Эпиграфы:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой.
Гете. «Фауст»
Когда сотворено было железо, трепет страха прошелся по деревьям.
Но железо сказало: «Не давайте рукоятки для топора – и никто не пострадает»
Древняя притча.
Цели урока:
- познакомить учащихся с проблематикой романа;
- обратить внимание на стилистические особенности романа, на их значимость;
- учащиеся должны ответить на вопрос: в чем гуманистическая направленность романа Е.Замятина «Мы».
Ход урока.
I. Урок ведут учитель и его ассистент-ученик. Слайды №1-3. Вступительное слово учителя:
В конце XIX – начале XX вв. на фоне трагических изменений и потрясений начинается небывалый расцвет русской философии, литературы и культуры. Со времен Пушкина поэзия не знала такого бурного развития, безудержного полета творческих экспериментов. Поэзия Серебряного века стала одной из самых ярких страниц в русской литературе. Но уже к середине 1921 года обнаружились первые признаки сопротивления свободе литературного самовыражения. Русская литература на многие десятилетия потеряла право не только на эксперименты, фантазию, но и право на собственное мнение, на право быть индивидуальным, быть собой. Начало советской цензуре положил ленинский Декрет о печати в «Правде» 10 ноября 1917г. Если одни сразу приняли новую власть и пошли на сотрудничество, другие столь же открыто заняли по отношению к большевикам непримиримо враждебную позицию. Но как ни было сильно давление тоталитарной власти, оно не сумело расплющить литературу.
II. Сообщение ассистента. Слайды №4-6. Е.Замятин мучительно долго пытался работать в новых условиях. Именно «отвратительная привычка говорить правду» определила судьбу Замятина. В 1920 г. писатель пишет роман – антиутопию «Мы». Современники восприняли его как злую карикатуру на социалистическое общество будущего. Замятин был первым, кто, доводя до абсурда возможные результаты героического действа большевиков, увидел его трагическую сторону. Политический режим приводит к печальным, но не полностью предсказуемым результатам. Начинается травля писателя, его не печатают, он лишен читателя. «Литературная газета» писала: «Е.Замятин должен понять ту простую мысль, что страна может обойтись без такого писателя». Как это было похоже на его роман: «мы» может вполне обойтись без неповторимого, индивидуального «я»!
Учитель. Тема нашего урока: «Один» или «один из» - мучительный путь к самому себе» (По роману Е.Замятина «Мы»). Я думаю, что поиски самого себя как личности – вечная тема искусства и актуальность, кажется, с каждым столетием только возрастает. К нашему уроку мы подобрали 2 эпиграфа, которые помогут нам найти ответы на поставленные вопросы. Наметим направления нашей беседы.
Вопрос учителя: Так о чем же этот роман? Какие проблемы поднимает писатель в своем произведении? Слайд №8. Вероятно, ответы учеников будут такими:
-это роман о великом техническом прогрессе;
-это роман о тоталитаризме;
-это роман о бездуховном обществе;
-это роман о счастье, каким его представляют люди в 28 веке;
-это роман о поисках самого себя как личности;
- это роман о любви и предательстве.
III. Сообщение учащегося «Город будущего». Слайды №9-19. Роман представляет собой дневник строителя Интеграла, живущего в городе 28 века. Это город из стекла, железа, бетона. Технический прогресс на лицо! Но в этом городе не летают птицы, не растут цветы. Человек вытеснил природу за ненадобностью. Вопрос учителя: Роман был написан в начале XXв. Какие ассоциации вызывает город Замятина у вас? (Это современные мегаполисы!) Жизнь в городе из стекла, металла и бетона проходит по своим законам.
IV. Сообщение учащегося о жизни в Едином Государстве. Жизнь нумера проходит строго по установленному плану. Из дневника Д -503: «Каждое утро, с шестиколесной точностью, в один и тот же час и в одну и ту же минуту, - мы, миллионы, встаем, как один. В один и тот же час, едномиллионно, начинаем работу... В одну и ту же, назначенную Скрижалем, секунду, мы подносим ложку ко рту, и в одну и те же секунду выходим на прогулку и идем в аудиториум... отходим ко сну...»
V. Рассказы учащихся о традициях Единого Государства: Материнские и Отцовские Нормы, Единая Государственная Наука, исторический «Lex sexualis», праздники Единого Государства, литургия, День Благоденствия и т.д.
Вопросы учителя: Какие проблемы поднимает писатель, рассказывая о жизни Единого Государства? Как это соотносится со временем, в котором жил сам писатель? Конечно, Е.Замятин гениально предугадал уже в начале 20-х годов угрозу тоталитарного режима в стране Советов. Перечисляем признаки тоталитаризма.
VI. Сообщение учителя. Вначале урока мы определили основные проблемы, которые ставит перед нами автор. Нас интересует, прежде всего, проблема личности в тоталитарном государстве, соотношение понятий: «я» - «мы». Проблема общественного и личного, соотношение коллективного и индивидуального веками в России вызывали споры писателей, философов, государственных деятелей. Сейчас принято говорить - «менталитет», но остановимся на понятии русский характер, оно как-то лучше сопрягается с прилагательным «русский». Особенности географического расположения, исторического развития России воспитали у народа, прежде всего, общинность: каждая деревня представляла собой общину, земля принадлежала общине, миру. Вспомните роман Л.Н.Толстого «Война и мир». До языковой реформы мир-покой писался через и «восьмеричное», т.е. «и», а мир-общность через и «десятеричное» - великий писатель имел в виду, конечно, и второе значение этого слова. Общинность развивала солидарность и взаимопомощь. Но и она же «принижала» человека, ставила под контроль его личную жизнь: он не мог утаить от соседей безнравственные поступки и т.д. Суровые условия климата также приучали к объединению. Русскому народу присуще по духу соборность, патриархальная общинность, коллективизм. Как много высказываний на эту тему в народном творчестве: на миру и смерть красна, один в поле не воин и т.д. Большевики «мудро» решили использовать качества, присущие, прежде всего, крестьянству – основной массе русского общества. Обратимся к роману «Мы».
VII. Вопросы: Почему Д-503 ведет записи в дневнике от множественного числа – мы. У героев не имена, а нумера? Почему многие слова пишутся с большой буквы? Почему таким «неодушевленным» кажется нам сначала Д-503? Вы, наверное, заметили, что главный герой отожествляет себя только вместе с другими нумерами. Он «один из», потому и счастье у них общее, у них нет своих имен, нет ничего личного – жить как все, думать как все. ( Преобладание коллективного сознания в ущерб личностному).
Подумайте над цитатами из романа «Мы».
* «Математически - безошибочное счастье».
* Ритмичное тейлоризованное счастье...
*Никто не «один», но «один из»
*Не могу представить себе жизнь, не облеченную в цифровые ризы Скрижали.
* О, Скрижаль, о, сердце и пульс Единого Государства!
VIII. Сообщение ассистента. В связи с этим очень интересным кажется, на мой взгляд, информация о происхождении слова интеллигенция. В европейских языках – это, прежде всего, человек, занимающийся умственным трудом. Интеллигент - в русском смысле это человек высоких моральных качеств, прежде всего служащий другим, интеллигентный человек не будет выпячивать свое «я»! Вопрос учителя: Выходит, что понятие «мы» настолько ненужное и вредное для нашего русского человека, потому что оно подавляет «я»? Сказав «да», перечеркнем всю историю России, особенности нашего русского характера... Вопрос: В чем же заключается «мучительный путь» русского человека к самому себе, нашел ли Д-503 свое истинное «я», или он опять «один из»?
IX. Своеобразной завязкой «на этом мучительном пути» можно считать встречу Д-503 и I-330. Вопрос: Какая она, чем отличается от других нумеров?
Цитата: « Она, тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст. В улыбке у ней был все время этот раздражающий икс. Она говорила как-то из меня, говорила мои мысли... Улыбка-укус». Ее музыка: «Дикое, судорожное, пестрое, как вся тогдашняя их жизнь, ни тени разумной механичности. Да, эпилепсия - душевная болезнь – боль. Медленная, сладкая боль – укус- и чтобы еще глубже, больнее.» Ее слова: « Быть оригинальным – это значит выделяться среди других». Вопрос: Что настораживает обычного нумера Единого Государства в ней? Какие ассоциации она у вас вызывает? Почему I-330 выбирает именно Д-503? (Д-503 не только строитель Интеграла, нужный «Мефи», в нем есть что-то от лесной крови). Уже слушая древнюю музыку, Д-503 ощущает свою «ущербность». Эта музыка вызывает у него не смех, а удивление. Вопрос учителя: В какой момент Д-503 понял, что он уже рассуждает и ведет себя не как все, он не «мы», в нем все сильнее говорит «я»? Попросим учеников назвать их. (Посещение Древнего Дома, не сделал заявление в Бюро Хранителей на I -330, на О-90 и т.д.).Герой чувствует свою раздвоенность: он не может еще оторваться от всех, но и не может дальше жить как они. Найти цитаты, характеризующие состояние Д-503: «Я отстегнулся от земли... и понесся вниз по какой-то невычесленной орбите», «Я теряю цифроощущение», «Я гибну»...В медицинском Бюро: «Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа». « Но я хочу даже этой боли».«Живу отдельно от всех, один, огороженный мягкой, заглушающей звуки, стеной, и за этой стеной – мой мир...», «Вот я – сейчас в ногу со всеми – и все-таки отдельно от всех».
Вопрос: Что означает, по-вашему, обилие местоимения «я» в дальнейших записях главного героя? Можно ли назвать кульминацией его путешествие за Зеленой Стеной?
Запись 27: «Я чувствовал себя над всеми, я – был я, отдельное, мир, я перестал быть слагаемым, как все, и стал единицей».
Последние события в романе: выборы Благодетеля, бунт тысячи нумеров, попытка захвата Интеграла, беременность R и другое – говорят о пробуждении многих героев, это бунт против подавления Личности.
Герой Е.Замятина через любовь обрел свою индивидуальность, нашел себя, свое звучание. Но предательство любимой, отказ от всего, ради чего он страдал, – такой финал, кажется, обескураживает читателя. Неестественно преломление «я» в «мы», и если человек поддается воздействию тоталитарной системы, то он перестает быть человеком. Но это своего рода традиционный русский финал в поисках самого себя. Предлагаем вам лингвистические и литературные «ребусы» на эту тему.
X. Сообщение ассистента. В русском языке принято говорить не «я хочу», а «мне хочется», не «мое имя такое-то», а «меня зовут». По-русски очень коряво и хвастливо звучит «я и мой приятель», скорее скажем «мы с приятелем». По-английски это выглядит, если буквально перевести, нелепо. Правильно по-английски надо сказать именно «приятель и я». А по-русски не очень-то прилично «якать». В русском языке нет точного аналога английского понятия «self-sufficiency», что означает, во-первых, самодостаточность, а во-вторых, большую уверенность в своем достоинстве. Таких личностных акцентов в западных языках немало.
Сообщение учителя. Самые интересные факты можно найти в русской литературе.
«Маленький человек», которого открыл Пушкин, «ни толстый, ни тонкий – ни то, ни се» у Гоголя, Ионыч Чехова, который так и «не выдавил из себя раба», обломовы и много других нереализованных «я». Интересен в этом плане роман Т.Толстой «Кысь»: русский человек думает, что он стал личностью, свободен, ан – нет, не стал, «нутряной нык-мык» - вот результат поисков в себе личности, по мнению писательницы. Современная молодежь может возразить: креативные, харизматичные личности как никогда востребованы нашим временем. Русская версия гамлетовского вопроса: «Бояться или не бояться быть личностью» уже неактуальна? В наше время у многих «я» преобладает над «мы»? Но стало ли наше «я» личностью, или это очередной наш «нутряной нык-мык»?..
XI.Выводы по уроку: Не давайте рукоятки для топора – и никто не пострадает. Одно из самых существенных бед революций, общественных катаклизмов – разрушение совести. Одна из самых древних и фундаментальных элементов человеческой культуры, совесть является главным стержнем нравственности. Животный эгоизм, право сильной личности не все, выжить любой ценой - знакомые лозунги. Стремление реализовать себя как личность грозит другой крайностью - перешагнуть через «маленького человека» - не будь овцой, и волк не съест. История России страшна последовательным уничтожением не только творческих, нравственных личностей, но и незаметной на поверхности тиранией человека обычного, маленького... Отличительная черта русской литературы в генетически заложенной в нас программе соучастия, гуманного отношения ко всем сирым, блаженным, «униженным и оскорбленным». Так все же – «я» или «мы»?
Список литературы:
1. Бразговская Е.Е. Текст в пространстве культуры. - Пермь, 2001.
2. Замятин Е.И. Мы: Роман, повести / Вступит. статья И.О.Шайтанова. – М.,1990.
3. Замятин Е.И. Избранные произведения / Предисл. В.Б.Шкловского, вступ.ст. В.А.Келдыша. – М.,1998.
4. Из истории русской культуры. Т.V.(XIX век). 2-е изд.-М.: Языки русской культуры, 2000.
5. Толстая Т. Кысь, - М., 2001.