Цели.
Эпиграф.
Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. (Ф.М.Достоевский)
1. Введение в проблему.
- Перед вами на столе свечи. Что вам хочется сделать с этими предметами?
- Какие у вас ассоциации возникают с этой свечкой, со светом?
- Когда мы чаще всего зажигаем свечи?
(На Рождество, когда погас свет, в память)
Почему мы можем долго с удовольствием
смотреть на горящую свечу, а на лампочку нам
смотреть неинтересно?
(Живое пламя и искусственный свет)
2. Синквейн.
- Из перечисленных слов ключевым является слово “свет”
Перед вами пустой лист. Ваши ассоциации для меня ценны. Давайте заполним лист вашими ассоциациями, связанными со словом СВЕТ. Этот прием называется СИНКВЕЙН.
- свет,
- 2 прилагательных,
- 3 глагола,
- предложение. (смысл понятия),
- синоним (смысл понятия).
свет
Светлый, яркий, манящий.
Светить, озарять, помогать
Всегда гореть.
Жизнь, доброта, милосердие
3. Праздник РОЖДЕСТВО.
Свет - это тепло, добро, счастье. Такие чувства мы испытываем, когда в нашей жизни происходят какие-то радостные события. Когда наступает праздник?
- Какие праздники вы любите? (Новый год, Рождество.)
- Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество? (Рождение человека – Бога, который был послан человечеству, чтобы помочь ему избавиться от грехов, помочь сделать жизнь человека лучше, чище, добрее)
С людьми вся природа тогда ликовала:
Шумя на деревьях, листы
Таинственным шепотом славили Бога,
И пахли сильнее цветы.
Три дерева – пальма, маслина и елка,
У входа в пещеру росли
И первые дни в горделивом восторге
Младенцу поклон принесли.
Увидел то ангел Господень
И елке с любовью сказал:
“Скромна ты в печали, не ропщешь,
За это от Бога награда тебе суждена”.
Сказал он – и звездочки с неба
Скатились на елку одна за другой
И вся засияла, и пальму с маслиной
Затмила своей красотой.
А мы с той поры каждый год вспоминаем
И набожно чтим Рождество!
Ребенок ли, взрослый – все празднику рады,
И в каждой семье – торжество!
(Достать елку с игрушками.)
- Когда отмечают Рождество? Что вы знаете об этом празднике?
- Как называются дни с 7 января (Рождество) до 19 января (Крещение) – СВЯТКИ.
- Почему именно святки?
- Какими должны быть люди в эти дни?
- В России в Святки принято было творить добрые дела. Какие?
(Помогать больным и обездоленным; Раздавать милостыню и др.)
Следовали этой традиции все от государя до простых смертных. Рождество – это время соблюдения добрых дел.
По словам Ч. Диккенса, рождественские праздники – это “дни милосердия, доброты, всепрощения. Это единственные дни во всем календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца”
4. Формулировка темы урока.
Давайте же вместе сформулируем тему урока, учитывая все, о чем мы уже сказали. Вам помогут ключевые слова Чарльза Диккенса.
- Над какими проблемами мы будем сегодня размышлять?
Тема: проблема доброты и милосердия
- На уроке уже несколько раз звучало слово милосердие. Произнесите это слово вполголоса. Что вы в нем слышите?
(Правильно, в нем слышится слово сердце.)
- Почему именно Сердце?
(Ведь именно в сердце рождаются такие чувства, как доброта, участие, понимание. Именно своим сердцем мы можем отогреть и поддержать другого человека.)
- В нашей русской литературе многие писатели говорили о добре, взаимопомощи, милосердии. Одним из таких писателей является Федор Михайлович Достоевский, который все свое творчество посвятил этой теме: теме милосердного, гуманного отношения человека к человеку.
По законам рождественского времени строятся и рассказы, которые называются святочными.
- Какими признаками должен обладать такой рассказ?
Признаки святочных рассказов:
- приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества до Крещенья,
- присутствие чуда, волшебства, фантастики,
- имеет какую-нибудь мораль, поучение,
- оканчивался непременно весело, счастливо.
В конце декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил елку и детский бал в Петербургском клубе художников. Об этой елке одна из газет сообщила: “В собрании художников назначен большой детский праздник “елка” с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, горками, электрическим освещением. Елки петербургского собрания художников много лет славятся своим прекрасным устройством. По всей вероятности, и нынешняя елка не будет хуже прежних и доставит своим маленьким посетителям немало удовольствий”.
Посещение писателем этого праздника нашло отражение в рассказе “Мальчик у Христа на елке”.
5. Работа по тем е урока.
Сейчас мы прочитаем этот рассказ, но у каждой парты будет свое задание. Во время прочтения рассказа попробуйте найти ответ на свой вопрос.
Прием 6 шляп
Цвет | Шляпа (шар) |
белый | Нейтральный и объективный. Изложение фактов, информации. |
черный | Критический, негативный. Обращает внимание на то, что плохо. Обосновывает негативные объекты. |
желтый | Солнечный, положительный. Подразумевает оптимизм. Обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего. |
синий | Аналитический, поисковый. Предполагает сделать размышления, прогноз. |
зеленый | Изобретательский, новые идеи. Ориентирует на творческое мышление, поиск изобретательских возможностей. |
красный | Эмоциональный. Читательская реакция. Эмоциональное восприятие текста. |
Задания для групп (на шляпах).
Белый цвет.
- Какие события описаны в рассказе? Кратко перескажите.
Красный цвет.
- Какие чувства и эмоции вызвал у вас рассказ Достоевского? Что вам понравилось или не понравилось в этом рассказе?
Черный цвет.
- Найти в тексте негативное?
Синий цвет.
- Для чего автор вводит в текст противопоставление образов куколок и живых людей?
(Показать в тексте искусственный мир и бездушие людей)
Желтый цвет.
- Найдите светлые места в тексте? С чем они связаны?
(Празднуют Рождество, нарядные улицы, освещение с помощью ламп, искусственные лампочки)
Возьмите краски и кисточки и выразите в цвете ваши чувства и эмоции после прочтения рассказа.
Зеленый цвет.
- Домыслите финал.
- Я вам прочитала не весь рассказ. Давайте познакомимся с финалом рассказа.
- А теперь на второй половине листа через цвет передайте новые ощущения от финала рассказа.
- Каким вы представляете себе мальчика? Опишите его.
- Маленький мальчик совершенно один оказался в огромном холодном городе Петербурге.
Охарактеризуйте мир, в котором живет мальчик. Обратимся к тексту.
Подвал Сырой Холодный Жутко в темноте ХОЛОДНО! |
Решается выйти из подвала и
попадает куда? В ГОРОД (работа с текстом) |
Хочется кушать. Не всегда здесь жил, приехал с мамой. Обстановка в родном городе: Черный мрак, Один фонарь, Все запираются ставнями, Тысячи воющих собак. |
Как Достоевский рисует улицы
города? Какие слова, образы, характеризующие мир можно выделить? Свет, бегут, елка в огнях, золотые бумажки, яблоки, дети нарядные, чистенькие, смеются, играют |
- Что можно сказать о людях, которые живут в городе, какое настроение царит в Петербурге Достоевского? (Взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, разъединение людей.)
- Какими чувствами переполнена душа мальчика? О чем он вспоминает и почему? (Ощущает суету города и толпы, чувство одиночества, страха, голода и холода; вспоминает деревню.)
- Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир?
- Полицмейстер отвернулись (безразличие);
- Закричали, замахали, выгнали (равнодушие);
- Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть).
- Что можно сказать о душах этих людей? Почему они не замечают, отталкивают, пугают этого маленького человечка?
Обобщение: Никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают – и виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение неизбежным и вполне разумным.
Получается вся красота – это лишь мишура!
- Как чувствует себя мальчик в этом мире, он может согреться? (Холодно)
- Какое значение имеет слово ХОЛОД в произведении?
(Слово “холод” имеет два значения: первое – прямое, второе – переносное. “Холод” - это не только рождественский мороз. Это холод людских сердец, их равнодушие. Образ “загнанных лошадей” обозначает бесчеловечность, жестокость, равнодушие людей, воплощение крайнего страдания беззащитных существ в этом мире.)
Холод в природе – норма, холод среди людей, в отношениях – это одиноко, страшно, жутко.
И вот мальчик в окно видит….
- Что разделяет одинокого ребенка и веселящихся детей и их родителей?
“Окно” в сознании людей – это связь мира внутреннего, закрытого и внешнего, открытого.
А “стекло” - непреодолимая преграда. Оно недоступно для мальчика.
“Ёлка у Христа” - это то окно, через которое может пройти мальчик.
- Зачем после описания детского праздника автор изображает кукол? (Они противопоставлены мертвым душой людям.)
- Мальчик остался в этом мире? (Нет, убегает. Маленький ребенок уже не в силах бороться.)
- Что происходит потом? (Засыпает на улице.)
- Что он видит ? Сон это или явь?
- Какова атмосфера того праздника?
- Автор описывает сказочную елку у Христа. Найдите ключевые слова, характеризующие настроение, атмосферу праздника.
- Закройте глаза и представьте себе эту елку. Какие бы цвета вы использовали при ее изображении? Почему?
- Давайте обратимся к описанию первой елки. Чем отличаются эти два рождественских праздника друг от друга? (На елке у Христа мальчик попадает в атмосферу любви, участия, он обретает то, чего у него не было на земле – семью, дом, где его любят.)
- Удивил ли вас финал? Почему? Что нового вы узнали о свете у Достоевского? Сравните его в городе и у Христа? (Искусственный - в окнах его мало - светит, но не греет. И настоящий – его много у Христа - согрел мальчика)
- Почему дети согреваются на елке? (Благодаря свету в душе, от заботы, внимания, любви Христа к ним)
- Происходит ли чудо в рассказе? (Светлое загробное будущее ребенка.)
- Что могло стать с мальчиком, если бы он остался жив? (Фрагмент “Мальчик с ручкой”.)
- Зачем писатель создает этот рассказ? Чему он нас учит? (Достоевский ощущал душевную боль за судьбы детей и ненависть к равнодушным взрослым. Этот рассказ – упрек им. Если в мире нет сострадания и любви, мучаются и плачут дети. Это признак неблагополучия в мире.
Наверное, тому, что обидеть обиженного судьбой очень легко. Очень просто “не заметить чужого горя”, оттолкнуть протянутую за помощью руку. Но как потом жить? Только душевная глухота позволяет людям не думать о том, чем может обернуться для других их жестокость, а то и просто равнодушие.)
- Давайте обратимся к эпиграфу урока.
- Каким даром обладал автор, создатель рассказа? (Дар сочувствовать, сострадать, умение любить людей.)
6. Подведение итогов урока.
- Перед каждым из вас лежат листы с изображением сердца. Напишите, пожалуйста, в них те слова, дела и поступки, которые можно было бы сказать и сделать, чтобы отогреть мальчика, спасти его. (Дети самостоятельно работают на своих листах. Затем листы с записями крепятся на доску рядом с изображением мальчика.)
- Думаю, мы своими добрыми и горячими сердцами могли бы спасти мальчика.
Ни одно Рождество не обходится без подарков. Я хочу подарить вам елочные игрушки. На них вы найдете мои пожелания вам.
Спасибо за урок.