Цель экспедиции: исследовать предпосылки создания произведений И. А. Гончарова: определить авторско-личностный, историко-литературный контексты возникновения произведений писателя; заниматься самостоятельной исследовательско-поисковой работой; заинтересовать учащихся личностью писателя и его творчеством.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран; презентация в программ POWERPOINT 2003; на письменном столе находятся предметы: парусник, подзорная труба, свеча, перо с чернильницей, компас, глобус, чертежи фрегата “Паллада”; произведения писателя.
Эпиграф.
… У меня есть (или была) своя нива, … свой мир наблюдений, впечатлений, воспоминаний, и я писал только то, что мыслил, что любил, что близко видел и знал…
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Ребята, обратите внимание на предметы, которые находятся перед вами. Как вы думаете, о каком человек пойдёт сегодня речь? Что могут сказать эти предметы о нём?
(Предполагаемые ответы: “Это морской офицер. Человек, который любил путешествовать. Человек, влюблённый в море. Человек, который писал о море.)
(Слайд 1, портрет писателя.) Зовут этого человека Иван Александрович Гончаров. Писателя привлекли к участию в морской экспедиции. Это дело в России было новым и объяснялось исключительной важностью миссии (подготовка к подписанию с Японией договора о торговле и границах). Это путешествие имело огромное значение в жизни И.А.Гончарова.
А вот друзья писателя были очень удивлены, как это Гончаров, человек, привыкший к домашнему уюту, малоподвижный, – прозванный в салоне Майковых де-Лень, вдруг отправляется в кругосветное путешествие.
(Слайд 2. Тема урока, эпиграф.) И поэтому тема сегодняшнего урока звучит так.
Обратите внимание на слово ДЕЯНИЕ. Это значит действие, поступок, свершение.
(Прочитывается и объясняется эпиграф.)
Мы сегодня с вами тоже отправляемся в экспедицию. (Слайд 3. Цель экспедиции.)
В экспедицию отправляются современники И.А.Гончарова, люди, которые жили с ним в одно время и следили за его творчеством и которые могут поведать нам о таинственном господине де-Лень. (Их представляют учащиеся, которые самостоятельно исследовали предпосылки создания произведений писателя.)
Вместе с современниками Гончарова в экспедицию отправляются и читатели XXI века, которым не терпится узнать: “Зачем и для чего жил и творил писатель? Какую пользу принёс России? Какие великие деяния совершил?”
– Как на любом судне, у нас есть судовой журнал. Его будут вести читатели XXI века. В него заносятся все события, которые происходят на судне.
Пока судовой журнал представляет разрозненные страницы (страницы прикреплены к доске). Наша экспедиция будет следовать по определённым направлениям. Каждая страница журнала соответствует определённому направлению.
1-ая страница и 1-ое направление, по которому отправится наша экспедиция, звучит так: “Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова”. Заполняет её
1-ая группа читателей XXI века.
2-ая страница и 2-ое направление: “ Роман “Обыкновенная история” – “первое произведение, достойное печати” – 2-я группа читателей.
3-я страница и 3-е направление: “Фрегат “Паллада” – уникальный образец жанра путешествий” – 3-я группа.
4-я страница и 4-ое направление: “ Роман “Обломов” и всемирная известность И.А.Гончарова” – 4-я группа.
5-я страница и 5-ое направление: “ Роман “Обрыв” – “была моя жизнь…” – 5-я группа.
6-ую страницу заполняет 6-я группа: “Выводы экспедиции”.
– Таким образом, получится судовой журнал, в котором последние страницы останутся чистыми. На этих страницах читатели XXI века выскажут своё впечатление от экспедиции.
2. Выступления современников И.А.Гончарова. (Учащиеся по заданным направлениям провели исследовательскую работу, делают сообщения, а читатели XXI века фиксируют самые важные события в судовой журнал.)
Слайды к 1-ому направлению: – портрет Гончарова кисти Крамского;
– дом писателя;
– Трегубов – крёстный писателя, мать писателя;
– г. Симбирск
– Летописец семьи;
– Санкт-Петербург;
– салон Майкова.
Слайды к 3-ему направлению:
– фрегат “Паллада”;
– фрегат “Паллада” (снимки);
– географическая карта, на которой отмечен путь.
Фрегата “Паллада”;
– чертёж фрегата (названия парусов);
– 2-ой чертёж фрегата.
Слайды к 4-ому направлению: – портрет Гончарова, его дом;
– портреты Гончарова и Толстой.
3. Завершение экспедиции.
Учитель. Экспедиция завершает свою работу. Какие же были предпосылки для создания произведений И.А.Гончарова и его героев?
Послушаем ребят из 6-ой группы, которые сделали выводы по окончанию экспедиции.
Выводы экспедиции.
- Через изучение опыта экономической, государственной, культурной жизни других стран и народов Гончаров пришёл к пониманию изменений, происходивших в России XIX века, готовившейся встать на путь капиталистического развития.
- Сопоставляя культурно-экономический уклад капиталистической Англии с замкнутым феодальным укладом Японии, Гончаров смог предвидеть историческую необходимость появления в России собственных Штольцев и Тушиных в качестве антагонистов Обломова, Райского и Волохова.
- Гончаров пытается предугадать историческое будущее России, которой рано или поздно суждено разорвать свою духовную культурную изоляцию и влиться в семью европейских народов.
- Некоторые страницы “Фрегата “Паллада” звучат прямым гимном гению человека, его упорству, неустанному труду, его силе и мужеству, что отражается в последующих произведениях И.А.Гончарова.
- Через мимолётные зарисовки быта и нравов Гончаров пытается определить тайну национального характера.
4. Подведение итогов.
Учитель. Теперь соединим страницы судового журнала. Вот, что у нас получилось. (Показывает журнал.)
Продолжите предложения.
- Прочитав эпиграф к уроку, я понял, что Гончаров…(искренне и правдиво признаётся в том, что отражал в своих произведениях современную ему действительность).
- Моё исследование помогло мне понять, что…(все великие деяния были совершены Гончаровым для и ради России).
- Сегодня на уроке я узнал, что…(Гончаров стал всемирно известным после написания романа “Обломов”; преодолев лень, отправился в путешествие).
- Сегодня на уроке я был удивлён тому, что…(все романы Гончарова начинаются на букву О).
Учитель. Среди современных школьников старших классов провели опрос: изучение произведения какого автора вам скучно? Большая часть ребят ответила: “ “Обломов” Гончарова”.
Я думаю, что после сегодняшнего урока, вы поймёте, что это не так. С удовольствием прочтёте роман “Обломов” и перечитаете биографию писателя.
Домашнее задание:
1) заполнить оставшиеся страницы судового журнала;
2) прочитать 1–10 главы романа “Обломов”.