"Жизни блаженство в одной лишь любви…" Любовная лирика Ф.И. Тютчева

Разделы: Литература


Цели урока:

1. Обучающие:

  • Познакомить учащихся с любовной лирикой Ф.И.Тютчева;
  • Определить, что вбирает в себя понятие “любовь” у Ф.И.Тютчева;
  • Познакомить с некоторыми страницами биографии Ф.И.Тютчева.

2. Развивающие:

  • Развивать устную монологическую речь учащихся;
  • Развивать умение аргументировано отвечать на вопросы;
  • Развивать умение слушать классическую музыку и соотносить её с лирикой.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к чувствам;
  • Воспитывать бережное отношение к лирике и живописи.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Ведение в тему.

Приложение 1

Сегодня мы поговорим о том, без чего наша жизнь кажется пустой, бессмысленной… Это любовь. Человек не может прожить без любви, ведь она занимает особое место. Настоящая любовь всегда остаётся в сердце, она не подвластна ни времени, ни тяжёлым жизненным обстоятельствам, ни даже смерти. По-настоящему в жизни счастлив лишь тот, у кого такая любовь была, кого посетило это прекрасное чувство. Так что же такое любовь, то чувство, которое заставляет нас грустить и радоваться, смеяться и плакать, которое помогает нам в трудные минуты жизни, даёт нам силу, а главное – дарит надежду? Конечно, полного, исчерпывающего ответа на этот вопрос дать невозможно: каждый понимает её по-своему, и каждый чувствует своё. Но я думаю, что все согласятся с тем, что любовь, прежде всего, чувство бескорыстное, чувство вечное. Любовь – это сила, которой движется жизнь, которая питает всё живое, которая помогает человеку выжить.

Любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства. Мы говорим о любви сегодня, в третьем тысячелетии, говорили о ней и тысячи лет назад, конечно, о ней будут говорить и через много-много лет.

Любовью пронизана вся жизнь. Конечно, поиски любви как идеала находят отражения в искусстве: музыке (“Лунная соната” Бетховена), живописи (“Джоконда” Леонардо да Винчи) и, конечно, в литературе. ведь во все времена писатели и поэты пытались найти “формулу” любви, ответить на вопрос, что же такое любовь…

(Чтение стихотворения В.А. Рождественского)

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог  бы до конца  его понять?
Всегда во всем  старо ты  или ново,
Томленье  духа ты иль благодать?
Невозвратимая  себе утрата
Иль обогащенье без конца?

Горячий  день, какому  нет заката
Иль ночь, опустошившая  сердца?
А может  быть, ты лишь напоминанье
О том, что  всех нас неизбежно  ждет?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный  мировой круговорот?

3. Целевые установки:

Обратите внимание на доску: там записаны своеобразные "формулы" любви, слова о любви всемирно известных художников слова, как зарубежных, так и русских поэтов и писателей.

(Учитель читает  цитаты вслух):

  • "Тебе любовь – как высшая награда…" (Франческо Петрарка (1304 -1374) – ист. поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения)
  •  "Любовь – над бурей поднятый маяк,
    Не меркнущий во мраке и тумане.
    Любовь – звезда, которою моряк
    Определяет место в океане ".  (Уильям Шекспир (1564 – 1616) – великий англ. драматург, поэт, актёр)
  • "Любовь – неведомая страна, и мы все плывём туда: каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль собственным путём" (М. Пришвин (1873 – 1954))
  • "Только влюблённый имеет право на звание человека" (А. Блок (1880 – 1921))

Любовь неотделима от жизни, она её основа. Итак, кто только не писал о любви, не пытался разгадать её загадку, найти её "формулу"!

Конечно, пытался это сделать и Ф. И. Тютчев, в творчестве которого тема любви занимает особое место.

Цель урока: Продолжая знакомиться с творчеством Тютчева, сегодня мы поговорим о его любовной лирике, определим, какого его представление о любви (его "формулу" любви) и как оно отразилось в его творчестве.

Вся жизнь Тютчева в его стихах, где немало прекрасных страниц о любви. Любовная лирика открывает нам внутренний мир поэта, глубину его чувств, тот особый мир, который вдохновлял поэта на создание стихотворений.

Т. В любовной поэзии Тютчева, в отличие от лирики природы,  появляется относительно конкретный герой, обладающий чертами типичности. Им оказалась женщина. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять её сущность, место в жизни и её судьбу. Любимая предстаёт не как не земное созданье, не как младая фея, а как человек, которому присуще всё человеческое: и благородные чувства, и противоречия, и страсть, и гнев.

Тютчев не мог себе представить, что значит жизнь без самого сокровенного её таинства – любви. До конца своей жизни Тютчев сохранил мысль, что страстная любовь в своих возможностях может дать истинное счастье человеку.

Среди его стихов есть такие, которые он посвятил конкретным женщинам, восхищаясь ими и преклоняясь перед их красотой.

4. Актуализация знаний.

1) Вводное слово учителя

В середине XIX века в русской поэзии общепризнанными считались два направления. С одной стороны, Некрасов и поэты его школы. Представителей этого направления волновали общественно – политические проблемы, в центре их внимания был современный человек с его нуждой и горем, тревогами и разочарованиями.

Одновременно существовало в поэзии другое направление, ориентировавшееся на теорию “искусства для искусства” (А. Фет, А. Майков, А. Толстой, отчасти Ф. Тютчев).

Поэты “чистого искусства” уходили в мир философских и психологических проблем, сосредоточивали своё внимание преимущественно на личных, интимных переживаниях.

Существует большое количество фактов, свидетельствующих о непримиримой борьбе двух направлений, но, очевидно, что нельзя, например, свести творчество Некрасова только к одним, “гражданским мотивам” и не замечать у него произведений общенационального и общечеловеческого характера. С другой стороны, лозунг “чистого искусства” не так уж последовательно соблюдался его сторонниками.

2) Беседа.

– Какие признаки поэзии “чистого искусства” вы помните?

  1. Поэзия намеков, догадок, умолчаний;
  2. Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а “летучее” настроение поэта;
  3. Искусство не должно быть связано с жизнью;
  4. Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира;
  5. Поэзия для избранных.

Вы знакомы с любовной лирикой Пушкина, Лермонтова… Помните стихотворение “Я вас любил”? Чувство главного героя безответно, но он желает счастья любимой женщине. Его любовь светла и возвышенна. Лирический герой Лермонтова в любви сосредоточен прежде всего на себе, его мучает ревность, поэтому возлюбленная обвиняется в варварстве и измене. А как же воспринимает любовь лирический герой Тютчева? Новаторство любовной лирики Тютчева заключается в том, что она диалогична: строится на сочетании двух голосов, присутствуют он и она. При этом её чувство оказывается сильнее, что и предопределяет неизбежную гибель глубоко любящей женщины. Лирический герой ощущает неспособность ответить ей столь сильным чувством. Он не способен подняться до её высоты и силы чувств.

5. Работа по теме урока.

Амалия Крюденер, Элеонора Петерсон, Эрнестина Дернберг, Елена Александровна Денисьева

Благодаря общению с этими женщинами Тютчев создал изумительные любовные стихи.

1) Сообщение учащегося об А.Крюденер.

Первой, ранней любовью поэта была Амалия Максимилиановна Крюденер. Они познакомились во второй половине 1823 года, когда приписанный сверхштатным чиновником к русской дипломатической миссии в Мюнхене двадцатилетний Федор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была графиня Амалия Максимилиановна Лерхенфельд. Но влечение, которое молодые люди почувствовали друг к другу с первых встреч, отметало все сомнения по поводу их разного положения в обществе.

Тютчев был  настолько очарован   своей юной избранницей, что  стал всерьез подумывать о женитьбе. Но по настоянию родителей, Амалия, несмотря на нежные чувства  к Тютчеву, дала согласие на брак  с Крюденером. Тютчев был убит горем, он продолжал пребывать в  Мюнхене, надеясь на то, что  Амалия одумается, сможет уговорить родителей  переменить решение. Но, к сожалению, все  было напрасно.

(Чтение стихотворения).

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мглистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолётом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
Над нами пролетала тень.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной.

И все-таки судьба ещё дважды подарила им дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности. В июле 1870 года Федор Иванович лечился в Карлсбаде. В это время сюда на целебные воды съезжалась европейская и русская знать, многие были знакомы Тютчеву. Но самой радостной для него стала встреча с Амалией Максимилиановной, которая с мужем также приехала на лечение.
Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность графиней вдохновили поэта на написание одного  из самых прекрасных его стихотворений, которое  стало известным  во всем мире романсом.

2) “Живая картина”

Представьте себе: Солнечный осенний день. Старый запущенный сад с длинными аллеями старых деревьев, корни которых, сплетаясь, вьются по дорожкам. Деревья стоят, усыпанные золотом листвы. На небе ни облачка. На одной из аллей стоят двое:  зрелая женщина с волосами цвета ржи и бездонными голубыми глазами и тёмноволосый мужчина. Это Тютчев и Амалия Крюденер. Они ничего не говорят, только смотрят друг другу в глаза, но этот безмолвный разговор значит для них многое. Послушайте романс в исполнении И. Козловского и ответьте на вопросы:

  • 1. Какие чувства вызывает у поэта встреча с любимой?
  • 2. Как соотносится мир души лирического героя и мир природы?

М.У.: звучит романс “Я встретил Вас…” Приложение 2

Тема любви звучит как тема весны, тепла, подлинной жизни. Новая встреча с любимой воспринимается как во сне, поэт не верит, что вновь может быть рядом с любимой женщиной: "С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты..." Вообще, мотив памяти, воспоминания один из главных в любовной лирике Тютчева, о чём свидетельствуют такие стихи: "Я встретил Вас и всё былое...", "Я помню время золотое...", "Сей день, я помню для меня..."

Т. Тема любви звучит как тема весны, тепла, подлинной жизни. Встреча с любимой воспринимается как во сне. Мотив памяти, воспоминания один из главных в любовной лирике Тютчева.

3) Сообщение об Эмилии Элеоноре Петерсон

Были в жизни Тютчева встречи и с другими любившими его и любимыми им женщинами. В 1826 году  Тютчев женился  на вдове русского дипломата  Эмилии Элеоноре Петерсон. “…Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать…, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда… она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня”, – писал Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям.

Но, к сожалению, их брак длился недолго. Элеонора Фёдоровна Тютчева умерла 27 августа (7 сентября) 1838 г., спустя 2 месяца после пожара, вспыхнувшего на пароходе “Николай 1”, на котором она вместе с детьми ехала к мужу в Турин. В ту страшную майскую ночь (30 мая) Тютчевы потеряли почти все, что имели и оказались в крайне стесненном материальном положении. Благодаря самообладанию Элеоноры Фёдоровны дети были спасены, однако от сильной простуды и глубокого нервного потрясения сама она так и не смогла оправиться. По семейному преданию, “Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя”.

Из письма В.А.Жуковскому: “Есть ужасные  годины  в существовании человеческом… пережить все, чем  мы жили – жили  в продолжение  целых двенадцати лет… Что  обыкновеннее  этой судьбы – и что ужаснее? Все пережить и все – таки  жить. Есть слова, которые  мы  всю нашу жизнь употребляем, не понимая… и вдруг  поймем… и в одном  слове, как в провале, как в пропасти, все обрушится”.

Поэт долго не может забыть свою  Элеонору, все вспоминает о ней. Спустя 5 лет в письме Эрнестине Дёрнберг он пишет: “Сегодняшний день – 9 сентября – печальное для меня число. Это был самый ужасный день моей жизни, и , не будь тебя, он был бы, вероятно, последним моим днём”.

(Чтение стихотворения)

Ещё томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой,
И в сумраке воспоминаний
Ещё ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...

(Чтение стихотворения)

В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце  изнывает,
И тьма лишь впереди;
Без сил и без движенья,
Мы так удручены,
Что даже утешенья
Друзей нам  не смешны –
Вдруг солнца луч приветный
Войдет украдкой к нам
И брызнет огнецветной
Струею по стенам;
И с тверди  благосклонной,
С лазуревых высот
Вдруг ветер благовонный
В окно на нас пахнет…
Уроков и советов
Они нам не несут,
И от судьбы наветов
Они нас не спасут.
Но силу их мы чуем,
Их слышим благодать,
И меньше  мы тоскуем,
И легче нам дышать…
Так мило – благодатна,
Воздушна и светла,
Душе моей стократно
Любовь твоя была.

4) Слово учителя.

После смерти первой жены – Элеоноры на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства. Эти звезды – две женщины – Эрнестина Федоровна Тютчева и Елена Александровна Денисьева – Нести и Лёля.

Эту мучительную раздвоенность своей “греховной” любви Тютчев, прежде всего, осознавал сам, но ничего не мог с собой поделать.

(Чтение стихотворения)

Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать
Пройдет ли обморок духовный.
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была –
Ты, ты мое земное провиденье!.

5) Сообщение об Эрнестине Фёдоровне Дёрнберг.

Эрнестина Фёдоровна Дёрнберг была женщиной редкого склада характера с прекрасным образованием. Помимо красоты и ума Фёдор Иванович нашёл в ней и глубокую духовную близость и “роковую страсть”, которая “потрясает существование и в конце концов губит его”. Эрнестина боготворила Тютчева, хотя была сброшена его человеческой слабостью “ в бездну страданий, в море печали”. Она прощала Тютчеву всё. Она увенчала своё служение Тютчеву подвигом, выучив русский язык, чтобы читать его стихи.
В минуты великой радости и в пору глубокого отчаянья у изголовья страждущего, больного духом и телом поэта склонялась верная  Нести. Это она в пору его великого горя, после утраты Лёли, сказала любопытствующим и злорадствующим: “… его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина”. Величие и красоту её души Тютчев оценил давно.

(Чтение стихотворения)

"Люблю глаза твои, мой друг":
Люблю глаза твои, мой друг
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их преподымешь вдруг,
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг.
Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.

Любить и заставлять страдать – удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало и отталкивало от собственного “я”. В такие минуты Тютчев-поэт отторгался от Тютчева-человека.

Как-то он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за одним, пробегала глазами дорогие её памяти строки любви и признаний и также машинально, словно механическая заведенная кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие листки. Они корчились в пламени, пока черными клочковатыми обрывками их не затягивало внутрь вытяжной трубы.

(Чтение стихотворения)

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут.
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, –
И страшно грустно стало мне.
Как от присущей милой тени.

Что можно в этом изменить, что исправить, было   слишком поздно. Тринадцать лет назад, когда эта история любви  только началась, он написал жене искреннее, пронизанное душевной мукой письмо: “Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!.. Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в 10 раз больше, чем я того стою. Чем дальше, тем больше я падаю в собственном мнении, и когда все увидят меня таким, каким я вижу самого себя, то дело моё будет кончено”.

Когда Федору Ивановичу было 47 лет, началось  его новое любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом.  “Денисьевский цикл” – вершина любовной лирики Тютчева.

(Чтение стихотворения)

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней.
Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зари вечерней.
Полнеба охватила тень,
Лишь там, на западе бродит сиянье.
Помедли, помедли вечерний день,
Продлись, продлись очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность.
О, ты последняя любовь...
Ты и блаженство, и безнадежность.

6) Сообщение о Е.А.Денисьевой.

50– е годы были для Тютчева годами высшего творческого подъёма, связанные с сильными душевными переживаниями. В 1850 году, когда Тютчеву было 47 лет, началось наиболее значительное увлечение его жизни, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. В этом году он знакомится с Е. А. Денисьевой, девушкой 24-х лет. Быстрое и страстное увлечение, возникшее с обеих сторон, привело к связи, которая длилась 14 лет, вплоть до смерти Денисьевой. За эти годы родилось двое детей. Однако, Тютчев не разрывал связи со своей женой Эрнестиной и никогда мы не смог решиться на это Что дал он Денисьевой? Счастье? Но разве это счастье, если незаконная связь человека с юной женщиной шокировала всех, кто знал их. От Денисьевой отвернулся отец, отвернулись знакомые, перед ней навсегда закрылись двери тех домов, где прежде она была желанной гостьей. Да, именно так начиналась их любовь – с краха и жертвы. В "Денисьевском цикле" много личного, выстраданного самим поэтом.

(Чтение стихотворения)

Весь день она лежала в забытьи,
И всю её уж тени покрывали,
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться  к шуму,
О, как все это я любила!
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому  еще  не удавалось,
О, Господи! И это пережить…
И сердце  на клочки  не разорвалось…

Смерть   Е.А. Денисьевой  вызвала в поэте   взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихотворениях этого периода.

(Чтение стихотворения)

Вот бреду я  вдоль  большой дороги
В тихом свете гаснущего дня.
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Память рокового дня…
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Ф.И. Тютчев на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Любил их глубоко, возвышенно, искренне. Чувства поэта к каждой возлюбленной были неподдельными. Им часто сопутствовало страдание. Но они внесли в жизнь поэта необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих женщин, не было бы и замечательных стихов, в которых поэт обнажил свою душу, приоткрыл тайну прекрасного чувства – любви.

"О, как убийственно мы любим...".

Соблазн запретной любви ставил  Тютчев ставил выше любви "невинной". Саму страсть он называет "буйной слепотой" и отождествляет её с ночью. Как человек слепнет во мраке ночи, также, по Тютчеву, слепнет он во мраке страсти. Любовь – это источник жизни, но обратите внимание на первую строку: "О, как убийственно мы любим...". В чём же убийственный характер любви?

(Это значит любить сильно, порой до изнеможения, а там, где нет любви, смерть.)

– Обратите внимание на объединение двух противоположностей в одно целое: Ведь любовь – это прекрасно, а убийство – это большой грех. Какой стилистический приём использует здесь Тютчев?

(Оксюморон)

– С какого слова начинается эта строчка? Какая эта часть речи?

(Междометье О).

– Какую функцию оно выполняет здесь?

(Эмоционально – усилительную функцию.)

– И что ж теперь? И где всё это?

И долговечен ли был сон?

Какой стилистический приём использует здесь автор?

(Риторические вопросы)

Какую функцию они выполняют?

(Поэт пытается понять своё любовное чувство, своё состояние.)

Верно, лирический герой хочет понять самого себя, свою душу. Почему Тютчев называет встречу с любимой "роковой"?

Душа героя измучена от страданий, его сердце в вечной тоске. Слово "рок" не раз появляется в стихотворениях Тютчева: "Две силы – есть две роковые страсти", – скажет поэт. Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь, как и настоящее творчество, не может существовать без препятствий, без страданий.

Т. Душа героя измучена от страданий, его сердце в вечной тоске. Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь не может существовать без препятствий, без страданий...

Стихотворение "Предопределение".

– Как вы понимаете, что такое "поединок роковой"? Как поэт передаёт трагедию любви, с помощью каких средств?

(В мире, где любовь должна бы по своей природе давать счастье, приносит страдание, оказывается  не гармонией, а борьбой, поединком, осознанием себя как слепого орудия судьбы.)

6. Итог урока.

Любовь – по Тютчеву – это и поединок, это и рок, и боль, это борьба, это трагедия, это блаженство и безнадёжность.

Через сто лет после смерти Тютчева наш современник Андрей Вознесенский скажет: "Жизнь не туманна – она железна". В этих словах глубинная сущность многих тютчевских исповеданий. И для того, чтобы выстоять в этой "железной" жизни, прорваться за полосу безысходности и беспросветности, нужно, по Тютчеву, в полную силу просиять во мраке окружающей тебя бездны. Потому поэт боготворит даже мгновения любви, потому что они дают человеку чудодейственную возможность для величайшего проявления духовных сил, для безраздельного слияния со всеобщим.

Домашнее задание: сделать письменный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева о любви (по выбору учащихся).