Урок-размышление "Тема маленького человека в рассказах В.М. Шукшина"

Разделы: Литература


Пояснительная записка

Все шире становится “материк” Василия Шукшина. Все больше людей на планете читает Шукшина. Все чаще можно встретить статьи о восприятии его творчества за рубежом: Шукшин в Италии, Франции, Америке, Польше, Болгарии…

И где-то в солнечной системе светит планета, названная именем Василия Макаровича Шукшина.

Далеко по всему миру видно с небольшой горы Пикет, далеко слышен голос Шукшина.

Время неумолимо подчеркивает действенную силу настоящего искусства, его непреходящую ценность.

Так и смерть, трагически обозначая истинный талант, заставляет пристальнее взглянуть на созданное им.

Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставить нас потрясенно спросить:

“Что с нами происходит?”

Повседневная жизнь без прикрас и напряженный поиск смысла жизни, достигающий порой трагического накала, - силовые поля творчества писателя.

Пафос творчества Шукшина видится прежде всего в постановке нравственных вопросов о судьбах и правах человеческой личности.

…Сегодня необходимо попытаться понять, что стало уже фактом искусства, объективно живет в сознании и душе народа. Верно об этом сказал В.Распутин: “Он ведь на многое отвечал, но читатель не всегда понимает это как ответы. Вот тут-то, может, и необходимо собрать его мысли как ответы и подтолкнуть читателя к более правильному и внимательному чтению Шукшина”.

2009 год объявлен по инициативе Губернатора Алтайского края А. Б. Карлиным “Годом В.М.Шукшина на Алтае” в честь 80-летнего юбилея нашего земляка, писателя, актера и режиссера. Цель - содействие более широкому использованию культурного наследия В.М.Шукшина в социально-нравственном становлении молодежи.

Урок-размышление

Цели:

  • Обучающая: познакомить с жизнью и творчеством писателя.
  • Развивающая: раскрыть проблемы, поднятые писателем в произведениях; продолжить работу по формированию навыков устной и письменной речи, развитию ассоциативно-образного мышления, творческих способностей детей, дав им возможность понять проблематику рассказа;
  • Воспитательная: воспитание ответственного отношения к своей жизни, доброжелательность, уважение к людям, ответственность. Показать учащимся на основе изучения рассказов “Чудик”, “Как помирал старик”, “ Крепкий мужик”, что самое большое богатство человека - доброта, совестливость, умение сострадать; помочь учащимся подойти к пониманию возможностей и духовных ценностей человека.

Методы работы: передача знаний, объяснение учителя, учащихся, выразительное чтение, эвристическая беседа с элементами анализа, работа с сочинениями, восприятие рассказа (изображение в цвете содержания ).

Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная.

Оборудование: тексты произведений , портрет писателя, фотографии, мелодии песен “Миленький ты мой”, “Степь да степь кругом”.

видеоматериалы, бумага, цветные карандаши, фломастеры, выставка книг о В.М.Шукшине, эпиграф к уроку, тетради по литературе.

Предварительная работа с учащимися:

1. Разделение на группы.

2. Индивидуальные задания.

3. Прочитать рассказ.

Словарная работа: Выяснить значение слов:

1. “Крепкий”(по Ожегову) -

1. Прочный, такой, что трудно разбить, сломать, порвать.

2. Сильный физически, здоровый.

3. То же, что стойкий.

4. Очень сильный и т. д.

5. Мало разбавленный, насыщенный.

2. “Соборовать” - помазание елеем (масло) тела больного или умирающего для очищения от грехов.

3. “Шурыгин” - от слова шурыга - неспокойный, доставляющий неприятности.

Эпиграф:

“Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Мы один раз , уж так случилось , живем на земле.
Ну так будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее…”
В.М.Шукшин

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Счастье Шукшина во всенародном признании его многостороннего таланта. А признание пришло к нему потому, что всю свою творческую жизнь отдал он народу, смог понять его душу, его боль и радость, разделить его стремления, оценить его величие.

Петр Проскурин так писал в дни всенародной печали, когда не стало Василия Шукшина:

“Василий Шукшин…Боже мой, как это по-русски, коротко и просто, размашисто ткнуться разгоряченным лицом в родную, желанную землю, отдать ей свое тепло и навсегда замолкнуть…И Василий Шукшин на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и драматург, режиссер больших народных кинополотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую пронзительную, такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец смеялись и плакали, замирали в едином порыве . Василию Шукшину было дано такое счастье. И в том-то и дело, что все вроде бы разносторонние его дарования были объединены одним стремлением, одним порывом - познать душу народа, слиться с ней в неразрывном единстве, когда на голос художника, вдруг всколыхнувшись, отзовется самая глубь…”

Теперь Василию Макаровичу Шукшину было бы восемьдесят лет, а прожил он сорок пять лет. Его активная творческая работа продолжалась пятнадцать лет. Но сколько сделано за этот короткий срок! Шукшин выразил наше время в его живой диалектике и в его целеустремленности, в живом многообразии характеров и психологических коллизий. Он зовет к дальнейшему художественному исследованию и поэтическому открытию современности, к воплощению ее полноценных образах.

Шукшин занял прочное место в истории советской культуры в шестидесятые- семидесятые годы. Равного ему художника , по уникальности его дарования пока у нас нет.

О нем говорили и писали как о чуде - “феномен Шукшина”

Много говорили, много писали, много спорили- и при его жизни, и после того, как был завершен его творческий путь.

Критика, анализирующая наследие Шукшина, обширна, но разноречива. Едва ли кто-либо из современных прозаиков вызывал такое столкновение мнений, такие крайние суждения. Шукшин так многообразен, так богат, что новые и новые работы о нем не помешают друг другу. Поэтому на сегодняшнем уроке мы попробуем поделиться некоторыми своими наблюдениями и суждениями о творчестве Шукшина-прозаика. Но прежде поговорим о земле, о родине этого замечательного писателя.

Звучит песня “Миленький ты мой”.

Ученик читает (на фоне музыки) стихотворение Людмилы Целищевой “Шукшин и Пушкин”

Шукшин и Пушкин…
Между ними вечность:
Цари и войны, звон колоколов…
Но “русских дух” и русское наречье
Венчают трон из образов и слов.

В “минуту злую”, в ночь, когда не спится,
Потрогай книг любимых переплет,
И оживет Россия на страницах,
Заплачет, засмеется, запоет.

 Гора Пикет и псковские пригорки -
Неблизкий путь, но Родина - одна.
И, как когда-то Пушкина в Тригорском,
Встречали люди в Сростках Шукшина.

Несут в себе алтайские березки
И “чувства добрые”, и “праздник для души”.
Рождает память: Болдино и Сростки…
А губы шепчут: Пушкин и Шукшин.

Учитель сообщает учащимся тему и цели урока.

Звучит мелодия песни “Миленький ты мой”, ученик рассказывает биографию В.М. Шукшина

Биография В.М.Шукшина: рассказ учащегося, сопровождаемый медиапрезентацией.

Рассказ учащегося
1. Василий Макарович Шукшин…При этом имени что-то всякий раз с такой силой вздрагивает в нас и обмирает…
2. Нравственность есть Правда. Не просто правда, а Правда. Ибо мужество, честность, это значит – жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ знает правду.

Василий Макаровия Шукшин

3. Сростки! До чего удачное народное название! Здесь когда-то срослись три отдельные деревни в одно село. Большущее, привольное. Здесь скрещиваются дороги, срастается множество речных проток и Чуйский тракт гудит рядом с Катунью.

И надо же было именно тут родиться Шукшину!

4. Мать Василия Макаровича – Мария Сергеевна – крестьянка. Она целиком была поглощена делами сына, памятью о нём: кропотливо собирала всё, что было написано о нём, вела обшерную переписку с почитателями его таланта. “У нас в семье было 12 детей, я седьмая, - рассказывала о себе Мария Сергеевна. – В 17 лет посватался Макар, рослый деревенский парень. Родители были не прочь поженить нас. В 17 же и родила Василия, а в 20 – Наташу. И начала работать в колхозе, где потяжельше, чтобы заработать поболе. И так всю жизнь пласталась, чтобы только довести детей до ума. Я каждый день хотела скорее к детям прийти, рассказать им что – нибудь доброе, хорошее”.
5. Учился будущий писатель с увлечением, очень много читал, читал и по ночам: керосину нальёт, в картошку вставит фитилёк, одеялом накроется и почитывает. Однажды одеяло прожёг.
6. В 1943 году Василий Макарович окончил сельскую семилетку и поступил в бийский автомобильный техникум.
7. 29 октября 1948 года Ленинским райвоенкоматом Московской области Василий Макарович призван на срочную службу в Военно – Морской флот СССР.В
8. Воинское звание – старший матрос, военная специальность – радист особого назначения. Юный Шукшин во время службы посещал Севастопольскую библиотеку.
9. В январе 1953 года досрочно вернулся из армии в родное село, где весной экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости, а с 1 сентября начал преподавать русский язык, литературу и историю в Сростинской школе сельской молодёжи, чуть позже становится директором этой школы.

Жизнь вроде бы наладилась, но мать не раз замечала, что сын часто задумывается. Однажды она села рядышком, сказала, заглянув в глаза: “Что ж, сынок, деньжонок мы немножко поднакопим Не хватит – продадим корову. Уезжай, учись”

10. В июне 1954 года Шукшин уезжает в Москву сдавать вступительные экзамены во Всесоюзный институт кинематографии. 25 августа он становится студентом режиссёрского отделения ВГИКа. “Мне было трудно учиться, - писал позже Шукшин. – Я должен был знать то, что знают все, и что я пропустил в жизни ”
11. Мария Сергеевна Шукшина постоянно писала сыну, поддерживала его. Послушайте отрывок из письма Василия Макаровича к матери: “Здравствуй, мама! Получил 200 рублей, посылочку (вторую) и письмо. Получаю посылочку, что же, думаю, она сюда умудрилась положить. Развёртываю, там новёхонькое пальто. Вот тебе раз! Мама, ты где деньги – то берёшь? Милая моя, ведь я бы с таким же успехом проходил в шинели осень и весну. Мама, напиши честно, как ты живёшь? Как питаешься? У меня в этом отношении всё в порядке. Денег хватает через глаза. Успехи в учёбе отличные. Насчёт валенок. Да, мама, придётся, наверное, выслать. Это ты верно говоришь: “Москва – то Москвой, а зима - зимой”. Ну, будь здорова, милая. Твой Василий.
12. Василий Шукшин по-разному прокладывал пути к уму и сердцу читателя и зрителя. Шукшин – писатель, кинорежиссёр, актёр. Киноленты – его “визитные карточки” - порождали устойчивый интерес к писательскому наследию.
13. В кинофильме “Они сражались за Родину” Василий Макарович играл роль Петра Лопахина.

В этом образе раскрывается коренной тип русского солдата – защитника Родины.

14. Василий Шукшин очень ценил дружбу и настоящим другом считал режиссёра Сергея Бондарчука, с которым познакомился ещё во время учёбы во ВГИКе.
15. В 1973 году выступил в кино в качестве режиссёра-постановщика и актёра в фильме “Калина красная”. Сценарий этого фильма Шукшин написал сам.
16. Но по-настоящему счастлив Шукшин был только на Алтае. Свой фильм “Печки-лавочки” он частично снимал здесь. Раздолье, свобода – всё это вовсе не сыграно, а снято документально; здесь актёры смешались с крестьянами, растворились в народной массе. В этом фильме Василий Макарович исполнил главную мужскую роль, а его жена, Лидия Федосеева-Шукшина, - главную женскую роль. Две дочери, Оля и Маша, тоже снялись в фильме. Словом, вся семья.
17. Даже когда Шукшин стал известным актёром, режиссёром, он не забывал про свою “первую специальность” - писатель. Василий Макарович продолжал творить – он писал исторический роман о Степане Разине “Я пришёл дать вам волю”.
18. Он организовывал литературные вечера, встречи с читателями.
19. Общался с писателями – земляками. Например, с Василием Беловым, который позднее посещал Шукшинские чтения на горе Пикет.
20. Но несмотря на стремительный темп жизни, Василий Макарович всегда находил время для своей семьи. Он очень любил своих дочерей, они наполняли его жизнь смыслом, новой силой, энтузиазмом, идеями.
21. Шукшин при каждом удобном случае приезжал на Алтай, домой. Каждый его приезд был настоящим праздником не только для родных, но и односельчан, которые его глубоко уважали и любили. Любят и сейчас.
22. Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается горько и трудно… В.М.Шукшин
23. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будешь ты счастлива – и я буду счастлив! В.М.Шукшин
24. Трудно понять, но как где скажут “Алтай”, так вздрогнешь, сердце лизнет до боли мгновенное горячее чувство… Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет. В.М.Шукшин

Учитель (заключительное слово о биографии писателя):

При жизни Шукшин стал легендой. Он прожил свою жизнь, как песню спел, - ярко и стремительно. Мы, его земляки, по праву гордимся именем Василия Макаровича Шукшина.

Ученик. Чтение стихотворения А.А.Вознесенского “Хоронила Москва Шукшина”

Хоронила Москва Шукшина,
Хоронила художника, то есть
Хоронила Москва мужика
И активную совесть.

Он лежал под цветами на треть,
Недоступный отныне.
Он свою удивленную смерть
Предсказал всенародно в картине.

В каждом городе он лежал
На отвесных российских простынках.
Называлось - не кинозал -
Просто каждый пришел и простился.

Он сегодняшним дням - как двойник.
Когда зябко курил он чинарик,
Также зябла, подняв воротник,
Вся страна в поездах и на нарах.

Он хозяйственно понимал
Край, как дом, где березы и хвойники.
Занавесить бы черным Байкал,
Словно зеркало в доме покойника.

Ушел из жизни В. М., но осталась память об этом замечательном человеке – сыгранные роли, фильмы, книги.

Знакомство с произведениями Шукшина и книгами о нем.

Учитель. Наш урок посвящен теме

“Маленького человека” в рассказах Шукшина. “Мне бы только правду рассказать”, - говорит Василий Макарович. Как важно эту правду увидеть!

На уроке в центре внимания три рассказа: “Чудик”, “Как помирал старик”, “Крепкий мужик”. Разобраться в них нам помогут группы экспертов, которые в конце урока подведут итоги работы своей группы. В течение урока попробуйте изобразить в цвете восприятие каждого из рассказов на листе бумаги.

Итак, пожалуйста, рассказ “Чудик”(1971)

Ученик из 1-й группы дает краткий пересказ текста.

Учитель. Вопросы:

- В чем заключается странность этих людей? (Живут вне суеты)

- Встречались ли вы с подобными людьми? Чем они привлекли ваше внимание?

- Можно ли согласиться со словами М. Горького, что “чудаки украшают мир?”

- Дайте характеристику герою.

(Добрый, простой, с открытой для людей душой, большим сердцем, с любовью к людям, щедрый, делится этой щедростью.)

Вывод: Да, нередко герои Шукшина необычны. Он ценил людей ищущих, мечтательных, чем-то увлеченных, лишенных зависти и корысти. Его тянет к людям цельным, светлым, бескорыстным. “Вот они такие, - словно говорил он, обращаясь к читателям, - и давайте поймем их, разглядим их подлинную сущность”. Не пора ли понять, что Шукшин, художник социально чуткий, заметил в жизни и сделал достоянием литературы разнообразные типы людей, которые долгое время оставались незамеченными.

Учитель .Слово второй экспертной группе. Рассказ В.М.Шукшина “Как помирал старик”.

(Краткий пересказ содержания текста)

Вопросы:

- Зачем, на ваш взгляд, Шукшин описывает приближение смерти?

(Шукшин писал: “ Три вещи нужно знать о человеке: как он родился, как женился и как умер…)

- Какие проблемы волнуют старика перед смертью?

- Что за человек перед нами?

(Жил просто и мужественно умирал.)

- Почему старик так спокоен? Неужели он не боится смерти? Отчего такое спокойствие?

(Жизнь была правильной, оттого и смерти не боится.)

- Какая важная проблема поднята в рассказе?

(Жизнь должна быть у каждого из нас, как песня: складная и правильная.)

- Что же заставляет человека испытывать страх перед кончиной? Как вы думаете?

(Недоделанные дела, грех, вина перед людьми.)

Учитель. Вывод: Задавайте чаще себе вопрос: “Как я живу?”

Слово последней группе. Это рассказ “Крепкий мужик”.

Краткий пересказ текста.

Вопросы:

- Как вы думаете, почему так назван рассказ?

(Твердолобый)

-Какие синонимы к слову “крепкий”, применительно к нашему герою, можно использовать?

- Можно ли было спасти церковь? Зачем люди ее оберегали?

- Над чем заставляет задуматься рассказ?

(Что маленький человек может тоже противостоять злу, но нужно для этого объединиться, ведь “один в поле не воин”.)

Учитель. Вывод: для Шурыгина не дорого прошлое, не трогает его сердце древняя красота, не интересует мнение односельчан. Этот “крепкий мужик” использует данную ему власть для глупого самоутверждения.

Вот она, правда шукшинская…

А не так ли происходит в нашей жизни, когда мы стараемся отсидеться, отойти в сторонку в то время, когда нужно сплотиться, когда нужно поддержать, когда необходимо доказывать…

Тему “маленького человека” Шукшин продолжает…Вспомните имена других писателей, поэтов, кто уже поднимал эту проблему? Назовите эти произведения.

(А.С.Пушкин “Станционный смотритель”, А.П.Чехов и др.)

А какие мысли вызвали у вас рассказы?

3. Рефлексия.

Звучит музыка чуть громче обычного, постепенно стихая, и слышен голос учителя, который говорит: “Всем своим творчеством Шукшин стремился к тому, чтобы чаще привлекали для решения вопросов в тех или иных ситуациях совесть, силу сердца своего.

“Совесть, совесть, совесть,- повторял он, вот это не должно исчезать”.

- Посмотрим “радугу “ вашего восприятия рассказа (вывешиваются все работы учеников, они не подписаны)

Учитель: разные краски получились. Думаю, что рассказы вас “зацепили”, и вы будете размышлять о поступках героев, о своей собственной жизни, о счастье, о тех людях, которые рядом…

4. Оценка работы учащихся на уроке (на листочке оценки выставлены в группах)

5. Домашнее задание: написать эссе на тему: “Над чем заставил задуматься рассказ В.М.Шукшина?”