Цель: показать воздействие фольклора на развитие русской литературы, принципы использования устного народного творчества писателем, найти элементы новаторства.
Задачи:
- Углубить знания учащихся по теории литературы (традиции, новаторство, обряд, сказка), формировать умение выявлять взаимосвязь мировоззрения и творчества писателя (на основе анализа текста).
- Развитие читательских умений по средствам изучения особенностей поэтической манеры автора. Формирование умений находить в авторском творчестве фольклорные элементы. Развитие навыков выразительного чтения и ассоциативного мышления учащихся.
- Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству А.Н.Островского. Воспитывать интерес к исследовательской работе.
Методы и формы:
По источнику получения знаний | словесно-иллюстративный |
По уровню активности познавательной деятельности | исследовательская работа в группах, репродуктивный анализ |
По технике | коллективная мыследеятельность |
По функциям | работа с языковым материалом |
Наглядность и оборудование урока: портрет А.Н.Островского, карточки - консультации к уроку, карточки-задания, презентация (см. в Приложении) информационно-справочный материал. (Мифологический словарь, словарь В.И.Даля. сборник “Русские народные сказки А.Н.Афанасьева, сопроводительные листы).
Организационный момент урока
Представление групп: фольклора, этнографии, мифологии, теории литературы, искусств (живописи, музыки).
Слайд 1. Запись в тетрадь темы урока.
Ученикам предлагается внимательно прочитать тему урока, информацию на карточке - консультации. Пропустить через себя тему и попытаться определить задачи урока (карточка - консультация на столах каждой группы).
Карточка-консультация
Традиция – культурно-художественный опыт прошлых эпох, воспринятый и освоенный писателями в качестве актуального и непреходяще ценного, ставшего для них творческим ориентиром. (Литературно-энциклопедический словарь. – М., 1987 г.) Традиция – это обращение к “опыту”, причем к лучшему. Но следует заметить, что писатель наследует прежде всего то, что ему близко, соответствует его принципам, взглядам на жизнь.
Новаторство – обновление и обогащение как содержания, так и формы литературы новыми художественными достижениями и открытиями: новые герои, прогрессивные идеи, новый творческий метод.
Структура. Работа по парам (1,4; 2,3)
Дети формулируют задачи, делается запись в тетрадях.
- ПОКАЗАТЬ ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА ПЬЕСУ-СКАЗКУ А.Н.ОСТРОВСКОГО “СНЕГУРОЧКА”.
- ПОНЯТЬ, В ЧЕМ А.Н.ОСТРОВСКИЙ СЛЕДОВАЛ ТРАДИЦИЯМ ФОЛЬКЛОРА, В ЧЕМ ПРОЯВИЛОСЬ НОВАТОРСТВО ПИСАТЕЛЯ.
Итак, поэтическая пьеса - сказка А.Н. Островского “Снегурочка”
Слайд 2. Звучит музыка из оперы “Снегурочка” (пролог). Ярилина долина.
Слово учителя: “Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега. В глубине, под горой, река, полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой; в окнах – огни. Полная луна серебрит всю открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне”.
Работая над пьесой, Островский внимательно изучал фольклорные, мифологические, этнографические источники: народные сказки (“Русские народные сказки” А.Н.Афанасьева и его труды по русской мифологии “Поэтические воззрения славян на природу”), обрядовую поэзию, народные заговоры, народные песни.
Слайд 3
Мифология | Фольклористика | ||
- Языческие боги и стихии (Ярила, Лель, Мороз, Весна) |
- Быт берендеев (устройство жилища, костюм) |
- Обряды (свадебный обряд) |
|
- Языческие фантастические существа (Леший, Кумоха) | - Тайна имен | - Фольклорные жанры (песни, пословицы, поговорки, приметы, заклинания) |
|
- Кострома |
Слайд 4. Группа “Этнография”. В центре нашего внимания – устройство Берендеева царства, нравы, быт берендеев, костюм, жизненные ценности. Известный исследователь творчества А.Н.Островского Ю. Лебедев писал : “В этой сказке – мечта Островского о братской жизни людей друг с другом, вытекающая из крестьянского идеала жизни миром”. Жители царства берендеев - герои сказки вымышлены, но если мы обратимся к истокам создания пьесы, то увидим лежащий в основе реалистический мир древнего русского народа. Несомненно, что Александр Островский, предки которого - люди Северной Руси, знали поэтическое народное предание о берендеевом царстве, бытовавшее среди жителей Переяславля-Залесского, Костромы. Невдалеке от городка находилось знаменитое Берендеево болото, бывшее когда-то озером. Посреди болота на острове были остатки древнего поселения – городища.Там-то, по преданию, в древние времена и жило счастливое племя берендеев, которым управлял мудрый и добрый царь. В сказании о берендеях воплотилась вековая мечта крестьянства о жизни в мире, согласии и материальном достатке.
Ономастика. Из значимых имен и прозвищ.
- Бобыль Бакула. Бобыль — бездомный человек, безземельный крестьянин, бедняк; но так называли и крестьянина, у которого нет сына, хотя бы и были дочери. Бакула от “бакулы” — “пустые слова, речи, слухи” {Даль).
- Мураш - отец Купавы, богатый слобожанин, от мурашъ - муравей. В народе говорят, что муравей в доме - к счастью. Ставят в пример его трудолюбие : "Мураш невелик, а горы копает".
- Бирюч - от бирюч, биричь - глашатай, объявляющий по улицам и площадям решение правителя.
- Лель — языческое божество древних славян, сын богини Лады, по-видимому, род славянского амура или купидона.
- Мизгирь — паук, тарантул. В народе говорят: "Бойтесь ,мошки, господина честного, мизгаря толстого".
Вывод: Каков смысл обращения А.Н.Островского к фольклору?
Слайд 5. Группа “Мифология”.История появления образа Снегурочки. Образ Снегурочки первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение да людям на радость. Однако, существует предположение, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка. Что такое “Кострома”? Кострома? — сезонный мифологический персонаж, воплощение весны и плодородия. В русских обрядах Кострома — молодая девушка, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, сопровождаемая хороводом. Ритуал “похорон Костромы”: соломенное чучело, олицетворявшее Кострому, сжигали с обрядовым оплакиванием и пением песен. Эти обряды и судьбу сказочной Снегурочки объединяет огонь как символ времен года, очищения и перевоплощения.
Структура. Групповая работа “Четыре угла”. Художественно-изобразительные средства.Работа с текстом. Работа групповая, по кругу.
Слайд 6. Таблица “Новаторство в изображении обряда”.
Обряд | Пример из текста | Новаторство |
1. Масленица (проводы зимы) Ярилино празднество (победа лета) Миф отражает древний ритуал принесения весеннему богу в жертву – девушку, чтобы он не умер. Своеобразной жертвой огненному богу Солнца является Снегурочка. |
Вдали крики: “Честная Масленица!” “На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярило ...” |
Стилизация мифа. Вместо сюжета об умирающем боге, со смертью которого силы хаоса торжествуют, и его воскресении, восстанавлива -ющем упорядоченный и благоприятный людям космос порядок вещей. А.Н.Островский создает свой вариант мифа: Бог (Ярило) не умирает, а гневается. Природа приходит в упадок, бог мстит, восстанавливает угодный ему порядок (испепеляет Снегурочку) и возвращает свою милость людям. |
2. Свадебный обряд. Девичник |
Действие 1 Явление 6 | Ноты тоски, безысходного горя отсутствуют: “Свободный брак не терпит принужденья”. В “Снегурочке” мы видим радость невесты, самостоятельно выбравшей себе жениха. Невеста (Купава), поступками которой должны руководить другие участники обряда, сама ведет обряд. |
Вывод: Что нового внес автор в описание обряда?
Группа "Фольклор". Дать определение обряду. Какие обряды вы знаете?
Лирическая пьеса-сказка А.Н.Островского “Снегурочка” - произведение, которое вместило в себя народную сказку о девушке-снегурочке, народное представление о древнем племени берендеев, старинные календарные обряды, песни. Поэтому Снегурочка” - “многослойное, многоуровневое, многожанровое произведение”.
Слайд 7. Презентация. Описание обряда “Масленица”. Исполнение обрядовой песни.
Какова роль использования разных фольклорных жанров (традиционного) в пьесе?
Слайд 8. Группа “Живопись”. Стендовая защита.
Коллаж из работ художников по пьесе “Снегурочка”. Слайд 9.
Новым словом художника В.Васнецова стали его декорации и костюмы к весенней сказке
Островского "Снегурочка", вначале поставленной на домашней сцене у Мамонтовых в 1882 году, а затем, в 1885 году, в частной опере Саввы Ивановича на музыку Римского-Корсакова. Это был образ сказочной Древней Руси, царства доброго царя Берендея. Снегурочка выделяется задумчивым, печальным настроением, загадочностью. Ее облик родился из мягкого сочетания цветов - голубого и охристого. Фигурка чуть тронута белилами, будто припорошена снегом. Снегурочка - это мечта о прекрасном, женственность родной природы.
Спустя годы Васнецов вновь возвращается к образу Снегурочки . На картине изображена девочка, одиноко бредущая по заснеженному лесу. Вот что по этому поводу пишет исследователь творчества Васнецова Н.А. Ярославцева: "В светлом лице Снегурочки затаилась тревога... Страх девочки глубинного характера, это скорее предчувствие скорой гибели от любви - любви к людям... Женский образ возвышается у Васнецова до божественного звучания, в нем переплетаются небесное и земное..” Исследователь видит в лице Снегурочки сходство с Верой Мамонтовой, олицетворяющей для Васнецова образ "чистой заснеженной России". Снегурочка в интерпретации Васнецова - это не просто идеальный женский образ. Это выражение мечты о прекрасном, это природа, ставшая на какое-то время одушевленной.
Ответьте на вопрос: Как художники передали в своих работах по пьесе Н.Островского сказочное и реальное? Что олицетворяет собой Снегурочка?
А.Н.Островский назвал свою пьесу “весенней сказкой”. Композитор Н.Римский-Корсаков также называет свою оперу “Снегурочка” весенней сказкой. Либретто построено по законам сказки . Проследите реальные и фантастические мотивы.
Слайд 10. Группа “Музыка”.“В зиму 1879-1880 года я прочитал “Снегурочку”, - писал Н.А.Римский-Корсаков, - и точно прозрел на её удивительную красоту”.В пьесе противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора Римского-Корсакова, “вечные, периодически выступающие силы природы”. Вслушайтесь в этот музыкальный фрагмент. “Кажется, в нём звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства”.
Вывод: Как передает композитор фольклорные мотивы? Слайд 11. Таблица. Чем отличается пьеса от народной сказки ?
Элементы сказки | Пример из текста |
1. Чудесное рождение. | Снегурочка – дочь Мороза и Весны. |
2. Волшебные дети спрятаны в темнице, тереме. | “Ни пешему, ни конному дороги и следу нет в ее терем”. |
3. Запрет (предписание). |
|
4. Нарушение запрета. | Снегурочка уходит в мир людей |
5. Свой – чужой мир. | Лес (свой мир) – Слобода (чужой мир) |
6. Испытания. | На долю Снегурочки выпадает испытание
людским равнодушием (старик Бобыль, старуха
Бобылиха, жители Слободы). Испытание Снегурочки любовью. |
7. Волшебный даритель. Волшебный подарок. |
Весна (мать) дарит Снегурочке венок из “привораживающих чарующих цветов”. Согласно сказочному мотиву, Снегурочка полюбила первого встречного – Мизгиря. |
8. “Спаситель”. | Мизгирь: он должен вырвать Снегурочку из плена Мороза и, очевидно, спасти от угрозы Ярилы и его жестоких лучей. Но цель Мизгиря – не избавление Снегурочки, а обладание ею и спасение себя самого. Брак спасет Мизгиря от царского гнева. |
9. Свадьба. | Свадьба не состоялась. Снегурочка погибает. В Снегурочке забилось горячее сердце, но это стоило ей жизни. |
Группа “Теория литературы”. “Снегурочка” - русская народная сказка в литературе: Народный вариант сказки с названием “Девочка Снегурочка” изложил также Владимир Иванович Даль. Сказки о Снегурке были исследованы А.Н. Афанасьевым во втором томе его труда “Поэтические воззрения славян на природу” (1867). В 1873 А.Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу “Снегурочка”. В ней Снегурочка предстаёт как дочь Мороза и Весны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Под влиянием весенней сказки А. Н. Островского образ Снегурочки приобретает новую окраску . Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно не похожа на всех вокруг. Снегурочка — сказочный персонаж. Она является дочерью Мороза и Весны. Именно поэтому Снегурочка — существо очень противоречивое. В ее сердце холод — это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту, принять участие в девичьих забавах, послушать чудесные песни пастуха Леля. “Без песен жизнь не в радость”. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его героиней русской народной сказки.
"Снегурочка" - литературная сказка. Жанр литературной сказки в русском искусстве был очень популярен. “Весенняя сказка” “Снегурочка” продолжает традицию русской литературной сказки.
Слайд 12. В.И.Даль. Но в отличие от своих гениальных предшественников, Островский создал произведение иного жанра – сказку-драму. Конфликт, скрывающийся в мире природы (холод – тепло ) становится конфликтом внутри природы человека: жить, не зная, что такое любовь, или, узнав настоящую любовь, погибнуть. Наряду с мифологическими героями (Мороз, Весна, отчасти Лель как сын Ярила) действуют герои реальные – Мизгирь, Купава, Мураш, Бобыль, Бобылиха и др. Однако сказочные герои наделяются реальными чертами, а герои немифологические имеют сказочные черты: сказкой Островский одухотворяет повседневность. Гибель Снегурочки – трагически-прекрасный символ, означающий конец влияния Мороза на сердца берендеев. Образ Снегурочки уникален и существует только в русской литературе.
Презентация “Сравнительная характеристика народной сказки и пьесы А.Н.Островского”. Итак, как традиционное (сказочное) переплетается с новаторским (авторским)?
Структура. Групповая работа. Составление “Карты разума” по пьесе-сказке “Черты традиционного и новаторского”.
Слайд 13. Заключение. Новаторство с точки зрения морали и нравственности.
Проблемный вопрос. Почему автор создал пьесу, обратясь к фольклору, о жизни добрых берендеев? Царство добрых берендеев – упрёк современному обществу, враждебному сказке. Любовь Снегурочки – искупление грехов берендеев. Принимая эту жертву бог солнца Ярила сменяет гнев на милость и возвращает берендеям свет и тепло, совет и любовь. Не эгоизм, а бескорыстная и беззаветная любовь спасёт человечество – такова вера Островского.
Рефлексия. Таблица оценивания. Приложение.
Слайд 14. Домашнее задание. Почему, несмотря на гибель Снегурочки, пьеса сохраняет оптимистическое звучание?
Список литературы.
- А.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. М. 1994, т.I стр.439 Б.Рыбаков. Язычество древних славян. М.2002, стр.382.
- А.Н.Островский. Собрание сочинений.М.1992.
- Асов А. Славянские боги и рождение Руси. М., 2006.
- Архангельский А. Александр Николаевич Островский. Художественный мир писателя. Литература. 2001. № 33.
- Васнецов В. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Автор-составитель Л.И. Иовлева. М., 1984.
- Виктор Михайлович Васнецов. М., 1987.
- История Русской литературы XIX века. Под редакцией С.М.Петрова. М., 1974.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1991.
- Науменко Т. И., Алеев В.В. Музыка. 8 класс. М., 2002.
- Народные русские сказки А.Н.Афанасьева.М.1984.
- Островский в школе. М., 2002.
- Слово о музыке. Русские композиторы XIX века. Составитель В.Б.Григорович и З.М.Андреева.М., 1990.
- Третьякова Л.С. Русская музыка XIX века. М., 1982
- httpHYPERLINK "http://www.coolsoch.ru/"://HYPERLINK "http://www.coolsoch.ru/"www.coolsoch.ruHYPERLINK "http://www.coolsoch.ru/"/
- http://www.classic-music.ru
- http://bibliogid.ru
- http:// wikipedia.org
- http://www.HYPERLINK "http://www.1newyear.ru/"1HYPERLINK "http://www.1newyear.ru/"newyear.ru