Эпиграф к уроку: Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. (Из манифеста «Пощечина общественному вкусу», 1912)
Цель – Закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении поэзии футуризма. Систематизировать полученные ранее знания. Научить аргументировано и логично вести дискуссию.
- Обучающая: обучение умению анализировать нестандартные поэтические тексты;
- Развивающая: развитие умения творчески мыслить, сопоставляя картины художников-авангардистов с поэтическими текстами; развитие творческих способностей учащихся.
- Воспитательная: воспитание умения размышлять, анализировать, сопоставлять.
Задачи:
- образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по поэзии «Серебряного века».
- воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
- развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Оборудование:
- Таблицы – манифесты.
- Репродукции картин Д. Бурлюка «Любовь и мир», «Революция», «Лица».
- Поэтические сборники поэтов-футуристов.
План урока:
- Знакомство с отличительными признаками авангардного искусства.
- Работа с основными теоретическими установками поэзии футуристов.
- Сопоставительный анализ поэтов-футуристов и художников-авангардистов.
- Выводы урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
Знакомство учащихся с отличительными принципами футуризма следует начать с объяснения, почему именно в это время происходит смена культурной картины мира, которая развивалась на протяжении не одного века?
Ответить на вопрос: почему возникает необходимость смены художественного метода? Русский футуризм отвергал реализм и пытался создать новый стиль, “искусство будущего”, который должен был разрушить все традиции и приемы старого в искусстве, литературе, живописи. Для того чтобы учащиеся имели представление о жизни и культуре двадцатого века необходимо познакомить их основными историческими событиями этого столетия. Предложив предварительно подготовить, в качестве домашнего задания историческую справку.
Работа с терминами:
Авангард (фр. Avant-gard передовой отряд) обобщающее название течений в европейском искусстве, возникшем на рубеже 19-20 веков, выраженное в полемически-боевой форме. Отсюда само название, взятое из военно-политической лексики. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использование оригинальных, новаторских средств выразительности.
Футуризм – (от лат. futurum — будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Главой футуризма был итальянский поэт Маринетти.
Как вы думаете, почему для своих течений поэтами и художниками были подобраны именно такие названия.
Художники, поэты, теоретики авангарда представляли себя людьми нового века, новой эпохи, представителями нового искусства.
Работа с высказыванием.
Как вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: “Век и конец века, — писал он в статье 1905 года, — на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другого века, другого способа общения людей”. Учащихся необходимо подвести к выводу о том, что Л.Н. Толстой отчетливо сознавал первенство мировоззренческой основы для возникновения нового языка искусства — “способа общения людей”. В начале 20 века в литературе возникает потребность в ее принципиальном обновлении.
Перефразируя изречение героя повести М. Булгакова “Собачье сердце”, можно сказать, что революции происходят сначала в головах и сердцах людей, а затем выливаются в формы общественных, социальных, политических событий.
После исторического экскурса и комментирования учащиеся должны попытаться самостоятельно ответить на основной вопрос: почему метод классического реализма в это время уходит на второй план, и возникает необходимость в обновлении форм художественной выразительности.
Работа с основными теоретическими установками поэзии футуристов. Совместное заполнение таблицы (примерный план).
ПОСТУЛАТ МАНИФЕСТА |
ПОЭТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ |
Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь н а п р а в л я ю щ и е р е ч и. Мы расшатали синтаксис. |
Белый лошадь хвост бежали вчера телеграммой. |
Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и ф о н и ч е с к о й х а р а к т е р и с т и к е. |
|
Нами осознана роль приставок и суффиксов. |
Солнцень в солнцень. |
Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные — краска, звук, запах. |
С - собирание частей в целое (возврат)... |
Мы дали образец иного звука и словосочетания: |
дыр, бул, щыл, |
Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер — живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках — всякое движение рождает новый свободный ритм поэту. |
Где поюны крик пропели, |
Не безголосая, томная, сливочная тянучка поэзии (пасьанс... пастила..), а грозное баячь. |
Каждый молод, молод, молод, |
Что важно уяснить учащимися при анализе футуристических текстов?
- Упадок и глубокая деградация современной культуры - общий исходный мотив для развития новой эстетики.
- Футуризм изменил лексику, синтаксис, поэтическую речь, т.е. шел процесс лексического обновления. В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного изменить мир.
- Необходимым условием футуризма стала атмосфера литературного скандала, освистывания и осмеяния, эпатаж, истерический протест, агрессивное неприятие всего, крайности в поведении.
Ученики должны понять, что в целом авангардное искусство существовало в неразрывном единстве всех своих видов: живописи, поэзии и музыки.
Здесь необходимо познакомить учеников с футуристической оперой – «Победой над солнцем», которая стала самым громким событием культурной жизни начала двадцатого века. Она была целиком построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности, впервые была показана 3 и 5 декабря 1913 г. в петербургском Луна-парке: автором сценария-либретто был Крученых, пролог написал Хлебников, музыку создал Матюшин, оформил постановку Малевич.
Сопоставительный анализ поэтов-футуристов и художников-авангардистов.
Для примера можно взять стихотворение А. Крученых и картины Д. Д. Бурлюка «Революция», «Лица».
Дыр бул щил
убещур
скум
вы со бу
р л эз
А. Крученых
«Революция», Д. Бурлюк
«Лица», Д. бурлюк
В сравнительном анализе обращаем внимание на то, что представители авангарда разрушают, свойственные классике словесно-образные системы и создают свои, принципиально иные. Звуки, буквы и элементы художественного образа – все это лишь материал для создания нового образа.
Обратите внимание, как Крученых в своем стихотворении использует непонятные с первого взгляда сочетания букв. Но делает это не случайно. Для поэтов-футуристов каждая буква, каждый отдельный звук имели не только смысл, но и цвет. Сам поэт утверждал: «Кстати, в этом пятистишии более русского национального, чем во всей поэзии Пушкина».
Аналогичную ситуацию мы можем выявить и в живописи, где художник разрушает традиционный изобразительный образ и создает свой - новый. Работа с картинами Д. Бурлюка.
Живописцы-авангардитсы любят пользоваться частями тел, разрезами, а речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык). Этим достигается наибольшая выразительность и этим именно отличается язык стремительной современности, уничтоживший прежний застывший язык. «Этот выразительный прием чужд и непонятен выцветшей литературе до нас, а равно и напудренным эгопшютистам». (см. «Мезонин поэзии»).
Другими словами ученики должны понять, что в авангардном искусстве "художник увидел мир по-новому и, как Адам, дает всему свои имена" (А.Крученых). Художники сознательно разрушают классические каноны, для того чтобы создать новые.
Вывод урока. Как вы думаете, какое значение имело это движение?
Какая главная идея объединяла и поэтов и художников нового авангардного течения?
Задание на дом: Подготовить поэтический ответ в стиле футуристов, нарисовать к нему иллюстрацию.