Пояснительная записка
Все шире становится “материк” Василия Шукшина. Все больше людей на планете читает Шукшина. Все чаще можно встретить статьи о восприятии его творчества за рубежом: Шукшин в Италии, Франции, Америке, Польше, Болгарии…
И где-то в солнечной системе светит планета, названная именем Василия Макаровича Шукшина.
Далеко по всему миру видно с небольшой горы Пикет, далеко слышен голос Шукшина.
Время неумолимо подчеркивает действенную силу настоящего искусства, его непреходящую ценность.
Так и смерть, трагически обозначая истинный талант, заставляет пристальнее взглянуть на созданное им.
Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставить нас потрясенно спросить:
“Что с нами происходит?”
Повседневная жизнь без прикрас и напряженный поиск смысла жизни, достигающий порой трагического накала, - силовые поля творчества писателя.
Пафос творчества Шукшина видится прежде всего в постановке нравственных вопросов о судьбах и правах человеческой личности.
…Сегодня необходимо попытаться понять, что стало уже фактом искусства, объективно живет в сознании и душе народа. Верно об этом сказал В.Распутин: “Он ведь на многое отвечал, но читатель не всегда понимает это как ответы. Вот тут-то, может, и необходимо собрать его мысли как ответы и подтолкнуть читателя к более правильному и внимательному чтению Шукшина”.
2009 год объявлен по инициативе Губернатора Алтайского края А. Б. Карлиным “Годом В.М.Шукшина на Алтае” в честь 80-летнего юбилея нашего земляка, писателя, актера и режиссера. Цель - содействие более широкому использованию культурного наследия В.М.Шукшина в социально-нравственном становлении молодежи.
Урок-размышление
Цели:
- Обучающая: познакомить с жизнью и творчеством писателя.
- Развивающая: раскрыть проблемы, поднятые писателем в произведениях; продолжить работу по формированию навыков устной и письменной речи, развитию ассоциативно-образного мышления, творческих способностей детей, дав им возможность понять проблематику рассказа;
- Воспитательная: воспитание ответственного отношения к своей жизни, доброжелательность, уважение к людям, ответственность. Показать учащимся на основе изучения рассказов “Чудик”, “Как помирал старик”, “ Крепкий мужик”, что самое большое богатство человека - доброта, совестливость, умение сострадать; помочь учащимся подойти к пониманию возможностей и духовных ценностей человека.
Методы работы: передача знаний, объяснение учителя, учащихся, выразительное чтение, эвристическая беседа с элементами анализа, работа с сочинениями, восприятие рассказа (изображение в цвете содержания ).
Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная.
Оборудование: тексты произведений , портрет писателя, фотографии, мелодии песен “Миленький ты мой”, “Степь да степь кругом”.
видеоматериалы, бумага, цветные карандаши, фломастеры, выставка книг о В.М.Шукшине, эпиграф к уроку, тетради по литературе.
Предварительная работа с учащимися:
1. Разделение на группы.
2. Индивидуальные задания.
3. Прочитать рассказ.
Словарная работа: Выяснить значение слов:
1. “Крепкий”(по Ожегову) -
1. Прочный, такой, что трудно разбить, сломать, порвать.
2. Сильный физически, здоровый.
3. То же, что стойкий.
4. Очень сильный и т. д.
5. Мало разбавленный, насыщенный.
2. “Соборовать” - помазание елеем (масло) тела больного или умирающего для очищения от грехов.
3. “Шурыгин” - от слова шурыга - неспокойный, доставляющий неприятности.
Эпиграф:
“Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Мы один раз , уж так случилось , живем на земле.
Ну так будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее…”
В.М.Шукшин
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Счастье Шукшина во всенародном признании его многостороннего таланта. А признание пришло к нему потому, что всю свою творческую жизнь отдал он народу, смог понять его душу, его боль и радость, разделить его стремления, оценить его величие.
Петр Проскурин так писал в дни всенародной печали, когда не стало Василия Шукшина:
“Василий Шукшин…Боже мой, как это по-русски, коротко и просто, размашисто ткнуться разгоряченным лицом в родную, желанную землю, отдать ей свое тепло и навсегда замолкнуть…И Василий Шукшин на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и драматург, режиссер больших народных кинополотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую пронзительную, такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец смеялись и плакали, замирали в едином порыве . Василию Шукшину было дано такое счастье. И в том-то и дело, что все вроде бы разносторонние его дарования были объединены одним стремлением, одним порывом - познать душу народа, слиться с ней в неразрывном единстве, когда на голос художника, вдруг всколыхнувшись, отзовется самая глубь…”
Теперь Василию Макаровичу Шукшину было бы восемьдесят лет, а прожил он сорок пять лет. Его активная творческая работа продолжалась пятнадцать лет. Но сколько сделано за этот короткий срок! Шукшин выразил наше время в его живой диалектике и в его целеустремленности, в живом многообразии характеров и психологических коллизий. Он зовет к дальнейшему художественному исследованию и поэтическому открытию современности, к воплощению ее полноценных образах.
Шукшин занял прочное место в истории советской культуры в шестидесятые- семидесятые годы. Равного ему художника , по уникальности его дарования пока у нас нет.
О нем говорили и писали как о чуде - “феномен Шукшина”
Много говорили, много писали, много спорили- и при его жизни, и после того, как был завершен его творческий путь.
Критика, анализирующая наследие Шукшина, обширна, но разноречива. Едва ли кто-либо из современных прозаиков вызывал такое столкновение мнений, такие крайние суждения. Шукшин так многообразен, так богат, что новые и новые работы о нем не помешают друг другу. Поэтому на сегодняшнем уроке мы попробуем поделиться некоторыми своими наблюдениями и суждениями о творчестве Шукшина-прозаика. Но прежде поговорим о земле, о родине этого замечательного писателя.
Звучит песня “Миленький ты мой”.
Ученик читает (на фоне музыки) стихотворение Людмилы Целищевой “Шукшин и Пушкин”
Шукшин и Пушкин…
Между ними вечность:
Цари и войны, звон колоколов…
Но “русских дух” и русское наречье
Венчают трон из образов и слов.
В “минуту злую”, в ночь, когда не спится,
Потрогай книг любимых переплет,
И оживет Россия на страницах,
Заплачет, засмеется, запоет.
Гора Пикет и псковские пригорки -
Неблизкий путь, но Родина - одна.
И, как когда-то Пушкина в Тригорском,
Встречали люди в Сростках Шукшина.
Несут в себе алтайские березки
И “чувства добрые”, и “праздник для души”.
Рождает память: Болдино и Сростки…
А губы шепчут: Пушкин и Шукшин.
Учитель сообщает учащимся тему и цели урока.
Звучит мелодия песни “Миленький ты мой”, ученик рассказывает биографию В.М. Шукшина
Биография В.М.Шукшина: рассказ учащегося, сопровождаемый медиапрезентацией.
Рассказ учащегося |
1. Василий Макарович Шукшин…При этом имени что-то всякий раз с такой силой вздрагивает в нас и обмирает… |
2. Нравственность есть Правда. Не просто
правда, а Правда. Ибо мужество, честность, это
значит – жить народной радостью и болью, думать,
как думает народ, потому что народ знает правду. Василий Макаровия Шукшин |
3. Сростки! До чего удачное народное
название! Здесь когда-то срослись три отдельные
деревни в одно село. Большущее, привольное. Здесь
скрещиваются дороги, срастается множество
речных проток и Чуйский тракт гудит рядом с
Катунью. И надо же было именно тут родиться Шукшину! |
4. Мать Василия Макаровича – Мария Сергеевна – крестьянка. Она целиком была поглощена делами сына, памятью о нём: кропотливо собирала всё, что было написано о нём, вела обшерную переписку с почитателями его таланта. “У нас в семье было 12 детей, я седьмая, - рассказывала о себе Мария Сергеевна. – В 17 лет посватался Макар, рослый деревенский парень. Родители были не прочь поженить нас. В 17 же и родила Василия, а в 20 – Наташу. И начала работать в колхозе, где потяжельше, чтобы заработать поболе. И так всю жизнь пласталась, чтобы только довести детей до ума. Я каждый день хотела скорее к детям прийти, рассказать им что – нибудь доброе, хорошее”. |
5. Учился будущий писатель с увлечением, очень много читал, читал и по ночам: керосину нальёт, в картошку вставит фитилёк, одеялом накроется и почитывает. Однажды одеяло прожёг. |
6. В 1943 году Василий Макарович окончил сельскую семилетку и поступил в бийский автомобильный техникум. |
7. 29 октября 1948 года Ленинским райвоенкоматом Московской области Василий Макарович призван на срочную службу в Военно – Морской флот СССР.В |
8. Воинское звание – старший матрос, военная специальность – радист особого назначения. Юный Шукшин во время службы посещал Севастопольскую библиотеку. |
9. В январе 1953 года досрочно вернулся из
армии в родное село, где весной экстерном сдал
экзамены на аттестат зрелости, а с 1 сентября
начал преподавать русский язык, литературу и
историю в Сростинской школе сельской молодёжи,
чуть позже становится директором этой школы. Жизнь вроде бы наладилась, но мать не раз замечала, что сын часто задумывается. Однажды она села рядышком, сказала, заглянув в глаза: “Что ж, сынок, деньжонок мы немножко поднакопим Не хватит – продадим корову. Уезжай, учись” |
10. В июне 1954 года Шукшин уезжает в Москву сдавать вступительные экзамены во Всесоюзный институт кинематографии. 25 августа он становится студентом режиссёрского отделения ВГИКа. “Мне было трудно учиться, - писал позже Шукшин. – Я должен был знать то, что знают все, и что я пропустил в жизни ” |
11. Мария Сергеевна Шукшина постоянно писала сыну, поддерживала его. Послушайте отрывок из письма Василия Макаровича к матери: “Здравствуй, мама! Получил 200 рублей, посылочку (вторую) и письмо. Получаю посылочку, что же, думаю, она сюда умудрилась положить. Развёртываю, там новёхонькое пальто. Вот тебе раз! Мама, ты где деньги – то берёшь? Милая моя, ведь я бы с таким же успехом проходил в шинели осень и весну. Мама, напиши честно, как ты живёшь? Как питаешься? У меня в этом отношении всё в порядке. Денег хватает через глаза. Успехи в учёбе отличные. Насчёт валенок. Да, мама, придётся, наверное, выслать. Это ты верно говоришь: “Москва – то Москвой, а зима - зимой”. Ну, будь здорова, милая. Твой Василий. |
12. Василий Шукшин по-разному прокладывал пути к уму и сердцу читателя и зрителя. Шукшин – писатель, кинорежиссёр, актёр. Киноленты – его “визитные карточки” - порождали устойчивый интерес к писательскому наследию. |
13. В кинофильме “Они сражались за
Родину” Василий Макарович играл роль Петра
Лопахина. В этом образе раскрывается коренной тип русского солдата – защитника Родины. |
14. Василий Шукшин очень ценил дружбу и настоящим другом считал режиссёра Сергея Бондарчука, с которым познакомился ещё во время учёбы во ВГИКе. |
15. В 1973 году выступил в кино в качестве режиссёра-постановщика и актёра в фильме “Калина красная”. Сценарий этого фильма Шукшин написал сам. |
16. Но по-настоящему счастлив Шукшин был только на Алтае. Свой фильм “Печки-лавочки” он частично снимал здесь. Раздолье, свобода – всё это вовсе не сыграно, а снято документально; здесь актёры смешались с крестьянами, растворились в народной массе. В этом фильме Василий Макарович исполнил главную мужскую роль, а его жена, Лидия Федосеева-Шукшина, - главную женскую роль. Две дочери, Оля и Маша, тоже снялись в фильме. Словом, вся семья. |
17. Даже когда Шукшин стал известным актёром, режиссёром, он не забывал про свою “первую специальность” - писатель. Василий Макарович продолжал творить – он писал исторический роман о Степане Разине “Я пришёл дать вам волю”. |
18. Он организовывал литературные вечера, встречи с читателями. |
19. Общался с писателями – земляками. Например, с Василием Беловым, который позднее посещал Шукшинские чтения на горе Пикет. |
20. Но несмотря на стремительный темп жизни, Василий Макарович всегда находил время для своей семьи. Он очень любил своих дочерей, они наполняли его жизнь смыслом, новой силой, энтузиазмом, идеями. |
21. Шукшин при каждом удобном случае приезжал на Алтай, домой. Каждый его приезд был настоящим праздником не только для родных, но и односельчан, которые его глубоко уважали и любили. Любят и сейчас. |
22. Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается горько и трудно… В.М.Шукшин |
23. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будешь ты счастлива – и я буду счастлив! В.М.Шукшин |
24. Трудно понять, но как где скажут “Алтай”, так вздрогнешь, сердце лизнет до боли мгновенное горячее чувство… Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет. В.М.Шукшин |
Учитель (заключительное слово о биографии писателя):
При жизни Шукшин стал легендой. Он прожил свою жизнь, как песню спел, - ярко и стремительно. Мы, его земляки, по праву гордимся именем Василия Макаровича Шукшина.
Ученик. Чтение стихотворения А.А.Вознесенского “Хоронила Москва Шукшина”
Хоронила Москва Шукшина,
Хоронила художника, то есть
Хоронила Москва мужика
И активную совесть.
Он лежал под цветами на треть,
Недоступный отныне.
Он свою удивленную смерть
Предсказал всенародно в картине.
В каждом городе он лежал
На отвесных российских простынках.
Называлось - не кинозал -
Просто каждый пришел и простился.
Он сегодняшним дням - как двойник.
Когда зябко курил он чинарик,
Также зябла, подняв воротник,
Вся страна в поездах и на нарах.
Он хозяйственно понимал
Край, как дом, где березы и хвойники.
Занавесить бы черным Байкал,
Словно зеркало в доме покойника.
Ушел из жизни В. М., но осталась память об этом замечательном человеке – сыгранные роли, фильмы, книги.
Знакомство с произведениями Шукшина и книгами о нем.
Учитель. Наш урок посвящен теме
“Маленького человека” в рассказах Шукшина. “Мне бы только правду рассказать”, - говорит Василий Макарович. Как важно эту правду увидеть!
На уроке в центре внимания три рассказа: “Чудик”, “Как помирал старик”, “Крепкий мужик”. Разобраться в них нам помогут группы экспертов, которые в конце урока подведут итоги работы своей группы. В течение урока попробуйте изобразить в цвете восприятие каждого из рассказов на листе бумаги.
Итак, пожалуйста, рассказ “Чудик”(1971)
Ученик из 1-й группы дает краткий пересказ текста.
Учитель. Вопросы:
- В чем заключается странность этих людей? (Живут вне суеты)
- Встречались ли вы с подобными людьми? Чем они привлекли ваше внимание?
- Можно ли согласиться со словами М. Горького, что “чудаки украшают мир?”
- Дайте характеристику герою.
(Добрый, простой, с открытой для людей душой, большим сердцем, с любовью к людям, щедрый, делится этой щедростью.)
Вывод: Да, нередко герои Шукшина необычны. Он ценил людей ищущих, мечтательных, чем-то увлеченных, лишенных зависти и корысти. Его тянет к людям цельным, светлым, бескорыстным. “Вот они такие, - словно говорил он, обращаясь к читателям, - и давайте поймем их, разглядим их подлинную сущность”. Не пора ли понять, что Шукшин, художник социально чуткий, заметил в жизни и сделал достоянием литературы разнообразные типы людей, которые долгое время оставались незамеченными.
Учитель .Слово второй экспертной группе. Рассказ В.М.Шукшина “Как помирал старик”.
(Краткий пересказ содержания текста)
Вопросы:
- Зачем, на ваш взгляд, Шукшин описывает приближение смерти?
(Шукшин писал: “ Три вещи нужно знать о человеке: как он родился, как женился и как умер…)
- Какие проблемы волнуют старика перед смертью?
- Что за человек перед нами?
(Жил просто и мужественно умирал.)
- Почему старик так спокоен? Неужели он не боится смерти? Отчего такое спокойствие?
(Жизнь была правильной, оттого и смерти не боится.)
- Какая важная проблема поднята в рассказе?
(Жизнь должна быть у каждого из нас, как песня: складная и правильная.)
- Что же заставляет человека испытывать страх перед кончиной? Как вы думаете?
(Недоделанные дела, грех, вина перед людьми.)
Учитель. Вывод: Задавайте чаще себе вопрос: “Как я живу?”
Слово последней группе. Это рассказ “Крепкий мужик”.
Краткий пересказ текста.
Вопросы:
- Как вы думаете, почему так назван рассказ?
(Твердолобый)
-Какие синонимы к слову “крепкий”, применительно к нашему герою, можно использовать?
- Можно ли было спасти церковь? Зачем люди ее оберегали?
- Над чем заставляет задуматься рассказ?
(Что маленький человек может тоже противостоять злу, но нужно для этого объединиться, ведь “один в поле не воин”.)
Учитель. Вывод: для Шурыгина не дорого прошлое, не трогает его сердце древняя красота, не интересует мнение односельчан. Этот “крепкий мужик” использует данную ему власть для глупого самоутверждения.
Вот она, правда шукшинская…
А не так ли происходит в нашей жизни, когда мы стараемся отсидеться, отойти в сторонку в то время, когда нужно сплотиться, когда нужно поддержать, когда необходимо доказывать…
Тему “маленького человека” Шукшин продолжает…Вспомните имена других писателей, поэтов, кто уже поднимал эту проблему? Назовите эти произведения.
(А.С.Пушкин “Станционный смотритель”, А.П.Чехов и др.)
А какие мысли вызвали у вас рассказы?
3. Рефлексия.
Звучит музыка чуть громче обычного, постепенно стихая, и слышен голос учителя, который говорит: “Всем своим творчеством Шукшин стремился к тому, чтобы чаще привлекали для решения вопросов в тех или иных ситуациях совесть, силу сердца своего.
“Совесть, совесть, совесть,- повторял он, вот это не должно исчезать”.
- Посмотрим “радугу “ вашего восприятия рассказа (вывешиваются все работы учеников, они не подписаны)
Учитель: разные краски получились. Думаю, что рассказы вас “зацепили”, и вы будете размышлять о поступках героев, о своей собственной жизни, о счастье, о тех людях, которые рядом…
4. Оценка работы учащихся на уроке (на листочке оценки выставлены в группах)
5. Домашнее задание: написать эссе на тему: “Над чем заставил задуматься рассказ В.М.Шукшина?”