Разминка (проверочная работа по содержанию рассказа и литературоведческим понятиям 2–3 мин)
- К какому роду литературы относится произведение В. Г. Распутина “Уроки
французского”?
а) лирика,
б) драма,
в) эпос. - К какому жанру относится произведение В. Г. Распутина “Уроки
французского”?
а) очерк,
б) повесть,
в) рассказ,
г) автобиографический рассказ. - Кто является героем произведения Распутина В. Г. “ Уроки французского”?
а) Марья Гавриловна,
б) Василий Андреевич,
в) Анастасия Прокопьевна,
г) дядя Левонтий. - Когда началась самостоятельная жизнь мальчика?
а) в 10 лет,
б) в 11 лет,
в) в 16 лет,
г) в 18 лет. - Портрет какого литературного героя представлен следующей цитатой:
“…большеголовый, стрижен под машинку, коренастый парень <…> в убытке не
оставался”?
а) Вадик,
б) Птаха,
в) Тишкин,
г) Федька. - С какой целью главный герой играл на деньги?
а) покупать молоко,
б) помогать тете Наде,
в) быть таким же, как и другие игроки,
г) покупать еду для сестры. - Что при изучении французского было трудно для мальчика?
а) писать,
б) говорить,
в) переводить,
г) строить фразы. - Какой художественный прием содержит фраза: “... от дикой тоски по дому,
не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда еще не
сошелся”?
а) сравнение,
б) эпитет,
в) антитеза,
г) аллегория.
Вопросы и ответы к разминке. Презентация. Слайд 1, 2 “Проверь себя!”
Учащиеся записывают число и тему урока в тетради.
Уроки французского? Слайд 3.
– Исходя из темы урока, сформулируйте задачи.
(Дети формулируют задачи урока.) Слайд 4.
Вспомним содержание текста.
– В какой ситуации оказался главный герой рассказа “ Уроки французского”?
(Один в чужой семье, голод, страх, неуверенность, проблемы с французским языком, избит мальчишками.) Слайд 5.
В левую часть тетради учащиеся записывают материалы слайда, а правая часть пока остается свободной.
– Кто обратил внимание на эти проблемы ребенка?
(Лидия Михайловна. Она была не только учительницей французского языка, но и классным руководителем.)
– Почему учительница решила заниматься с мальчиком отдельно?
(Хотела помочь, боялась, что он попадет в дурную компанию. Учительница сердцем поняла, что ребенка надо спасать.)
– И как она решила его спасать?
(“Подтянуть” в учебе, т. к. проблемы были только с французским языком, но особенно ей хотелось подкормить мальчишку. Учительница осознавала, что без поддержки взрослых ребенок может сбиться с верного пути.)
– А какие пути возможны были для героя рассказа?
(Ответы детей.) Слайд 6.
– Какой выбирает мальчик? Почему?
(Выбирает учебу, потому что не может не оправдать доверие матери и односельчан. Очень хочет учиться.)
– Как называют человека, не отступающего от цели, умеющего держать слово, стремящегося к знаниям вопреки всему? Слайд 7.
(Только вопрос.)
(Это целеустремленный человек, честный, имеющий нравственный стержень.)
Итак, Это человек с нравственным стержнем. Что это за качество? Слайд 7.
– Вспомните, у кого из героев изученного нами произведения не оказалось в нужный момент этой нравственной прочности?
(“Конь с розовой гривой” “… понял, что попал на уду”.)
Лидия Михайловна поняла, что у мальчика есть характер, гордость, но ему некому помочь. Учительница решает помочь ему сама.
– Как она предполагала это сделать?
(Дети отвечают.) Слайд 8.
Не получается помочь! Слайд 9.
– Какие пути возможны в этой ситуации для Лидии Михайловны?
(Успокоиться и не успокоиться) Слайд 9.
– Как же мальчик с такими нравственными принципами стал играть на деньги с учительницей?
(Лидия Михайловна его просто обманула, сделала вид, что ей тоже интересна игра. Учительница поняла, что это единственный шанс, который даст ребенку заработать на молоко.)
– Помогла Лидия Михайловна мальчишке? Докажите текстом.
(Это был его “честный выигрыш”. Он видел, что игра доставляла учительнице удовольствие.)
– Почему Лидия Михайловна смеялась и веселела?
(Она достигла своей цели. Помогла ребенку.)
– Почему рассказ назван “ Уроки французского”? Слайд 10.
– Как назвал эти уроки В. Г. Распутин в зрелом возрасте?
(“Уроки доброты”.)
– Как вы понимаете это выражение В. Г. Распутина? Слайд 11.
– Какие же уроки получили вы от своего ровесника? Вернемся к самой первой
записи в левой стороне тетради. Слайд 12.
Возвращаясь к трудностям, с которыми столкнулся герой рассказа, дети называют уроки, извлеченные ими из жизненной ситуации мальчика.
– Почему я именно вопросительным предложением сформулировала тему урока?
(Это не только уроки французского языка, но и “ уроки доброты”, уроки жизни.)
Домашнее задание: какой из уроков рассказа для вас является особенно важным? Почему? Слайд 13.