Знание
- Какие еще книги, в названии которых есть слово "крепость", ты читал?
- Когда и где разворачиваются события третьей главы повести? Как ты это понял?
- Перечисли имена героев, действующих в третьей главе, и объясни, кем эти герои являются.
- Кто из героев, изображенных на иллюстрациях, не является действующим лицом третьей главы повести?
Понимание
1. Сходно или различно описание крепостей? Какой вывод о Белогорской крепости можно сделать на основе этого сравнения?
1) "Я глядел во все стороны ... но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом; с другой — скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными". (А.С.Пушкин "Капитанская дочка")
2) "Массивный земляной вал десятиметровой высоты оградил со всех сторон крепостную территорию, протянувшись в длину на шесть с половиной километров. В толще этого вала были устроены многочисленные казематы и складские помещения, которые могли вместить запасы, необходимые для целой армии. Там, где земляной вал не пролегал по берегу реки, у подножия его были прорыты широкие рвы, заполненные водой ... Эти рвы в сочетании с естественными рукавами рек образовывали как бы четыре острова - четыре укрепления..." (С.С.Смирнов "Брестская крепость")
2. Как первое описание передаёт душевное состояние Петруши Гринева?
3. Расскажи, что произошло с Петрушей Гринёвым после эпизода, изображенного на иллюстрации.
4. Прочти отрывок и объясни, за что Швабрин был переведен в Белогорскую крепость. Как ты это понял?
"Швабрин Алексей Иваныч вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство. Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях! Что прикажешь делать? На грех мастера нет»". (А.С.Пушкин "Капитанская дочка")
Применение
- Составь три предложения со словами из третьей главы повести: гарнизон, комендант, инвалид. В случае затруднений обращайся к словарю.
- Представь себя на месте Маши Мироновой (девочки) или Алексея Ивановича Швабрина (мальчики). Сделай дневниковую запись от имени этого героя, описав встречу с Петром Гринёвым.
- Представь, как выглядит "квартира" Петра Гринёва в Белогорской крепости. Устно опиши её.
- Расскажи, в каких ситуациях можно использовать выражения, которые произносит Василиса Егоровна: "Прошу любить и жаловать", "Не робкого десятка".
Анализ
- Распредели героев по группам: Петр Гринёв, Алексей Швабрин, Василиса Егоровна, Марья Ивановна, Иван Кузмич, Максимыч, Иван Игнатьич, Палашка. Сколько групп у тебя получилось? Какой признак ты выбрал в качестве основания для того, чтобы сгруппировать героев? Сгруппируй героев на основе какого-либо другого признака.
- Объясни мотивацию поступков следующих героев третьей главы: Василиса Егоровна отправляет Петра Гринёва жить к Семену Кузову; Швабрин рассказывает Петру Гринёву о Маше как о "совершенной дурочке".
- Как эпиграфы связаны с содержанием третьей главы?
Синтез
- Выбери одного из второстепенных героев третьей главы повести. Изложи события главы с точки зрения этого персонажа.
- Нарисуй иллюстрацию к третьей главе «Капитанской дочки», чтобы она отражала её основную мысль.
- С одноклассниками инсценируй эпизод, начинающийся словами "Мы сели обедать" и заканчивающийся словами "Мы встали из-за стола".
Оценка
- Назови самый интересный/скучный эпизод третьей главы и объясни свою оценку.
- Хотел ли бы ты иметь такого товарища, как Швабрин? Почему?
- Спрогнозируй, как будут складываться отношения Петра Гринёва с Машей Мироновой и Алексеем Швабриным? На основании чего ты пришел к такому мнению?
Использованные иллюстрации
- Герасимов С.В. Иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Глава 3. «Крепость». Гринёв и Швабрин у Мироновых.
- Дмитриева Г.С. Иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». "Мужичок примеряет заячий тулуп".
- Соколов П. Иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». "Гринев в доме коменданта".