(Слайд 1).
Цель урока: выяснить, какие проблемы поднимает писатель в своих книгах, поразмышлять над этими проблемами. Актуальны ли они в наше время? (Слайд 2)
Оборудование:
- мультимедийная аппаратура: интерактивная доска;
- выставка книг В.Астафьева;
- презентация к уроку (Приложение 1).
Эпиграф: «Он писал для того, чтобы читатель сумел услышать боль каждого». (М. Дудин) (Слайд 3)
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
Эти уроки-размышления мы посвятим книгам Астафьева. (Слайд 4) Поразмышляем над его творчеством, выясним те проблемы, которые писатель поднимает в своих книгах. Современны ли эти проблемы в наши дни? В название темы я взяла слова М.Дудина. Прав ли Дудин, давая такую оценку творчеству Астафьева? Дудин говорил, что Астафьев – писатель редкостного умения вглядываться в жизнь людей, подмечать в ней всё, судить это подмеченное, размышлять о нём и сочувствовать человеческой душе. А сочувствовать Астафьев мог всему живому на земле: дереву, травинке, животному и, конечно, человеку.
Вопрос: Где истоки этой отзывчивости на чужую боль, готовности откликнуться на беду человеческую, на страдание дерева или пичуги? (Слайд 5)
Ответ: Рано остался сиротой: мать
утонула, отца не было. Воспитывался бабушкой.
Астафьев пишет: «Жизнь человек выбирает не сам
себе, она определяется ему судьбой. Если бы мне
дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же
самую, очень насыщенную событиями, радостями и
горестями, победами и поражениями, которые
помогают видеть мир и глубже чувствовать
доброту. И лишь одно я просил бы у судьбы –
оставить со мной мою маму. Её мне не хватало всю
жизнь». В книге «Последний поклон» он и
рассказывает о своём детстве, юности. Отдаёт
низкий поклон своей бабушке и всем тем, кто помог
ему стать на ноги.
Вы прочитали немало произведений Астафьева.
Вопрос: Какие проблемы поднимает писатель?
Ответ: (слайд 6) Нравственные проблемы:
добра и зла, чести и бесчестия, правды и лжи,
проблему воспитания в семье, проблему «отцов и
детей», отношение к природе и вообще к родной
земле.
«Первостепенная задача писателя –
противостоять злу, утверждая добро», – говорил
Астафьев. Так он и делает. Он не идеализирует
своих героев, не щадит ни героев, ни читателей.
Читать Астафьева – не развлечение, так как его
книги в ответ на искренность писателя ждут от
читателя прежде всего совестливой
требовательности к самому себе.
Вопрос: Какие же мысли, сомнения появились у вас после чтения книг Астафьева? (Слайд 6)
Книга «Затеси» (слайд 7):
Вопрос: Рассказать о жанре этой книги, о композиции. В чём смысл заглавия?
Ответ: Большую роль в воспитании
человека может сыграть книга «Затеси».
Это цикл поэтических миниатюр, которые
объединены одной мыслью автора: «заставить
читателя слышать боль каждого». Открывает этот
цикл рассказ «Чтобы боль каждого». Этот рассказ
появился так. Однажды Астафьев был в храме. На
плите, под которой был похоронен царь строитель
Давид, есть слова, знакомые каждому грузину.
«Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на
моё сердце, чтобы слышал я боль его» Автора
поразили эти слова до глубины души. Затеси – это
зарубка, срез, стёс, сделанный чем-то острым на
дереве. Это метка, которая указывает дорогу,
тропинку. В названии книги лежит метафора.
Астафьевские «затеси» тоже оставляют зарубки,
только в нашем сердце, в душе, в нашей памяти. Эти
короткие записи-миниатюры позволяют автору
вести задушевную беседу с читателем,
исповедоваться перед ним.
Вопрос: Какие поэтические миниатюры вам запомнились? Что за проблемы поднимает писатель в них? (Слайд 8)
Ответ: «Хвостик». Начинается словами:
«Смеётся, заливается, хохочет мальчик».
Идёт описание Овсянского острова. Это прекрасный
уголок, формой напоминает голову, в любое время
года красив по-своему. Особенно весной, когда
цветёт черёмушник. Но пришёл человек. Построил
гидроэлектростанцию. Захудала на острове трава,
усохли кустарники, перестала цвести и рожать
черёмуха, обуглились, почернели её ветки. Люди
стали строить дачи, под песню «То ли ещё будет»
расползлись по острову. Астафьев выносит
приговор высшему существу-человеку. «В смысле
выделения мусора и нечистот с человеком никто не
может сравниться – ни птица, ни зверь».
Над чем же смеётся мальчик? Картина такая. На
поляне после недавнего отдыха среди объедков и
битого стекла стоит консервная банка, а из неё
торчит хвостик суслика, скрюченные задние лапки.
Банка стоит на газете, где крупно написано: «В
защиту природы».
Это заглавие подчёркнуто ярко-красным цветом
(кровью зверушки).
Вывод: человек уничтожает красоту природы своими
руками; жестокость этого мальчика пугает
писателя. Именно из таких мальчиков появляются
«стрекачи» и другие убийцы и насильники. Здесь
добро сталкивается со злом. Здесь же писатель
поднимает экологическую проблему.
Вопрос: Какие проблемы поднимает писатель в рассказах «Есенина поют» и «Записка»? (Слайд 9)
Ответ: Здесь Астафьев поднимает
проблему «отцов и детей», взаимоотношений между
детьми и родителями.
Мать не узнаёт голос сына: очень редко он бывает у
неё. Эта мысль в одном рассказе.
А в другом сын «забывает» специально свою мать на
автовокзале, оставляя в её кармане не деньги, а
записку: «На прокорм легка, хотя и объесть
может. Но не зловредна». Этот человек обрубил
свои корни, а без корней, без прошлого человек не
может жить. Отказаться от матери – это
преступление. Астафьев пишет в конце рассказа:
«Жаль, что отменена публичная порка.
Для автора этой записки я лично бы нарубил виц,
порол бы его, порол до крови, до визга, чтобы
далеко и всем было слышно» . Он писал так:
«Берегите матерей. Люди! Берегите! Они
Бывают только раз и не возвращаются, и никто их
заменить не может. Говорит это вам человек,
который имеет право на доверие, – он пережил свою
мать».
Вопрос: Какой вывод можно сделать?
Ответ: (слайд 10) Оставляют зарубки в сердце и другие его рассказы: « А если это любовь?», « Дед и внучка», «Больше жизни», «Чужие сапоги», «Кибитка». После них невольно присматриваешься к другим и к себе. И хочется верить, что астафьевские «затеси» помогут многим не сделать ошибку в жизни или исправить её.
Книга «Печальный детектив» (слайд 11):
Вопрос: Поговорим о книге « Печальный детектив». Что из себя представляет эта книга? Её жанр, композиция?
Ответ: «Печальный детектив» – это сцепление разнородных новелл. Цепь этих рассказов о жизни и о работе главного героя Леонида Сошнина переплетается с цепью горестных новелл, рассказанных самим автором, с болью и досадой. Реализм Астафьева всегда отличался своей суровостью и даже жестокостью. Был он принят читателем по-разному. Одни говорили: «Никакой это не роман, а всего лишь собранные страшные эпизоды жизни». Другие поддерживали, что автор очернил действительность, создал уродливый портрет на наших людей. А третьи благодарили за этот роман. На страницы романа выплеснулась острая боль автора за людей наших, за наше бытие, беспокойство за будущее страны.
Вопрос: Почему же роман называется «Печальный детектив»?
Ответ: Потому что есть в Вейске преступники и преступления – насилие, грабежи, убийства, страшные сами по себе, но ещё страшнее в своей повторяемости, почти привычности.
Вопрос: Какие нравственные проблемы автор пытается разрешить? Доказать примерами по содержанию книги. (Слайд 12)
Ответ: В романе автор не заостряет внимания на самой жизни Леонида Сошнина. Он значительное место уделяет воспоминаниям героя о тяжких преступлениях, о зверских, нечеловеческих поступках. Сталкиваются два понятия: добро и зло, то есть писатель поднимает жизненную проблему милосердия и жестокости. В романе много таких примеров:
1. Молодые люди, находясь в пьяном состоянии,
изнасиловали тётю Граню, у которой Сошнин жил на
квартире.
2. «Добрый молодец» 22-х лет от роду, откушав в
молодежном кафе, пошел гулять по улице и
мимоходом заколол трех человек. А на вопрос:
«Зачем он убил? – отвечает: «…А хари не
понравились».
3. Зверское убийство молодой женщины-красавицы,
на 6-м месяце беременности. Убил ее Уткин из-за
обиды мелочной: не пустили в женское общежитие.
Он бросил ее под железнодорожную насыпь, долго и
упорно бил камнем по голове.
4. С поразительной легкостью уничтожает людей
«орел» с Крайнего Севера. Напившись, сел за руль
чужого самосвала, сбил остановку, а вместе с ней
– молодую женщину с коляской, двух старушек на
перекрестке.
Кроме человеческой жестокости автор поднимает еще одну проблему, не менее важную – отношение людей (общества) к происходящим событиям. Каково отношение?
– Когда задерживали преступника, среди толпы
слышались возгласы: «Ну, Лягавые! Ну, милиция! Она
это нас бережет…»
– Это средь бела дня, средь народа. А попади к ним
туда – а…
– Такой мальчик! Кудрявый мальчик! А он его
головой об стенку…
Вывод: Это предвзятое отношение к
милиции, равнодушие к убийце заставляет
задуматься о многом: люди очерствели; живут по
принципу: «лишь бы не я»; равнодушны к чужой
судьбе.
Поднимается также проблема семьи, воспитания в
семье.
Пример, Порядочная, нормальная семья заимела
троих детей. Но не умея присмотреть за тремя,
родили четвертого, который оказался лишним.
Из-за ссоры родителей ребенок один остался дома и
… погиб.
Вопрос: А кто такой главный герой, который предался таким страшным воспоминаниям? Рассказать о нем. (Слайд 13)
Ответ: История жизни Л. Сошнина
сначала оставляет грустное ощущение. Настолько
больно и жестоко обошлась с ним жизнь. Беспощадно
и бессмысленно искалечен на службе, в рукопашной
борьбе с домашним врагом. Страдает Сошнин и в
семье, которая не ладится. Начинает писать, но в
издательстве что-то не встречает его с радостью.
Сошнин уходит из милиции не из-за увечий и ран, не
на заслуженный отдых – уходит, чтобы в бессонную
ночь сесть за чистый лист бумаги и написать целую
серию новелл. Зачем?
– Заставить нас, читателей, задуматься, какие мы?
Как мы живем? Почему властвует в жизни зло? Как же
его победить? Сам Л. Сошнин задумался, откуда идут
корни зла. И понял – из семьи.
Еще одни криком души Астафьева является его небольшая повесть «Людочка» (слайд 14):
Вопрос: Что является обстановкой, на фоне которой происходит эта история? (Слайд 15)
Ответ: Парк, грязный, заброшенный, с
грязной канавой, с красивыми лозунгами и
плакатами. Именно парк, который должен быть
местом для отдыха, радости людей, стал местом
преступления. Здесь собираются компании, которых
боятся все. Артемка-Мыло, Стрекач и др.
Глазами Людочки мы видим танцплощадку в парке.
«Это загон, загорожен крашенной решеткой, где
двигались, дрыгались, подскакивали парни и
девушки.
… Клокочущий, воющий, изрыгающий перегарную вонь
загон ржал…»
Вопрос: Какова история жизни Людочки?
Ответ: Деревенская девушка приехала в
город. Чувствовала она себя здесь одинокой и
затравленной. Ее убеждения и взгляды на жизнь
не совпали с городскими. Но она сумела даже
компанию Артемки – Мыло заставить себя уважать.
Но не хватило сил у девушки противостоять миру
зла. Растоптал Стрекач чистую душу девушки. Какой
же выход она находит из мира зла? Смерть.
Вопрос: Как можно оценить ее поступок?
Вопрос: Какие проблемы автор поднимает в повести?
Ответ: Воспитание молодежи обществом.
Проблему «отцов и детей» в нашей жизни. Понимание
чести, культуры, эстетики.
Вывод: Смерть Людочки – это протест против
Стрекачей, против растлевающей и гнетущей
обстановки, в которой живут ее ровесники.
Повесть «Царь-рыба» (слайд 16):
Вопрос: Каков сюжет этой повести?
Вопрос: Какие проблемы подняты автором в этой повести? (Начинаются рассуждения детей).
Ответ: Эта удивительная книга
проникнута страстной любовью к природе и не
менее страстным негодованием по отношению к тем,
кто своим равнодушием, жадностью губит ее.
Экологическая проблема, которая актуальна в наше
время, разрешается здесь. Игнатьич – заядлый
рыбак, браконьер, всю жизнь мечтал поймать
большую рыбу. И поймал…Рассказать, как дальше
разворачивались события.
Вывод: за жадность, хищничество природа
наказывает человека. Заставляет посмотреть на
себя со стороны, понять свои ошибки. «Стреляя в
природу, попадаешь в себя».
Вывод рассуждений по книгам Астафьева:
Итак, (слайд 17) Астафьев заставил нас поразмышлять над жизненными проблемами, посмотреть, а точнее всмотреться в себя, в близких и знакомых. Задуматься над тем, что в человеке живет два начала: зло и добро. А вот что победит? Это зависит и от самого человека, и от общества. Владимир Тендряков, перекликаясь с Астафьевым, пишет: «Я горжусь своим народом, он дал миру великих человеколюбцев – Герцена и Толстого, Достоевского и Чехова. И задаю себе вопрос: мой народ, частицей которого я являюсь, – люди или нелюди?!» И книги Астафьева, взывая к человеческому разуму и человеческой душе, заставляют задуматься о том, какие мы есть!