"Живые души" в творчестве А.И. Солженицына (по рассказам "Матренин двор" и "Захар Калита")

Разделы: Литература


Форма проведения урока: урок-исследование, урок-поиск

Цели урока:

  1. раскрыть идейно-тематическое содержание представленных рассказов; показать характерные черты «живых душ» России 50-60 годов 20 века;
  2. совершенствовать навыки сопоставительного анализа художественного произведения; умение размышлять, сравнивать художественный и реальный мир; развивать навыки составления проектно-исследовательской работы и вырабатывать умение организации работы в Интернете;
  3. приблизить учащихся к высоким моральным взглядам на жизнь; воспитание нравственных качеств: уважения к старшим, любви к родной земле.

Дидактическое пространство урока: портреты писателя; музыкальное сопровождение (Л. Бетховен «Лунная соната»); тексты рассказов; мультимедийная система; «Сравнительная таблица характеристики главных героев»

ХОД УРОКА

I. Эмоциональное вступление учителя

(звучит музыка Бетховена «Лунная соната»). Чтение отрывка из стихотворения Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил
Он интересен был среди людей
Самою незаметностью своей…

II. Постановка цели урока. Эвристическая беседа по прочитанным дома рассказам.

Сегодня поговорим о незаметных, но интересных людях, с которыми жил рядом, встречался с ними, наблюдал за их жизнью писатель 20 века, лауреат Нобелевской премии Александр Исаевич Солженицын и живо, правдоподобно рассказал о них в своих лучших произведениях «Матренин двор» и «Захар-Калита».

  1. Что взволновало и поразило вас в данных рассказах? (открытость повествования; философичность размышлений героев и автора; вечные проблемы смысла жизни; обеспокоенность героев за судьбы страны; живой народный язык; выразительные описания портрета, интерьера деревенского дома, картин истории)
  2. Что, на ваш взгляд, объединяет эти два рассказа, этих двух героев произведений?
    • Временные рамки событий и действий – 50-60 годы, нутряная, кондовая Россия
    • место событий – заброшенное село
    • простота, убогость, человеколюбие, патриотизм… героев рассказов
  3. С кем из героев русской литературы можно их сопоставить? (Матрёну Васильевну с героинями из лирики Н.А. Некрасова, Захара-Калиту с героями из «Записок охотника» И.С. Тургенева, Н. Лескова)

Учитель: Оба рассказа являются этапами осмысления писателем феномена «простого человека», носителя массового сознания. Герои обоих рассказов – «простые люди», жертвы обездушивающего мира. Люди не чувствуют себя хозяевами. Система, власть превращают человека в «винтик». Но герои Солженицына, несмотря ни на какие трудности в личной судьбе, переживают за судьбу своей земли, своего народа, борются за звание ЧЕЛОВЕКА. Во многом наши герои Матрёна Васильевна и Захар-Калита сродни гоголевским крестьянам из знаменитого списка Чичикова: голодные, бедные, униженные и оскорблённые, но столько света и тепла, доброты и участия в них! Это «живые» души России, о которых с любовью писал классик 19 века Н.В. Гоголь в знаменитой поэме «Мёртвые души», а писатель 20 века Солженицын логично продолжил эту галерею «живых» душ.

III. Cообщение-экскурс I-исследовательской группы.

В девятом классе при изучении поэмы мы знакомились с «мертвыми и живыми душами». Вспомним, кто они эти «живые и мертвые души». 

На страницах поэмы «Мертвые души» наиболее подробно представлены образы современных Н.В.Гоголю представителей господствовавших в то время общественных слоев. Это и есть «мёртвые души». Гоголь показывает эти образы в порядке возрастающей деградации. С большой выразительностью в «портретных» главах дана картина упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грез, Манилова, к «дубинноголовой» Коробочке, от нее – к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздреву, далее – к оскотиневшемуся кулаку – «прорехе на человечестве» - Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение и разложение представителей помещичьего мира.

«Мертвым душам» поэмы противопоставлены «живые» народ талантливый, трудолюбивый, многострадальный. Гоголь видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и то отупение и одичание, которые явились результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево, плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности. Но и в этой социальной подавленности Гоголь видел живую душу «бойкого народа» и расторопность ярославского мужика. Он с восхищением говорит о способности народа, смелости и удали, выносливости и жажде свободы. Крепостной богатырь, плотник Пробка «в гвардию годился бы». Он исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников – «что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо».

Несмотря на то, что крестьяне изображены автором далеко не в розовых красках, они надежда писателя. Они «живые души». Пусть они не ухоженные, бедные, их души умеют думать, сострадать.

Учитель: Ребята, давайте в ходе урока попытаемся доказать, что герои А.И.Солженицына – «живые души». Что их объединяет и в чём их различие?

IV. Выступление II-исследовательской группы по теме «История героев в произведениях и в истории России» 

Учитель: Оба героя живут в «кондовой», «нутряной» России 50-60 годов двадцатого столетия.

Группа справочной службы работала дома над незнакомыми словами в рассматриваемых произведенияхи подготовила толковый словарик (по ходу урока слова проецируются на экране) 

Справочный материал из «Толкового словаря» С.И. Ожегова:

  • Кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои.
  • Нутряной – внутренний, отдалённый.

Предполагаемые ответы учащихся:

– Основные события в жизни Матрёны Васильевны: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в колхозе за палочки, тяжелая немощь болезнь, горькая обида на колхоз. 

– Основные события в жизни Захара-Калиты: беднейший мужик из села Куликовки; выпал из класса «колхозного крестьянства»; участвовал на фронте; не имеет даже избы; самовольно произвёл себя в смотрители Куликова поля.

Герои Солженицына на своем веку испытали много страданий, но, несмотря на все эти сложности судьбы, даже огонь войны души их не сжег. Они не сломались и после войны остались такими же твердыми духом, верящими в добро и справедливость. Это ли не настоящий русский характер!

Жизнь и судьба Матрёны и Смотрителя Куликова поля во многом напоминают судьбы тысяч сельских жителей.

V. Наблюдения над развитием образной характеристики героев по представленному плану:

1. Портретная зарисовка героев, художественные детали. (описания портрета даны в таблице)

VI. Игровая ситуация. Интернет-поиск материала по заданной тематике:

  • найти сайты, где можно познакомиться с произведениями А.И. Солженицына;
  • найти портреты, фотографии героев анализируемых произведений или их схожие по описанию портреты.

 


Матрёна Васильевна Захарова у своей избы. 1956 год.
          
Василий Поленов. Собрание известных картин
Сказитель былин Никита Богданов

2. Черты характера, примеры из рассказов (записи в таблице)

Какие общие черты характера вы заметили в данных образах?

Предполагаемые ответы учащихся:духовность, – подвижничество, – праведность. 

И Матрену, и Захара-Калиту связывает одно, как говорит Солженицын: «Было верное средство вернуть себе доброе расположение духа работа» Как и наш Смотритель, Матрена забывается в работе, отдавая ей всю себя. Именно работа спасает их от антигуманного мира. Она несет “просветление” и оживление в души.

3. Философия жизни героев.

Предполагаемый ответ учащихся:

Это типы людей, которые спокойно и честно делают своё дело, ничего не прося взамен; болеют душой за святую землю-матушку, родной Дом; стараются хранить свой двор. Именно подвижническое служение Матрёны и Смотрителя уберегает деревенский мир и мир исторического прошлого от полной деградации и катастрофы, от полной потери исторической памяти народа.

4. Идейная фраза, энергия авторской мысли.

Предполагаемый ответ учащихся:

Как и в «Мертвых душах», путь героев Солженицына лежит через русскую глубинку. Мы наблюдаем и видим, что делает с Россией власть «мертвых» душ. А Захар-Калита и Матрёна Васильевна – «живые души»… Их души болеют за родной край, за память о прошлом героическом, как у Захара, о прошлом деревни, как у Матрены.

Это поразительно глубокие образы. Они – символы России. Такая могучая Россия – «заброшена, как Поле Куликово, и «разобрана», как Матренин двор».

Сравнительная таблица характеристики главных героев (после обсуждения каждого пункта плана соответствующая запись проецируется на экране и записывается учащимися в тетрадь) 

Матрёна Васильевна Захар-Калита
Портретная зарисовка
«Кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным». «И всегда… обезоруживала меня лучезарной улыбкой. И простодушно глядела блекло-голубыми глазами». «Но лоб её недолго оставался омрачённым… возвращалась уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой».
«Смотритель был ражий мужик, отчасти похож и на разбойника. Руки и ноги у него здоровы удались, а еще рубаха была привольно расстегнута, кепка посажена косовато, из-под нее выбилась рыжизна… На смотрителе был расстегнутый пиджак – долгополый и охватистый, как бушлат. В пиджачном отвороте сияла звезда – звезда октябренка с Лениным в кружке. Под пиджаком он носил навыпуск длинную синюю в белую полоску ситцевую рубаху, какую только в деревне могли ему сшить; зато перепоясана была рубаха армейским ремнем с пятиконечной звездою»
Отличительные черты характера
Доброта, трудолюбие, гуманизм, отзывчивость, простота, жизнерадостность, толерантность Хозяйственность, основательность, правдоискательство, честность, уважительность, справедливость
Философия жизни, её смысл
Хранитель дома, семьи, двора (России)
Хранитель истории Руси, его народа
Идейная фраза, энергия авторской мысли
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша».
«Это был Смотритель Куликова Поля! – тот муж, которому и довелось хранить нашу славу».
«Один поверженный богатырь лежал… Он лежал ничком на матушке – родной земле, уронив на нее удалую голову, руки-ноги молодецкие разбросав косыми саженями… Была в его распластанной разбросанности – скорбь. Очень это подходило к Полю. Так бы фигуру чугунную тут и отлить, положить».

VII. Заключительное слово учителя.

«Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это – праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину. Мы брели кто по щиколотку ( «счастливцы» ), кто по колено, кто по пояс, кто по горло… а кто и вовсе погружался, лишь редкими пузырьками сохранившейся души еще напоминая о себе на поверхности». Таковы «живые души» Матрёна Васильевна и Захар-Калита.

Такие люди, как Матрена и Смотритель Куликова Поля, нужны современному обществу. Солженицын призывает читателя оглянуться вокруг, задуматься над собой…

А каковы мы? И что нужно, чтобы не разрушался мир праведника и духовности, мир нравственности?

В свой лекции, прочитанной во время получения Нобелевской премии, Солженицын дает ответ на поставленный вопрос (запись проецируется на экране):

«Мы так безнадежно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия своих предков, все возможности для потомков… Не осталось у нас ни твердости, ни гордости, ни сердечного жара. Так что круг замкнулся?»

Самый простой, самый доступный ключ к нашему обсуждению: личное неучастие во лжи! Жить по совести! 

VIII. Оценка проектно-исследовательских работ учащихся

IX. Дифференцированные задания на дом:

  • написать сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли такие праведники сейчас?»;
  • составить библиографию произведений современных писателей о деревне;
  • по указанному тексту из рассказа «Захар-Калита» выполнить задания части В ЕГЭ по русскому языку.

Использованная литература: 

  1. Русские писатели 20 века. Биографический словарь – М., «Рандеву-АМ», 2000.
  2. Чалмаев В.А. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. – М., 1994.