Урок-размышление на тему: "Я не поэт, а гражданин"

Разделы: История и обществознание, Русский язык, Литература


104190 Гладкова О

Данный конспект ориентирован на программу Т.Ф.Курдюмовой, В.Я.Коровиной, В.П.Полухиной и др., на учебник В.Г.Маранцмана. Урок может быть проведен в 9 классе в рамках программы или как урок внеклассного чтения. Используется учебное пособие Соколова Я.В. “Граждановедение”.

Оформление урока: портрет К.Ф.Рылеева, иллюстрация с картины художника Делакруа.

“Свобода”, музыкальный этюд Шопена, на доске записаны тема урока и эпиграф, демонстрационные материалы.

Предварительная подготовка к уроку: учащиеся получают задания на карточках, готовят к выразительному чтению предложенные произведения, работают со словарями и справочной литературой.

Цели урока.

  • Сформировать у учащихся представление о социально-нравственных категориях “гржданственность” и “патриотизм” как ведущих идеях творчества Кондратия Рылеева.
  • Систематизировать предложенную и самостоятельно подобранную информацию, видоизменять её, исходя из целей коммуникативного взаимодействия.

Урок-размышление на тему: “Я не ПОЭТ, а ГРАЖДАНИН.”

О так! Нет выше ничего
Предназначения поэта:
Святая правда-долг его,
Предмет-полезным быть для света.

К.Рылеев.

Ход урока.

1.Организационный момент. Учащиеся разделены на микрогруппы (по 3-4 чел.). Каждая группа получает задание на карточке.

2.Слово учителя.

Граждане Российской Федерации! Могу ли я сегодня на уроке ко всем обратиться с этим обращением? Какие значения слова “гражданин” Вам известны? Вы, наверно, слышали о герое, принявшем смерть за Отечество, говорят: он был воин и гражданин. Но о Пушкине тоже говорят: поэт и гражданин. О композиторе Глинке: музыкант и гражданин.

Означает ли это, что гражданин-только выдающаяся личность, или солдат, павший на полях сражений за Отечество,или талантливый художник, или певец? Так кто такой гражданин? Над этими и другими вопросами я приглашаю Вас поразмышлять.

3. Словарь урока. О гражданине.

Определяйте значения слов, и вы избавите свет от половины заблуждений.

Декарт.

Задания: поработайте в микрогруппах и ответьте на вопросы.

  • Какие значения слова “гражданин” вам известны?
  • Что означает “быть достойным сыном Отечества”?
  • В чем отличие Гражданина ( с большой буквы ) и гражданина по рождению?

Задание группе лингвистов: поработайте с разными словарями русского языка и подготовьте справку о значении слова “гражданин”

Информация для учителя. В словаре В.И.Даля слово “гражданин” обозначает:

- человек как городской житель;

- человек как член общины;

- каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.

В “Словаре русского языка” С.И.Ожегова значения дополняются следующими:

-лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенного совокупностью политических и иных прав;

-взрослый человек, мужчина, а также форма обращения;

В “Словаре современного русского литературного языка” есть значения:

-гражданин-человек,служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе;

-невоенный;

-нецерковный.

В “Этимологическом словаре” Н.М.Шанского можно найти информацию об истории слова: заимствовано из стар.-слав. языка, где “гражданинъ” словообразовательная калька из греческого, буквально – “житель города”. Современное значение от Радищева.

Задание группе литературоведов.Вспомните ранее изученные произведения М.Ломоносова, Г.Державина, А.Радищева и ответьте на вопрос, каковы литературные традиции становления и развития темы патриотизма в русской литературе XVIII века?

Информация для учителя. Одним из первых, кто пропагандировал гражданственность поэзии, её воспитательную функцию и определил роль поэта как гражданина, был Антиох Кантемир : “Всё, что я пишу, - пишу по должности гражданина”, “…не писать мне нельзя: не могу стерпети”.

В лиетературе XVIII века в творчестве Державина и Ломоносова разрабатывалась тема патриотизма, прославления могущества русского государства. Но неразвитость общественной жизни обусловила ограниченность значения слова “патриот”. Александр Радищев вносит понимание влияния общественной среды на характер, признание активного начала человеческой личности. Он же вносит элемент гражданственности.

В книге “Путешествие из Петербурга в Москву” в главе “Спасская полесть” Прямовзора говорит : “Ты познаёшь верных своих подданных, которые вдали от тебя не тебя любят, но любят отечество; которые готовы всегда на твоё поражение, если оно отмстит порабощением человека. Но не возмутят они гражданского покоя безвременно и без пользы”.

Вразумляющая интонация Фонвизина, беспошадная аналитическая проза Радищева, смелая поэзия Державина столь разные, столь одинаковые в одном – самое главное в их творчестве забота о судьбе страны поставлена превыше всего.

Вывод: в формулировке темы нашего урока слово “гражданин” противопоставлено слову “поэт”. Будучи декабристом, Рылеев ставит целью своего творчества – воздействие с помощью поэзии на молодое поколение, воспитание юношества в духе патриотизма и гражданства. Логическое ударение падает на слово гражданин, подчёркивая особую значимость понятия. Употреблякется слово в значении “гражданин-человек, служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе” (высок).

4. Подготовка к восприятию нового материала.

“На грани двух столетий

На переломе двух эпох…” рождалось новое время.

Начало XIX века. Время рождало новые идеи, создавало новое эстетические идеалы. Мы говорим 14 декабря 1825 года, время декабристов, но вкладываем в эти слова наше книжное понимание. Воздух времени, его краски, черты – всё это почти потеряно для нас. В качестве свидетельств об этом времени остались искусство, история, воспоминания современников. Свобода, неукротимость, вечное несогласие с окружающей действительностью – вот признаки новой эпохи. Они нашли своё воплощение в музыке Шопена.

(Звучит фрагмент “Революционного этюда” Шопена).

Это произведение и будет музыкальным эпиграфом к нашему уроку.

Бурный порыв, трагическое отчаяние, решимость и обречённость, энергия и одиночество запечатлены на картине французского художника Делакруа “Свобода”. Пусть эта иллюстрация будет зрительным эпиграфом урока.

Одними из первых на призывы времени откликнулись декабристы. “Я помню, как ударял, словно колокол… серьёзный стих Рылеева и звал на бой и на гибель, как зовут на пир”, - отзывался А. Герцен о стихах Кондратия Рылеева. Именно декабристы-поэты формировали новый эстетический идеал гражданина, продолжая литературные традиции предшественников.

Мы обратимся к поэзии К. Рылеева, постараемся, проанализировав его произведения, раскрыть ценральный образ – героя–борца, патриота и гражданина. Этот образ и определён в художественной формуле Рылеева о предназначении поэта, этой строкой мы обозначили тему нашего разговора: “Я не Поэт, а Гражданин”.

5. Аналитическое чтение стихотворений.

Задание. Используя тексты предложенных произведений К.Рылеева, определите и укажите стержневые качества героя-борца и сопоставьте с фактами жизни поэта. Соответствует ли декабристский идеал гражданина Вашим представлениям о гражданине сегодняшних дней? Результаты работы оформите в виде таблицы.

Группа аналитиков,историков, литературоведов .

Карточка № 1.

Прочитайте стихотворение “Гражданин”. Вопросы: почему своё время поэт называет “роковым”? В чём видит поэт долг гражданина? Охарактеризуйте образы “переродившихся славян”, образ гражданина и др. Что общего между автором и его героем?

Информация для учителя. 27 ноября 1825 года на квартире Рылеева проходят постоянные совещания. Рылеев критично оценивает ситуацию, находит её безрадостной. Он проявляет находчивость, настойчивость, намечает практические меры. Его пламенные речи увлекают одних, подбадривают растерявшихся, обливают презрением испугавшихся. Незадолго до восстания поэт пишет знаменитое стихотворение “Я ль буду в роковое время…” В нём наиболее ярко пропагандируется образ героя-борца. Этот человек самоотверженно борется за свободу, является образцом гражданской доблести, имеет целеустремлённый героический характер. Этому образу противопоставлены образы “переродившихся славян”. Это те, кто отступил и от политической борьбы, проводит жизнь свою в сладострастиях, забыл гражданский долг, утратил мужество, общественно пассивен.

Стихотворение обращено не к узкому кругу лиц, а ко всему поколению. Отсюда и агитационный строй, декламационная интонация. Это речь оратора, трибуна, проповедуещего свои политические убеждения. Слова избираются не в соответствии с их предметной точностью, а для того, чтобы они служили средством гражданской оценки.

Вывод: слова для таблицы – борец за свободу, оратор, целеустремлённый, имеет героический характер.

Карточка №2

Прочитайте стихотворение “Стансы” (“Не сбылись, мой друг, пророчества…”), главу “Исповедь Наливайки” из поэмы “Наливайко”.

Вопросы: какие черты героя-борца раскрыты в этих произведения? Как соотносятся они с чертами характера поэта?

Информация для учителя. В ночь с 13 на 14 декабря заговорщики собрались на квартире Рылеева, здесь окончательно был выработан план действий. Офицеры должны были рассыпаться по казармам и вести поднятые воиска на Сенатскую площадь. “Как прекрасен был в тот вечер Рылеев, - вспоминал Бестужев. – Речь его текла ,как огненная лава. Я любовался им, сидя в стороне. Разошлись под утро. Молодой поэт Одоевский с восхищением воскликнул: “Умрём, ах, как славно мы умрём!” Только Рылеев был серьёзен. Он сдержанно сказал одному из друзей: “Да, мало видов на успех, но всё-таки надо начать: начало и пример принесут плоды.” Осознавая неудачу восстания , декабристы не испугались, а пошли на жертву ради потомков, с мыслью о новых поколениях. Не желание пострадать, не эффектная поза, а осознание жертвенности, исключительная честность, мужество и отвага – вот что руководило декабристами.

Отрывок из поэмы:

Известно мне: погибель ждёт
Того, кто первый восстаёт
На угнетателей народа, -
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, -
Я это чувствую, я знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!

Вывод: отсутствие тщеславия, желания славы чужды герою стихотворения и Рылееву. В элегии “Стансы” слышатся горькие жалобы героя на “горький жребий одиночества”, потому что люди разочаровали поэта:

Все они с душой бесчувственной,
Лишь для выгоды своей
Сохраняют жар искусственный
К благу общему людей.

Слова для таблицы: одиночество, отсутствие тщеславия и желания славы, жертвенность, честность.

Карточка №3.

Задание. В стихотворениях “К.N.N.” (Ты посетить, мой друг, желала…), “Вере Николаевне Столыпиной”, в поэме “Наливайко” в главе “Ты друг давно мне, Лобода”, проследите, каковы переоценки представлений о дружбе, о семье, о любви в творчестве Рылеева.

Информация для учителя. Декабристское понимание гражданской доблести, “любви к общественному благу” было связанно с требованием подчинить все чувства, всю жизнь единой цели. В стихотворениях происходит переоценка традиционных представлений. В “Элегии” (1824) мы читаем:

Исполнились мои желания,
Сбылись давнишние мечты,
Мои жестокие страдания,
Мои любовь узнала ты…

Но герой-борец должен подчинить страсть, сомнения, колебания, слабости души великой идее.

Мне не любовь твоя нужна,
Занятья ждут меня иные…
Отрадна мне одна война,
Одни тревоги боевые.
Любовь ни как не идёт на ум:
Увы! Моя отчизна страждет, -
Душа в волнении тяжких дум
Теперь одной свободы жаждет.

В поэме, обращаясь к Лободе, словами Наливайки, Рылеев определяет своё понимание долга семьянина и гражданина:

Но ты отец, но ты супруг,
А уж давно пора, мой друг,
Быть не мужьями, а мужами…
Нет не одна к жене любовь
Мой ум быть осторожней учит…

“Священный долг матери” герой видит в том, что она должна:

Прекрасных чад образовать…
Пусть их сограждане увидят
Готовых пасть за край родной,
Пускай они возненавидят
Неправду пламенной душой.

Вывод: эти строки придают интимной лирике гражданский характер, превращая в страстный призыв.

Слова для таблицы: отказ от семьи, от любви, уметь подчинить индивидуальное общей идее.

6. Подведём итоги.

Щекотливое это дело – пытаться оспорить показания современников, даже если они получены из вторых рук. “Рылеев пришёл вовремя, - сказал литературовед Ю.Верховский и продолжил, - Рылеев-средоточие гражданской поэзии, как она могла наиболее цельно выразиться в условиях времени, среды, её идеологии и художественного вкуса”. Итак, давайте представим в таблице результаты наших исследований.

Эстетический идеал, ваш идеал гражданина в поэзии Рылеева:

    • борец за свободу
    • целеустремлённость характера
    • оратор
    • гражданин-поэт
    • отсутствие тщеславия
    • жертвенность
    • честность
    • одиночество
    • отказ от любви
    • подчинение индивидуального общей идее
    • забота об общественном благе.

Задание: заполните 2 графу таблицы, впишите те чувства человека, которые на ваш взгляд, в большей мере являются гражданскими. Сравните наблюдения и напишите небольшое эссе “Что требуется для того, чтобы быть полезным обществу и государству?” (Эта тема сочинения была предложена А.Ульянову).

7. Перспектива развития темы. Для продолжения разговора приглашаю тех, кто увлечён литературой, кому тема нашего разговора интересна. Предлагаю обдумать следующие положения:

– Гоголь является образцом писателя-гражданина своей страны.

– Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

Н.Некрасов “Поэт и гражданин” (1856)

– В дни революции быть Человеком, а не гражданином…

М.Волошин 1925.

– Поэт в России – больше, чем поэт,
В ней суждено поэтами рождаться.
Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.

Е. Евтушенко 1965.

Список использованной литературы.

  1. Вересаев В. “Спутники Пушкина”. М., “Советский спорт”, 1993г.
  2. Марков А. “Кондратий Рылеев”. (Поэма в журнале “Огонёк” №38-39, 40 за 1980г.).
  3. Марич М. “Северное сияние”
  4. Радищев А. “Путешествие из Петербурга в Москву”, М., Московский рабочий, 1959.
  5. Рылеев К. “Русская поэзия XIX-начала XX века.”, М., “Художественная литература” 1987.