Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций.
Данная презентация о жизни и творчестве А.И. Солженицына создана с целью использования на уроках литературы в 11 классе, посвященных писателю. В ней представлен набор изображений: фотографии писателя, мест, связанных с жизнью и творчеством А.И. Солженицына; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности Александра Исаевича.
Изучение биографии писателя - самые распространенные из уроков с использованием ИКТ, так как дают возможность широко использовать иллюстративный материал (фотографии, репродукции, иллюстрации), который можно найти в сети Internet, на диске “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, помещать тексты цитат писателя, высказываний современников.
Цель урока-презентации по биографии А.И. Солженицына – не только способствовать созданию живого, яркого, и порой такого противоречивого образа писателя, но и воздействовать на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроя на работу; увеличить объем изучаемого материала за счет экономии времени учителя и учеников, активизировать самостоятельную деятельность школьников, расширить возможность применения дифференцированного подхода в обучении, осуществить межпредметные связи, а в целом- способствовать реализации целей, поставленных учителем, добиться наибольшей эффективности урока.
Формы проведения - лекция учителя, сообщения учеников, семинар, сопровождаемые показом слайдов. В конце урока возможно проведение итогового теста, проверяющего качество усвоения материала, беседы, письменной работы (“Какие качества характера позволили А.И. Солженицына стать величайшим писателем мира?”) Таким образом, показ слайдов может быть сопровождением всего урока или его части.
В отдельных случаях презентация может стать основой для урока заочной экскурсии. Оптимально использование презентации и на интегрированных уроках. При этом данная презентация может служить как основной формой проведения уроков (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Допустима и индивидуальная работа учащихся с презентацией, представленной на отдельных компьютерах. Ученики могут самостоятельно выбирать скорость прокрутки слайдов, иногда возвращаясь назад, иногда останавливаясь на выбранной странице, чтобы законспектировать нужную информацию или более детально ознакомиться с изображением. Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом.