В. П. Астафьева, повествующий о том, как тринадцатилетний мальчик смог выжить в тайге? (Слайд 24)
Ответ: “ Васюткино озеро”.
Авторы рисунков: Рослякова Настя, Русакова Алина, Нестерова Настя
Раздел IV. Из зарубежной литературы.
17. Определите, из какого это произведения: (Слайд 25)
“Теперь мне предстояло осмотреть окрестности и выбрать себе удобное местечко для жилья, – такое, где я бы мог сложить всё своё имущество…”
Ответ: “Робинзон Крузо”.
Автор:
Гулин Кирилл
18. Как звали озорного, непослушного, шаловливого мальчика из романа М. Твена? (Слайд 26)
Ответ: Том Сойер.
Автор: Макерова Наташа
19. С помощью чего Киш смог убить медведя в рассказе Д. Лондона “Сказание о Кише”?
(Слайд 27)
Ответ: При помощи тюленьего жира и китового уса.
Авторы: Рылов Максим, Макерова Наташа
Дополнительное задание творческого характера. (8–10 предложений.)
20. Какое художественное произведение, прочитанное мною в 5 классе, запомнилось больше всего и почему?
V. Подведение итогов урока. Рефлексия и оценивание результатов деятельности.
(Делается вывод по уроку, подсчитываются баллы, оценивается работа класса. Творческие работы собираются учителем и проверяются отдельно.)
VI. Домашнее задание.
(Детям даётся в распечатанном виде список для чтения на лето.)