Тема:
“Золотое слово русского искусства”
Цели:
- Рассмотреть место великого произведения древнерусской литературы в русском искусстве: литературе, музыке, живописи.
- Знакомство с поэтическими переложениями “Слова” в литературе XIX - XX веков, с современными стихами о “Слове”. Познакомить с личностью художника Фаворского, с понятием “графика”, с историей Палехской живописи, рассмотреть вопрос об отражении сюжетов “Слова” в живописи и музыке, познакомив с понятием “опера”, историей оперы “Князь Игорь” и биографией композитора Бородина.
- Расширение эстетического кругозора учащихся, воспитание чувства прекрасного, подготовке учащихся к творческой работе.
Эпиграф:
А кто сказал, что прошлое неявно?
Времен и судеб неразрывна связь
Не перестанет плакать Ярославна
Пока из мертвых не воскреснет князь.
М.Дудин
Записи на доске: Опера - Ария - Графика - |
Бородин А.П. Фаворский В.А. Палех Васнецов В.М. Глазунов И. С. Билибин Н.Я. Жуковский В.А. |
ХОД УРОКА
1. Зачитать вступление на древне русском языке.
Так написал наш предок 817 лет назад (1187).
А так перевели этот текст почти два века назад, когда стало “Слово” известно всей России.
И вот уже 200 лет! Время доказывает, что действительно открытие Мусина-Пушкина было сенсационным событием для русского искусства, 200 лет этот “благоухающий цветок славянской поэзии волнует умы и сердца многих и многих людей и живет во многих произведениях литературы, музыки, живописи и сегодня.
Д.С.Лихачев - “золотое слово русской литературы”.
Мы — “золотое слово” русского искусства.
Почему?
Его роль и место в русском искусстве.
2. Ваши книги с переводами. Сколько их? Самые известные авторы (см. доску) Фамилии поэтов известны. А в книге -11+3 ук. яз. + белорус. яз. О чем это говорит?
3. Чтение отрывков переложений В.Жуковского, А.Майкова, Н.Заболоцкого. Вступление.
4. Переложение “Плача Ярославны”. 19 авторов.
Лучшее место в “Слове”
Помните плач о муже, который попал в плен. Чтение переложений.
Н.Старшинов, Н.Рыленков, Н.Заболоцкий. В книге из серии “Большая библиотека поэта”. Это первый прекрасный женский образ в русской литературе, а затем уже и жены-декабристки, и тургеневские девушки, и Татьяна Ларина, и Наташа. Время идет, мода меняется, а идеалы остаются...
5. “Слово” в музыке - опера “Князь Игорь”.
- понятие оперы
- биография Бородина
- понятие арии
- прослушивание арии князя Игоря
6. “Слово” в живописи - целая страница в истории русского искусства. Судьба человека связана с этим произведением.
- биография Фаворского
- рассказ о графике
- Палехское искусство: история, технология обращение к теме “Слова”
Книга “Украинская графика”
- художники - на сюжеты “Слова” Билибин, Васнецов, И.Глазунов (показать иллюстрации)
7. “Плач Ярославны” - прослушивание записи.
8. Ярославна - символ женской верности. И поэтому эта тема - в современной поэзии. Обращение к эпиграфу. Женщины-поэты известные:
Татьяничева Л., Друнина Ю., Щипахина Л.
Стихи.
9. Выводы: это самое основное, самое известное.
Но вывод - без этого произведения намного беднее было бы русское искусство.
Творческая работа:
Отзыв о любом произведении искусства.
9 класс.
... Ищу союза волшебных звуков, чувств и дум ...
(Избранные страницы художественной Пушкинианы).
Эпиграф:
Служенье муз не терпит суеты,
рекрасное должно быть величаво.
Оборудование: рисунки Пушкина, Нади Рушевой, иллюстрации с пейзажей Б. Щербакова, гравюры В. Фаворского, иллюстрации Н. Кузьмина к “Евгению Онегину”.
На доске: слева — портрет Пушкина (Кузьмин), справа: К. Брюллов, В. Гау, И. Макаров, В. А. Фаворский, Н. В. Кузьмин, Б. Щербаков, Надя Рушева.
1. Быстрый карандаш А. Пушкина.
2. Портреты Н. Н. Пушкиной.
3. Иллюстрации к произведениям Пушкина:
а) гравюры В. Фаворского;
б) иллюстрации к “Евгению Онегину” Н. Кузьмина.
4. Пушкинские места в пейзажах Б. Щербакова.
5. Пушкиниана Нади Рушевой.
Мы с вами целый месяц живем в мире Пушкина. Пушкин - это слово безмерно в своем содержании. Оно не нуждается в эпитетах, но это - целый мир. Вы многое знаете о его жизни, о людях, которые были рядом с ним, мы с вами заочно посетили Михайловское, лицей в Царском Селе, дворец в Бахчисарае, Каменку, были на берегу моря, с которым поэт прощался, уезжая из Одессы, в его последней квартире на набережной Мойки 12. Мы слушали и читали его произведения, романсы на его стихи.
О нем можно говорить бесконечно. Пушкин — это явление не только в русской и мировой литературе, но и в искусстве (давайте вспомним “Слово о полку Игореве” - “золотое слово русского искусства” - Лихачев) — спросить учеников.
Поэтому закономерно появилось слово “Пушкиниана” - что это? (есть Пушкиниана литературная, музыкальная, художественная).
- показать книгу (“России первая любовь”) — это малая часть поэтической Пушкинианы.
Представим себе, что художественная Пушкиниана - это несколько огромных альбомов (или журналов). И сегодня мы остановим внимание на его некоторых главах, всмотримся в рисунки и иллюстрации, портреты, пейзажи и гравюры, связанные с именем Пушкина; узнаем, как они появились; подумаем о том, о чем нам хотели сказать их авторы. Мы составим свой журнал, но он будет устный.
Запишите тему:
Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.
Этими строчками из 1 гл. романа “Евгений Онегин” мы называем наш журнал. Я думаю, мы поймем этот гармонический союз в душе великого поэта. Этот союз искали и те, о ком мы сегодня будем говорить.
В нашем устном журнале несколько глав. Настроимся на работу и душой, и разумом, чтоб, знакомясь с новым для вас материалом, вы подумали сразу и о том, как эту главу озаглавить, т. е. выделяйте главное в том материале, который услышите. Пусть для каждого из вас это будет еще одна прекрасная встреча с миром Пушкина. Вчитайтесь в эпиграф к нашему журналу. Будем с ним солидарны не только сегодня, но и всегда. Всмотритесь в портрет, который открывает наш журнал.
- Это творчество! Вдохновение.
Пусть вдохновение часто посещает ваши души, а сегодня - обязательно.
Я переворачиваю страницу. Первая глава нашего журнала.
1. О рисунках Пушкина.
а) копии его рукописей.
б) рассказ о рисунках.
в) На этих местах, где эти рисунки — стихи: “Пущину”, “Д. Давыдову”, “К Вяземскому”.
В Пушкинском доме (лит. архив) в Петербурге -10 тысяч листов его рукописей с тысячами и тысячами рисунков. И все это сделано простым гусиным пером. Хотя — “Быстрый карандаш” (показать книгу).
- Главная мысль?
2. Следующая глава открывается стихотворением
а) “Мадонна” (кому посвящено?)
б) рассказ о портретах Н. Н Пушкиной.
Кого из портретистов знаете? В какое время они работали? Черты каких направлений в искусстве здесь можно увидеть?
3. О чем вам говорит фамилия Фаворский? Кто он? 3 глава - иллюстрации. Она будет состоять из двух частей?
а) слова самого Фаворского.
“Какое счастье, что Россия имеет Пушкина. Его существо чрезвычайно солнечно. В то же время его чувства и мысли человеческие, но необычные. Только необычны чистотой и высотой, и поэтому мы можем к ним обращаться. Как же страшно иллюстрировать его! Но помогает его строгость и определенность”.
б) рассказ о Фаворском.
в) обращение к портрету лицеиста Пушкина.
- Что выражено на этом портрете?
8 гл. I, II строфа - наизусть.
“На гравюре Фаворского - юный поэт, взметнувшийся, встревоженный, весь -острота и стремительная зоркость”, - Халаминский - автор книги о Фаворском . (книгу показать).
- Что значит иллюстрация?
- Трудно ли иллюстрировать?
- А “Евгения Онегина”? почему?
Посмотреть на иллюстрации Кузьмина.
г) рассказ о Кузьмине.
Портрет в журнале - это Кузьмин.
- Почему такая манера? (Дух пушкинского рисунка - легкость, воздушность).
“Витийством резким знамениты...” - читать. Книга Я. Смоленского – рисунки – показать.
4. В следующей главе - пейзажи. Всмотритесь в них.
- Какие краски?
- Настроение художника?
Пушкин на скамье - включить романс “Я вас любил” - чем близки романс, пейзаж?
Кто исполнил?
О Щербакове (коротко)
- от первого лица - воспоминания - рассказ ученика.
Главное - прочувствовать состояние души.
5. Жизнь Пушкина, его высокие стремленья поняла и прочувствовала школьница, девочка, которой сегодня было бы 49 лет. Она стала загадкой и легендой России 20 века. Посмотрите на ее рисунки (копии сделали наши ученики - спасибо!).
О ней, Наде Рушевой, наша последняя глава. О ее Пушкиниане.
а) рассказ о Наде, о ее смерти (6 марта 1969 г.)
- В какой манере сделаны рисунки?
- Что они передают?
Высокий дух, “души прекрасные порывы” - Пушкина и самой Нади.
б) о выставке в Казани. “Пушкин и Надя - драгоценный слиток”
Показать книгу “Графика Нади Рушевой”.
Заключение:
С младенчества дух песен в нас горел,
И дикое волненье мы познали,
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел.
Служенье муз не терпит суеты,
Прекрасное должно быть величаво;
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты.
- Откуда?
Так поэт сказал о себе. Так можно сказать о тех, о ком мы вели разговор по страницам нашего устного журнала.
Смысл слов эпиграфа?
В союзе волшебных звуков, чувств и дум был Пушкин, были и художники, иллюстраторы... Иначе они не создали бы эти замечательные произведения. И вы - я надеюсь, тоже были в союзе пушкинских мыслей, чувств и дум, и душой поняли те произведения, с которыми познакомились.
Закрыта последняя страница журнала. Вступление ...было. Задание вам: оглавление и заключение.
Сложный план.
Сложный план
1. “Быстрый карандаш” А. Пушкина.
1. Многочисленные автопортреты поэта.
2. Портреты друзей и знакомых на полях рукописей.
2. “Чистейшей прелести чистейший образец” в русской живописи9
1. Романтический акварельный портрет Н. Гончаровой, выполненный художником А. Брюлловым.
2. Портреты жены поэта художников В. Гау и И. Макарова.
3. Иллюстрации к произведениям Пушкина.
1. “Изобразительное пушкиноведение” Н. В. Кузьмина:
а) иллюстрации к роману “Евгений Онегин”;
б) портрет поэта, названный “Послание к Чаадаеву”.
2. Работа графика В. А. Фаворского:
а) портрет Пушкина - лицеиста;
б) иллюстрации к драме “Б. Годунов” и “Маленьким трагедиям”.
4. Пушкинские места на пейзажах Б. Щербакова.
5. Пушкиниана Нади Рушевой:
По станицам музыкальной энциклопедии1. Биография юной художницы.
2. Замечательные рисунки на пушкинскую тему.
3. Высокая оценка ее творчества в истории русского искусства.
9 класс
Тема: “ Пушкин и Музыка ”.
Эпиграф:
Богатства музыки нужны людям. И мы, музыканты, мечтаем о том, чтобы музыка была необходимой частью вашей жизни. Вы можете стать физиком, химиком, слесарем, художником, врачом. Но что бы вы ни выбрали в будущем, хотелось бы, чтобы музыка всегда сопровождала вас на жизненном пути.
Тихон Хренников.
Оборудование: Портреты Глинки, Чайковского, Мусоргского, записи опер “ Руслан и Людмила ”, “ Борис Годунов ”, “ Евгений Онегин ”, романса “ Я вас любил ”, иллюстрации к “ Пиковой даме ”.
1. Вступление.
Сто лет назад А.П.Чехов произнес фразу, которая почти сразу стала афоризмом: “ В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли ”. Давайте вдумаемся в ее смысл: высокий смысл слова прекрасно. Все едино и выражает суть внутреннего мира человека. А это и его воспитанность, и культура речи, и привычки, и интересы. Интересы могут быть разными, а может быть их и не быть. Интересный человек ко многому стремится и многое успевает. А внутреннюю красоту человека формирует общение с искусством. На мой взгляд, это не на любителя, к этому должен стремиться все, кто хочет быть образованным, эрудированным. Мы изучаем литературу, постоянно обращаемся к живописи, музыке. Это вечно. И я хочу, чтобы не прошло мимо вас. Тема:
Музыка - с заглавной буквы. Почему?
-Читать эпиграф-
Мы перелистаем страницы музыкальной энциклопедии. Я думаю, новые знания будут вам интересны. И пусть они хоть на чуть-чуть вызовут у вас интерес к высокому, доброму и вечному, что мы называем искусством. И сделаем вывод - что Пушкин своей поэзией дал музыке.
2. Обращение к названиям опер по произведениям Пушкина.
3. Выступление -
Основная историческая справка, записать.
- Кто основоположник русской оперы?
4. М.И.Глинка - биография
- история создания оперы “ Руслан и Людмила ”
Слушать музыку классическую - и умом, и душой - непросто! Настроение передается и зрителю.
5. Отрывок из “ Руслана и Людмилы ” - какое настроение?
6. В.Ф.Одоевский - музыкальный критик, большой любитель музыки, друг Пушкина и Глинки - о Глинке.
“ С оперой Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе - новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период, период русской музыки ”.
“ Отчего у каждого из нас бьется сердце, когда мы слышим русский напев, это еще понятно, но отчего характер русского напева мы разом, бессознательно отличаем посреди какой бы то ни было музыки и невольно говорим: здесь что-то русское ”?
7. 1 сентября 1866г. - открытие Московской консерватории. Молодой профессор очень эмоционально сказал, что первой в зале консерватории должна прозвучать музыка Глинки. А этим профессором был П.И.Чайковский.
8. П.И.Чайковский - биография. (портреты, оперы - стенд)
9. История “ Пиковой дамы ”.
а) повесть - впечатление
б) театр - впечатление
в) прослушивание отрывка из оперы - настроение
г) иллюстрации - какие краски? почему?
10. “ Евгений Онегин ” - самое великое произведение, как и роман. История создания. Либретто.
11. Наизусть отрывок - Ленский перед дуэлью- его состояние?
12. Ария Ленского - прослушать.
Удалось выразить мысли Пушкина?
Стенд - исполнители роли Ленского - теноры, лучшие голоса России – Собинов, Лемешев, Козловский, - сегодня Н.Басков. Чайковский об опере.
13. Музыкальная жизнь - очень активна. “ Могучая кучка ” - выступление. Кюи - военный инженер
Мусоргский - офицер
Римский-Корсаков - выпускник Морского
офицерского корпуса
Бородин - адъютант, профессор
медико-хирургической академии
- биография
- история создания
14. Оперы - какие? “ Борис Годунов ” - историческая
“ Руслан и Людмила ” - волшебно-эпическая “ Евгений Онегин ” - социально-бытовая “ Пиковая дама ” - социально-бытовая
15. Показать кассету. Это романсы. Романс — выступление. Главное условие - стихи хорошие.
16. “ Я вас любил ” - стихотворение читаю
- прослушивание
- иллюстрации Музыка, краски, интонация - светлая грусть.
17. Домашнее задание: “ Я помню чудное мгновение ” - читать настроение - по строфам написать миниатюру, которая началась бы предложением Я пишу музыку к стихотворению “ Я помню чудное мгновение ”. ( какая она?)
18. Заключения:
- ищу союза...
- нашли союзы и художники и композиторы
- и вы найдете, если прочувствуете душой. А это обогащает. “ Духовный багаж в отличие от обычного багажа обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче и интереснее идти по дорогам жизни”.
Д.Кабалевский
Расстаемся с Пушкиным.
Эпиграф на стенде. Смысл его?
Жаль расставаться! А вам?
Золотой век русского искусства!