Цели:
- Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы.
- Создать условия для усвоения нравственных понятий: совесть, долг, честь, любовь к Родине, самопожертвование.
- Продолжить работу над умением отстаивать свои убеждения, взгляды, точку зрения; выделять качества личности героев, которые ведут к подвигу.
- Воспитывать у учащихся патриотизм, гражданственность.
Оборудование: мультимедийный проектор; экран; тексты произведений В.Быкова “Сотников”, “Обелиск”, В.Закруткина “Матерь человеческая”, Толковые словари.
Тип урока: обобщающий.
Форма проведения: урок-размышление.
Эпиграф:
Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Старайся исполнить свой долг и тотчас узнаешь, чего ты стоишь. Эмерсон |
Ход урока
На экране высвечивается тема урока и эпиграф. (См. Приложение 1, слайд 2.)
Учитель: Сегодня на уроке постараемся осмыслить истоки подвига и героизма и задумаемся над их смыслом; постараемся дойти до истины: каким же должен быть человек, чтобы прожить жизнь достойно.
Урок хочу начать со стихотворения Р.Рождественского “На земле безжалостно маленькой…” Стихотворение читает ученица, а в это время (Слайд 3) на экране проходят картины войны и слова в конце: “В жизни всегда есть место подвигу…” М.Горького.
Как вы поняли слова Эмерсона, которые включены в эпиграф? (Слайд 2)
Ученик: Речь пойдёт о маленьких людях, которые прожили незаметно свою жизнь, но в сложных ситуациях не потеряли своего человеческого лица и остались людьми.
Учитель: Какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы совершить подвиг?
Что такое нравственнось? Почему она важна?
Ученик: Нравственность – это проявление высших духовных ценностей: любви, добра, милосердия, сострадания, самопожертвования.
Учитель: В какие моменты жизни человека проявляются особенно ярко нравственные качества, его истинное лицо?
Ученик: Особенно ярко проявляются нравственные качества человека в экстремальных условиях, когда стоит выбор между жизнью и смертью.
Учитель: Я хочу подтвердить ваши ответы словами А.Толстого из рассказа “Русский характер”, где герой говорит: “На войне человек становится чище, всякая шелуха слетает с него, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке – ядро”.
Опираясь на прочитанные произведения, ответьте на вопрос:
Почему эти простые, неприметные, казалось, люди: Алесь Мороз, Мария - не оставили вас равнодушными?
Ученик: Они с достоинством выносят все испытания, не теряют своих человеческих качеств.
Учитель: Какие качества объединяют героев?
Ученик: Героев объединяет любовь к людям, честность, доброта, самопожетртвование - всё это отнесём к духовности.
Учитель: Какое испытание для героев становится решающим?
Ученик: Решающим для них становится испытание совестью.
Учитель: Что такое совесть? (Слайд 4).
После ответов детей на экране появляется полное толкование слова: (Слайд 5)
Совесть:
– нравственное сознание, нравственное
чутьё или чувство в человеке;
– внутреннее сознание добра и зла;
– тайник души, в котором отзывается одобрение
или осознание каждого поступка;
– способность распознать качество поступка;
– чувство, побуждающее к истине, добру,
отвращающее ото лжи и зла;
– невольная любовь к добру и истине;
– прирождённая правда в различной степени
развития.
Сопоставьте свои высказывания с тем, что даёт словарь. Назовите те, о которых не сказали.
Учитель: Почему идёт на смерть Алесь Мороз? Ведь он мог отказаться.
Ученик: Он оказывается перед проблемой своего собственного, личного нравственного выбора – выбора по совести. Он знал, что никакие “потом” и “взамен” не вернут ему права с достоинством посмотреть в глаза тётке Татьяне и тётке Груше, для них безвозвратно оборвётся преемственность между тем, что он говорил вчера и тем, как поступил сегодня. На отчаянные вопли матерей “Где Алесь Иванович, пусть спасает мальцов, он же умный, он их учитель”,- он идёт вопреки здравому смыслу.
Учитель: Мог ли бросить ребят Алесь Иванович? Что бы это для него значило?
Ученик: Нет, не мог. Это значило бы для него измену своим воспитанникам, своим нравственным принципам. Он говорит: “Не затем я их два года очеловечивал, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них ещё поборюсь”. Он научил их слушать и понимать прекрасное, разбираться, где хорошее, а где так себе. Он учил их тому, что “чуткая душа, она сама во всём разберётся” Сдаваясь перед физической силой врага, он побеждает его духовно.
Учитель: Что определило такой поступок А.Мороза?
Ученик: Безотказная готовность к самопожертвованию, деятельное сострадание определили поступок Алеся Мороза.
Учитель: Что такое самопожертвование?
Ученики, используя словари, отвечают. После ответов детей на экране высвечивается слово с его толкованием. (Слайд 6).
Самопожертвование - приглушение в себе всех мирских страстей и способность жить для других.
Учитель: В какой момент у другого героя, Сотникова, возник выбор по совести? Подтвердите текстом. (глава 13). Почему, оказавшись в одинаковых условиях, по-разному ведут себя Сотников и Рыбак?
Ученик: Рыбак решил идти путём предательства для того, чтобы остаться жить. В тяжёлую минуту он думает только о себе. И это страшное желание выжить любой ценой оборачивается тропой Иуды. Автор подчёркивает, что любая сделка с совестью в критической ситуации может привести к предательству.
Ученик: Сотников тоже хочет жить. Ему всего 26 лет. Но в первую очередь он думает о людях и привержен высоким моральным принципам. Он не переступает черту, за которой человек перестаёт быть человеком. Величие Сотникова в том, что он предпочитает смерть бесчестью. Его ещё в детстве научили отвечать за свои поступки и быть честным как перед другими, так и перед самим собой. Сотников остаётся честным до конца.
Учитель: Дайте определение слову “честь”. После ответов учеников. (Слайд 6)
Честь – как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда ценность личности связывается с различными заслугами человека, с конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.
Учитель: Почему Сотников подумал про приготовленную для него петлю: “Одна на двоих”?
Ученик: А разве может жить свободно с такой совестью предавший друзей, Родину Рыбак? Жить предателем - значит затянуть себе “ петлю на шее”.
Учитель: Можно ли назвать поступки Алеся Мороза и Сотникова подвигом? А что такое подвиг?
Ученик: Подвиг – это доблестный поступок. К подвигу готов лишь тот, кто никогда не отступает от нравственного долга. Это итог всей жизни человека.
Долг – это обязанность человека по отношению к обществу, Родине, государству; всё должное, что должно исполнить обязанность.
Учитель: А совершает ли подвиг Мария? Можно ли её жизнь считать подвигом?
Ученик: Я считаю, что жизнь Марии можно считать подвигом. Во-первых, её не ожесточила война, она себя отдаёт людям, во – вторых, живёт по совести, не преступает нравственных законов.
Учитель: Почему не сломили эту женщину страшные испытания? Почему она выстояла?
Ученик: Мария выстояла, я считаю, потому что ощутила свой долг перед людьми, угнанными в Германию. Она одна собирала урожай и не только для себя, она думала о людях, которые должны были вернуться. А как она потом посмотрит им в глаза, если не сделает ничего? Чувство исполненного долга давало ей силы жить. И хотя она потеряла дорогих и любимых людей, сердце её не очерствело. Она становится матерью для 7 детей - сирот.
Учитель: Почему Мария не убивает немца? Что определяет её поступок?
Ученик: Ею движет любовь к людям, милосердие, сострадание, доброта, человечность. Одним словом, великий гуманизм.
(Слайд 6) Слово “гуманизм” - на экране.
Учитель: Случайно ли автор в начале повести даёт описание иконы Божьей Матери? Зачитайте это описание.
(Слайд -7). На экране икона Божьей Матери.
Величие души Марии вылилось в образе девы Марии. Она поистине стала Матерью Человеческой – Символом гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого.
Учитель: Что же является основным признаком красоты души человека?
Ученик: Человек тогда красив, когда соблюдает нравственные законы. Главное, он должен жить по совести, потому что “чистая совесть есть признак красоты души”.
Учитель: Давайте вернёмся к началу урока. (Слайд 3). На экране слова А.М.Горького: “В жизни всегда есть место подвигу…”. Я вам предлагаю продолжить эту мысль. Вспомните всё, что нам рассказывали, когда мы с вами были в Епархии и Соборе. Не упустите главного. (Слайд 8)
На экране один кадр “Собор”, Звучит духовная
музыка.
На работу отводится 5 минут. Затем 2-3 продолженные
мысли зачитываются.
Учитель: Мы, потомки, неразрывно связаны с теми, кого уже нет, кто погиб, ради нашего будущего, должны помнить о них. Мы не имеем права забывать подвиги людей, прошедших страшные испытания войной. Память – это нравственная основа человека, это его свойство души помнить и не забывать прошлого. Без прошлого нет будущего (Слайд -9).
Урок я хочу закончить строками из стихотворения Майорова:
И пусть не думают,
Что мёртвые не слышат,
Когда о них живые говорят.