Урок-размышление "Чтобы слышать боль каждого…" (По произведениям В.Астафьева). 10–11-й классы

Разделы: Литература

Классы: 10, 11


(Слайд 1).

Цель урока: выяснить, какие проблемы поднимает писатель в своих книгах, поразмышлять над этими проблемами. Актуальны ли они в наше время? (Слайд 2)

Оборудование:

  • мультимедийная аппаратура: интерактивная доска;
  • выставка книг В.Астафьева;
  • презентация к уроку (Приложение 1).

Эпиграф: «Он писал для того, чтобы читатель сумел услышать боль каждого». (М. Дудин) (Слайд 3)

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Эти уроки-размышления мы посвятим книгам Астафьева. (Слайд 4) Поразмышляем над его творчеством, выясним те проблемы, которые писатель поднимает в своих книгах. Современны ли эти проблемы в наши дни? В название темы я взяла слова М.Дудина. Прав ли Дудин, давая такую оценку творчеству Астафьева?  Дудин говорил, что Астафьев – писатель редкостного умения вглядываться в жизнь людей, подмечать в ней всё, судить это подмеченное, размышлять о нём и сочувствовать человеческой душе. А сочувствовать Астафьев мог всему живому на земле: дереву, травинке, животному и, конечно, человеку.

Вопрос: Где истоки этой отзывчивости на чужую боль, готовности откликнуться на беду человеческую, на страдание дерева или пичуги? (Слайд 5)

Ответ: Рано остался сиротой: мать утонула, отца не было. Воспитывался бабушкой. Астафьев пишет: «Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбой. Если бы мне дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями и горестями, победами и поражениями, которые помогают видеть мир и глубже чувствовать доброту. И лишь одно я просил бы у судьбы – оставить со мной мою маму. Её мне не хватало всю жизнь». В книге «Последний поклон» он и рассказывает о своём детстве, юности. Отдаёт низкий поклон своей бабушке и всем тем, кто помог ему стать на ноги.
Вы прочитали немало произведений Астафьева.

Вопрос: Какие проблемы поднимает писатель?

Ответ: (слайд 6) Нравственные проблемы: добра и зла, чести и бесчестия, правды и лжи, проблему воспитания в семье, проблему «отцов и детей», отношение к природе и вообще к родной земле.
«Первостепенная задача писателя – противостоять злу, утверждая добро», – говорил Астафьев. Так он и делает. Он не идеализирует своих героев, не щадит ни героев, ни читателей. Читать Астафьева – не развлечение, так как его книги в ответ на искренность  писателя ждут от читателя прежде всего совестливой требовательности к самому себе.

Вопрос: Какие же мысли, сомнения появились у вас после чтения книг Астафьева? (Слайд 6)

Книга «Затеси» (слайд 7):

Вопрос: Рассказать о жанре этой книги, о композиции. В чём смысл заглавия?

Ответ: Большую роль в воспитании человека может сыграть книга «Затеси».
Это цикл поэтических миниатюр, которые объединены одной мыслью автора: «заставить читателя слышать боль каждого». Открывает этот цикл рассказ «Чтобы боль каждого». Этот рассказ появился так. Однажды Астафьев был в храме. На плите, под которой был похоронен царь строитель Давид, есть слова, знакомые каждому грузину.
«Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на моё сердце, чтобы слышал я боль его» Автора поразили эти слова до глубины души. Затеси – это зарубка, срез, стёс, сделанный чем-то острым на дереве. Это метка, которая указывает дорогу, тропинку. В названии книги лежит метафора. Астафьевские «затеси» тоже оставляют зарубки, только в нашем сердце, в душе, в нашей памяти. Эти короткие записи-миниатюры позволяют автору вести  задушевную беседу с читателем, исповедоваться перед ним.

Вопрос: Какие поэтические миниатюры вам запомнились? Что за проблемы поднимает писатель в них? (Слайд 8)

Ответ: «Хвостик». Начинается словами: «Смеётся, заливается, хохочет мальчик».
Идёт описание Овсянского острова. Это прекрасный уголок, формой напоминает голову, в любое время года красив по-своему. Особенно весной, когда цветёт черёмушник. Но пришёл человек. Построил гидроэлектростанцию. Захудала на острове трава, усохли кустарники, перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветки. Люди стали строить дачи, под песню «То ли ещё будет» расползлись по острову. Астафьев выносит приговор высшему существу-человеку. «В смысле выделения мусора и нечистот с человеком никто не может сравниться – ни птица, ни зверь».
Над чем же смеётся мальчик? Картина такая. На поляне после недавнего отдыха среди объедков и битого стекла стоит консервная банка, а из неё торчит хвостик суслика, скрюченные задние лапки. Банка стоит на газете, где крупно написано: «В защиту природы».
Это заглавие подчёркнуто ярко-красным цветом (кровью зверушки).
Вывод: человек уничтожает красоту природы своими руками; жестокость этого мальчика пугает писателя. Именно из таких мальчиков появляются «стрекачи» и другие убийцы и насильники. Здесь добро сталкивается со злом. Здесь же писатель поднимает экологическую проблему.

Вопрос: Какие проблемы поднимает писатель в рассказах «Есенина поют» и «Записка»? (Слайд 9)

Ответ: Здесь Астафьев поднимает проблему «отцов и детей», взаимоотношений между детьми и родителями.
Мать не узнаёт голос сына: очень редко он бывает у неё. Эта мысль в одном рассказе.
А в другом сын «забывает» специально свою мать на автовокзале, оставляя в её кармане не деньги, а записку: «На прокорм  легка, хотя  и объесть может. Но не зловредна». Этот человек обрубил свои корни, а без корней, без прошлого человек не может жить. Отказаться от матери – это преступление. Астафьев пишет в конце рассказа: «Жаль, что отменена публичная порка.
Для автора этой записки я лично бы нарубил виц, порол бы его, порол до крови, до визга, чтобы далеко и всем было слышно» . Он писал так: «Берегите матерей. Люди! Берегите! Они
Бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может. Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, – он пережил свою мать».

Вопрос: Какой вывод можно сделать?

Ответ: (слайд 10) Оставляют зарубки в сердце и другие его рассказы: « А если это любовь?», « Дед и внучка», «Больше жизни», «Чужие сапоги», «Кибитка». После них невольно присматриваешься к другим и к себе.  И хочется верить, что астафьевские «затеси» помогут многим не сделать ошибку в жизни или исправить её.

Книга «Печальный детектив» (слайд 11):

Вопрос: Поговорим о книге « Печальный детектив». Что из себя представляет эта книга? Её жанр, композиция?

Ответ: «Печальный детектив» – это сцепление разнородных новелл. Цепь этих рассказов о жизни и о работе главного героя Леонида Сошнина переплетается с цепью горестных новелл, рассказанных самим автором, с болью и досадой. Реализм Астафьева всегда отличался своей суровостью и даже жестокостью. Был он принят читателем по-разному. Одни говорили: «Никакой это не роман, а всего лишь собранные страшные эпизоды жизни». Другие поддерживали, что автор очернил действительность, создал уродливый портрет на наших людей. А третьи благодарили за этот роман. На страницы романа выплеснулась острая боль автора за людей наших, за наше бытие, беспокойство за будущее страны.

Вопрос: Почему же роман называется «Печальный детектив»?

Ответ: Потому что есть в Вейске преступники и преступления – насилие, грабежи, убийства, страшные сами по себе, но ещё страшнее в своей повторяемости, почти привычности.

Вопрос: Какие нравственные проблемы автор пытается разрешить? Доказать примерами по содержанию книги. (Слайд 12)

Ответ: В романе автор не заостряет внимания на самой жизни Леонида Сошнина. Он значительное место уделяет воспоминаниям героя о тяжких преступлениях, о зверских, нечеловеческих поступках. Сталкиваются два понятия: добро и зло, то есть писатель поднимает жизненную проблему милосердия и жестокости. В романе много таких примеров:

1. Молодые люди, находясь в пьяном состоянии, изнасиловали тётю Граню, у которой Сошнин жил на квартире.
2. «Добрый молодец» 22-х лет от роду, откушав в молодежном кафе, пошел гулять по улице и мимоходом заколол трех человек. А на вопрос: «Зачем он убил? – отвечает: «…А хари не понравились».
3. Зверское убийство молодой женщины-красавицы, на 6-м месяце беременности. Убил ее Уткин из-за обиды мелочной: не пустили в женское общежитие. Он бросил ее под железнодорожную насыпь, долго и упорно бил камнем по голове.
4. С поразительной легкостью уничтожает людей «орел» с Крайнего Севера. Напившись, сел за руль чужого самосвала, сбил остановку, а вместе с ней – молодую женщину с коляской, двух старушек на перекрестке.

Кроме человеческой жестокости автор поднимает еще одну проблему, не менее важную – отношение людей (общества) к происходящим событиям. Каково отношение?

– Когда задерживали преступника, среди толпы слышались возгласы: «Ну, Лягавые! Ну, милиция! Она это нас бережет…»
– Это средь бела дня, средь народа. А попади к ним туда – а…
– Такой мальчик! Кудрявый мальчик! А он его головой об стенку…

Вывод: Это предвзятое отношение к милиции, равнодушие к убийце заставляет задуматься о многом: люди очерствели; живут по принципу: «лишь бы не я»; равнодушны к чужой судьбе.
Поднимается также проблема семьи, воспитания в семье.
Пример, Порядочная, нормальная семья заимела троих детей. Но не умея присмотреть за тремя, родили четвертого,  который оказался лишним. Из-за ссоры родителей ребенок один остался дома и … погиб.

Вопрос:  А кто такой главный герой, который предался таким страшным воспоминаниям? Рассказать о нем. (Слайд 13)

Ответ: История жизни Л. Сошнина сначала оставляет грустное ощущение. Настолько больно и жестоко обошлась с ним жизнь. Беспощадно и бессмысленно искалечен на службе, в рукопашной борьбе с домашним  врагом. Страдает Сошнин и в семье, которая не ладится. Начинает писать, но в издательстве что-то не встречает его с радостью. Сошнин уходит из милиции не из-за увечий и ран, не на заслуженный отдых – уходит, чтобы в бессонную ночь сесть за чистый лист бумаги и написать целую серию новелл. Зачем?
– Заставить нас, читателей, задуматься, какие мы? Как мы живем? Почему властвует в жизни зло? Как же его победить? Сам Л. Сошнин задумался, откуда идут корни зла. И понял – из семьи.

Еще одни криком души Астафьева является его небольшая  повесть «Людочка» (слайд 14):

Вопрос: Что является обстановкой, на фоне которой происходит эта история? (Слайд 15)

Ответ: Парк, грязный, заброшенный, с грязной канавой, с красивыми лозунгами и плакатами. Именно парк, который должен быть  местом для отдыха, радости людей, стал местом преступления. Здесь собираются компании, которых боятся все. Артемка-Мыло, Стрекач и др.
Глазами Людочки мы видим танцплощадку в парке. «Это загон, загорожен крашенной решеткой, где двигались, дрыгались, подскакивали парни и девушки.
… Клокочущий, воющий, изрыгающий перегарную вонь загон ржал…»

Вопрос: Какова история жизни Людочки?

Ответ: Деревенская девушка приехала в город. Чувствовала она себя здесь одинокой и затравленной. Ее убеждения  и взгляды на жизнь не совпали с городскими. Но она сумела даже компанию Артемки – Мыло заставить себя уважать.
Но не хватило сил у девушки противостоять миру зла. Растоптал Стрекач чистую душу девушки. Какой же выход она находит из мира зла? Смерть.

Вопрос: Как можно оценить ее поступок?

Вопрос: Какие проблемы автор поднимает в повести?

Ответ: Воспитание молодежи обществом. Проблему «отцов и детей» в нашей жизни. Понимание чести, культуры, эстетики.
Вывод: Смерть Людочки – это протест против Стрекачей, против растлевающей и гнетущей обстановки, в которой живут ее ровесники.

Повесть «Царь-рыба» (слайд 16):

Вопрос: Каков сюжет этой повести?

Вопрос: Какие проблемы подняты автором в этой повести? (Начинаются рассуждения детей).

Ответ: Эта удивительная книга проникнута страстной любовью к природе и не менее страстным негодованием по отношению к тем, кто своим равнодушием, жадностью губит ее.
Экологическая проблема, которая актуальна в наше время, разрешается здесь. Игнатьич – заядлый рыбак, браконьер, всю жизнь мечтал поймать большую рыбу. И поймал…Рассказать, как дальше разворачивались события.
Вывод: за жадность, хищничество природа наказывает человека. Заставляет посмотреть на себя со стороны, понять свои ошибки. «Стреляя в природу, попадаешь в себя».

Вывод рассуждений по книгам Астафьева:

Итак, (слайд 17) Астафьев заставил нас поразмышлять над жизненными проблемами, посмотреть, а точнее всмотреться в себя, в близких и знакомых. Задуматься над тем, что в человеке живет два начала: зло и добро. А вот что победит? Это зависит и от самого человека, и от общества. Владимир Тендряков, перекликаясь с Астафьевым, пишет: «Я горжусь своим народом, он дал миру великих человеколюбцев – Герцена и Толстого, Достоевского и Чехова. И задаю себе вопрос: мой народ, частицей которого я являюсь, – люди или нелюди?!» И книги Астафьева, взывая к человеческому разуму и человеческой душе, заставляют задуматься о том, какие мы есть!