Форма проведения урока: урок-исследование, урок-поиск
Цели урока:
- раскрыть идейно-тематическое содержание представленных рассказов; показать характерные черты «живых душ» России 50-60 годов 20 века;
- совершенствовать навыки сопоставительного анализа художественного произведения; умение размышлять, сравнивать художественный и реальный мир; развивать навыки составления проектно-исследовательской работы и вырабатывать умение организации работы в Интернете;
- приблизить учащихся к высоким моральным взглядам на жизнь; воспитание нравственных качеств: уважения к старшим, любви к родной земле.
Дидактическое пространство урока: портреты писателя; музыкальное сопровождение (Л. Бетховен «Лунная соната»); тексты рассказов; мультимедийная система; «Сравнительная таблица характеристики главных героев»
ХОД УРОКА
I. Эмоциональное вступление учителя
(звучит музыка Бетховена «Лунная соната»). Чтение отрывка из стихотворения Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил
Он интересен был среди людей
Самою незаметностью своей…
II. Постановка цели урока. Эвристическая беседа по прочитанным дома рассказам.
Сегодня поговорим о незаметных, но интересных людях, с которыми жил рядом, встречался с ними, наблюдал за их жизнью писатель 20 века, лауреат Нобелевской премии Александр Исаевич Солженицын и живо, правдоподобно рассказал о них в своих лучших произведениях «Матренин двор» и «Захар-Калита».
- Что взволновало и поразило вас в данных рассказах? (открытость повествования; философичность размышлений героев и автора; вечные проблемы смысла жизни; обеспокоенность героев за судьбы страны; живой народный язык; выразительные описания портрета, интерьера деревенского дома, картин истории)
- Что, на ваш взгляд, объединяет эти два рассказа, этих двух героев произведений?
- Временные рамки событий и действий – 50-60 годы, нутряная, кондовая Россия
- место событий – заброшенное село
- простота, убогость, человеколюбие, патриотизм… героев рассказов
- С кем из героев русской литературы можно их сопоставить? (Матрёну Васильевну с героинями из лирики Н.А. Некрасова, Захара-Калиту с героями из «Записок охотника» И.С. Тургенева, Н. Лескова)
Учитель: Оба рассказа являются этапами осмысления писателем феномена «простого человека», носителя массового сознания. Герои обоих рассказов – «простые люди», жертвы обездушивающего мира. Люди не чувствуют себя хозяевами. Система, власть превращают человека в «винтик». Но герои Солженицына, несмотря ни на какие трудности в личной судьбе, переживают за судьбу своей земли, своего народа, борются за звание ЧЕЛОВЕКА. Во многом наши герои Матрёна Васильевна и Захар-Калита сродни гоголевским крестьянам из знаменитого списка Чичикова: голодные, бедные, униженные и оскорблённые, но столько света и тепла, доброты и участия в них! Это «живые» души России, о которых с любовью писал классик 19 века Н.В. Гоголь в знаменитой поэме «Мёртвые души», а писатель 20 века Солженицын логично продолжил эту галерею «живых» душ.
III. Cообщение-экскурс I-исследовательской группы.
В девятом классе при изучении поэмы мы знакомились с «мертвыми и живыми душами». Вспомним, кто они эти «живые и мертвые души».
На страницах поэмы «Мертвые души» наиболее подробно представлены образы современных Н.В.Гоголю представителей господствовавших в то время общественных слоев. Это и есть «мёртвые души». Гоголь показывает эти образы в порядке возрастающей деградации. С большой выразительностью в «портретных» главах дана картина упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грез, Манилова, к «дубинноголовой» Коробочке, от нее – к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздреву, далее – к оскотиневшемуся кулаку – «прорехе на человечестве» - Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение и разложение представителей помещичьего мира.
«Мертвым душам» поэмы противопоставлены «живые» – народ талантливый, трудолюбивый, многострадальный. Гоголь видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и то отупение и одичание, которые явились результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево, плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности. Но и в этой социальной подавленности Гоголь видел живую душу «бойкого народа» и расторопность ярославского мужика. Он с восхищением говорит о способности народа, смелости и удали, выносливости и жажде свободы. Крепостной богатырь, плотник Пробка «в гвардию годился бы». Он исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников – «что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо».
Несмотря на то, что крестьяне изображены автором далеко не в розовых красках, они надежда писателя. Они «живые души». Пусть они не ухоженные, бедные, их души умеют думать, сострадать.
Учитель: Ребята, давайте в ходе урока попытаемся доказать, что герои А.И.Солженицына – «живые души». Что их объединяет и в чём их различие?
IV. Выступление II-исследовательской группы по теме «История героев в произведениях и в истории России»
Учитель: Оба героя живут в «кондовой», «нутряной» России 50-60 годов двадцатого столетия.
Группа справочной службы работала дома над незнакомыми словами в рассматриваемых произведенияхи подготовила толковый словарик (по ходу урока слова проецируются на экране)
Справочный материал из «Толкового словаря» С.И. Ожегова:
- Кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои.
- Нутряной – внутренний, отдалённый.
Предполагаемые ответы учащихся:
– Основные события в жизни Матрёны Васильевны: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в колхозе за палочки, тяжелая немощь – болезнь, горькая обида на колхоз.
– Основные события в жизни Захара-Калиты: беднейший мужик из села Куликовки; выпал из класса «колхозного крестьянства»; участвовал на фронте; не имеет даже избы; самовольно произвёл себя в смотрители Куликова поля.
–Герои Солженицына на своем веку испытали много страданий, но, несмотря на все эти сложности судьбы, даже огонь войны души их не сжег. Они не сломались и после войны остались такими же твердыми духом, верящими в добро и справедливость. Это ли не настоящий русский характер!
Жизнь и судьба Матрёны и Смотрителя Куликова поля во многом напоминают судьбы тысяч сельских жителей.
V. Наблюдения над развитием образной характеристики героев по представленному плану:
1. Портретная зарисовка героев, художественные детали. (описания портрета даны в таблице)
VI. Игровая ситуация. Интернет-поиск материала по заданной тематике:
- найти сайты, где можно познакомиться с произведениями А.И. Солженицына;
- найти портреты, фотографии героев анализируемых произведений или их схожие по описанию портреты.
Матрёна Васильевна Захарова у своей избы. 1956 год. |
Василий Поленов. Собрание известных картин Сказитель былин Никита Богданов |
2. Черты характера, примеры из рассказов (записи в таблице)
Какие общие черты характера вы заметили в данных образах?
Предполагаемые ответы учащихся: – духовность, – подвижничество, – праведность.
– И Матрену, и Захара-Калиту связывает одно, как говорит Солженицын: «Было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа» Как и наш Смотритель, Матрена забывается в работе, отдавая ей всю себя. Именно работа спасает их от антигуманного мира. Она несет “просветление” и оживление в души.
3. Философия жизни героев.
Предполагаемый ответ учащихся:
– Это типы людей, которые спокойно и честно делают своё дело, ничего не прося взамен; болеют душой за святую землю-матушку, родной Дом; стараются хранить свой двор. Именно подвижническое служение Матрёны и Смотрителя уберегает деревенский мир и мир исторического прошлого от полной деградации и катастрофы, от полной потери исторической памяти народа.
4. Идейная фраза, энергия авторской мысли.
Предполагаемый ответ учащихся:
– Как и в «Мертвых душах», путь героев Солженицына лежит через русскую глубинку. Мы наблюдаем и видим, что делает с Россией власть «мертвых» душ. А Захар-Калита и Матрёна Васильевна – «живые души»… Их души болеют за родной край, за память о прошлом героическом, как у Захара, о прошлом деревни, как у Матрены.
Это поразительно глубокие образы. Они – символы России. Такая могучая Россия – «заброшена, как Поле Куликово, и «разобрана», как Матренин двор».
Сравнительная таблица характеристики главных героев (после обсуждения каждого пункта плана соответствующая запись проецируется на экране и записывается учащимися в тетрадь)
Матрёна Васильевна | Захар-Калита |
Портретная зарисовка | |
«Кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным». «И всегда… обезоруживала меня лучезарной улыбкой. И простодушно глядела блекло-голубыми глазами». «Но лоб её недолго оставался омрачённым… возвращалась уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой». |
«Смотритель был ражий мужик, отчасти похож и на разбойника. Руки и ноги у него здоровы удались, а еще рубаха была привольно расстегнута, кепка посажена косовато, из-под нее выбилась рыжизна… На смотрителе был расстегнутый пиджак – долгополый и охватистый, как бушлат. В пиджачном отвороте сияла звезда – звезда октябренка с Лениным в кружке. Под пиджаком он носил навыпуск длинную синюю в белую полоску ситцевую рубаху, какую только в деревне могли ему сшить; зато перепоясана была рубаха армейским ремнем с пятиконечной звездою» |
Отличительные черты характера | |
Доброта, трудолюбие, гуманизм, отзывчивость, простота, жизнерадостность, толерантность | Хозяйственность, основательность, правдоискательство, честность, уважительность, справедливость |
Философия жизни, её смысл | |
Хранитель дома, семьи, двора (России) |
Хранитель истории Руси, его народа |
Идейная фраза, энергия авторской мысли | |
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». |
«Это был Смотритель Куликова Поля! – тот муж, которому и довелось хранить нашу славу». «Один поверженный богатырь лежал… Он лежал ничком на матушке – родной земле, уронив на нее удалую голову, руки-ноги молодецкие разбросав косыми саженями… Была в его распластанной разбросанности – скорбь. Очень это подходило к Полю. Так бы фигуру чугунную тут и отлить, положить». |
VII. Заключительное слово учителя.
«Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это – праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину. Мы брели кто по щиколотку ( «счастливцы» ), кто по колено, кто по пояс, кто по горло… а кто и вовсе погружался, лишь редкими пузырьками сохранившейся души еще напоминая о себе на поверхности». Таковы «живые души» Матрёна Васильевна и Захар-Калита.
Такие люди, как Матрена и Смотритель Куликова Поля, нужны современному обществу. Солженицын призывает читателя оглянуться вокруг, задуматься над собой…
А каковы мы? И что нужно, чтобы не разрушался мир праведника и духовности, мир нравственности?
В свой лекции, прочитанной во время получения Нобелевской премии, Солженицын дает ответ на поставленный вопрос (запись проецируется на экране):
«Мы так безнадежно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия своих предков, все возможности для потомков… Не осталось у нас ни твердости, ни гордости, ни сердечного жара. Так что круг замкнулся?»
Самый простой, самый доступный ключ к нашему обсуждению: личное неучастие во лжи! Жить по совести!
VIII. Оценка проектно-исследовательских работ учащихся
IX. Дифференцированные задания на дом:
- написать сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли такие праведники сейчас?»;
- составить библиографию произведений современных писателей о деревне;
- по указанному тексту из рассказа «Захар-Калита» выполнить задания части В ЕГЭ по русскому языку.
Использованная литература:
- Русские писатели 20 века. Биографический словарь – М., «Рандеву-АМ», 2000.
- Чалмаев В.А. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. – М., 1994.