Урок-размышление "Душа по капле собирает свет…" (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор")

Разделы: Литература


Писать надо о том, от чего не спится по ночам...
А.Вампилов.

Тип урока: изучение и закрепление новых знаний (с использованием ИКТ)
 
      Цели урока: 

  • Образовательная – выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, создав проблемную ситуацию; побудить учащихся к    высказыванию собственной точки зрения о   жизненных принципах героев.
  • Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учеников по отношению к таким понятиям как «правда», «любовь», «нравственность». 
  • Развивающая – продолжить  формирование  у учащихся навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою позицию; активизировать творческие способности учащихся.

Оборудование: слайдовый материал, компьютер,экран, карточки, листы формата А-4 для работы в группах, оценочный лист.

 Технологии: мозговой штурм, ИКТ, коллективная мыследеятельность

Ход урока.

Слово учителя.
Свыше 40 лет живем рядом с интересным  писателем, большим мастером, умным и чутким к нашим тревогам и бедам человеком. Мы встречаемся с ним в его книгах, фильмах и спектаклях, поставленных по его произведениям. Имя этого писателя – Валентин Григорьевич Распутин. (Презентация, слайд1-4)

Знакомы ли вам, ребята, произведения Распутина? («Уроки французского», « Последний срок», «Деньги для Марии», «Прощание с Матерой», «Живи и помни»)

«Писать надо о том, от чего не спится по ночам…»- сказал когда-то друг Распутина  драматург А. Вампилов. Эта мудрость стала одной из главных в творчестве писателя. А самым строгим учителем для него была жизнь. Это она научила его понимать, что, если  «хочешь быть мастером, макай перо в правду, ничем другим больше не удивишь.» ( В. М. Шукшин). Создавая образы своих героев, Распутин тревожит наши души, передает нам свою человеческую боль за землю, за человека на ней. Писатель обладает удивительным даром чувствовать, понимать и выражать самые тонкие и порой неизвестные для многих движения и желания человеческой души, которая «по капле собирает свет…» Рассказ В. Распутина «Женский разговор» - это попытка автора поговорить о вечных ценностях: жизни и смерти, счастье и горе, прошлом и настоящем и, наконец, это разговор двух поколений о любви.
В центре нашего внимания камнем на распутье три слова-образа (слайд5) А главная цель – найти истину на пути чтения. Разговор пойдет о любви, таком прекрасном, но порою необъяснимом чувстве. Нужен настрой душевный, внимание, т. к. « жизнь, яркость, смысл, дух должен добыть из образов сам читатель». (Философ И.А.Ильин)
– Рассказ « Женский разговор» вами, ребята, прочитан. Вот как представила картину увиденного в нем  ваша одноклассница (чтение ученицей стихотворения).(слайд6)

Тишина за окном,
В небе звездный узор.
В старом доме одном
По душам разговор.

В небе звезды горят,
Дом объят тихим сном.
О любви говорят
Внучка с бабушкой в нем.

Вика чаще молчит,
Ну а бабушка ей
О любви говорит,
О любви о своей.

Не понять им друг друга,
Никак не понять.
Но у бабушки Вика
Должна перенять,

Что любовь так чиста,
Словно горный ручей,
И ее красота
Исцеляет людей.

В небе звезды горят.
Тишина за окном.
Внучка с бабушкой спят
Тихим сладостным сном.

– В рассказе есть слова-загадки, которые нам предстоит разгадать.(слайд7-14) Особым языком говорят героини распутинского рассказа. А сам писатель прекрасно чувствует тончайшие оттенки языка, и это позволяет ему создавать полные и красочные картины подлинно народной жизни. Откроем внутренний ритм первых фраз рассказа: «В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей доброй воле. В шестнадцать годочков пришлось делать аборт. Связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога. Бросила школу, стала пропадать из дому, закрутилась, закрутилась…пока хватились, выхватили из карусели- уже наживленная, уже караул кричи. Дали неделю после больницы отлежаться, а потом запряг отец свою старенькую «Ниву» и ,пока не опомнилась, к бабушке на высылку, на перевоспитание.» …..». И вот ночью между бабушкой и внучкой происходит женский разговор.

  • Как вы думаете, почему разговор происходит ночью?
  • Какой смысл вкладывает Распутин в слово «разговор»? (Синонимы: раздумье, беседа, диалог, размышление, исповедь и другие).
  • Давайте и мы поразмышляем. Почему вдруг заговорила бабушка Наталья? Какой вопрос не дает ей спать спокойно? («Надоело, входит, со мной со старухой?», «…еройство у тебя это было али грех?»)
  • Как вы думаете, понимают ли друг друга бабушка и внучка? (Нет)
  • Почему не понимают? (Разные поколения; говорят на разных языках; внучка городская, а бабушка деревенская)

У каждой из них своя правда жизни. Попробуем пройти путь поиска этой правды.
(слайд15)

Работа в группах. (4 группы учащихся) (Приложение 1)
(слайл16-17)

Итак, кто же в своих размышлениях ближе вам? Писатель А.Ухтомский как и Валентин Распутин убежден в том, что «истинная радость и счастье и смысл бытия человека только в любви, но она страшна, ибо страшно обязывает как никакая другая из сил мира».
А что же такое любовь в вашем представлении? Я благодарна тем из вас, кто захотел поделиться своими откровенными мыслями об этом.
(слайд18)

Хотелось бы верить, что ваша сверстница Вика найдет в своей жизни опору и будет счастлива. А истинную «правду жизни» ей предстоит обрести, пройдя свой жизненный путь. И пусть на этом пути ее «душа по капле собирает свет». Весь ход воспоминаний бабушки Натальи подводит нас к пониманию нравственных устоев жизни, основанных на традициях народной культуры, трудолюбии и сохранении материнского предназначения женщины на Земле. Любить одним человеком другого и тысячу лет назад значило то же самое, что и теперь. Но как любить? Что несет в себе это чувство? Чем оно обогащает? А что заставляет терять? Пока жив хоть один человек, он станет любить и ненавидеть по-своему. Валентин Распутин убеждает нас в том, что «без любви к ближнему никто обходиться не может…речь идет не о любви плотской и не о любви сердца, а о любви души и духа, то есть о добровольно принимаемом на себя. всей своей жизнью, всем своим житием, служения другим людям, которые в этом нуждаются». Может быть, поэтому так восторженно и высоко звучат последние строки рассказа: «С тихим звоном билась в  стеклину  звездная россыпь, с тихим плеском наплывал и холодно замирал свет. Стояла глубокая ночь, ни звука не доносилось из деревни. .И только небо, разворачиваясь, все играло и играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость.» (слайд 19)

Подведение итогов урока: оценочный лист (Приложение 2)

Домашнее задание.

Сочинение-рассуждение: «Какие нравственные уроки можно извлечь для себя, прочитав рассказ «Женский разговор»?»