Цели урока:
- проверить знания учащихся по изученному произведению;
- развивать познавательный интерес к изучению произведений классической литературы;
- развивать речь учащихся;
- формировать навыки работы в команде.
План урока:
- Сообщение целей и задач урока.
- Конкурс на лучшего чтеца.
- Викторина.
- Итоги урока. Определение победителей.
Оборудование:
- карточки для работы;
- три конверта с надписями: «Страшные», «Веселые», «Таинственные»;
- листочки с названиями эпизодов;
- два больших бумажных сердца (одно меньше другого), маленькие сердечки
Ход урока
I. Сообщение целей урока, плана работы.
II. Конкурс на лучшего чтеца: рассказать наизусть отрывок «Знаете ли вы украинскую ночь? …».
III. Викторина. Класс делится на две команды.
А. Конкурс «Узнай словечко». Каждой команде дается карточка со словами (по 4 слова), значение которых нужно объяснить, стараясь подобрать синонимы.
1 команда | 2 команда |
Бандýра –
Люлька – Жупáн – Пáрубок – |
Монисто –
Дивчина – Головá – Цибýля – |
Б. «Узнай героя» (по описанию, по речевой характеристике, по действию)
1) «… горели приветно, будто звездочки, ясные очи, блистало красное коралловое монисто» (Ганна)
2) «… угрюм, суров с виду, не любит много говорить, не любит щеголять, вдов, крив, любит иногда притворяться глухим» (Голова)
3) «Варит обедать и ужинать, моет лавки, белит хату, прядет на рубашки и заведывает всем домом» (Свояченица)
4) «Низенький, толстенький человек с маленькими, вечно смеющимися глазками, … под носом торчали коротенькие и густые усы» (Винокур)
5) «Молодой казак в решетиловской шапке и с бандурою в руках» (Левко)
6) «В пестрядевых шароварах и жилете цвету винных дрожжей, сопровождающий свой рассказ протягиванием шеи и приведением ее в тот же час в прежнее состояние» (Писарь)
7) «Скоро и смело кидалась она за вереницею и кидалась во все стороны, чтобы изловить свою жертву» (Ведьма)
8) «Длинные ресницы ее были полуопущены на глаза. Вся она была бледна, как полотно, как блеск месяца, но как чудна, как прекрасна!» (Утопленница)
В. Конкурс «Народные поверья, отразившиеся в повести»
1) Как Ганна объясняет появление звезд на небе? («… это ангелы божии поотворяли окошечки своих светлых домиков на небе и глядят на нас»)
2) Как в речи главных героев отразились народные поверья о том, что Бог сходит на землю? Найдите и зачитайте соответствующие отрывки из повести.
Ганна | Левко |
«… есть где-то, в какой-то далекой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нём на землю ночью перед светлым праздником» | «… у Бога есть длинная лестница от неба до самой земли. Ее ставят перед Светлым Воскресением святые архангелы; и как только Бог вступит на первую ступень, все нечистые духи полетят стремглав и кучами попадают в пекло и оттого на Христов праздник ни одного злого духа не бывает на земле» |
3) Каким образом, по народному поверью, можно избавиться от сатаны, ведьмы? (Бить плетью из зеленого тростника, сжечь при помощи огня из люльки)
4) Как удалось избежать этой участи:
1 команда | 2 команда |
свояченице? (перекрестилась, доказав, что она не ведьма) |
мачехе, долгое время живущей среди утопленниц? (превратилась в одну из утопленниц) |
5) Как удалось Левко узнать ведьму и почему это не удавалось панночке? (Левко заметил, что во время игры в ворона тело одной из девушек «не так светилось, как у прочих: внутри его виднелось что-то черное…», «… почудилось, будто у ней выпустились когти и на лице ее сверкнула злобная радость»)
Г. Вопросы, связанные с описанием природы
1) Закончите фразу. Кому она принадлежит?
«Как тихо колышется вода, будто …» (дитя в люльке, Ганна).
2) Какие эпитеты использует Н. В. Гоголь, описывая ночь? (Божественная, очаровательная, великолепная)
3) «Как бессильный старец, держал он в холодных объятиях своих далекое, темное небо, осыпая ледяными поцелуями огненные звезды, которые тускло реяли среди теплого ночного воздуха, как бы предчувствуя скорое появление блистательного царя ночи». Кто такие бессильный старец и блистательный царь ночи? (пруд и месяц)
4) Сравните описания старого дома. Чем они отличаются? Почему, на ваш взгляд, автор не раз возвращается к этому описанию? С чем это связано?
а) «Возле леса, на горе, дремал с закрытыми ставнями старый деревянный дом; мох и дикая трава покрывали его крышу; и кудрявые яблони разрослись перед его окнами; лес, обнимая своей тенью, бросал на него дикую мрачность; ореховая роща стлалась у подножия его и скатывалась к пруду».
б) «С изумлением глядел он [Левко] в подвижные воды пруда: старинный господский дом, опрокинувшись вниз, виден был в нём чист и в каком-то ясном величии. Вместо мрачных ставней глядели веселые стеклянные окна и двери. Сквозь чистые стекла мелькала позолота… Тихо отошел он от пруда и взглянул на дом: мрачные ставни были открыты; стекла сияли при месяце».
в) «… над ним [прудом] печально стоял ветхий дом с закрытыми ставнями; мох и дикий бурьян показывали, что давно из него удалились люди».
Д. Конкурс «Каких событий больше»?
Каждой команде выдаются:
1) конверты с надписями: «Страшные», «Веселые», «Таинственные»;
2) листочки с названиями эпизодов:
- История, рассказанная винокуром о тёще;
- Встреча Левко с панночкой;
- История о панночке и ее мачехе;
- История с пьяным Калеником;
- История, случившаяся со свояченицей;
- Ведьма, играя роль ворона, гоняется за девушками.
Командам необходимо положить каждый листок в конверт с соответствующей их впечатлениям надписью и объяснить , по каким признакам они определили , страшные , весёлые или таинственные эти эпизоды.
Е. Заключительный конкурс
На фоне всех событий, происшествий основное в повести – любовь Ганны и Левко. Сильное чувство помогает героям преодолевать все препятствия.
Кто вспомнит, как обращались Левко и Ганна друг к другу? (Кто больше?)
На доске – два сердечка. Одно большое, другое меньше. На них еще маленькие сердечки, на оборотной стороне которых написаны обращения героев друг к другу. Если учащиеся затрудняются ответить, поочередно (по одному представителю команды) снимают маленькие сердечки, читают то, что написано на оборотной стороне и размещают вокруг больших сердечек.
IV. Итоги урока.
Определение победителей.