Заключительный урок в проекте по литературе в 7-м классе по теме «Традиционное и новаторское в пьесе-сказке А.Н. Островского «Снегурочка»

Разделы: Литература


Цель: показать воздействие фольклора на развитие русской литературы, принципы использования устного народного творчества писателем, найти элементы новаторства.

Задачи:

  • Углубить знания учащихся по теории литературы (традиции, новаторство, обряд, сказка), формировать умение выявлять взаимосвязь мировоззрения и творчества писателя (на основе анализа текста).
  • Развитие читательских умений по средствам изучения особенностей поэтической манеры автора. Формирование умений находить в авторском творчестве фольклорные элементы. Развитие навыков выразительного чтения и ассоциативного мышления учащихся.
  • Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству А.Н.Островского. Воспитывать интерес к исследовательской работе.

Методы и формы:

По источнику получения знаний словесно-иллюстративный
По уровню активности познавательной деятельности исследовательская работа в группах, репродуктивный анализ
По технике коллективная мыследеятельность
По функциям работа с языковым материалом

Наглядность и оборудование урока: портрет А.Н.Островского, карточки - консультации к уроку, карточки-задания, презентация (см. в Приложении) информационно-справочный материал. (Мифологический словарь, словарь В.И.Даля. сборник “Русские народные сказки А.Н.Афанасьева, сопроводительные листы).

Организационный момент урока

Представление групп: фольклора, этнографии, мифологии, теории литературы, искусств (живописи, музыки).

Презентация.

Слайд 1. Запись в тетрадь темы урока.

Ученикам предлагается внимательно прочитать тему урока, информацию на карточке - консультации. Пропустить через себя тему и попытаться определить задачи урока (карточка - консультация на столах каждой группы).

Карточка-консультация

Традиция – культурно-художественный опыт прошлых эпох, воспринятый и освоенный писателями в качестве актуального и непреходяще ценного, ставшего для них творческим ориентиром. (Литературно-энциклопедический словарь. – М., 1987 г.) Традиция – это обращение к “опыту”, причем к лучшему. Но следует заметить, что писатель наследует прежде всего то, что ему близко, соответствует его принципам, взглядам на жизнь.

Новаторство – обновление и обогащение как содержания, так и формы литературы новыми художественными достижениями и открытиями: новые герои, прогрессивные идеи, новый творческий метод.

Структура. Работа по парам (1,4; 2,3)

Дети формулируют задачи, делается запись в тетрадях.

- ПОКАЗАТЬ ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА ПЬЕСУ-СКАЗКУ А.Н.ОСТРОВСКОГО “СНЕГУРОЧКА”.

- ПОНЯТЬ, В ЧЕМ А.Н.ОСТРОВСКИЙ СЛЕДОВАЛ ТРАДИЦИЯМ ФОЛЬКЛОРА, В ЧЕМ ПРОЯВИЛОСЬ НОВАТОРСТВО ПИСАТЕЛЯ.

Итак, поэтическая пьеса - сказка А.Н. Островского “Снегурочка”

Слайд 2. Звучит музыка из оперы “Снегурочка” (пролог). Ярилина долина.

Слово учителя: “Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега. В глубине, под горой, река, полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой; в окнах – огни. Полная луна серебрит всю открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне”.

Работая над пьесой, Островский внимательно изучал фольклорные, мифологические, этнографические источники: народные сказки (“Русские народные сказки” А.Н.Афанасьева и его труды по русской мифологии “Поэтические воззрения славян на природу”), обрядовую поэзию, народные заговоры, народные песни.

Слайд 3

Мифология Фольклористика
- Языческие боги и стихии
(Ярила, Лель, Мороз, Весна)
- Быт берендеев
(устройство жилища, костюм)
- Обряды
(свадебный обряд)
- Языческие фантастические существа (Леший, Кумоха) - Тайна имен - Фольклорные жанры
(песни, пословицы, поговорки, приметы, заклинания)
- Кострома    

Слайд 4. Группа “Этнография”. В центре нашего внимания – устройство Берендеева царства, нравы, быт берендеев, костюм, жизненные ценности. Известный исследователь творчества А.Н.Островского Ю. Лебедев писал : “В этой сказке – мечта Островского о братской жизни людей друг с другом, вытекающая из крестьянского идеала жизни миром”. Жители царства берендеев - герои сказки вымышлены, но если мы обратимся к истокам создания пьесы, то увидим лежащий в основе реалистический мир древнего русского народа. Несомненно, что  Александр Островский,  предки которого - люди Северной Руси, знали поэтическое народное предание о берендеевом царстве, бытовавшее среди жителей Переяславля-Залесского, Костромы. Невдалеке от городка находилось знаменитое Берендеево болото, бывшее когда-то озером. Посреди болота на острове были остатки древнего поселения – городища.Там-то, по преданию, в древние времена и жило счастливое племя берендеев, которым управлял мудрый и добрый царь. В сказании о берендеях воплотилась вековая мечта крестьянства о жизни в мире, согласии и материальном достатке.

Ономастика. Из значимых имен и прозвищ.

  • Бобыль Бакула. Бобыль — бездомный человек, безземельный крестьянин, бедняк; но так называли и крестьянина, у которого нет сына, хотя бы и были дочери. Бакула от “бакулы” — “пустые слова, речи, слухи” {Даль).
  • Мураш - отец Купавы, богатый слобожанин, от мурашъ - муравей. В народе говорят, что муравей в доме - к счастью. Ставят в пример его трудолюбие : "Мураш невелик, а горы копает".
  • Бирюч - от бирюч, биричь - глашатай, объявляющий по улицам и площадям решение правителя.
  • Лель — языческое божество древних славян, сын богини Лады, по-видимому, род славянского амура или купидона.
  • Мизгирь — паук, тарантул. В народе говорят: "Бойтесь ,мошки, господина честного, мизгаря толстого".

Вывод: Каков смысл обращения А.Н.Островского к фольклору?

Слайд 5. Группа “Мифология”.История появления образа Снегурочки. Образ Снегурочки первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение да людям на радость. Однако, существует предположение, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка. Что такое “Кострома”? Кострома? — сезонный мифологический персонаж, воплощение весны и плодородия. В русских обрядах Кострома — молодая девушка, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, сопровождаемая хороводом. Ритуал “похорон Костромы”: соломенное чучело, олицетворявшее Кострому, сжигали с обрядовым оплакиванием и пением песен. Эти обряды и судьбу сказочной Снегурочки объединяет огонь как символ времен года, очищения и перевоплощения.

Структура. Групповая работа “Четыре угла”. Художественно-изобразительные средства.Работа с текстом. Работа групповая, по кругу.

Слайд 6. Таблица “Новаторство в изображении обряда”.

Обряд Пример из текста Новаторство
1. Масленица (проводы зимы)

Ярилино празднество (победа лета)

Миф отражает древний ритуал принесения весеннему богу в жертву – девушку, чтобы он не умер. Своеобразной жертвой огненному богу Солнца является Снегурочка.

Вдали крики: “Честная Масленица!”

“На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярило ...”

Стилизация мифа.

Вместо сюжета об умирающем боге, со смертью которого силы хаоса торжествуют, и его воскресении, восстанавлива -ющем упорядоченный и благоприятный людям космос порядок вещей. А.Н.Островский создает свой вариант мифа: Бог (Ярило) не умирает, а гневается. Природа приходит в упадок, бог мстит, восстанавливает угодный ему порядок (испепеляет Снегурочку) и возвращает свою милость людям.

2. Свадебный обряд.

Девичник

Действие 1 Явление 6 Ноты тоски, безысходного горя отсутствуют: “Свободный брак не терпит принужденья”. В “Снегурочке” мы видим радость невесты, самостоятельно выбравшей себе жениха. Невеста (Купава), поступками которой должны руководить другие участники обряда, сама ведет обряд.

Вывод: Что нового внес автор в описание обряда?

Группа "Фольклор". Дать определение обряду. Какие обряды вы знаете?

Лирическая пьеса-сказка А.Н.Островского “Снегурочка” - произведение, которое вместило в себя народную сказку о девушке-снегурочке, народное представление о древнем племени берендеев, старинные календарные обряды, песни. Поэтому Снегурочка” - “многослойное, многоуровневое, многожанровое произведение”.

Слайд 7. Презентация. Описание обряда “Масленица”. Исполнение обрядовой песни.

Какова роль использования разных фольклорных жанров (традиционного) в пьесе?

Слайд 8. Группа “Живопись”. Стендовая защита.

Коллаж из работ художников по пьесе “Снегурочка”. Слайд 9.

Новым словом художника В.Васнецова стали его декорации и костюмы к весенней сказке

Островского "Снегурочка", вначале поставленной на домашней сцене у Мамонтовых в 1882 году, а затем, в 1885 году, в частной опере Саввы Ивановича на музыку Римского-Корсакова. Это был образ сказочной Древней Руси, царства доброго царя Берендея. Снегурочка выделяется задумчивым, печальным настроением, загадочностью. Ее облик родился из мягкого сочетания цветов - голубого и охристого. Фигурка чуть тронута белилами, будто припорошена снегом. Снегурочка - это мечта о прекрасном, женственность родной природы.

Спустя годы Васнецов вновь возвращается к образу Снегурочки . На картине изображена девочка, одиноко бредущая по заснеженному лесу. Вот что по этому поводу пишет исследователь творчества Васнецова Н.А. Ярославцева: "В светлом лице Снегурочки затаилась тревога... Страх девочки глубинного характера, это скорее предчувствие скорой гибели от любви - любви к людям... Женский образ возвышается у Васнецова до божественного звучания, в нем переплетаются небесное и земное..” Исследователь видит в лице Снегурочки сходство с Верой Мамонтовой, олицетворяющей для Васнецова образ "чистой заснеженной России". Снегурочка в интерпретации Васнецова - это не просто идеальный женский образ. Это выражение мечты о прекрасном, это природа, ставшая на какое-то время одушевленной.

Ответьте на вопрос: Как художники передали в своих работах по пьесе Н.Островского сказочное и реальное? Что олицетворяет собой Снегурочка?

А.Н.Островский назвал свою пьесу “весенней сказкой”. Композитор Н.Римский-Корсаков также называет свою оперу “Снегурочка” весенней сказкой. Либретто построено по законам сказки . Проследите реальные и фантастические мотивы.

Слайд 10. Группа “Музыка”.“В зиму 1879-1880 года я прочитал “Снегурочку”, - писал Н.А.Римский-Корсаков, - и точно прозрел на её удивительную красоту”.В пьесе противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора Римского-Корсакова, “вечные, периодически выступающие силы природы”. Вслушайтесь в этот музыкальный фрагмент. “Кажется, в нём звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства”.

Вывод: Как передает композитор фольклорные мотивы? Слайд 11. Таблица. Чем отличается пьеса от народной сказки ?

Элементы сказки Пример из текста
1. Чудесное рождение. Снегурочка – дочь Мороза и Весны.
2. Волшебные дети спрятаны в темнице, тереме. “Ни пешему, ни конному дороги и следу нет в ее терем”.
3. Запрет (предписание).

“Ярило сожжет ее, испепелит, растопит,
Не знаю, как, но умертвит. Доколе ж
Младенчески чиста ее душа,
Не властен он вредить Снегурке”.
“Снегурочка, беги от Леля!”

4. Нарушение запрета. Снегурочка уходит в мир людей
5. Свой – чужой мир. Лес (свой мир) – Слобода (чужой мир)
6. Испытания. На долю Снегурочки выпадает испытание людским равнодушием (старик Бобыль, старуха Бобылиха, жители Слободы).

Испытание Снегурочки любовью.

7. Волшебный даритель.

Волшебный подарок.

Весна (мать) дарит Снегурочке венок из “привораживающих чарующих цветов”. Согласно сказочному мотиву, Снегурочка полюбила первого встречного – Мизгиря.
8. “Спаситель”. Мизгирь: он должен вырвать Снегурочку из плена Мороза и, очевидно, спасти от угрозы Ярилы и его жестоких лучей. Но цель Мизгиря – не избавление Снегурочки, а обладание ею и спасение себя самого. Брак спасет Мизгиря от царского гнева.
9. Свадьба. Свадьба не состоялась. Снегурочка погибает. В Снегурочке забилось горячее сердце, но это стоило ей жизни.

Группа “Теория литературы”. “Снегурочка” - русская народная сказка в литературе: Народный вариант сказки с названием “Девочка Снегурочка” изложил также Владимир Иванович Даль. Сказки о Снегурке были исследованы А.Н. Афанасьевым во втором томе его труда “Поэтические воззрения славян на природу” (1867). В 1873 А.Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу “Снегурочка”. В ней Снегурочка предстаёт как дочь Мороза и Весны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Под влиянием весенней сказки А. Н. Островского образ Снегурочки приобретает новую окраску . Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно не похожа на всех вокруг. Снегурочка — сказочный персонаж. Она является дочерью Мороза и Весны. Именно поэтому Снегурочка — существо очень противоречивое. В ее сердце холод — это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту, принять участие в девичьих забавах, послушать чудесные песни пастуха Леля. “Без песен жизнь не в радость”. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его героиней русской народной сказки.

"Снегурочка" - литературная сказка. Жанр литературной сказки в русском искусстве был очень популярен. “Весенняя сказка” “Снегурочка” продолжает традицию русской литературной сказки.

Слайд 12. В.И.Даль. Но в отличие от своих гениальных предшественников, Островский создал произведение иного жанра – сказку-драму. Конфликт, скрывающийся в мире природы (холод – тепло ) становится конфликтом внутри природы человека: жить, не зная, что такое любовь, или, узнав настоящую любовь, погибнуть. Наряду с мифологическими героями (Мороз, Весна, отчасти Лель как сын Ярила) действуют герои реальные – Мизгирь, Купава, Мураш, Бобыль, Бобылиха и др. Однако сказочные герои наделяются реальными чертами, а герои немифологические имеют сказочные черты: сказкой Островский одухотворяет повседневность. Гибель Снегурочки – трагически-прекрасный символ, означающий конец влияния Мороза на сердца берендеев. Образ Снегурочки уникален и существует только в русской литературе.

Презентация “Сравнительная характеристика народной сказки и пьесы А.Н.Островского”. Итак, как традиционное (сказочное) переплетается с новаторским (авторским)?

Структура. Групповая работа. Составление “Карты разума” по пьесе-сказке “Черты традиционного и новаторского”.

Слайд 13. Заключение. Новаторство с точки зрения морали и нравственности.

Проблемный вопрос. Почему автор создал пьесу, обратясь к фольклору, о жизни добрых берендеев? Царство добрых берендеев – упрёк современному обществу, враждебному сказке. Любовь Снегурочки – искупление грехов берендеев. Принимая эту жертву бог солнца Ярила сменяет гнев на милость и возвращает берендеям свет и тепло, совет и любовь. Не эгоизм, а бескорыстная и беззаветная любовь спасёт человечество – такова вера Островского.

Рефлексия. Таблица оценивания. Приложение.

Слайд 14. Домашнее задание. Почему, несмотря на гибель Снегурочки, пьеса сохраняет оптимистическое звучание?

Фотоприложение.

Список литературы.

  1. А.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. М. 1994, т.I стр.439 Б.Рыбаков. Язычество древних славян. М.2002, стр.382.
  2. А.Н.Островский. Собрание сочинений.М.1992.
  3. Асов А. Славянские боги и рождение Руси. М., 2006.
  4. Архангельский А. Александр Николаевич Островский. Художественный мир писателя. Литература. 2001. № 33.
  5. Васнецов В. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Автор-составитель Л.И. Иовлева. М., 1984.
  6. Виктор Михайлович Васнецов. М., 1987.
  7. История Русской литературы XIX века. Под редакцией С.М.Петрова. М., 1974.
  8. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1991.
  9. Науменко Т. И., Алеев В.В. Музыка. 8 класс. М., 2002.
  10. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева.М.1984.
  11. Островский в школе. М., 2002.
  12. Слово о музыке. Русские композиторы XIX века. Составитель В.Б.Григорович и З.М.Андреева.М., 1990.
  13. Третьякова Л.С. Русская музыка XIX века. М., 1982
  14. httpHYPERLINK "http://www.coolsoch.ru/"://HYPERLINK "http://www.coolsoch.ru/"www.coolsoch.ruHYPERLINK "http://www.coolsoch.ru/"/
  15. http://www.classic-music.ru
  16. http://bibliogid.ru
  17. http:// wikipedia.org
  18. http://www.HYPERLINK "http://www.1newyear.ru/"1HYPERLINK "http://www.1newyear.ru/"newyear.ru