Цели урока:
- обобщить знания учащихся, полученные при изучении романа;
- выяснить, в чем секрет бессмертных вопросов, сформулированных в нем;
- совершенствовать речевую практику учащихся;
- развивать логическое мышление и память;
- воспитывать интерес к художественному слову.
Оборудование: тексты романа, раздаточный материал (карточки), мультимедийное оборудование, презентация к теме, сообщающиеся сосуды.
ХОД УРОКА
Истина–то,что существует в действительности, правда.
В.Даль
Достоевский был так близок к Истине, что это составляет чудо его личности.
В.Розанов.
I. Сообщение темы и цели урока
II. Вступительное слово учителя
– Символом нашего сегодняшнего урока являются
сообщающиеся сосуды. Как вы думаете, почему?
– Рано или поздно каждый из нас задает вопрос:
«Что есть Истина?» Сегодня мы попытаемся на него
ответить, опираясь на текст романа, наш личный
жизненный опыт.
– Прочитайте эпиграфы. Как вы понимаете эти
слова? Розанов отмечает, что Достоевский близок к
Истине. Значит, важно понять, в чем она
заключается. Но прежде необходимо восстановить
саму теорию Раскольникова. Крушение теории
Раскольникова я представила в виде схемы и
выделила ключевые сцены, повлиявшие на
мировоззрение героя (Приложение,
слайд 2).
– Найдите и зачитайте цитаты, подтверждающие
главные вехи в крушении теории.
Предполагаемые ответы учащихся.
Обстановка – «Это была крошечная
клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый
жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду
отставшими обоями, и до того низкая, что высокому
человеку казалось, что вот-вот стукнешься
головой о потолок».
Николаевский мост – «Прими, батюшка, ради
Христа…Ему казалось,что он отрезал себя сам от
всех и всего в эту минуту».
Приезд Дуни и матери – «…мать, сестра, как я
любил их…отчего же теперь я их ненавижу»
Разговор с Порфирием Петровичем – «Не может
быть, чтоб вы сами себя не считали человеком
необыкновенным и говорящим новое слово».
Миколка – «НЕТ! Тут не Миколка, – сказал
Порфирий Петрович.–Дело фантастическое, когда
помутилось сердце человеческое».
Разговор с Соней – «От Бога вы отошли, и вас
Бог поразил». «Поди на перекресток. Поклонись
народу, поцелуй землю, потому что ты перед ней
согрешил. И скажи всему миру вслух: «Я УБИЙЦА!»
Самоубийство Свидригайлова – «Странная
улыбка скривила его лицо, жалкая, печальная,
слабая улыбка отчаяния».
Признание – «Это я убил тогда
старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и
ограбил». «Я не старуху убил, я себя убил!»
III. Беседа с учащимися (Приложение, слайд 3)
– Итак, в основе теории личное «Я»
противопоставлено общественному «МЫ». В
человеке присутствуют оба этих начала, идет
извечная их борьба и постоянный поиск Истины.
– Давайте попробуем выделить основные символы
этих начал, живущих в каждом.
– Какая личность была идеалом для Раскольникова
и послужила толчком к созданию теории? (Наполеон)
– Раскольников относил себя к обыкновенным
людям или к гениям? Что он вкладывал в понятие «
гений»?Что вы вкладываете в это понятие?
– Что обретает Раскольников благодаря Соне? (Любовь,
веру)
– Через слова какого героя автор дает совет не
только Раскольникову, но и нам? (Порфирия
Петровича)
– Прочитайте эти слова. («Станьте солнцем , вас и
увидят!»)
IV. Индивидуально-групповое задание
– Перечислите исторические события, в
которых слышны отголоски теории Раскольникова.
– Как вы считаете, теория Раскольникова жива
в современном мире? (Приложение,
слайд 4).
– Да, действительно, и в современном мире люди
часто предпочитают «Я»– яркую индивидуальность,
и , как это не печально, теория жива. Конечно, «Я»
– основа жизни , «Я» толкает человечество вперед,
но люди не должны и не могут жить сами по себе. «Я»
должно существовать для «МЫ». Когда «Я»
преобладает – это путь Родиона Раскольникова. И
насколько жизненна теория каждый решает сам.
– Вернемся к символу урока. Как понятие
«человек» соотносится с сообщающимися сосудами.
Вспомните закон сообщающихся сосудов.
– Однажды я встретила сравнение человеческой
жизни с сосудом, в котором перемешалось плохое и
хорошее. Это сообщающийся сосуд. И если добро и
зло, «Я» и «МЫ» в нем уравновешены, то человек
остается человеком, обретая Истину жизни. В этом
секрет творчества Великого Мастера,
нравственный стержень его романов.
V. Итоги урока
– Какая цитата самая емкая и является главным
уроком Достоевского, его завещанием нам,
потомкам, его пониманием Истины? (Приложение,
слайд 5).
«Станьте солнцем, вас и увидят!»
VI. Домашнее задание
В форме рассуждения или эссе ответьте на вопрос: «Индивидуальность – это проявление эгоизма или признак гениальности?»
Список использованной литературы:
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1979.
- Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.– М., 1986.
- Тарасов Б.Н. Два пути Р.Раскольникова. – ЛШ №1, 1999.