Цели.
Образовательные: провести параллель между двумя произведениями, помочь увидеть общность в темах, идеях, образах писателей-классиков разных эпох.
Развивающие: совершенствовать навыки исследовательской работы, умения отбирать необходимую информацию.
Воспитательные: учить критически оценивать поступки героев произведений, с уважением относиться к мнению одноклассников.
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
Слово учителя. Сегодня мы начинаем знакомиться с новыми произведениями писателей-классиков 2-ой половины 19 века, чьи произведения вы читали. Назовите писателей этой эпохи и их повести и рассказы.
Учащиеся называют знакомые им имена Тургенева, Островского, Достоевского, Лескова и их произведения, прочитанные в 5-9 классах.
Учитель. А вот творчество Ивана Александровича Гончарова вам предстоит открыть. Летом многие познакомились с содержанием романа "Обломов". Может быть, среди вас есть знатоки географии, прочитавшие произведение этого писателя "Фрегат "Паллада". Если учесть, что наш уездный городок Буинск в 19 веке входил в состав Симбирской губернии, то мы с полным правом можем назвать Гончарова нашим земляком, и это одна из причин, чтобы проявить интерес к творчеству писателя.
3. Сообщение ученика о жизни и творчестве И.А.Гончарова. (Демонстрируются портреты, виды Симбирска, фотографии из музея, иллюстрации).
4. Проверка домашнего задания.
Вы обратили внимание, что тема нашего урока звучит не совсем обычно: "Гоголевские мотивы в романе И.А.Гончарова "Обломов". Она предполагает, что мы сможем связать две эпохи в литературе, творчество двух писателей, доказав, что литераторам 50-90-х годов были близки те же темы, идеи и образы, что и писателям 1-ой половины 19 века. С этой целью мы проводим урок-исследование. (Слайд №1). (Презентация). Вы должны были ответить на вопрос: "Какие темы, идеи, образы были ведущими в литературе 1-ой половины 19 века?"
Ответы учащихся (по материалам учебника). Переход от классицизма, романтизма, сентиментализма к критическому реализму; историзм; народность; решение проблемы "Человек и общество"; внимание к "маленькому человеку"; интерес к внутреннему миру человека.
5. Работа над темой урока.
1. "Расшифровка" темы.
Учитель. Итак, тема урока "Гоголевские мотивы в романе И.А.Гончарова "Обломов", хотя с полным правом мы могли обратиться и к пушкинским мотивам. Что значит мотивы? Заглянем в "Словарь литературоведческих терминов".
Ученик. Это составная часть темы, сюжета произведения искусства.
Учитель. Есть ещё понятие "реминисценция".
Сообщение ученика. (Слайд №2).
Блиц-викторина. Вопросы, ответив на которые, ученики получат представление о том, какие бывают реминисценции. (Слайд №3).
2. Сопоставление произведений.
Учитель. Проведём наблюдения над тем, как соединяются две эпохи, литературные образы и проблемы, приёмы в произведениях Гоголя и Гончарова. К уроку вы перечитали главы поэмы, посвящённые помещикам, а в романе - первые две главы 1-й части. Прежде чем начать сопоставление, вспомним, из чего складывается образ литературного героя. (Слайд №4)
- А вот и сами герои! (Слайд №5). Кого из помещиков "Мёртвых душ" напоминает Обломов? Обратимся к портрету. (Слайд №6)
Учащиеся читают описание портретов Манилова и Обломова. Комментарии.
- Интерьер тоже помогает раскрыть образ героя. (Слайд №7).
Учащиеся читают описание комнат героев произведений. Комментарии.
- Каково отношение Манилова и Обломова к хозяйству?
Учащиеся читают отрывки.
- Как можно охарактеризовать образ жизни персонажей?
Ответы учащихся.
- Маниловщина и обломовщина. Что объединяет эти понятия? В чём различия? Подумайте над этим вопросом дома.
Художественная деталь часто используется писателями для более полного представления о герое. Учащиеся называют детали, характеризующие персонажей. (Слайды №8,9)
- Кто ещё из героев романа "Обломов" похож на одного из героев поэмы Гоголя? (Слайд №10)
Учащиеся читают описание портретов Ноздрева и Тарантьева и комментируют, находя общее у этих героев.
Можно сказать, Тарантьев - это Ноздрёв нового времени, так как рано или поздно Ноздрёв лишится своего имения и вынужден будет нахлебничать у более состоятельных знакомых. А можно ли отождествлять Манилова и Обломова? Это тоже вопрос домашнего задания.
6. Обобщение.
7. Домашнее задание.
1. Сообщение "Пушкинские традиции в романе "Обломов".
2. Подготовить роли к театрализованному уроку.
3. Ответить на один из вопросов: "Маниловщина и обломовщина. Общее и различия", "Можно ли отождествлять Манилова и Обломова?"